Галлай Марк Лазаревич — Советский лётчик-испытатель — Писатель СССР (16.04.1914 — 14.07.1998)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (?).
Образование: Ленинградский политехнический институт (1937).
Учёная степень: Доктор технических наук (1972).
Воинское звание: Полковник.
Род войск: Авиация.
Сражения/войны: Великая Отечественная война.
Биография
Галлай Марк Лазаревич — Родился (03) 16 апреля 1914 года, Санкт-Петербург, Российская империя, (ныне Ленинград, РСФСР в составе СССР), в еврейской семье родом из Волковыска. Отец — Лазарь Моисеевич Галлай (1886—1955), был инженером-энергетиком. Мать — Зинаида Александровна Галлай (Левинсон (1894—1986)) — актриса разговорного жанра в Ленгорэстраде. Дядя — кинорежиссёр Оскар Михайлович Галлай.
После победы Великой Октябрьской Революции
С 1930 года — работал токарем на заводе «Красный Октябрь».
С 1932 по 1935 год — учился в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
С 1935 года — летал на планёрах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе.
В 1935 году — перевёлся в Ленинградский политехнический институт.
В 1936 году — окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта.
В 1937 году — Окончил Ленинградский политехнический институт и школу пилотов ленинградского аэроклуба.
С 1937 года — работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил лётную школу ЦАГИ.
В сентябре 1937 года — стал лётчиком-испытателем ЦАГИ.
В годы Великой Отечественной Войны
В июле 1941 года — стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов.
С апреля 1941 года трудился на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ)
В 1941 году — провёл испытания СБ на флаттер.
В 1941 году — провёл испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2.
До сентября 1941 года — участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 9 боевых вылетов.
Во время первого ночного налёта на Москву 22 июля 1941 года сбил «Дорнье-215». За этот боевой эпизод был награждён орденом Красного Знамени.
24 июля 1941 года — Награждён орденом Красного Знамени.
В январе—марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылетов (Калининский фронт).
13 июня 1942 года — Награждён орденом Красного Знамени.
С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия.
В июне 1943 года в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область), и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.
В 1943 году — провёл испытания пороховых стартовых ускорителей на Пе-2.
В 1943 году — провёл испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5.
В 1944 году — провёл испытания Як-7 с опытным ламинированным крылом.
29 апреля 1944 года — Награждён орденом Ленина.
В 1944 году — провёл испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ.
19 августа 1944 года — Награждён орденом Красного Знамени.
Послевоенный период жизни
16 сентября 1945 года — Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
09 августа 1946 года — Провёл испытания третьего опытного образца реактивного истребителя МиГ-9 («Ф-3», первый полет).
В 1946 году — участвовал в испытаниях трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (1946).
05 февраля 1947 года — Награждён орденом Красного Знамени.
С 1947 по 1949 год — участвовал в испытаниях дальнего бомбардировщика Ту-4.
20 сентября 1947 года — Награждён орденом Ленина.
В 1948 году — награждён медалью 30 лет Советской Армии и Флота.
31 июля 1948 года — Награждён орденом Красной Звезды.
В 1950 году — участвовал в испытаниях самолёта И-215.
В 1950 году — участвовал в испытаниях самолёта Як-20.
В июле 1950 года — был уволен из ЛИИ (это увольнение Галлай связывал с начавшейся кампанией по «борьбе с космополитизмом») и около месяца был не у дел.
В сентябре 1950 года — с помощью Валентины Гризодубовой нашел, до спада кампании, работу лётчика в НИИ-17, где проводились эксперименты с разрабатываемой в НИИ бортовой электроникой. Участвовал в испытаниях бортовых радиолокаторов истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200.
В 1951 году — присвоено воинское звание Полковник.
05 ноября 1954 года — Награждён медалью За боевые заслуги.
С января 1955 года по июнь 1958 года — лётчик-испытатель ОКБ В. Мясищева.
01 мая 1957 года — Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (314398) и золотой медали Золотая Звезда (11144) — за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
В 1958 году — награждён медалью 40 лет Вооружённых Сил СССР.
В 1958 году — уволен из Вооружённых сил СССР в запас в звании полковника. За время лётной работы освоил 124 типа самолётов, вертолётов и планеров.
С 1958 по 1975 год работал — в ЛИИ на должность старшего научного сотрудника.
С 1959 года — был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям.
17 февраля 1959 года — В числе первых 10 лётчиков присвоено звание Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
С 1960 по 1961 год — инструктор-методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов, работал с первой группой — «гагаринской шестёркой» — в одном из филиалов ЛИИ, в лаборатории № 47, где находился тренажер космического корабля «Восток-3А».
В 1960 году — опубликовал первую книгу «Через невидимые барьеры».
В 1963 году — стал одним из прототипов персонажа поставленного по мотивам этого очерка фильма Т. Лиозновой "Им покоряется небо" (1963).
В 1965 году — стал членом Союза писателей СССР.
В 1968 году — награждён медалью 50 лет Вооружённых Сил СССР.
В 1970 году — награждён медалью В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
В 1972 году — присвоена степень Доктор технических наук.
С 1975 года — полностью сконцентрировался на литературном труде.
В 1978 году — награждён медалью 60 лет Вооружённых Сил СССР.
В 1984 году — по мотивам произведений Марка Галлая вышел на экраны страны художественный фильм Три процента риска, снятый Вторым творческим объединением, киностудия «ЛЕНФИЛЬМ» — Режиссёры: Геннадий Полока и Владимир Шредель, автор сценария: Марк Лазаревич Галлай; в главной роли: Кирилл Лавров.
13 апреля 1984 года — Награждён орденом Знак Почёта.
11 марта 1985 года — Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
В 1988 году — награждён медалью 70 лет Вооружённых Сил СССР.
14 июля 1998 года — Марк Лазаревич Галлай умер, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (уч. № 4).
Опубликовал около 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте.
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Герой Советского Союза (01.05.1957) — за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники.
Ордена СССР:
Орден Ленина -3 (29.04.1944, 20.09.1947, 01.05.1957).
Орден Красного Знамени -4 (24.07.1941, 13.06.1942, 19.08.1944, 05.02.1947).
Орден Отечественной войны 1-й степени -2 (16.09.1945, 11.03.1985).
Орден Красной Звезды (31.07.1948).
Орден Знак Почёта (13.04.1984).
Медали СССР:
Медаль Золотая Звезда Герой Советского Союза (01.05.1957).
Медаль За боевые заслуги (05.11.1954).
Медаль В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1970).
Медаль За оборону Москвы.
Медаль За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль 40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг..
Медаль Ветеран труда.
Медаль 30 лет Советской Армии и Флота (1948).
Медаль 40 лет Вооружённых Сил СССР (1958).
Медаль 50 лет Вооружённых Сил СССР (1968).
Медаль 60 лет Вооружённых Сил СССР (1978).
Степени:
Доктор технических наук (1972).
Звания:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959).
Произведения и научные труды
В 1960 году — опубликовал первую книгу «Через невидимые барьеры»
В числе его наиболее известных произведений:
- Через невидимые барьеры: Из записок лётчика-испытателя. М.: Мол. гвардия, 1960, 1962,1965,1969; Воениздат, 1990
- Испытано в небе. М.: Мол. гвардия, 1963, 1965, 1969; Воениздат, 1990.
- Встречи на аэродромах: Документальная повесть. Очерки. Статьи. М., 1963
- Авиаторы об авиации — М.: «Советский писатель», 1973
- Валерий Чкалов. (Легендарные герои) Малыш, 1981; Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984.
- Летчик Валентина Гризодубова. М: Малыш, 1984 (Легендарные герои)
- Первый бой мы выиграли М.: Сов. писатель, 1973, 1979; Воениздат, 1990 (ISBN 5-203-00914-7).
- Жизнь Арцеулова М.: Политиздат, 1985; Воениздат, 1990.
- С человеком на борту М.: Сов. писатель, 1985; Воениздат, 1990.
По мотивам произведений Галлая снят художественный фильм «Три процента риска».
Галлай стал персонажем документального очерка А. Аграновского "Открытые глаза", посвященного созданию МиГ-9, одного из первых советских реактивных истребителей.
В 1963 году — стал одним из прототипов персонажа поставленного по мотивам этого очерка фильма Т. Лиозновой «Им покоряется небо» (1963).
Семья
Жена — Ксения Вячеславовна.
Мифы, события, факты
1. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых самолётов и вертолётов — Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22, В-12 и других.
2. В 1960-1961 годах — инженер-методист отряда космонавтов. Гагаринское «Поехали!», — от Галлая. Он работал с космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: «Ну? Поехали?» «Поехали!» — отвечали ему.
3. Марк Лазаревич был до крайности пунктуален. Все, что предстоит сделать за день, обязательно записывал. Если в гости звали «часикам к семи», приходил ровно в 19.00. Жена — Ксения Вячеславовна: «Я говорила: «Марк, так тоже невежливо. Хозяйка к семи никогда не успевает, хороший тон — минут на десять опоздать». Он: «Но звали же к семи!»
4. Когда в редакции Твардовскому дали на ознакомление первую рукопись Марка Лазаревича, он был недоволен. Считал, что будут очередные мемуары человека "с положением", решившего на досуге побаловаться пером, категория авторов, которых Твардовский недолюбливал. Но прочитав, позвонил Э. Казакевичу (соседу Галлая по даче): «Слушай, а кто твоему летчику пишет?» Казакевич ответил просто: «Поговори с ним и все поймешь».
Материалы
Орлов Г.В. «Галлай Марк Лазаревич — Советский лётчик-испытатель — Писатель СССР (16.04.1914 — 14.07.1998)» — (биография 19.03.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B9,_%D0%9C
%D0%B0%D1%80%D0%BA_%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2
%D0%B8%D1%87
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/g/gallaj-mark-
lazarevich/
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |