Кармен Роман Лазаревич — Советский кинооператор СССР — Кинорежиссёр и сценарист СССР (30.11.1906 — 28.04.1978)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1939).
Образование: Государственный техникум кинематографии, операторский факультет (1929—1932).
Учёное звание: Профессор (1970).
Направление: Фотография и документальное кино.
Род деятельности: Советский кинорежиссёр, кинооператор, документалист, фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны, журналист, сценарист, педагог, публицист.
Биография
Кармен Роман Лазаревич (Коренман) — Родился (17 ноября) 30 ноября 1906 года, Одесса, Херсонская губерния, Российская империя (ныне Крымская область, РСФСР в составе СССР), в творческой семье. Отец — Кармен Лазарь Осипович, писатель, пропагандист в Политуправлении Красной армии. Мать — Лейпунер Дина Львовна (1885—1938), переводчицы художественной прозы с идиша.
В 1907 году — семья переехала в Петербург. Его отец был приглашён в столицу сотрудничать в литературных журналах. Семья проживала в Куоккала, что под Петроградом, где в то время образовалась настоящая литературная колония.
После победы Великой Октябрьской Революции
С детских лет занимался фотографией.
В 1920 году — после смерти отца учился в трудовой школе, подрабатывал продавцом газет, подручным в гараже Совморфлота.
Семья жила бедно, в это тяжёлое время Роман перенёс сыпной тиф. На гонорар, полученный за издание избранных произведений отца,
В 1922 году — с матерью переехал в Москву. Пытался поступить в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Н. Э. Баумана), работал в Московском городском ломбарде конторщиком, поступил на рабфак. первые его снимки были опубликованы в рабфаковской стенгазете.
Мать, которая перебивалась случайной литературной работой в начавшем тогда издаваться журнале «Огонёк», сумела устроить его там фотокорреспондентом. Как он позже вспоминал, после того как приняли на работу, он вышел из редакции взволнованный, держа в руках свой первый корреспондентский билет: «Подписан он был Кольцовым, я храню его по сей день как дорогую реликвию».
В сентябре 1923 года — появился первый снимок Кармена, который он снял по заданию редакции «Огонька», на котором был представлен прибывший в Москву болгарский революционер В. Коларов. Именно начиная с этого времени и с этого номера журнала Кармен начинает фактически вести счёт своей работы в журналистике, а впоследствии и в документальном кино: «Я самозабвенно увлёкся фоторепортажем. Работа в „Огоньке“ была для меня большой школой мастерства».
Первой важнейшей событийной съёмкой для него стала фиксация на плёнку похорон В. И. Ленина, которую он снимал в Колонном зале Дома Союзов .
С 1923 года по 1930 год — работал фотокорреспондентом журналов «Огонёк», «Прожектор», «Советское фото». Участник группы «Российское общество пролетарских фотографов».
В 1925 году — некоторое время сотрудничал с богато иллюстрированным художественно-литературным журналом «Тридцать дней», в который представлял свои тематические репортажи, очерки. Позже он отмечал, что в то время от увлечения яркими зарисовками жизни, от съёмок репортажа, он часто устремлялся в чисто формальные поиски, применение различных оптических эффектов, раздумывал над проблемами композиции кадров.
В 1926 году — Его фотоработы были достойно оценены на первой выставке Советского фоторепортажа, состоявшейся в Доме печати.
В 1927 году — на выставке «10 лет Советской фотографии» (он был самым молодым из награждённых).
Из наиболее запомнившихся и важных фоторепортажей выделял:
- пуск первой Советской гидроэлектростанции в городе Волхове,
- торжественное открытие Шатурской электростанции,
- начало работ на Днепрогэсе,
- строительство города Кукисвумчор,
- возвращение в СССР Горького,
- парад войск на Красной площади и др.
Главным событием, определившим его стремление к профессии кинодокументалиста, был увиденный им фильм режиссёра В. А Ерофеева «К счастливой гавани».
С 1929 года по 1932 год — учился в Государственном техникуме кинематографии на операторском факультете.
В 1926 году — появились его первые киноработы — серия сюжетов о коллективизации.
В 1930 году — вышел сюжет «Фабрика-кухня», получивший известность и признание среди коллег.
С 1930 года — начал работать на кинофабрике «Союзкинохроника» (с 1944 — Центральная студия документальных фильмов).
В июле 1934 года — снял памятный для него репортаж о прилёте в Москву Герберта Уэллса, который был любимым писателем его детства. Данный материал являлся первым звуковым киноинтервью Кармена, в котором Уэллс, в частности, сказал ему: «В двадцатом году я был в России и виделся с Лениным. Ленин сказал мне: „Приезжайте к нам через десять лет“. Прошло, правда, четырнадцать лет, но я всё-таки приехал».
В 1936 году — участвовал со спортсменами общества «Динамо» в качестве кинооператора в испытательном автопробеге легковых автомобилей «Горький — Каракумы — Памир — Москва».
Кармен с интересом перечитывал сообщения из Испании, у него зрело непреодолимое желание также принять участие в событиях гражданской войны, и он решил, что сделает всё от него зависящее, чтобы попасть в Испанию.
С этой целью Кармен написал письмо с просьбой послать его в Испанию, основную мысль которого сжато можно передать следующим образом: «советский кинооператор обязан сегодня быть там». Это прошение он отнёс в бюро пропусков Кремля, с пометкой: «Иосифу Виссарионовичу Сталину. Лично». Через две недели Кармена вызвали к начальнику Главного управления кинематографии Борису Шумяцкому, который утвердил его командировку и Б. К. Макасеева в Испанию.
С 1936 года по 1938 год — он снимал в Испании во время гражданской войны.
Отъезд не афишировался, так как визы в Испанию, охваченную гражданской войной, тогда официально быть не могло, кроме того СССР тогда не состоял в дипломатических отношениях с Испанией, а в Москве не было испанского посольства. С пересадкой в Берлине, на самолёте они добрались до Парижа, где были получены визы и откуда добрались до Ируна, где в это время шли жестокие бои. Советские операторы, попав в гущу событий, сразу же начали снимать, после чего вернулись в Париж, чтобы передать первые кадры своей «испанской кинолетописи».
Позже кинооператоры вернулись в Испанию — Барселону, Мадрид, где встретились с писателем Кольцовым. В Испании Кармен познакомился с писателями Людвигом Ренном и Эрнестом Хемингуэем, который вместе с Йорисом Ивенсом снимал тогда фильм «Испанская земля» (1937), сценаристом и диктором которого выступил американский прозаик.
Позже, уже во время Великой Отечественной войны, Хемингуэй прислал Советскому кинооператору письмо с Кубы, в котором выражал уверенность, что Кармен находится в самой гуще событий, и надежду встретиться после открытия Второго фронта. Письмо заканчивалось таким образом: «Сердечный привет! Салуд! Ваш Хемингуэй».
Кадры, снятые на испанских фронтах им и Б. К. Макасеевым, монтировались в специальные выпуски кинохроники — «К событиям в Испании». В Испании Кармен писал также репортажи для газеты «Известия».
В 1938 году — работал в Арктике, на острове Рудольфа, затем в Китае, где снимал боевые действия: «Оттуда, из Китая, Кармен привёз фильм, пахнувший порохом и говоривший о несгибаемом мужестве китайского народа».
Работал также как фоторепортёр для журнала «СССР на стройке».
С 1939 года — член ВКП(б).
С 1940 года — член Союза писателей СССР.
В годы Великой Отечественной Войны
25 июня 1941 года — Призван на военную службу , работал оператором, начальником киногруппы Северо-Западного фронта, снимал на фронтах Великой отечественной войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом. Кроме основной работы — киносъёмки и репортажей в газету «Известия», — работал военным корреспондентом американского агентства печати Юнайтед Пресс, что было вызвано тем, что иностранные корреспонденты на фронт не допускались, и был найден компромиссный выход в их сотрудничестве с Советскими журналистами и писателями посредством Совинформбюро.
В августе 1942 года — в составе киногруппы снимал прибытие в СССР Уинстона Черчилля. Участвовал во взятии Кёнигсберга, форсировании Немана, Вислы и Одера, в освобождении Варшавы, был одним из первых кинооператоров, который снял концлагерь Майданек. Руководил фронтовыми киногруппами Центрального, Западного и 2-го Украинского фронтов.
01 феврале 1943 года — снимал сдачу в плен генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса под Сталинградом, а его снимок в присутствии К. К. Рокоссовского — «Допрос Паулюса», — обошёл потом всю мировую печать. Сам репортёр в это время не спал трое суток, но на следующий день вместе с напарником Борисом Шером по предварительному согласованию со штабом Рокоссовского срочно вылетел в Москву. Они спешили доставить в столицу киноматериалы всех операторов Сталинградского и Донского фронтов, снимавших Сталинградскую битву и разгром немецких войск.
Прошёл боевой путь от Вислы до Одера с частями 2-й танковой армии, руководство которой способствовало его работе, а его телеграммы в Москву отправлялись незамедлительно. В это время, по настоянию руководства, продолжал сотрудничать с американским информационным агентством, впрочем не придавая этому особого значения. Позже ему показали американские и английские газеты, в которых его фронтовые телеграммы, были «напечатаны огромными шрифтами на первых полосах…».
Во время операции по штурму Берлина в одном из его районов Сименштадт, в распоряжение Кармена попал телефон, имеющий связь с центром города и в частности с рейхсканцелярией. У него возникла идея позвонить министру пропаганды Йозефу Геббельсу, чьими призывами защищать до последнего город были увешаны многие дома. С помощью переводчика Виктора Боева советским офицерам удалось с помощью «Шнеллебюро», представившись жителем Берлина, которому надо переговорить с Геббельсом по важному и срочному делу, дозвониться. Их связали с кабинетом рейхсминистра пропаганды, после чего переводчик представился как русский офицер, который хочет переговорить с доктором Геббельсом. Боев поинтересовался у него, сколько ещё будут сопротивляться немецкие войска, на что министр ответил, что несколько месяцев. По словам Кармена, в конце разговора Боев отметил: «Имейте в виду, господин Геббельс, что вас найдём всюду, куда бы вы ни убежали, а виселица для вас уже приготовлена». По данному факту незамедлительно был составлен в нескольких экземплярах официальный акт, в котором стенографически, как и в телеграмме, посланной Карменом позже в Москву, был воспроизведён телефонный разговор. Через двое суток Геббельс застрелился; негативных последствий для участвующих в этом разговоре со стороны военного руководства этот розыгрыш не имел. Кармен также отмечал: «Корреспонденцию эту Совинформбюро в Юнайтед Пресс не отправило. Вероятно, товарищи сочли всю эту историю неправдоподобной. Или решили, что она не соответствует серьёзному духу времени». Немецкий публицист Эрих Куби (нем. Erich Kuby) приводит этот эпизод из воспоминаний Романа Кармена, но дополняет его ещё и свидетельством Виктора Боева, с которым он лично общался в Москве.
08 мая 1945 года — В Берлине Кармен снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. По его словам, после того как маршал Жуков предложил Вильгельму Кейтелю как главе немецкой делегации подписать акт капитуляции.
После этого всю ночь продолжался банкет, на котором присутствовали многие советские полководцы, а также представители союзников и иностранные корреспонденты. Как вспоминал режиссёр Ю. Я. Райзман, который руководил съёмочной группой документального фильма «Берлин», куда вошли исторические кадры подписания акта капитуляции Германии, его коллеги шутя называли Кармена «специалистом по капитуляциям».
Послевоенный период жизни
В 1945 году — снял военный парад в честь освобождения Албании.
В 1946 году — во время проведения Нюрнбергского процесса в составе киногруппы снимал материалы, вошедшие в фильм «Суд народов», который он поставил как режиссёр (совместно с Е. Вертовой-Свиловой) и сценарист. Здесь он встретился вновь с Паулюсом, который дал обвинительные показания против руководства Третьего рейха и пообщался с советским кинооператором.
16 мая 1954 года — Перед Советскими кинооператорами (Карменом, Е. В. Мухиным, В. С. Ешуриным), которые вылетели из Москвы , была поставлена задача «снять фильм о Вьетнаме, в котором должна быть отражена борьба вьетнамского народа за свою независимость».
При встрече с Хо Ши Мином Советских операторов поразила его скромность, доброжелательность и логическое мышление, умение на ходу понимать суть проблемы: «…Хо Ши Мин обещал нам свою помощь, но категорически запретил нам работать днём, несмотря на наши уверения, что мы опытные журналисты, привыкшие в годы Отечественной войны к работе на фронте». Советские кинематографисты пробыли во Вьетнаме более полугода, а известность Кармена была там настолько велика, что даже после его возвращения в Москву «вьетнамские люди принимали за Кармена каждого европейского кинооператора». Было отснято около сорока тысяч метров цветной плёнки для документального фильма «Вьетнам» (вьетн. Việt Nam, 1955).
В 1955 году — Ешурин, Мухин и руководитель группы Кармен были награждёны орденами Труда Вьетнама.
С 1960 года — преподавал во ВГИКе. Был заведующим кафедрой режиссуры документального кино ВГИКа.
Профессор (с 1970).
С 1965 года — секретарь правления Союза кинематографистов СССР.
18 апреля 1977 года — Был подписан договор о создании сериала Неизвестная война, а уже в августе в Москву прибыл ведущий сериала Берт Ланкастер. С ним прошли натурные съёмки в Москве, Мурманске, Ленинграде, Бресте, Минске, Хатыни, Киеве, Бабьем Яре, Волгограде, Новороссийске и на Малой земле.
В 1977 году — Роман Кармен стал художественным руководителем и режиссёром Советско-американского документального сериала «Великая Отечественная». Для подготовки документального материала было отсмотрено 30 млн метров хроники, из которой надо было выбрать фрагменты для 17-часового фильма. Сроки его подготовки были назначены очень жёсткие, работа проходила в спорах, поскольку требовалось представить Великую Отечественную войну советского народа против фашистов американскому зрителю, чьи знания по этой теме были ничтожны. Американцы считали, что основной материал надо выполнить в цвете, что требовало досъёмок с участниками войны, так как в хронике войны в цвете была выполнена лишь съёмка парада Победы в 1945 году. Кармен поддержал американцев в идее сделать интервью с легендарными героями — Маресьевым, Кожедубом, Покрышкиным, героями Сталинграда генералами Чуйковым, Родимцевым, Батовым, Шумиловым, с водрузившим знамя Победы над рейхстагом Мелитоном Кантария. Он также решил, что цветные съёмки восстановленных Сталинграда, Киева, Севастополя, Новороссийска создадут сильный контраст по отношению к военной кинохронике, зафиксировавшей опустошение этих Советских городов.
28 октября 1977 года — было записано интервью Брежнева,
16 ноября 1977 года — было записано интервью Косыгина.
28 ноября 1977 года — было записано интервью Устинова.
В декабре рабочие материалы фильмов просмотрел американский режиссёр-консультант И. Кляйнерман, высказавший существенные замечания по всем фильмам. Особенно нервно проходили переговоры по дикторским текстам, которые американцы почти полностью отвергли.
В феврале 1978 года — в США прилетели Роман Кармен, Генрих Боровик, Тенгиз Семёнов, Александр Суриков, которым американцы пытались объяснить, что Советским авторам трудно представить себе, насколько ничтожны знания зрителей США о Великой Отечественной войне. Если для советских людей Сталинград преисполнен великой силы духа, то для американцев это слово не значит ничего. А значит, надо объяснить и где находится Сталинград, и каково его стратегическое значение. Если для советского зрителя бессмысленно строить драматургию на том, победит ли Красная армия фашистов под Сталинградом, то американцев будет держать в напряжении вопрос, победят или не победят русские под Сталинградом.
После поездки сценаристов в США удалось записать дикторский текст к «Блокаде Ленинграда», что задало формат для монтажа, записи шумов и музыки, определению заставок к другим фильмам в точном соответствии с требованиями американского телевидения.
В марте 1978 года — состоялся второй раунд переговоров по текстам в Москве. После горячих дискуссий было решено писать тексты совместно, на что потребовался ещё месяц. Последним был согласован дикторский текст фильма «Освобождение Польши», в котором были затронуты такие острые темы, как Польский поход, Варшавское восстание и Катынь.
Работа над эпопеей подорвала силы Романа Кармена. Премьеры прошли уже без него, однако и на американской, и на Советской премьерах был показан его фильм «Неизвестный солдат» — заключительная картина эпопеи.
28 апреля 1978 года — Роман Лазаревич Кармен умер, прощание проходило в Большом зале Дома кино. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Автор ряда книг и множества статей для газет и журналов.
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Герой Социалистического Труда (18.03.1976).
Ордена СССР:
Орден Ленина -2 (18.03.1976).
Орден Красного Знамени (1944) — за мужество и отвагу, проявленную при исполнении служебных обязанностей при форсировании р. Нарев.
Орден Трудового Красного Знамени -2 (1940, 1957).
Орден Красной Звезды (1937, за боевую работу в Испании).
Медали СССР:
Золотая медаль Серп и Молот (1980).
Медаль За оборону Москвы.
Медаль За оборону Сталинграда.
Медаль За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль За взятие Берлина.
Медаль За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
Медаль Ветеран труда.
Медаль 50 лет Вооружённых Сил СССР.
Медаль 60 лет Вооружённых Сил СССР.
Медаль В память 800-летия Москвы.
Другие награды:
Орден Труда (Вьетнам) (1955).
Звания:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (12.09.1957).
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (30.04.1959).
Народный артист РСФСР (25.02.1965).
Народный артист СССР (29.11.1966).
Герой Социалистического Труда (18.03.1976).
Призы:
ВКФ (1968, Ленинград, Главный приз, фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…»)
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1968, Главный приз, фильм «Гренада, Гренада, Гренада моя…»)
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1969, Специальный приз, фильм «Товарищ Берлин»)
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1973, Приз, фильм «Чили — время борьбы, время тревог»)
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1974, Приз, фильм «Камарадос. Товарищ»)
ВКФ (1976, Фрунзе, Главный приз, фильм «Сердце Корвалана»)
МКФ в Оберхаузене (1976, Приз, фильм «Сердце Корвалана»)
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1979, Главный Приз, фильм «Великая Отечественная…»).
Учёные звания:
Профессор (1970).
Премии:
Сталинская премия первой степени (1942) — за фильм «День нового мира»
Сталинская премия второй степени (1947) — за фильм «Суд народов» (1947)
Сталинская премия третьей степени (1952) — за фильм «Советский Туркменистан»
Ленинская премия (1960) — за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря»
Государственная премия СССР (1975) — за фильмы «Пылающий континент» (1973), «Чили — время борьбы, время тревог», «Камарадос. Товарищи» (1974).
Национальная премия ГДР (1970) — за фильм «Товарищ Берлин»
Семья
Первая жена — Марианна Емельяновна Ярославская (1915—2003), скульптор, дочь советского партийного и государственного деятеля Е. М. Ярославского.
- Сын — Роман Кармен (1933—2013), режиссёр, оператор.
- Внук — Максим Кармен, продюсер, кинооператор.
Вторая жена (более 20 лет в браке) — Нина Орлова .
- Сын — Александр Кармен (1941—2013), латиноамериканист-международник, преподаватель Московского государственного института международных отношений МИД СССР. Автор воспоминаний об отце.
Третья жена — Майя Овчинникова (1930—2014), после смерти Р. Кармена вышла замуж за писателя В. П. Аксёнова.
Фильмография
Кинооператор
- 1927 — Москва (совм. с М. Кауфманом)
- 1930 — Москва — Кара-кум — Москва (совм. с Э. Тиссе)
- 1930 — Фабрика-кухня (совм. с М. Слуцким, А. Самсоновым)
- 1931 — Далеко в Азии (совм. с Г. Блюмом)
- 1932 — А. М. Горький на даче (совм. с И. Беляковым, М. Ошурковым)
- 1932 — Дневник искусств (совм. с М. Ошурковым)
- 1932 — Когда наступает вечер (совм. с М. Слуцким, Н. Самгиным)
- 1932 — Москва (совм. с М. Слуцким, Н. Самгиным)
- 1932 — Пуск Косогорской домны
- 1933 — Возвращение челюскинцев
- 1934 — Парад на Красной площади
- 1933 — Делегаты I Всесоюзного съезда колхозников-ударников в гостях у Красной армии
- 1934 — 22.000 (Стратостат)
- 1934 — Дома (Приезд Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева в СССР) (Г. Димитров, Б. Попов и В. Танев в Москве)
- 1934 — Очерк о стахановце Иване Гудове
- 1934 — Негр Робинсон — член Моссовета
- 1934 — Отчёт Анны Масоновой
- 1934 — Киров
- 1935 — Выступление товарища Сталина на торжественном заседании в колонном зале Дома союзов, посвящённом пуску метрополитена им. Л. М. Кагановича
- 1935 — Всесоюзный съезд Советов
- 1935 — Праздник силы и ловкости
- 1935 — Одесса
- 1936 — Жёны
- 1936 — Советской Грузии — 15 лет
- 1936 — Салют пионерам Испании
- 1936 — Автопробег «Горький—Каракумы—Памир—Москва»
- 1937 — Проводы испанских детей из Испании
- 1937 — У басков
- 1938 — 1 мая
- 1938 — Поиски лётчика Леваневского в Арктике
- 1938 — Китай в борьбе
- 1939 — В особом районе Китая
- 1939 — К событиям в Испании
- 1939 — Испания
- 1940 — 1 мая 1940 г.
- 1940 — День нового мира (совм. с М. Слуцким)
- 1940 — Седовцы
- 1941 — На защиту родной Москвы (вып. № 4)
- 1941 — Прибытие в Москву генерала Сикорского (совм. с И. Беляковым, А. Лебедевым)
- 1941 — Съёмки с Юго-Западного фронта. Н-ская часть
- 1941 — В Китае
- 1942 — XXV Октябрь
- 1942 — К переговорам У. Черчилля с И. В. Сталиным
- 1942 — Ратификация англо-советского договора. Заседание Верховного Совета СССР
- 1942 — Ратификация англо-советского союзного договора. Заседание Верховного Совета СССР
- 1942 — Разгром немецких войск под Москвой (совм. с группой операторов)
- 1943 — Ленинград в борьбе
- 1943 — 28 героев (фильм-концерт)
- 1943 — Орловская битва (совм. с группой операторов)
- 1944 — Битва за Белоруссию (совм. с группой операторов)
- 1944 — Кладбище Европы
- 1944 — Майданек (Фернихтунгс. Лагерь Майданек — кладбище Европы)
- 1944 — На подступах к Варшаве
- 1944 — Освобождение Советской Белоруссии (совм. с группой операторов)
- 1944 — Проконвоирование военнопленных немцев через Москву 17 июля 1944 (совм. с группой операторов)
- 1945 — XXVIII Октябрь
- 1945 — Кубок СССР
- 1945 — Албания
- 1945 — В Померании
- 1945 — От Вислы до Одера
- 1945 — Берлин (совм. с группой операторов)
- 1946 — День танкистов
- 1947 — Суд народов (совм. с группой операторов)
- 1948 — Песня колхозных полей
- 1949 — Советский Казахстан
- 1950 — Советский Туркменистан
- 1951 — Советская Грузия
- 1952 — День воздушного флота СССР
- 1953 — Повесть о нефтяниках Каспия
- 1954 — Вьетнам (совм. с группой операторов)
- 1955 — Дружба великих народов
- 1955 — Джавахарлал Неру в СССР
- 1956 — На гостеприимной земле Бирмы (совм. с В. Киселёвым)
- 1957 — Утро Индии (совм. с В. Киселёвым)
- 1960 — В революционной Кубе (совм. с В. Киселёвым)
- 1960 — Куба сегодня
- 1960 — Австрия встречает посланца мира (совм. с А. Колошиным, М. Ошурковым)
- 1960 — Наш друг Индонезия
- 1961 — Голубая лампа (совм. с В. Киселёвым)
- 1961 — Праздник революционной Кубы (совм. с В. Киселёвым)
- 1961 — Пылающий остров (совм. с В. Киселёвым)
- 1963 — Гость с острова Свободы
- 1963 — Когда мир висел на волоске
- 1963 — Мы с вами, братья-кубинцы (совм. с В. Киселёвым)
- 1963 — Посланцы героической Кубы в Ленинграде (совм. с В. Киселёвым)
- 1963 — Фидель Кастро у машиностроителей Урала (совм. с В. Киселёвым, Ю. Буслаевым)
- 1966 — Испания
- 1967 — Гренада, Гренада, Гренада моя…
Кинорежиссёр
- 1930 — Москва — Кара-кум — Москва (совм. с Э. Тиссе, М. Гоморовым)
- 1930 — Фабрика-кухня
- 1932 — Негр Робинсон — член Моссовета
- 1933 — Москва — Каракумы — Москва
- 1933 — Очерк о стахановце И. Гудове
- 1933 — Парад на Красной площади в Москве
- 1934 — Дома (Приезд Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева в СССР) (Г. Димитров, Б. Попов и В. Танев в Москве)
- 1934 — Отчёт Анны Масоновой
- 1934 — Очерк о стахановце Иване Гудове
- 1934 — Парад на Красной площади в Москве
- 1936 — Советской Грузии 15 лет
- 1936 — Салют пионерам Испании
- 1938 — Китай даёт отпор
- 1939 — Китай в борьбе
- 1940 — День нового мира (совм. с М. Слуцким)
- 1940 — Город Львов
- 1941 — Китай сражается (В Китае)
- 1940 — Седовцы (совм. с М. Слуцким)
- 1942 — В Китае
- 1942 — Ратификация англо-советского договора. Заседание Верховного Совета СССР
- 1942 — Ратификация англо-советского союзного договора. Заседание Верховного Совета СССР
- 1943 — 25-й Октябрь
- 1943 — Ленинград в борьбе
- 1944 — Албания
- 1946 — Суд народов (полнометражный фильм)
- 1946 — На процессе главных немецких преступников в Нюрнберге
- 1947 — Ленинград (совм. с Е. Учителем)
- 1948 — Песня колхозных полей (совм. с И. Посельским)
- 1949 — Советский Казахстан
- 1950 — Советский Туркменистан (совм. с В. Катаняном, В. Плотниковой)
- 1950 — Спорт смелых
- 1951 — Советская Грузия (совм. с В. Долидзе)
- 1953 — Повесть о нефтяниках Каспия
- 1955 — Вьетнам
- 1955 — Дружба великих народов
- 1955 — Премьер-министр Республики Индия Д. Неру в СССР
- 1956 — На гостеприимной земле Бирмы
- 1957 — Утро Индии
- 1958 — Гости из Америки
- 1958 — Широка страна моя
- 1959 — День нашей жизни
- 1959 — Покорители моря (совм. с М. Алили)
- 1960 — Куба сегодня
- 1960 — Австрия встречает посланца мира
- 1960 — Наш друг Индонезия
- 1960 — Подземные переходы Вены
- 1961 — Пылающий остров
- 1961 — Голубая лампа
- 1962 — Государство — это мы
- 1963 — Волшебный луч (совм. с И. Посельским, В. Катаняном, Л. Махначом)
- 1963 — Гость с острова Свободы
- 1963 — Когда мир висел на волоске
- 1964 — Ураган на Кубе
- 1965 — Великая Отечественная
- 1966 — Смерть комиссара (запрещён к показу)
- 1967 — Гренада, Гренада, Гренада моя…
- 1969 — Товарищ Берлин
- 1972 — Пылающий континент (в двух сериях)
- 1974 — Чили: время борьбы, время тревог
- 1974 — Камарадос. Товарищи (памяти С. Альенде, П. Неруды, В. Хары)
- 1975 — Сердце Корвалана
- 1978 — Неизвестная война (режиссёр серий «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»)
- 1979 — Великая Отечественная. Союзники.
Сценарист
- 1932 — Негр Робинсон — член Моссовета
- 1942 — В Китае — автор текста
- 1942 — Ленинград в борьбе (сценарный план совм. с Е. Учителем, Н. Комаревцевым, В. Соловцовым)
- 1944 — Москва сегодня
- 1947 — Суд народов
- 1949 — Песни Казахстана
- 1953 — Повесть о нефтяниках Каспия (совм. с И. Касумовым, И. Осиповым)
- 1955 — Вьетнам
- 1958 — Широка страна моя
- 1959 — Покорители моря (совм. с И. Касумовым)
- 1959 — Утро Индии
- 1961 — Голубая лампа
- 1961 — Пылающий остро (совм. с Г. Боровиком)
- 1962 — Государство — это мы (совм. с В. Гороховым)
- 1963 — Волшебный луч (совм. с А. Новогрудским)
- 1963 — Гость с острова Свободы (совм. с Г. Боровиком)
- 1963 — Когда мир висел на волоске
- 1965 — Великая Отечественная (совм. с С. Смирновым)
- 1967 — Гренада, Гренада, Гренада моя… (совм. с К. Симоновым)
- 1969 — Товарищ Берлин (совм. с Г. Гурковым)
- 1972 — Пылающий континент
- 1974 — Чили: время борьбы, время тревог
- 1974 — Камарадос. Товарищи
- 1975 — Сердце Корвалана
- 1979 — Великая Отечественная… (сценарная разработка совм. с К. Славиным, И. Ицковым)
Художественный руководитель
Озвучивание
- 1967 — Гренада, Гренада, Гренада моя…
Участие в фильмах
- 1971 — Марк Бернес (документальный)
Архивные кадры
- 1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем (документальный)
Библиография
- Аэросани. — М., 1931
- Год в Китае. — М., 1941
- Автомобиль пересекает пустыню. — М., 1954
- Свет в джунглях. — М., 1957
- Вьетнам сражается. — М., 1958
- По Индии. — М., 1960
- По странам трёх континентов. — М., 1962
- Буэнавентура — гражданин Кубы. — М., 1966
- Героика борьбы и созидания. — М., 1967
- О времени и о себе. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1969.
- Но пасаран!. — М.: Советская Россия, 1972. — 384 с.
- Макс Альперт. — Москва: Планета, 1974. — 100 с.
- Искусство кинорепортажа. — М., 1974
- Чили — время борьбы, время тревог. — М., 1975
- Отель «Флорида». — М., 1976.
Литература
- Колесникова Н. А. Роман Кармен. — М.: Искусство, 1959. — 175 с.
- Роман Кармен в воспоминаниях современников: сборник / сост. А. Л. Виноградова. — М.: Искусство, 1983. — 358 с.
- Их оружие кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров // Составители А. А. Лебедев, Д. Г. Рымарев. — М.: Искусство, 1984. — 277 с.
- Великая Отечественная война, 1941—1945 // Энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. — 500 000 экз.
Память
- Именем Р. Кармена названа улица в Одессе.
- В 1980 году в Москве, на доме, в котором он жил (Котельническая набережная, 1/15), была торжественно открыта мемориальная бронзовая доска с барельефным портретом.
Материалы
Орлов Г.В. «Кармен Роман Лазаревич — Советский кинооператор СССР — Кинорежиссёр и сценарист СССР (30.11.1906 — 28.04.1978)» — (биография 08.11.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD,_%D0%A0%D0
%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2
%D0%B8%D1%87
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |