Мазурук Илья Павлович — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза (20.07.1906 — 02.01.1989)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1925).
Образование: курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова. 2-я военная школа лётчиков имени Осоавиахима СССР в Борисоглебске. Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Воинское звание: Генерал-майор авиации (05.07.1946).
Род войск: ВВС СССР. Авиация ГВФ.
Сражения/войны: Борьба с басмачеством, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
Командовал: .
Биография
Мазурук Илья Павлович — Родился (07) 20 июля 1906 года, Брест-Литовск, Гродненская губерния, Российская империя, (ныне Брест, Брестская область, БССР в составе СССР), в рабочей белорусской семье. Отец работал слесарем.
После победы Великой Октябрьской Революции
С 1915 года — проживал в городе Льгов Курской области РСФСР.
В 1919-1920 годах — трудился чернорабочим на ж/д станции Льгов.
Летом 1920 года — вместе с семьей переехал в город Ровно (Украина), который вскоре отошел к Польше. Здесь он работал чернорабочим на ж/д станции, а также ночным сторожем в больнице.
В апреле 1923 года — Мазурук нелегально перебрался через границу и вернулся назад в Советский Союз.
С 1923 по 1924 год — жил в Липецке, работал помощником машиниста Липецкой электростанции.
С 1924 по 1926 год — был секретарём комсомольской организации, заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов комсомола.
В 1925 году — вступил в ВКП(б).
С 1926 по 1927 год — работал в Орловском горкоме партии.
Летом 1926 года — во время показательных авиаполетов в Орле, совершил в качестве пассажира круг над городом, это был его первый полёт.
В октябре 1927 года — по комсомольской путёвке направлен в Красную Армию.
В 1928 году — И. Мазурук окончил школу техников-механиков Красного Воздушного Флота в Ленинграде.
В 1929 году — окончил 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в Борисоглебске.
В ноябре 1929 года — демобилизован из армии.
С февраля 1930 года — служил в Управлении Гражданского воздушного флота (Ташкент, Алма-Ата). Участвовал в военных операциях против басмачей в Средней Азии.
В 1931 году — награждён именным оружием — пистолетом «Маузер» с дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией», как бортмеханик «Добролёта» приказом ПП ОГПУ.
В Средней Азии он служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны В. Ф. Каминского.
Начав службу бортмехаником, вскоре стал лётчиком Гражданского воздушного флота (ГВФ), проходил тренировку в 3-й объединённой школе ГВФ (совр. назв. Балашовское ВВАУЛ).
С февраля 1932 года — служил лётчиком и командиром отряда на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ (гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку,
В январе 1932 года — на гидросамолёте S.55 И. П. Мазурук доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для строительства Комсомольска-на-Амуре. Уточняется, что правительственная комиссия под руководством первого заместителя наркома по военным и морским делам СССР и зампредседателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также представителя Наркомата тяжёлой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А. Муклевича прибыла в село Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером «СССР Л21» , где подписала «правительственный акт о постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса».
В феврале 1932 года — И. П. Мазурук привозил и первую партию геологов на самолёте ЮГ-1 (JuG-1, модификация Юнкерса G.24) с бортовым номером «СССР-145».
27 августа 1932 года — На самолёте В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток). Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского края.
В январе 1933 года — его самолет Ю-13 совершил посадку на льду бухты Нагаева, проложив тем самым впервые воздушную трассу: Хабаровск – Николаевск–на-Амуре – Аян – Охотск – Нагаево.
20 февраля 1934 года — Была открыта Воздушная гидролиния Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре.
В мае 1935 года — за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин.
16 мая 1935 года — Указом ЦИК СССР награждён орденом Красная Звезда — в честь 10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии»
с 1935 года — командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в Хабаровске.
В 1936 году — прошёл курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской) Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова.
С октября 1936 года — работал лётчиком Управления полярной авиации Главсевморпути при Совнаркоме СССР.
22 марта 1937 года — пилоты И.П. Мазурук, М.В. Водопьянов, В.С. Молоков и А.Д. Алексеев взяли старт на «Северный полюс-1» в составе экипажей 4 – моторных самолетов во главе с начальником Главсевморпути О.Ю.Шмидтом.
В 1937 году — в качестве командира самолёта ТБ-3 Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1».
27 июня 1937 года — Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» № 39 и орден Ленина № 3647.
С июля 1938 по июль 1941 года — занимал пост начальника Управления полярной авиации Главсевморпути.
29 января 1939 года — Присвоено воинское звание полковник.
В 1939 году — окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
В годы Советско-финской войны
С 1939 года по 1940 год — И. П. Мазурук находился на фронте, прибыв туда добровольцем. Сначала занимался подготовкой молодых лётчиков к полётам в зимних условиях, затем вновь по личной просьбе был назначен командиром отдельной ночной бомбардировочной эскадрильи при командующем ВВС 8-й армии. На бомбардировщике ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов.
В годы Великой Отечественной Войны
В июле 1941 года — назначен командиром 2-й авиационной группы Военно-воздушных сил Северного флота, сформированной на базе полярной авиации. Группа отвечала за защиту морских коммуникаций и проводку судов в северных морях.
В декабре 1941 года — назначен заместителем начальника Главсевморпути при СНК СССР.
03 августа 1942 года — Илья Павлович Музурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии. Лично освоил весь маршрут трассы, начиная с Аляски.
С июня 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии Авиации дальнего действия, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолётов.
11 мая 1944 года — За образцовое выполнение заданий командования по перегонке боевых самолетов для действующих частей ВВС Красной Армии 1-я перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Красного Знамени. При этом в ведении Красноярской воздушной трассы была не только перегонка американских боевых самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу, но и организация и выполнение авиационного обслуживания населения и народного хозяйства огромного региона, которым являлась Сибирь. За 3 года существования трассы ее транспортные самолеты смогли перевезти более 128 371 пассажиров, 18 753 тонны различных грузов, и около 319 тонн почты.
С июля 1944 года — вновь служил заместителем начальника Главсевморпути при СНК СССР и начальником Управления полярной авиации Главсевпорпути.
Послевоенный период жизни
05 июля 1946 года — Присвоено звание Генерал-майор авиации.
С апреля 1947 года — И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ.
С ноября 1949 года — начальник лётной инспекции — заместитель начальника Управления полярной авиации Главсевморпути, совершил 254 полёта на дрейфующие станции.
В 1950 году — был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5».
В феврале 1953 года — уволен в запас из Вооружённых Сил, но продолжал работать в полярной авиации Главсевморпути.
С 1956 года по 1957 год — возглавлял лётный отряд морской части Второй советской комплексной антарктической экспедиции.
В марте 1957 года — И. П. Мазурук вместе с лётчиком А. С. Поляковым впервые осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
02 января 1989 года — Илья Павлович Мазурук умер, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы (1-й уч.).
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
Героя Советского Союза (27.06.1937).
Ордена СССР:
Орден Ленина -2 (27.06.1937 № 3647; 19.04.1954).
Орден Красного Знамени -3 (19.05.1940; 28.02.1945; 20.06.1949).
Орден Отечественной войны 1-стерени -3 (13.03.1944; 8.07.1945; 11.03.1985).
Орден Трудового Красного Знамени -2 (03.05.1940; 29.08.1955).
Орден Красной Звезды -3 (16.05.1935, 10.11.1945; 2.12.1945).
Медали СССР:
Медаль «Золотая звезда» № 39 (27.06.1937).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944).
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За оборону Москвы» (1944).
Медаль «За оборону Советского Заполярья» (1945).
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота».
Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР».
Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР».
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР».
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР».
Медаль «Ветеран труда».
Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
Нагрудные знаки СССР:
«Военный лётчик 1-го класса»
Звания:
Героя Советского Союза (27.06.1937).
Полковник (29.01.1939).
Генерал-майор авиации (05.07.1946).
Депутат:
Верховного Совета СССР 1-2 созывов (1937—1950).
Семья
Жена-1 — Мазурук Виктория Юрьевна (впоследствии стала женой писателя Вадима Кожевникова).
- Дочь — Ирина Мазурук (1936—1985), сценарист, киноактриса, гражданская жена Олега Ефремова (1927—2000), жена Виля Липатова (1927—1979), Кима Бакши.
Жена-2 — Мазурук Тамара Августовна (1914—1999), похоронена вместе с мужем.
- Дочь (приёмная) — Мазурук Татьяна Ильинична (1935—2000), архитектор.
Память
- В 1932 году — жители района имени Сергея Лазо Хабаровского края на берегу реки Хор воздвигли монумент из камня и дерева в честь лётчика И. П. Мазурука за спасение в наводнение. Место памятника в современное время найти не могут.
- Буксирный пароход «Мазурук» — переделанный в тральщик, в составе Амурской Краснознаменной флотилии с 1941 года.
- В Липецке есть улица Мазурука.
- В посёлке городского типа Сеймчан Среднеканского района Магаданской области (часть Алсиб с 1943 года) есть улица Мазурука.
- В Бресте есть улица Мазурука.
- И. П. Мазурук подарил Московскому зоопарку белого медвежонка, привезённого им с острова Котельный. Об этом случае увлекательно написала Вера Чаплина в рассказе «Фомка — белый медвежонок» (из цикла «Питомцы зоопарка»), десятки раз издававшемся в нашей стране и переведённом на многие иностранные языки. Об эпизоде с белым медвежонком также написал стихотворение поэт С. Я. Маршак.
Сочинения
- Лебедев, А.А.; Мазурук, И.П. Над Арктикой и Антарктикой. — М.: Мысль, 1991. — 317 с. — ISBN 5-244-00434-4.
- Лебедев, А.А.; Мазурук, И.П. Лётчики-испытатели Аэрофлота. — М.: Машиностроение, 1991. — 191 с. — ISBN 5-217-01372-9.
- Мазурук И. П. Воздушная трасса Аляска — Сибирь. // Военно-исторический журнал. — 1977. — № 3. — С.48-52.
Литература
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. — Хабаровск: Кн. изд., 1972. — 192 с., ил., стр. 150—155. («Воздушный каюр» — о И. П. Мазуруке).
- Даниленко В. Ф. Крылья Дальнего Востока. Рассказ о 50-летней истории гражданской авиации на Дальнем Востоке. — 2-е изд., перераб. — Хабаровск: Кн. изд., 1980. — 160 с., ил.
- Глухов С. А. Взлёт. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. — Хабаровск: Кн. изд., 1983. — 176 с., стр. 54-57 («Город на заре» — о гидролинии Хабаровск — Комсомольске-на-Амуре).
Память
Мифы, события, факты
1. Майор Мазурук по нелепой случайности на Большой земле, катаясь на ледяной горке, потянул связки на ноге, и на Северный полюс он прилетит с костылем. Но самолет посадил на лед мастерски на станции «Северный полюс -1».
Материалы
Орлов Г.В. «Мазурук Илья Павлович — Советский лётчик-испытатель СССР — Герой Советского Союза (20.07.1906 — 02.01.1989)» — (биография 28.05.2022).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%80%D1%83%D0%BA,_%D0%98%D0%BB%D1
%8C%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |