Жаров Михаил Иванович — Советский актёр и режиссёр театра и кино СССР — Народный артист СССР (27.10.1900 — 15.12.1981)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1950).
Образование: Студия при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова.
Звания: Народный артист СССР (26.10.1949), Заслуженный артист РСФСР (1935).
Род деятельности: Советский актёр и режиссёр.
Биография
Жаров Михаил Иванович — Родился (15) 27 октября 1900 года, Москва, Российская империя, (ныне Москва, РСФСР, в составе СССР), в семье типографского рабочего. Отец — Жаров Иван, рабочий, имел профессию печатника. Мать — Дроздова Анна Семёновна, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии, работала в прачечной Ольшванга.
Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах.
В 1913 году — отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.
С 1915 года — работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1918 году — поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова.
В 1918 году — дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы».
В 1918 году — по окончании студии некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем — в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии.
В 1921 году — выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза».
С 1926 года по 1927 год — играл в Бакинском рабочем театре.
В 1928 году — в Казанском Большом драматическом театре
В 1929 году — играл в Бакинском рабочем театре.
В 1930 году — в Реалистическом театре.
В 1930-е годы — благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры.
В 1931 году — перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года.
В 1931 году — он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка.
С 1938 года — и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.
В годы Великой Отечественной Войны
В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова — хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя — в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).
После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943—1948 годы).
Послевоенный период жизни
В 1946 году — принял участие в спектакле Ревизор Н. В. Гоголя — в роли (Городничий), Малый театр.
В 1946 году — принял участие в фильме Беспокойное хозяйство — в роли (старшина Семибаб) + вокал.
В 1950 году — принял участие как режиссёр в постановке спектакля Голос Америки Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным).
В 1953 году — принял участие в телеспектакле Васса Железнова — в роли (Прохор Борисович Храпов).
В 1968 году — принял участие в фильме Деревенский детектив — в роли (Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый).
15 декабря 1981 года — Михаил Иванович Жаров умер в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Герой Социалистического Труда (04.11.1974).
Ордена СССР:
Орден Ленина -3 (27.10.1967, 30.10.1970, 04.11.1974).
Орден Трудового Красного Знамени -2 (23.03.1938, 26.10.1949).
Орден Октябрьской Революции (26.10.1979).
Орден Красной Звезды (14.04.1944).
Медали СССР:
Золотая медаль Серп и Молот (04.11.1974).
Медаль За трудовое отличие (28.10.1967).
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Медаль За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина (1970).
Медаль В память 800-летия Москвы.
Медаль Ветеран труда.
Медаль Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1965).
Медаль Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Другие награды:
ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск).
Звания:
Заслуженный артист РСФСР (1935).
Народный артист РСФСР (21.04.1944).
Народный артист СССР (26.10.1949).
Народный артист Азербайджанской ССР (18.06.1964).
Герой Социалистического Труда (04.11.1974).
Премии:
Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
Членство:
В президиуме Всероссийского театрального общества.
В правления Союза кинематографистов СССР.
Творчество
Театральные работы
Театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций
- 1919 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Шут
Опытно-героический театр
- «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш и Тихон
- «Копилка» Э. Лабиша — Шанбурси
- «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин
Передвижной фронтовой театр и Рогожско-Симоновский театр имени А. К. Сафонова
- «Буря» У. Шекспира — Тринкуло
- «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло
- «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочёт
- «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер
Бакинский рабочий театр
- «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Солдат
- «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Васька-Окорок
ГосТиМ
- 1921 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова
- 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь
- 1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик
Камерный театр
- 1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского — Алексей
Малый театр
- 1939 — «Волк» Л. М. Леонова — Кукуев
- 1941 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий
- 1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Гололоб
- 1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
- 1947 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Морфи
- 1947 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Шибанов
- 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Толбухин
- 1949 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова — Лавров
- 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — капитан Вальтер Кидд
- 1951 — «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева — Бобров
- 1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Прохор Борисович Храпов
- 1952 — «Северные зори» Н. Н. Никитина — Фролов
- 1954 — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Иннокентий
- 1955 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
- 1956 — «Деньги» А. В. Софронова — Андрей Николаевич Татарников
- 1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) — Митрич
- 1958 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Морж
- 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Павел Кириллович Лебедев
- 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Маршалов
- 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета — Ягуб
- 1962 — «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) — Савёл Прокофьевич Дикой[9]
- 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
- 1964 — «Страница дневника» А. Е. Корнейчука — Гроза
- 1967 — «Джон Рид» Е. Р. Симонова — Панчо Вилья
- 1968 — «Мои друзья» А. Е. Корнейчука — Касьян
- 1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — полковник Манов
- 1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Воронцов
- 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева — Ковалёв
- 1974 — «Пучина» А. Н. Островского — Боровцов
Режиссёрские работы в театре
- 1938 — «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр)
- 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным)
- 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр)
Работа в кино
Фильмография
- 1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник
- 1916 — Тот, кто получает пощёчины — берейтор
- 1924 — Аэлита — мужик
- 1924 — Папиросница от Моссельпрома — служащий и носильщик
- 1925 — Дорога к счастью — Егор Миронов
- 1925 — Его призыв — рабочий
- 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — маляр
- 1926 — Мисс Менд — унылый половой
- 1926 — Последний выстрел — приказчик Журкин
- 1926 — Случай на мельнице — Ефим, сын Герасима
- 1927 — Аня (Тайна Ани Гай) — Ждан
- 1927 — Дон Диего и Пелагея — Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
- 1927 — Кто ты такой? — студент
- 1927 — Человек из ресторана — официант
- 1928 — Без ключа (короткометражный) — студент Коля
- 1928 — Белый орёл — чиновник
- 1929 — Два-Бульди-два — председатель РевКома
- 1929 — «Живой труп» — свидетель
- 1931 — Манометр — 2
- 1931 — Никита Иванович и социализм (короткометражный)
- 1931 — Путёвка в жизнь — Фомка «Жиган»
- 1932 — Двадцать шесть бакинских комиссаров (фильм) — меньшевик
- 1932 — Мёртвый дом — офицер
- 1933 — Окраина — студент Краевич
- 1933 — Гроза — Ваня Кудряш
- 1933 — Марионетки — начальник пограничного поста
- 1934 — Мечтатели — Хайлов
- 1935 — Любовь и ненависть — Куква
- 1935 — По следам героя — милиционер
- 1935 — Три товарища — Зайцев
- 1937 — Возвращение Максима — Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»
- 1937 — Пётр Первый — Александр Данилович Меншиков
- 1938 — Выборгская сторона — Платон Васильевич Дымба, анархист
- 1938 — Медведь (короткометражный) — Григорий Степанович Смирнов
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев
- 1939 — Степан Разин — Лазунка
- 1939 — Человек в футляре — Коваленко
- 1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила
- 1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») — дед
- 1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин
- 1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов
- 1943 — Актриса — артист Жаров (камео)
- 1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Иван Иванович Глоба
- 1943 — Воздушный извозчик — лётчик Иван Кузьмич Баранов
- 1943 — Юный Фриц (короткометражный) — Фриц
- 1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов
- 1945 — Близнецы — Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
- 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов
- 1946 — Беспокойное хозяйство — старшина Семибаб + вокал
- 1947 — За тех, кто в море — Михаил Михайлович Харитонов
- 1948 — Мичурин — Семён Семёнович Хренов
- 1949 — Счастливый рейс — шофёр Зачёсов
- 1954 — Анна на шее — Артынов
- 1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») — Лаптев
- 1957 — Сапоги (короткометражный) — Павел Александрович Блистанов
- 1958 — Девушка с гитарой — Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
- 1958 — Красные листья — Казимир Шипшинский
- 1959 — Млечный путь — Михаил Силович
- 1961 — Чужой бумажник (короткометражный) — Николай Никанорович Старосельцев
- 1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар
- 1963 — Каин XVIII — военный министр
- 1966 — Старшая сестра — дядя Митя Ухов
- 1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
- 1972 — Горизонт № 8 (научно-популярный) — ведущий
- 1973 — Анискин и Фантомас — Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
- 1978 — И снова Анискин — Фёдор Иванович Анискин, сельский участковый
Телеспектакли
- 1953 — Васса Железнова — Прохор Борисович Храпов
- 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве
- 1972 — Развод по-нарымски — Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции
- 1973 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв
- 1973 — Так и будет — Воронцов
- 1974 — Дом Островского — Лыняев
- 1974 — Сэр Джон Фальстаф — Фальстаф
- 1977 — По страницам «Голубой книги» — рассказчик
- 1978 — Власть тьмы — Митрич
Кинорежиссёр
- 1946 — Беспокойное хозяйство
- 1973 — Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
- 1977 — И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)
Озвучивание
- 1943 — Сказка о царе Салтане (анимационный) — Царь Салтан
Участие в фильмах
- 1970 — Жаров рассказывает (документальный)
- 1973 — Наш друг Максим (документальный)
Семья
Жена-1 (1919—1928) — Надежда Гузовская (1898—?), заслуженная учительница, преподаватель русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной.
- Сын — Сын — Евгений (1921—1995), актёр театра в Ленинграде.
Жена-2 (1928—1942) — Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.
Жена-3 (1943—1948) — Людмила Васильевна Целиковская (1919—1992), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963).
Жена-4 (с 1949) — Майя Гельштейн-Жарова (1930—1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна.
- Дочери
- Анна (род. 1951), актриса Малого театра.
- Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
Память
- В 1970 году на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (режиссёр Владимир Томберг).
- В Москве, на Котельнической набережной, где жил актёр, установлена мемориальная доска.
Литература
- Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.
- Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
- Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940.
- Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
- Эфрон Н. «Алексей» — Жаров // Театр № 8, 1937. С. 128—129.
- Боровой Л. Заметки об актёрских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95—96.
- Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр № 9, 1957. С. 74—78.
- Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь № 21, 1960. С. 22-23.
- Гершкович А. А. Михаил Жаров. — М.: Искусство, 1976. — 152 с. — (Мастера советского театра и кино).
- Соболев Р. П. Михаил Жаров. М., ВБПК, 1985.
Мифы, события, факты
1. Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.
2. Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
3. Михаил Жаров увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках». Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
Материалы
Орлов Г.В. «Жаров Михаил Иванович — Советский актёр и режиссёр театра и кино СССР — Народный артист СССР (27.10.1900 — 15.12.1981)» — (биография 02.11.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85
%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8
7
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |