Минкус Михаил (Моисей) Адольфович — Советский архитектор (25.12.1905 — 31.08.1963)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) ().
Образование: ЛВХТИ (ВХУТЕИН) (1930).
Учёное звание: ?
Учёная степень: ?
Стиль: Сталинский ампир, Советский монументальный классицизм, неоклассицизм
Биография
Минкус Михаил (Моисей) Адольфович — Родился (12) 25 декабря 1905 года в Одессе, Херсонская губерния, Российская империя, (ныне РСФСР в составе СССР) в семье архитектора Адольфа Борисовича Минкуса (1870—1947) и педагога Клары Исааковны Штифельман, преподавателя Одесского еврейского училища. Племянник архитекторов Г. И. Штифельмана и Ф. А. Троупянского.
До 1915 года — Миша получал прекрасное домашнее образование. Преподавать рисование мальчику был приглашен П.В. Сабсай, который сразу оценил острый глаз и точный рисунок своего ученика.
В 1915 году — Михаил поступает в 1-е Реальное училище.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1919 году — поступает в Стройпрофшколу, которую заканчивает в 1923 году.
В 1922 году — Дворец Труда в Москве, конкурс, соавтор: А.В. Минкус).
С 1923-1924 год — первый самостоятельный проект Михаила, подпорная стена с воротами под Воронцовским дворцом, решенная в стиле классицизма.
С 1923-1924 год — здание АО «Аркос» (конкурс).
С 1923-1925 год — учился в Одесском институте изобразительных искусств.
С 1925-1930 год — учился в ЛВХТИ (ВХУТЕИНе, бывшей Академии художеств) в Ленинграде, Среди преподавателей института: Белогруд А.Е., Бенуа Л.Н., Фомин И.А., Щуко В.А., Гельфрейх, В.Г., Серафимов С. С.
С 1928-1932 год — жилое здание на Тишинской площади, д.6 (совместно с П. Андреева.
В 1930 году — переехал в Москву и первой работой был проект театра «массового музыкального действа» в Харькове. Когда Минкус вместе с бывшим однокурсником В. Муйжелем приступили к работе, до подачи на конкурс оставался месяц. За три дня была найдена основная идея и в принципе решена композиция.
В 1931 году — военная академия РККА им. М.В. Фрунзе (соавтор: А.С. Ромов, конкурс).
В 1932 году — гараж автозавода им. Сталина на 500 грузовых автомашин (технолог Л.Н. Давидович, при участии В.И. Курочкина).
С 1933-1934 год — работал в мастерской № 3 Моспроекта у Фомина.
С 1933-1936 год — работал в Архитектурной мастерской Дворца Советов у Щуко, Гельфрейха, Б.М. Иофана.
В 1934 году — Наркомтяжпром на Красной площади (соавторы: И.А. Фомин, П.В. Абросимов, конкурс).
В 1934 году — театр Государственный Туркменской ССР в Ашхабаде (соавтор И.А. Фомин).
В 1934 году — Колхозная площадь (с 1939 года Большая Колхозная площадь). Проект реконструкции с целью сохранения Сухаревой башни (руководитель — И.А. Фомин; Л.М. Поляков).
В 1935 году — гараж ЦИК СССР на 550 автомашин (технолог Л.Н. Давидович, совместно с архитектором Л. В. Варзар).
В 1936 году — Большой Каменный мост (соавторы: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх; инж. Н.Я. Калмыков; построен в 1938 году).
В 1938 году — Павильон «Зерно ВСХВ (проектировался как павильон «Животноводство», построен в 1939 году).
В 1938 году — Памятник на могиле Фомина И.А. (конкурс; осуществлён в 1951 г., скульптор Г.И. Мотовилов).
В годы Великой Отечественной Войны
С 1941 года — служил в сапёрных частях, занимался строительством оборонительных сооружений под Москвой, в эти годы он выполнил серию натурных рисунков и зарисовок-обмеров архитектурных памятников.
В 1942 году — несмотря на военное время, в московском Доме архитекторов состоялась выставка этих работ, получившая большой отклик.
В 1944 году — после демобилизации занялся проектами сквера на Пушкинской площади в Москве (совместно с А.М. Заславским; осуществлён в 1949-1950 годах).
Послевоенный период жизни
С 1948-1951 год — высотное здание Министерства Иностранных дел СССР на Смоленской пл. (соавтор: В.Г. Гельфрейх; проект удостоен Сталинской премии 1-й степени).
В 1952 году — ст. метро «Ботанический сад» (1952 г., с 1966 г. — «Проспект Мира»; соавтор: В.Г. Гельфрейх, скульптор Г.И. Мотовилов).
В 1954 году — Пантеон - Памятник вечной славы великих людей Советской страны на Ленинских горах (соавтор В.Г. Гельфрейх; конкурс, неосуществлённый проект).
С 1956-1959 год — здание торгпредства СССР в Дели (совместно с Н.С. Полюдовым) сочетает принципы модернизма с элементами классической архитектуры и индийского зодчества.
С 1960-1963 год — проект жилого массива, генплан московского микрорайона Давыдково (осуществлялся с 1965 года, совместно с М.В. Адриановым, В.П. Соколовым, М.В. Лебовой).
31 августа 1963 года — Минкус Михаил Адольфович умер в Турку (Финляндия). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
?
Ордена СССР:
?
Медали СССР:
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За победу над Германией
в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Звания:
?
Премии:
Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект здания МИД СССР на Смоленской площади (совместно с В. Г. Гельфрейхом).
Семья
- Брат — доктор технических наук Борис Адольфович Минкус (1904—2004), учёный в области холодильной техники, профессор Одесского института холодильной промышленности; был женат на художнице Раисе Эммануиловне Нудельман (1914—1995), сестре конструктора А. Э. Нудельмана.
- Сестра — пианистка Рахиль Адольфовна Минкус (1907—1986), выпускница Одесской консерватории по классу Берты Михайловны Рейнгбальд, музыковед, поэтесса и переводчик поэзии на русский язык; была замужем за архитектором Соломоном Давидовичем Левитаном (1906—1982).
- Двоюродные братья — архитекторы Борис Фёдорович Троупянский (1906—1983) и Яков Осипович Рубанчик.
- Жена — Варзар Людмила Васильевна, архитектор по интерьерам (1907—1995). Сотрудник архитектурно-проектной мастерской №4.
Печатные труды
- «Гаражи». Советская архитектура. 1933 г. № 3.
- «Проект Государственного театра в Ашхабаде». Совместно с Фоминым И. А. Архитектура СССР. 1934 г. № 9.
- «Дом правительства УССР в Киеве». Архитектурная газета. Приложение к № 33. 12 июня 1938 г.
- «Многоэтажные гаражи в СССР». Архитектура СССР. 1940 г. № 1. Стр. 9-17.
- «И. А. Фомин». Совместно с Н. А. Пекаревой. М.: Академия архитектуры СССР, Госстройиздат, 1953.
Литература
- НБА АХ СССР, ф. 7, оп. 8, д. 1759. Личное дело студента Минкуса М. А. 1925—1930 гг.
- Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА). Архив Минкуса М. А.
- Хигер Р. Я. Четыре архитектора // Архитектура СССР. 1936, № 1.
- Корнфельд Я. А. Лауреаты Сталинской премии в архитектуре. 1941—1950. — М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1953.
- Варзар Л. В., Яралов Ю. С. М. А. Минкус. — М.: Стройиздат, 1982. — (Мастера архитектуры).
Мифы, события, факты
1. Весной 1951 года архитектор Михаил (Моисей) Адольфович Минкус был неожиданно вызван в Кремль, на аудиенцию к самому Иосифу Сталину. В назначенный день, после обеда, в квартире Михаила Адольфовича появился молодой капитан из охраны Иосифа Виссарионовича, которому было поручено доставить Мишу в Кремль, на свидание с Хозяином. Автомобиль въехал в Кремль, без особых задержек миновал пункты охраны и в сопровождении капитана Миша был доставлен в приёмную Вождя. После доклада референта дверь в кабинет Сталина отворилась и Миша был приглашен войти. В просторном, но скромном, кабинете, за письменным столом, сидел Иосиф Виссарионович о неизменной дымящейся трубкой в руках.
При входе Миши он поднялся с кресла, протянул ему руку и, ласково улыбаясь, сказал: «Здравствуйте многоуважаемый Михаил Адольфович! Я пригласил Вас, чтобы Вы мне показали построенный Вами наш первый «небоскрёб». «Польщён Вашим доверием дорогой Иосиф Виссарионович! Я всегда к Вашим услугам»,– тихо ответил взволнованный Миша. «Не волнуйтесь» сказал, улыбаясь, Coco, «Не хотите ли выпить рюмочку кавказского коньячка для бодрости?!» Он встал, снял с полки графин, рюмку и поставил на стол перед Мишей. Минут через двадцать, кортеж машин, под вой сирен, уже выезжал из Боровицких ворот, мимо козыряющих милиционеров. Миша сидел рядом со Сталиным, на заднем сидении пуленепробиваемого новенького, кажется, Паккарда. Кортеж миновал Воздвиженку (ул. Фрунзе) и через Арбат выехал на Садовую, повернул налево и остановился у тротуара на Смоленской площади. Садовая была перекрыта с обеих сторон нарядами милиции. Из сопровождающих машин высыпали многочисленные офицеры охраны. На оставшийся пятачок тротуара вышел Иосиф Виссарионович в сопровождении Миши. Они были почти одинакового роста и смотрелись одинаково скромно на фоне офицеров в блистающих пуговицами и погонами мундирах.
На Сталине была военная фуражка, френч без погон и просторные галифе. Иосиф Виссарионович, прищурив глаза, долга всматривался в будущую обитель Министерства иностранных дел и внешней торговли. Потом он обернулся к Мише и сказал: «Мне говорили, что здание готово, а оно ведь недостроено».
«Нет, Иосиф Виссарионович, у него не полностью закончен только интерьер, не все еще лифты работают, а в остальном комплекс полностью завершён, в соответствии с проектом, удостоенным нашей почетнейшей премии.
Сталин помолчал, по-прежнему вглядываясь в комплекс зданий, высившихся на противоположной стороне площади.
Дело в том, что он не помнил проекта, да и мало им интересовался, полностью полагаясь на решение авторитетной конкурсной комиссии. После долгого молчания, он промолвил: «Ведь здесь будут толочься бесчисленные дипломаты, журналисты и дельцы из всех капиталистических стран. Это здание должно быть символом нашего великого социалистического государства, а эти плоские верхушки смахивают на крыши какого нибудь американского офиса. Где тут величественность?! Что бы осталось от величия Спасской башни Кремля если бы мы срезали колокольню и шпиль со звездой над его курантами??» Потом, положив руку на Мишино плечо, он усмехнулся и сказал в категорическом тоне: «Крест не крест, а надо на вершине здания установить башню со шпилем указующим в небо и увенчанным символом нашей великой родины».
«Я с вами совершенно согласен глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович, Ваше указание будет выполнено в ближайшее время»,– потупив глаза промолвил автор проекта. Ведь это было мнение Великого Вождя и Учителя народов, бесспорного знатока всех наук и искусств, от языкознания, биологии и генетики до поэзии и, конечно, архитектуры. Вот таким образом через несколько недель на вершине центрального высотного корпуса административного здания на Смоленской площади возникла декоративная башня со шпилем, в соответствии с директивой Гениального Вождя. Первенец московских высотных зданий был сдан в эксплуатацию в июне-августе 1952 года.
Материалы
Орлов Г.В. «Минкус Михаил (Моисей) Адольфович — Советский архитектор (25.12.1905 — 31.08.1963)» — (биография 20.10.2020).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%81,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0
%B8%D0%BB_%D0%90%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://odesskiy.com/m/minkus-mihail-adolfovich.html
https://vadim-i-z.livejournal.com/2804555.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |