Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) — Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) Союза Советских Социалистических Республик
Предпосылкой с созданию персонального воинского звания «комбриг» является проведение военной реформы 1924 года, в результате которой согласно приказу РВС № 807 от 20.06. 1924 весь командирский состав был разделен на 14 должностных категорий и 10-й категории (К-10) из группы высшего командного состава соответствовала типовая командно-строевая должность «помощник командира дивизии или командир отдельной бригады», который в качестве знака должностного положения имел в петлице один ромб. Командир бригады в РККА являлся промежуточной ступенью между полковником и генерал-майором. Связано это было с тем, что в действующей армии стало достаточно распространено тактическое соединение больше полка и меньше дивизии — бригада.
Комкор — сокращенное название должности командира корпуса и воинское звание высшего командного состава в пехоте, коннице и авиации (ВВС) Красной Армии. Введно Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА
Публицист - это человек, неравнодушный к тому, что происходит вокруг него, не только с ним, но и с другими людьми. По профессии он может быть кем угодно, хоть домохозяйкой. Обсуждение насущных вопросов общественно-политической и Государственной жизни. Рассказ или повествование, а может быть и описание какого-либо события, биографии.
Щербаков Александр Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР — (15.09.1925 — 23.11.2013)
Щербаков Александр Александрович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР — (15.09.1925 — 23.11.2013)
Щербаков Александр Александрович (1925—2013) — Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1962), кандидат технических наук (1986).
Биография:
Щербаков Александр Александрович - родился 15 сентября 1925 года в посёлке Сормово в семье государственного и партийного деятеля Александра Сергеевича Щербакова, с октября 1941 года возглавлял коммунистов Москвы и Московской области и одновременно с 1941 года был секретарем ЦК ВКП(б), с июля 1942 года — начальником Главного политуправления РККА, заместителем наркома обороны СССР, начальником Совинформбюро. Мать — Щербакова (Пестроухова) Вера Константиновна (1903—1947)
Детство и юность провёл в Москве.
В авиацию А.А. Щербаков — Будущий ас — пришел случайно, хотя в 1930-е годы все его сверстники грезили подвигами в небе.
В армии с 1943 года.
В 1943 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков, затем служил в строевых частях ВВС.
После окончания ускоренного курса Вязниковской военной авиашколы пилотов младшего лейтенанта Щербакова направили в 12-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, который нес боевое дежурство на дальних рубежах обороны Москвы. В небе Подмосковья Александр почувствовал, что авиация — его призвание. С каждым вылетом он набирался опыта в технике пилотирования, росло стремление к более активной боевой работе. Но на фронт летчик попал только через год, когда полностью отпала угроза столице с воздуха.
Участник Великой Отечественной войны, попал на фронт в 1944 году,
176-й гвардейский Проскуровский истребительный авиаполк вел воздушные бои на Кюстринском плацдарме, всего в 60 километрах от Берлина. Равняться было на кого. В полку служили прославленные асы, Герои Советского Союза П.Ф. Чупиков, И.Н. Кожедуб, А.С. Куманичкин, Е.А. Азаров. До конца войны Александр совершил 25 боевых вылетов и в одном из них апреле 1945 в паре с ведущим на истребителе ЛА-5 сбил истребитель Ме-109 прямо над вражеской столицей. На фронтовом аэродроме Шенвальде Главный маршал авиации А.А. Новиков вручил лейтенанту Щербакову первую в жизни награду — орден Отечественной войны II степени.
Еще не улеглась радость от победных салютов, как в полк поступило тяжелое известие: 10 мая 1945 года скончался от сердечного приступа отец генерал-полковник А.С. Щербаков. На транспортном самолете сына отправили в Москву. В память Александра навсегда врезалось: Колонный зал в траурном убранстве, тысячи скорбящих москвичей, сразу постаревшее от горя лицо матери, слова соболезнования И.В. Сталина, урна с прахом отца в нише Кремлевской стены.
В 1951 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.
В 1951 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС.
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С июня 1953 по ноябрь 1986
В мае 1953 года майора Щербакова направляют в летно-исследовательский институт (ЛИИ МАП) в городе Жуковском, который считался «меккой отечественной авиации». Коллектив летной части института встретил новичка доброжелательно. Корифеи ВВС, Заслуженные летчики-испытатели СССР И.И. Шелест, С.Н. Анохин, Я.И. Верников охотно делились опытом, предостерегали от ошибок, откликались на любую просьбу. Много помогали и научные руководители института. Они оценили аналитические способности майора при обосновании инженерных решений, его серьезную и скрупулезную подготовку к полетным заданиям.
В 1960 году ЛИИ были поручены лётные испытания и исследования на штопор первой модификации МиГ-21. Летчик фирмы выполнил два или три полета на штопор и дал положительное заключение. Тогда считалось, что за три полета можно определить главное: выходит самолёт из штопора или нет, а в последующих полетах можно исследовать всякие тонкости и влияние различных факторов. Испытания в аэродинамической трубе были проведены, но материалы испытаний еще не были обработаны. Ориентируясь на результаты полётов, ЦАГИ дал предварительное заключение. Летные испытания, кроме всего прочего, еще и производство, а значит, это план, сроки, обязательство по выполнению. А самолет для испытаний был оборудован не полностью. Не были установлены противоштопорные ракеты. Руководство, посовещавшись, предложило мне начать полеты без ракет хотя бы в условиях, в которых выполнял полеты лётчик фирмы. Я дал согласие.
К этому времени я уже имел опыт испытаний на штопор. В полетном задании сказано, как действовать рулями, сколько можно сделать попыток вывода, на какой минимальной высоте нужно применить ракеты, если вывод рулями оказался безуспешным, на какой высоте катапультироваться, если не помогли и ракеты. Рекомендованные действия рулями основаны на проверенных опытом результатах, ибо никто не рискнет дать лётчику неопробированные рекомендации. Однако лётный опыт иногда опережал науку, и опытный испытатель мог еще иметь и свою программу действий, со своей ответственностью за конечный результат.
И вот в очередном полёте самолёт вошел в плоский штопор и на рекомендованные действия рулями не реагировал. Я с тоской посмотрел на кнопки с надписями "Вывод из правого", "Вывод из левого". Кнопки были, а ракет, которыми они управляли, не было. А самолёт идет к земле со скоростью 100 метров в секунду. Уже проскочил высоту, на которой по заданию нужно было применить ракеты. В условиях крайнего дефицита высоты и времени я стал импровизировать. Применил отклонение элеронов и так же отклонил руль направления и руль высоты в такт колебаниям самолета. Самолёт из штопора вышел.
Высокий класс летного мастерства и аналитического летного мышления Александра Александровича признавали авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.И. Микоян, Р.А. Бирюков, с которыми ему довелось сотрудничать при летных испытаниях. Свидетельством авторитета являлось и то, что Щербакова постоянно включали в состав высоких комиссий по расследованию авиационных аварий и катастроф. В апреле 1968 года после смерти Юрия Гагарина ему поручили провести специальные летные испытания «спарки» УТИ МиГ-15 с целью уточнения характеристик сваливания.
Не раз Щербаков выходил победителем в непредсказуемых ситуациях, рискуя жизнью ради спасения новейших образцов самолетов, которые имелись нередко в единственном экземпляре.
В мае 1969 года после взлета на перехватчике МиГ-25 заклинило сразу все рули. Летчик немедленно доложил на КП о случившемся и готовности катапультироваться. Но тяга двигателя не падала, истребитель шел по прямой, хотя и не реагировал на управление. Быстро анализируя возможные варианты неисправности, Щербаков обратил внимание на то, что момент отказа управления совпал с моментом уборки шасси и сразу вспомнил, что тяги управления проходят как раз над потолком ниши, в которую убирается передняя стойка шасси. Он выпустил шасси, и движение рулей и элеронов частично восстановилось. Но только частично. С большим трудом удалось осторожно развернуть перехватчик к аэродрому и произвести посадку. Предположение летчика-инженера оказалось верным: один из узлов шасси разрушился, стойка при уборке продавила потолок ниши и заклинила тяги управления.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Щербакову Александру Александровичу 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11398).
Провёл также большое количество испытаний многих самолётов-истребителей на критические режимы полёта.
Только на штопор Александр Щербаков испытал 22 типа самолетов, что является абсолютным рекордом не только в нашей стране. «Эта цифра вполне могла бы войти в книгу рекордов Гиннеса» — так считает главный конструктор КБ имени Микояна Герой Социалистического Труда К.К. Васильченко. В графе «выслуга лет» его пенсионного удостоверения записана цифра 75! Еще один феномен.
После успешных испытаний многих типов боевых самолетов в конструкторских бюро Микояна, Сухого и Яковлева в полетах на режимах, связанных с потерей устойчивости, Александр Щербаков стал признанным профессионалом испытаний на штопор. Позже он обобщил накопленный опыт в диссертации «Летные испытания самолета на штопор» и удостоился ученой степени кандидата технических наук.
Даже при смертельной опасности А.А. Щербаков действовал спокойно, хладнокровно и обдуманно, запоминая детали и факты летного происшествия.
Щербаков Александр Александрович за 33 календарных года работы в ЛИИ он катапультировался только раз, когда испытывал на прочность истребитель Су-24 (10.07.1974 года.), крылья которого могли изменять стреловидность. При разгоне до запланированной скорости узел крепления поворотной части левого полукрыла неожиданно разрушился, и оно заняло положение минимальной стреловидности, пробив стенку топливного бака. Правое же полукрыло осталось в заданном положении.
Истребитель завертелся, как волчок. Вдобавок керосин хлынул в реактивный двигатель, и начался сильный пожар. Оба летчика смогли катапультироваться. Но в этой сумасшедшей ситуации Щербаков сумел заметить и запомнить разницу в стреловидности полукрыльев благодаря зеркалам заднего обзора, которые установили в кабине по его настоянию на время испытаний. Доклад летчиков позволил быстро установить причину аварии. Кроме того, были определены аэродинамические силы, способствовавшие разрушению злосчастного узла, о которых наука тогда еще не знала.
С 1986 года — в отставке. Жил в Москве. После ухода на пенсию А.А. Щербакова пригласили в КБ имени Микояна на должность ведущего инженера отдела аэродинамики. Там он продолжает совершенствовать боевые самолеты, а свободное время посвящает любимому хобби — истории авиации.
Умер 29 ноября 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья:
Первая жена — Петрова Валентина Филипповна (1922—2012), солистка балета Большого театра.
Вторая жена — Щербакова (Тренина) Нинель Станиславовна (род. 1928), педагог.
Дочь от первого брака — Щербакова Елена Александровна (род. 1952), народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, художественный руководитель-директор Государственного Академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Внук — Нечаев Антон Валерьевич (род. 1979). Окончил МГИМО.
Награды:
"Медаль Золотая Звезда Героя Советского Союза" (№ 11398) (26.04.1971 г .);
"Орден Ленина" (№ 403392) (26.04.1971 г .);
"Орден Красного Знамени" (21.08.1964);
"Орден Отечественной войны 1-й (11.03.85 год. )и 2-й степени" (16.04.1945 год.);
"Орден Трудового Красного Знамени" (09.09.1976);
Медали:
Медаль «За боевые заслуги»,
Медаль «За оборону Москвы»,
Медаль «За взятие Берлина»,
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,
Медаль «40 лет ВС СССР»,
Медаль «50 лет ВС СССР»,
Медаль «60 лет ВС СССР»,
Медаль «70 лет ВС СССР»,
Медаль «За доблестный труд. 100-летия со дня рож. В.И.Ленина,
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг,»,
Медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,
Медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,
И другими медалями ... .
Нагрудные знаки:
Лётчик-испытатель 1-го класса,
Заслуженный летчик-испытатель СССР (20.09.1967).
Сочинения:
«Летчики, самолёты, испытания».
Мифы, события, факты:
1. Когда Александр Александрович Щербаков защищал диссертацию, стала известна (на основе документов ЦАГИ и ЛИИ) удивительная цифра. Щербаковым, специализировавшимся в одной из наиболее сложных, ответственных и опасных испытательных работ и получившим неофициальный титул «профессора штопора», было испытано на штопор 22 типа самолетов-истребителей. Конечно, это уникальное явление. Хотя бы потому, что за соответствующий период в той же Европе не было выпущено столько типов самолетов-истребителей. В США таких самолетов было выпущено больше, но там продолжительность работы военных летчиков-испытателей, проводивших подобные испытания, не превышала, как правило, десятка лет.
Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системахЯндекс, Google
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей