Орлов Сергей Михайлович — Советский скульптор — Член-корреспондент АХ СССР (14.09.1911 — 18.11.1971)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Член партии: ВКП(б) ().
Образование: Вологодский художественный техникум (1925)
Учёное звание: Член-корреспондент АХ СССР (1954).
Стиль: Социалистический реализм, монументальная скульптура.
Биография
Орлов Сергей Михайлович — родился (01) 14 сентября 1911 года в Санкт-Петербурге, Российская империя, (ныне Ленинград, РСФСР в составе СССР).
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1918 году — семья переезжает в Вологду.
В 1920 году — умирает от воспаления легких отец, и все дальнейшее воспитание ложится на плечи матери.
По окончании семилетки Орлов поступает учиться на паровозного слесаря в железнодорожное ФЗУ.
Параллельно посещает вечерние классы Вологодского художественного техникума. Вернее, успевает пробыть там всего несколько месяцев, ибо в 1925 году техникум закрывается.
В 1925 году — он окончил Вологодский художественный техникум. Затем Орлов начинает занимаеться в частной художественной студии (рисование и живопись) Юлии Ферапонтовны Лузан.
В 1926 году — создает свою первую скульптуру, представляющую собой вылепленную из глины и раскрашенную гуашью фигурку старика, стоящего на постаменте. Фигурка раскрыла основы дарования будущего скульптора: страсть к полихромии, к гротеску, народному юмору, а также богатое воображение и природную фантазию.
С 1929 года — работал в лаборатории Московского музея керамики. Автор композиций из фарфора на мотивы русских народных сказок, героико-эпического характера.
С 1934 года — участник с живописными и графическими работами выставок. Параллельно работает в скульптуре, под влиянием старой строгановской керамики создает цветные, выполненные в сухой глине фигуры.
В 1935 году — Орлов попадает на Дмитровский фарфоровый завод (бывший завод Гарднера), где к тиражированию была принята его модель пепельницы «Обезьянка». Через год создает группу «Цирковая шутка с чучелом», скульптуру «Чапаев», «Клоун белый».
В 1937 году — появляется триптих «Цирк» (наездница и два клоуна).
В 1938 году — Орлов делает свою первую большую фарфоровую работу сказочный триптих «Конек-Горбунок».
В 1938 году — первая персональная выставка совместно с художником И.В. Дмитриевым, состоявшаяся в залах Московского союза художников, прежде всего открыла его для зрителей и специалистов как талантливого живописца и графика, сумевшего в городских пейзажах Москвы и Ленинграда, написанных гуашью и пастелью, представить себя тонким колористом, лиричным художником, тонко передающим состояние воздушной среды (было показано 52 гуаши и пастели и только 10 скульптурных работ, в основном, портреты).
В годы Великой Отечественной Войны
Орловым были созданы и крупные монументальные и станковые скульптурные произведения.
С 1941–1943 год — Большая многофигурная скульптура «Александр Невский» решена в духе декоративной монументальности и может быть отнесена к героическому жанру. Это время требовало масштабных решений, а главное, примеров, и Орлов представил богатырей, преградивших путь врагу на родную землю. В центре Александр Невский, по сторонам – простые русские ратники – крестьянские сыны, олицетворяющие богатырскую силу, достоинство, уверенность и спокойствие. Нарядный, с золотом княжеский плащ и белизна рубах ратных людей придают праздничность и торжественность композиции. Этой сдержанной спокойной и пластичной группе противопоставлена фигура скорчившегося «завоевателя» – немецкого рыцаря, злобного, хищного, заведомо неправого.
В 1943 году — «Мать» образ современного человека, обобщенный выразительный и трагический, созвучный живописи С. Герасимова.
Послевоенный период жизни
В 1946 году — стал Лауреатом Сталинской премии второй степени.
В результате объявленного конкурса на памятник Юрию Долгорукому лучшим был признан проект Орлова. Работа над монументом началась летом 1947 года и продолжалась в течение шести лет (совместно с ним над фигурой коня работали А.П. Антропов и Н.Л. Штамм).
В 1950 году — совместно с художником А.М. Кириченко выполнена голова украинки с венком на голове.
В 1952 году — на Дмитровском фарфоровом заводе выполнена композиция «Ротозей и жулики», исполненная гротеска и карикатурности.
06 июня 1953 года — в торжественной обстановке состоялось открытие памятника Юрию Долгорукому на Советской площади, ставшего сразу одним из самых популярных монументов, украшающих нашу столицу.
У входа с южной стороны МГУ – Скульптурные композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (Москва, МГУ 1953 год) и
скульптурные фигуры «Физкультурников» расположены на портике главного входа МГУ (Москва, МГУ 1953 год).
С 1954 года — Член-корреспондент АХ СССР.
В 1955 году — Орлову было предложено работать над памятником землепроходцу Афанасию Никитину. Скульптор сразу нашел удачное решение фигуры, изобразив Никитина в дорожном платье, с непокрытой головой, идущим спокойным и твердым шагом. Памятник был выполнен в небывало короткий срок – за три месяца – и явился очередной творческой удачей скульптора. Расположенный в центре города, на высоком берегу Волги, он организует всю прилегающую к нему часть набережной и является доминантой новой площади.
С 1959 года — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1968 году — Сергей Орлов был удостоен звания народного художника РСФСР.
18 ноября 1971 года — Сергей Михайлович Орлов умер в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).
Награды СССР
Ордена СССР:
Орден Трудового Красного Знамени
Медали СССР:
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Звания:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959)
Народный художник РСФСР (1968)
Премии:
Лауреат Сталинской премии второй степени (1946) — за серию скульптур 1942–1943 годов. ”Мать”, ”Александр Невский” и ”Сказка”
Творчество
- «Мать» (1943; гипс; Русский музей)
- «Александр Невский» (1943—1944; фарфор; Третьяковская галерея)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (1944; фарфор, дерево, камень; Третьяковская галерея)
- «Иванушка на Коньке-Горбунке» (1945; фарфор)(музей-заповедник Царицыно)
- памятник Юрию Долгорукому в Москве (1954) (совместно с А. П. Антроповым и Н. Л. Штаммом; архитектор В. С. Андреев)
- памятник Афанасию Никитину в Твери (1955)
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (1958; фарфор)
- Бюст Александра Невского в г. Переславль-Залесском (1958, бронза)
Материалы
Орлов Г.В. «Орлов Сергей Михайлович — Советский скульптор — Член-корреспондент АХ СССР (14.09.1911 — 18.11.1971)» — (биография 23.05.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%
D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://sov-art.net.ru/spravochnik-antikvara/avtory/orlov-s-m
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |