Пырьев Иван Александрович — Советский кинорежиссёр, сценарист и актёр СССР — Народный артист СССР (17.11.1901 — 07.02.1968)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: КПСС (1956).
Образование: Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) (1923).
Звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), Народный артист СССР (1948).
Род деятельности: Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог и общественный деятель.
Биография
Пырьев Иван Александрович — Родился (04) 17 ноября 1901 года, село Камень, Барнаульского уезда, Томской губернии, Российская империя, (ныне Алтайский край, РСФСР, в составе СССР), в крестьянской семье. Отец — ?. Мать — ?.
Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова.
С 1909 года — помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе.
В 1912 году — переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.
В конце 1915 года — сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен.
После победы Великой Октябрьской Революции
В мае 1918 — года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем — политруком.
В 1920 году — был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады.
С 1920 года — учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.
В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский.
С 1921 года — Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд.
В 1923 году — окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении.
До 1925 года — играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в пьесе «Лес», затем покинул и его.
В 1925 году — начал свою деятельность в кинематографе. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на кинофабриках «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино».
В 1929 году — дебютировал в качестве режиссёра, поставив киносатиру «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа.
В 1936 году — снял фильм «Партийный билет» на актуальную тогда тему бдительности. Руководство «Мосфильма» подвергло его критике.
В 1937 году — Пырьев перешёл на Киевскую киностудию. Там он присмотрел для себя сценарий начинающего Евгения Помещикова и поставил по нему первую из своих деревенских кинокомедий — «Богатую невесту», бесконфликтность которой была запрограммирована лозунгом «Жить стало лучше, жить стало веселее». В этом фильме Пырьев нашёл свой собственный жанр подлинно массового зрелища.
В 1939 году — снял фильм «Трактористы» (1939).
В годы Великой Отечественной Войны
05 апреля 1941 года — Утверждён членом художественного совета киностудии «Мосфильм».
14 октября 1941 года — Вместе с киностудией выехал в эвакуацию в Алма-Ату.
16 ноября 1941 года — Утверждён членом художественного совета образованной там Центральной объединённой киностудии (ЦОКС).
В 1942 году — снял фильм «Секретарь райкома», который первоначально должен был ставить Ефим Дзиган, отстранённый за нарушение производственного графика.
В сентябре 1944 года — назначен заместителем председателя Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совнаркоме СССР. В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для подготовки и организации документально-хроникальных съёмок завершающих наступательных операций Красной армии.
В 1944 году — Пырьев возглавил Московский Дом кино, при котором были созданы творческие секции по всем главным кинематографическим профессиям. Под вывеской ведомственного заведения возникла инициативная, самостоятельная общественная организация, контроль над которой переходил в руки самих кинематографистов. Возникла возможность создания на базе Дома кино настоящего творческого союза, о чём уже давно мечтали кинематографисты.
В январе 1945 года — Пырьев попытался также учредить наряду с государственными премиями общественную премию кинематографистов. Но дальше просмотра фильмов производства 1944 года, их обсуждения и голосования дело не пошло. Инициатива Пырьева была признана глубоко ошибочной.
Послевоенный период жизни
После войны Пырьев был также назначен главным редактором журнала «Искусство кино», который не выходил с июля 1941 по октябрь 1945 года. Его стараниями журнал быстро возродился.
После постановления ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» (вторая серия) от 04 сентября 1946 года — был снят с редакторской должности за фотографии «негодных» фильмов на обложках журнала. Одновременно его отстранили от руководства Домом кино.
С 12 марта 1950 года до марта 1954 года — был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва.
В 1950—1960 годах — отошёл от жанра кинокомедии, экранизировав произведения Фёдора Достоевского «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968).
В 1954—1957 годах был директором киностудии «Мосфильм». Начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов».
С 1956 года — член КПСС.
В 1956 году — выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год.
03 июня 1957 года — секретариат ЦК КПСС принял соответствующее решение. Новую организацию назвали Союзом работников кинематографии СССР (СРК). На учредительном пленуме Пырьев был избран председателем Оргкомитета. Под его руководством СРК повел себя слишком свободно и инициативно.
С 1959 года — руководил Вторым творческим объединением «Мосфильма»
В августе 1960 года — по рекомендации ЦК КПСС Пырьев был снят с должности. Вместе с ним из состава президиума Оргкомитета были выведены и большинство его соратников.
Активно опекал начинающих талантливых режиссёров; вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко.
После долгих попыток сумел добиться организации творческого союза кинематографистов и вместе с Александром Згуриди, который был профессиональным юристом, обосновал его экономическую независимость от государства.
03 октября 1964 года — в газете «Известия» появилась статья «Звёзды близкие и далекие, или Как зарвался знаменитый кинорежиссёр», в которой рассказывалось, что на съёмках фильма «Свет далёкой звезды» Пырьев публично сыпал «такой площадной бранью, что ломовые извозчики нижегородской ярмарки, окажись они здесь, наверняка бы умерли от зависти». Далее в статье подробно говорилось об аморальности режиссёра в личной жизни и особенно подчеркивалось, что «коммунист И. Пырьев не участвует в жизни своей партийной организации, пренебрежительно относится к товарищам, не посещает собрания, забывает платить членские взносы, а взносы в профсоюз не платил уже тринадцать лет». Покаянные письма Пырьева в ответ на критику были опубликованы в «Горьковской правде» 07 октября и в «Известиях» 29 октября 1964 года.
С 1966 года — руководил Творческим объединением «Луч».
Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…».
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» его экранизации «Идиота» и «Братьев Карамазовых» были признаны лучшими фильмами года. Последний фильм был завершен после его смерти исполнителями главных ролей Кириллом Лавровым и Михаилом Ульяновым.
07 февраля 1968 года — Иван Александрович умер на 67-м году жизни во сне, вернувшись со съёмок «Братьев Карамазовых». Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).
Награды СССР
Ордена СССР:
Орден Ленина -3 (1938; 1948; 04.11.1967).
Орден Трудового Красного Знамени -4 (1944; 1950; 1951; 1961).
Медали СССР:
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Медаль В память 800-летия Москвы.
Другие награды:
Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951).
МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948).
МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948).
МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950).
ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959).
МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959).
МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969).
Звания:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Народный артист СССР (1948).
Премии:
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939).
Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941).
Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942).
Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944).
Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской».
Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949).
Членство:
Творчество
Режиссёр
- 1929 — Посторонняя женщина (не сохранился)
- 1930 — Государственный чиновник
- 1931 — Понятая ошибка (отстранён от работы)
- 1933 — Конвейер смерти
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1940 — Любимая девушка
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1942 — Секретарь райкома
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с Й. Ивенсом)
- 1951 — Песня молодости (документальный) (совм. с Д. Васильевым)
- 1954 — Испытание верности
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1961 — Наш общий друг
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы (завершён К. Лавровым и М. Ульяновым)
Сценарист
- 1928 — Оторванные рукава (совм. с Б. Юрцевым)
- 1928 — Переполох (совм. с А. Аравским)
- 1928 — Третья молодость (совм. с А. Аравским)
- 1930 — Будьте такими (совм. с Л. Соловьёвым)
- 1931 — Понятая ошибка (совм. с П. Ильиным)
- 1931 — Токарь Алексеев
- 1933 — Конвейер смерти (совм. с В. Гусевым и М. Роммом
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с А. Фроловым)
- 1954 — Испытание верности (совм. с П. Туром и Л. Туром)
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1962 — Наш общий друг (совм. с В. Логиновым)
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Актёр
- 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — клоун-фашист
Художественный руководитель
- 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
Архивные кадры
- 1978 — Иван Пырьев (документальный)
Семья
Первая жена (?) — Ада Войцик (1905—1982), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).
- Сын — Эрик Иванович Пырьев (1931—1970).
Вторая жена (?) — Марина Ладынина (1908—2003), актриса; народная артистка СССР (1950), лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).
- Сын — Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Третья жена (?) — Лионелла Скирда (1938), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1991).
Память
- Именем режиссёра названа одна из улиц на западе Москвы.
- На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска.
- Один из переулков в Камень-на-Оби носит его имя.
- Кинотеатр «Звезда» в Камне-на-Оби носит имя И. Пырьева; также на здании — мемориальная доска в честь режиссёра.
Мифы, события, факты
1. Он практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», которая положила начало его карьере.
2. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», что помогло ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева.
Материалы
Орлов Г.В. «Пырьев Иван Александрович — Советский кинорежиссёр, сценарист и актёр СССР — Народный артист СССР (17.11.1901 — 07.02.1968)» — (биография 25.11.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8B%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D
0%BD_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0
%B8%D1%87
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |