Шухов Владимир Григорьевич — Русский Советский архитектор — Изобретатель-учёный — Член-корреспондент АН СССР (28.08.1853 — 02.02.1939) стр.-1))
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страницы [01] [02] [03]
Страна: СССР
Член партии: ???.
Альма-матер: ИМТУ
Звание: Член-корреспондент АН СССР (1928).
Архитектурный стиль:
Научная сфера: Нефтепроводы, нефтехранилища, крекинг нефти, строительство.
Биография:
Шухов Владимир Григорьевич родился 28 августа 1853 году, в г. Грайворон в небогатой дворянской семье.
Отец - Григорий Петрович Шухов, родившийся в 1827 (по другим сведениям — 1824) году — отец Владимира Григорьевича. Григорий Петрович окончил Харьковскую гимназию (1844) и юридический факультет Харьковского университета и уже в 29 лет был произведён в титулярные советники. За заслуги в Крымской войне 1853—1856 гг. он получил бронзовую медаль на Владимирской ленте.
Мать Владимира Григорьевича, Вера Капитоновна, урождённая Пожидаева, происходила из более знатной семьи курских помещиков, имение которых находилось в Щигровском уезде Курской губернии. Кроме ума и красоты, его мать отличалась тяжёлым, деспотичным характером, а уровень благосостояния, который мог обеспечить Григорий Петрович, не бравший взяток на службе, не соответствовал тому, к чему она привыкла в детстве. Родители Владимира Григорьевича обвенчались в 1851 году, в 1852 году родилась его старшая сестра Надежда, а в 1853 году Григорий Петрович был назначен городничим в маленький уездный город Грайворон, до 1838 считавшийся слободой. Именно тут 28 августа 1853 года и родился Владимир Григорьевич Шухов, о чём имеется запись в метрической книге Успенской церкви города Грайворона.
10 декабря 1853 года Г. П. Шухов сдаёт дела в Грайвороне и возвращается с семьёй в Курск.
В 1856 году под влиянием жены он подаёт прошение о переводе в столицу, и Шуховы переезжают в Петербург.
В начале 1860-х Григорий Петрович знакомится в Одессе с Николаем Ивановичем Пироговым, и во многом под его влиянием переходит на службу из финансового ведомства в Ведомство учреждений императрицы Марии, занимавшееся учебными, медицинскими и благотворительными заведениями. Однако на маленького Володю и его сестру эти перемещения родителей оказывают не сильное влияние: они воспитываются у бабушки, в Пожидаевке.
Именно бабушка научила четырёхлетнего Володю Шухова читать. С детства будущий инженер проявляет тягу к конструированию, устраивает возле дома фонтан, строит на ручье маленькую действующую водяную мельницу…
А в 1860 году отец берёт с собой детей в гости к академику астроному Карлу Христофоровичу Кнорре. Посещение обсерватории Кнорре произвело на мальчика сильное впечатление, именно с него началось серьёзное увлечении Володи естественными науками.
В 1863 году Владимир Шухов покидает Пожидаевку (которую вскоре пришлось продать) и приезжает в Петербург к родителям. Здесь он поступает в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, где в то время преподавал выдающийся учёный и педагог К. Д. Краевич. Уже в гимназии проявились его способности к точным наукам, особенно к математике.
Владимир Шухов в 13 лет, будучи гимназистом четвёртого класса, он нашёл собственное оригинальное доказательство теоремы Пифагора. Краевич похвалил гимназиста Шухова за оригинальное и краткое доказательство, но, со словами о том, что Пифагор жил более 2000 лет назад, и надо было, уважая предшественников, сначала изложить его доказательство, снизил оценку.
По окончании гимназии, в 1871 году Шухов, по совету отца, поступил на инженерно-механическое отделение Императорского Московского технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). ИМТУ в то время было передовым учебным заведением, в котором большое внимание уделялось математической подготовке и, при этом, студенты знакомились с практическим производством — обучались в мастерских: токарных (по дереву и металлу), слесарной, модельной, литейной, кузнечной и т. д. Математику в училище преподавал Алексей Васильевич Летников, теоретическую механику, ставший в 1872 году доцентом будущий «отец аэродинамики» Н. Е. Жуковский, а практическую механику (с того же года) — профессор Ф. Е. Орлов. Среди друзей и однокашников Шухова был и будущий профессор Пётр Кондратьевич Худяков (1858—1935), вундеркинд, поступивший на подготовительные курсы ИМТУ, когда ему ещё не было одиннадцати. Подобно другим студентам, Шухов старается поддерживать контакты с основателем петербургской математической школы академиком П. Л. Чебышёвым. В последний год обучения студент Шухов зарегистрировал своё первое изобретение — паровую форсунку («прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров»). Такая форсунка не только стала впоследствии одной из «изюминок» паровых котлов «Конторы инженера Бари», но и, спустя 21 год, в 1897, украсила обложку книги Д. И. Менделеева «Основы фабрично-заводской промышленности». Талантливый студент был замечен преподавателями.
В частности, после окончания в 1876 году (с отличием) училища ему было предложено место ассистента у Чебышёва (от которого он отказался), а в составе научной делегации он был направлен для ознакомления с достижениями промышленности в США — на Всемирную выставку.
Именно тогда, на Всемирной выставке Шухов познакомился с американским инженером русского происхождения Александром Вениаминович Бари. Он заведовал «металлическими работами» при строительстве павильонов готовящейся выставки (за что, впоследствии, получил Гран-При и золотую медаль), и, будучи хорошим знакомым Ф. Е. Орлова по Цюрихской политехнической школе, именно он принимал российскую делегацию в Америке. Бари оказывал россиянам помощь в знакомстве со страной и выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, строительство железных дорог и все новинки американской техники.
Вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, Шухов поступил на службу в управление Варшавско-Венской железной дороги на должность начальника чертёжного бюро, где проектирует паровозные депо. В это время он стал вольнослушателем Военно-медицинской академии. Как потом говорил сам Владимир Григорьевич, два года изучения медицины дали ему бесценный опыт знакомства с самой совершенной «конструкцией», которую создала природа — человеческим организмом. У Шухова начинаются проблемы со здоровьем (ему диагностируют начинающуюся чахотку), и врачи советуют ему перебраться в места с более тёплым климатом.
Летом 1877 года А. В. Бари с семьей вернулся в Россию, где, воспользовавшись своими знакомствами с известными российскими инженерами, начал сотрудничество с Людвигом Нобелем. Вспомнив о Шухове он пригласил его в Баку, где тогда начиналось бурное развитие нефтяного дела.
Является автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов (1878)
Здесь, по заказу братьев Нобель, Шухов и Бари строят первый в Российской Империи нефтепровод, соединяющий Балаханы и Чёрный город, заводской район Баку, где тогда перегоняли нефть. Владельцы гужевых повозок, перевозивших нефть, неоднократно поджигали и разрушали строящуюся магистраль — для охраны по всей её длине были поставлены караульные будки. Строительство было закончено и нефтепровод, имевший протяжённость 10 километров, ввели в строй в декабре 1878 года. Он позволял перекачивать при помощью парового насоса по трёхдюймовой трубе до 1280 тонн. За первый месяц работы по нему было перекачено 841 150 пудов нефти, и в течение года строительство полностью окупило себя. Здесь же Шухов разработал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища.
До этого нефть чаще всего держали в прудах: земляных или каменных хранилищах под открытым небом, в Соединённых Штатах начали применять металлические прямоугольные резервуары (так-же зачастую открытые). Прямоугольные резервуары собирались из цельных листов и считались простыми в строительстве. Цилиндрические резервуары Шухова возводились из клёпаных металлических листов непосредственно на грунте с песчаной подсыпкой. Их хорошо рассчитанная конструкция позволила использовать более тонкий металл, чем в случае прямоугольной конструкции, а в верхней части, где давление нефти на стенки меньше толщина стенок снижалась ещё в два раза.
Вслед за первым нефтепроводом, по заказу Г. М. Лианозова, Шухов и Бари строят следующий — длиной уже 11 вёрст (более 12 километров).
Владимир Шухов и Александр Бари (1880-е годы).
В 1880 году Бари создал свою фирму «Техническая контора инженера А. В. Бари» (позже «Строительная контора инженера А. В. Бари»), куда пригласил Шухова на должность главного конструктора и главного инженера. В начале 1881 года жена Бари, Зинаида Яковлевна, среди разных семейных новостей сообщала сестре:
|
Шухов с октября месяца живёт в Москве и служит у Саши как главный его помощник по инженерной части, получает 200 рублей жалованья, помимо процентов. |
|
Уже через полгода Шухов изобрёл форсунку, с помощью которой впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание мазута. В 1883 году Шухов публикует статью «Механические сооружения нефтяной промышленности», где привел базовые принципы расчета и строительства цилиндрических стальных резервуаров на песчаных подушках, обосновал их оптимальность. Основы классической теории нефтепроводов, используемой и поныне, Владимир Григорьевич изложил в следующем, 1884 году в статье «Нефтепроводы».
В статье «Нефтепроводы» (1884) и в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1894) В. Г. Шухов привёл точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, создав классическую теорию нефтепроводов. В. Г. Шухов — автор проектов первых российских магистральных трубопроводов: Баку — Батум (883 км, 1907), Грозный — Туапсе (618 км, 1928).
Шухов примерно с 1885 г. начал строить на Волге первые русские речные танкеры-баржи. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.
В. Г. Шухов и его помощник С. П. Гаврилов изобрели промышленный процесс получения автомобильного бензина — непрерывно действующую трубчатую установку термического крекинга нефти (патент Российской империи № 12926 от 27 ноября 1891 года). Установка состояла из печи с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителя и ректификационных колонн.
Реклама котлов конструкции В. Г. Шухова, 1895 год.
В 1896 году Шухов изобрел новый водотрубный паровой котел в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи № 15 434 и № 15 435 от 27 июня 1896 года). В 1900 году его паровые котлы были отмечены высокой наградой — на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль. По патентам Шухова до и после революции были произведены тысячи паровых котлов. Котлы Бельвиля-Шухова были установлены на броненосцах "Князь Потемкин-Таврический", "Евстафий" и "Иоанн Златоуст".
Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, фотография А. О. Карелина, 1896
В. Г. Шухов на велосипеде «Паук»
Работая над созданием несущих конструкций, Шухов вносил существенный вклад в окончательный проект зданий и невольно выступал в роли архитектора. В архитектурном облике павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, ГУМа и Киевского вокзала авторство Шухова определило наиболее впечатляющие черты сооружений.
Первая в мире гиперболоидная башня Шухова, Нижний Новгород, фотография А. О. Карелина, 1896 год.
В. Г. Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочекстроительных конструкций (патенты Российской империи № 1894, № 1895, № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленные В. Г. Шуховым 27.03.1895 −11.01.1896). Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (была куплена после выставки меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), сохранилась до настоящего времени). Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой. После Нижегородской выставки 1896 года В. Г. Шухов разработал многочисленные конструкции разнообразных сетчатых стальных оболочек и использовал их в сотнях сооружений: перекрытиях общественных зданий и промышленных объектов, водонапорных башнях, морских маяках, мачтах военных кораблей и опорах линий электропередач. 70-метровый сетчатый стальной Аджигольский маяк под Херсоном — самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция В. Г. Шухова. Радиобашня на Шаболовке в Москве стала самой высокой из многосекционных шуховских башен (160 метров).
Шухов изобрёл также арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились арочные: стеклянные своды покрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами (ГУМ) и Фирсановским (Петровским) пассажем. В конце XIX века Шухов вместе со своими сотрудниками составил проект новой системы водоснабжения Москвы.
В 1897 году Шухов построил для металлургического завода в Выксе цех с пространственно изогнутыми сетчатыми парусообразными стальными оболочками перекрытий двоякой кривизны. Этот цех сохранился на Выксунском металлургическом заводе до наших дней. Это первое в мире сводообразное выпуклое перекрытие-оболочка двоякой кривизны.
В. Г. Шухов изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина),
В 1912—1917 гг. В. Г. Шуховым спроектированы перекрытия залов и дебаркадер Киевского вокзала (бывшего Брянского) в Москве и руководил его возведением (ширина пролёта — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м).
Хотя Шухова отличала потрясающая работоспособность и увлечённость своими инженерными проектами, работа отнюдь не занимала всё время его жизни. Он увлекался оперой, театром, шахматами. Достаточно серьёзно занимался велоспортом, был победителем городских соревнований.
Однако самым главным его хобби была фотография (в том числе стереоскопическая фотосъёмка). В частности, сохранилась сделанная им стереофотография дочери, катающейся на качелях, отличающаяся не только очень высоким для своего времени техническим, но и художественным уровнем. Он даже оставил в одной из своих записных книжек запись «Я по профессии инженер, а в душе фотограф».
На фирме Бари В. Г. Шухов проработал до 1915 года, почти 40 лет и вспоминал:
|
Говорят, что Бари эксплуатировал меня. Это верно. Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предположения |
|
Друг Шухова, профессор П. К. Худяков вспоминал, что шуховские разработки, которые он делал, работая на Бари, порой не нравились высокопоставленным чиновникам из-за того, что были «безобразно дёшевы», и не оставляли возможности для откатов, к которым те привыкли.
Сооружение в 1919—1922 гг. башни для радиостанции на Шаболовке в Москве явилось самой известной работой В. Г. Шухова. Башня представляет собой телескопическую конструкцию высотой 160 метров, состоящую из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций. При строительстве радиобашни случилась авария, как писал В. Г. Шухов в дневнике: «При подъеме четвертой секции третья сломалась. Четвертая упала и повредила вторую и первую в семь часов вечера». Хотя комиссия экспертов установила, что «проект безупречен — виной всему „усталость металла“ низкого качества», В. Г. Шухов был арестован, но через некоторое время освобождён. О себе в дневнике он написал в третьем лице: «Приговор Шухову — условный расстрел», с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства. Больше аварий не было. 19 марта 1922 года началась трансляция радиопередач и В. Г. Шухов был помилован.
В 1923 году в Москву прибыла делегация компании «Синклер Ойл[en]», чтобы получить информацию о крекинге нефти, изобретенном Шуховым. Учёный, сравнив свой патент 1891 года с американскими патентами 1912—1916 годов, доказал, что американские крекинг-установки повторяют его патент и не являются оригинальными. В 1931 году по проекту и при техническом руководстве В. Г. Шухова был построен нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг» в Баку, где впервые в России был использован шуховский патент на крекинг-процесс при создании установок для получения бензина.
23 апреля 1928 года получил звание Герой Труда.
В 1928 году Владимир Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР.
В 1929 — стал почетным членом АН СССР.
В 1929 году был удостоен Ленинской премии. В том же году он становится членом Московского городского совета.
В 1927—1929 гг. В. Г. Шухов, принимая участие в реализации плана ГОЭЛРО, превзошёл свою раннюю башенную конструкцию, построив три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через реку Оку ЛЭП НиГРЭС в районе города Дзержинска под Нижним Новгородом.
Является автором нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинганефти (1931).
Внёс выдающийся вклад в технологии нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.
В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардныхзданий. Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.
Регулярные трансляции советского телевидения через передатчики Шуховской башни начались 10 марта 1939 года. Долгие годы изображение Шуховской башни являлось эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, включая знаменитый «Голубой огонёк».
Последним крупным достижением В. Г. Шухова в области строительной техники стала работа по восстановлению после землетрясения древнего медресе Улугбека в Самарканде в 1932 г. Совместно с архитектором М. Ф. Мауэром было проведено выпрямление «падающего» восточного минарета. Эта уникальная операция имела резонанс во всём мире.
В возрасте 79 лет Шухов стал свидетелем осуществления разработанного им ещё в молодости проекта полной переработки нефти. В его присутствии в Баку в 1932 году был пущен в эксплуатацию завод «Советский крекинг». В первые недели его работы Шухов сам следил за ходом производства.
Находясь на заслуженном отдыхе, вел уединенный образ жизни и принимал только друзей и старых товарищей по работе. Все права на свои изобретения и все гонорары Владимир Григорьевич передал советскому государству.
В. Г. Шухов скончался от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Из-за опрокинутой на себя свечи он получил тяжелые ожоги более 80 % тела. Врачи боролись за его жизнь пять дней, но на шестой день, 02 февраля 1939 года, сердце Шухова остановилось. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок 2, ряд 40.
Могила В.Г. Шухова наНоводевичьем кладбище в Москве
Награды СССР
Получил звание Герой Труда. (23 апреля 1928 года).
Премии СССР:
Лауреат Ленинской премии (1929)
С 1896 по 1930 годы по проектам В. Г. Шухова было построено свыше 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен. До наших дней сохранились не более 20. Неплохо сохранилась водонапорная башня в Николаеве (построена в 1907 году, её высота с баком составляет 32 метра) и Аджигольский маяк в Днепровском лимане (построен в 1910 году, высота — 70 метров). Также прекрасно сохранилась водонапорная башня в г. Черкассы.)
Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража и других многочисленных построек.
Башня Шухова в Копосове. Конец XIX в.
Шуховские башни в Москве и на Оке являются уникальными памятниками архитектуры русского авангарда.
Семья:
В 1885 году молодой инженер Шухов знакомится с подругой своих сестёр — восемнадцатилетней Ольгой Леонардовной Книппер — будущей знаменитой актрисой и женой Чехова. Однако, их продолжавшийся два года роман, вопреки ожиданиям родных, свадьбой так и не окончился.
Женой Шухова в 1894 году стала дочь железнодорожного врача из рода Ахматовых[источник не указан 907 дней] Анна Николаевна Мединцева, с которой он познакомился за два года до того во время поездки в Воронеж.
30 ноября 1892 года родился их первенец — дочь Ксения. Всего в семье было пятеро детей. После Ксении родились Сергей (1894—1969), Фавий (1895—1945), Владимир (1898—1919) и Вера (1896—199?).
Младший сын умер в двадцатилетнем возрасте 1919 году от холеры. Хотя ряд источников рассказывают драматическую историю о том, что воевавший на стороне Колчака Владимир был захвачен в плен красной армией, и, чтобы выкупить его, Владимир Григорьевич, передал новой власти принадлежавшие ему иностранные патенты на свои изобретения, она не соответствует действительности. Как пишет Елена Шухова, один из сыновей Шухова действительно служил в гражданскую войну у Колчака, но это был старший Сергей, впоследствии, как и отец, ставший инженером-строителем и сумевший сохранить отцовский архив. Патенты были переданы государству в 1929 году, поскольку тогдашняя политическая ситуация попросту не оставляла другого выхода. Средний сын Владимира Григорьевича — Фавий (служивший в молодости у Деникина) пострадал от репрессий, вскоре после смерти отца был сослан в Омск, где заболел туберкулёзом, и от которого умер в декабре 1945 года.
Страницы [01] [02] [03]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |