Котлов Василий Сергеевич — Лётчик-испытатель СССР (02.01.1919 — 23.10.2015)
Котлов Василий Сергеевич — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961) — Полковник Советской Армии — Герой Советского Союза (1957).
Биография:
Котлов Василий Сергеевич родился 02 января 1919 года в деревне Губино, ныне Угранского р-на Смоленской области, в семье крестьянина.
После окончания 7 классов школы.
В 1933 году молодой деревенский парень устраивается в ФЗУ Метростроя, где обучается, а в дальнейшем и работает слесарем- механиком.
Спустя всего лишь год молодой человек начинает учебу в аэроклубе, а затем остается там в качестве летчика-инструктора. Именно тогда он выбрал себе любимую профессию на всю жизнь.
В 1937 году Котлов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию.
В 1938 году он окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке.
Участник Советско-японской войны 1945 г. в должности заместителя командира авиаэскадрильи 888-го истребительного авиационного полка (2-й Дальневосточный фронт).
Участвовал в освобождении Курильских островов. Совершил 6 боевых вылетов на Р-63 «Кингкобра».
Совершил 22 боевых полета. Разведка, сопровождение наших бомбардировщиков, штурмовка позиций противника, прикрытие высадки десанта - всё это Котлов выполнял со свойственным ему чувством долга.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке).
Котлов Василий Сергеевич c января 1950 по июль 1970 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1-е Управление). Провёл госиспытания Як-25Р (1953-1954), СМ-12 (1958); испытания МиГ-19, МиГ-19С, МиГ-21 на штопор; испытания МиГ-21 и Су-7Б с пороховыми ускорителями; испытания по взлёту МиГ-15 и Ла-15 с грунта. Участвовал в госиспытаниях СМ-2 (1953), МиГ-21 (1957), МиГ-21Ф (1959), Як-25РВ1 (1961), Су-15УТ (1969).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09 сентября 1957 года за «мужество и героизм при испытании новой авиационной техники» заместитель начальника отделения НИИ ВВС имени В. П. Чкалова Василий Котлов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11102.
Командировался во Вьетнам для обучения местных лётчиков применению ракет системы «воздух-воздух».
В 1970 году в звании полковника Котлов был уволен в запас. Проживал в посёлке Чкаловский в черте города Щёлково Московской области.
Почётный гражданин Ханоя,
Умер 23 октября 2015 года. Похоронен на Федеральном военно-мемориальном кладбище в Мытищах.
Награды:
медали «Золотая Звезда» (№ 11102) (09.09.1957 г.);
"Орден Ленина" (09.09.1957 г.);
Два "ордена Красного Знамени" (05.11.1954 г., 29.04. 1957 г.);
"Орден Отечественной войны 1-й степени" (11.03.1985 г.);
Три "Ордена Красной Звезды" (16.09.1945 г., 22.06.1949 г., 28.09.1956 г.);
Медали:
Медаль «За боевые заслуги»,
Медаль «За победу над Японией»,
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг,»,
Медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,
Медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.»,
Медаль «За доблестный труд. 100-летия со дня рож. В.И.Ленина,
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,
Медаль «40 лет ВС СССР»,
Медаль «50 лет ВС СССР»,
Медаль «60 лет ВС СССР»,
Медаль «70 лет ВС СССР»,
И другими медалями ... .
Нагрудные знаки:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961)
Лётчик-испытатель 1-го класса.
Литература:
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
Герои огненных лет. — Кн. 8. — М.: Московский рабочий, 1985.
Мифы, события, факты:
1. Котлов — «…маленького роста, простоватый на вид, с неполным средним образованием, но одаренный от природы умом и смекалкой, отличный летчик. Исключительно подвижный и хозяйственный, заядлый рыбак и охотник. При этом скромный и сдержанный человек и хороший товарищ.»
По воспоминаниям С.А.Микояна,
2. Получив очередной отказ, мы с товарищами решили купить самолет Як-1 на свои личные сбережения и, получив его на заводе, улететь на фронт. Помню, с каким трудом мы собирали эти деньги и с какой радостью и нетерпением ждали ответа от Сталина. И он пришел, но, к сожалению, в тексте не было ни единого слова об отправке на фронт: "Примите мой боевой привет и благодарность Красной Армии, товарищи Котлов, Косинцев, Янович и Бочаров, за вашу заботу о Красной Армии. И. Сталин".
3. Не раз каким-то чудом ему удавалось в последний момент избежать катастрофы. Так случилось и на очередном испытании Миг-21.
- Надо было сделать последний полет с максимальной перегрузкой, - вспоминает Василий Сергеевич.
- Была семибальная облачность. Мы с товарищем взлетели. Высота семь тысяч метров, идем над верхней кромкой облаков. Делаем разворот. И тут над фонарем поднимается огненный шар - шаровая молния. Мы теряем сознание. Приходим в себя лишь на высоте две тысячи метров. Какая-то пара минут - и нам уже не спастись. До сих пор ясной причины произошедшего мы не знаем.
4. Дело было на Камчатке. Первые дни Великой Отечественной войны. Котлов летел ведомым за командиром эскадрильи. Впереди - гора и грозовое облако. Командир принимает решение не менять маршрут и пройти рядом с облаком. Первый самолет благополучно пролетает мимо, а вот машина ведомого попадает прямо в облако.
- Я даже не успел опомниться, - вспоминает Василий Сергеевич, - сначала пошел дождь, а затем град. В какие-то секунды мне разбивает сначала фонарь и очки, а затем кусочки льда ломают деревянный винт машины. Я начинаю падать в пропасть. Прыгать нельзя - внизу кроме темной бездны ничего не видно.
И тут, когда ситуация кажется мне уже безнадежной, замечаю мыс. Судьба снова подает невидимую руку помощи. Спасительное решение приходит молниеносно: нужно зацепиться за мыс крылом, описать круг и постараться приземлиться. Повредив два крыла, я все-таки умудряюсь посадить самолет на этом небольшом пятачке. Очнувшись, пытаюсь встать - не выходит. Оказалось, левая нога вывихнута. В течение шести суток я добирался до своих, где меня уже считали погибшим.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%
D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://pohoronit24.ru/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%81%D1%8F%D0%B2%D0%B0%D1%81%
D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%
BE%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B3/
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/k/kotlov-vasilij-sergeevich/
http://schel.ru/arhiv/a211113.php
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |