Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Советский театральный режиссёр и актёр СССР — Народный артист РСФСР (09.02.1874 — 02.02.1940)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: РКП(б) (1918).
Образование: Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества (класс Владимира Немировича-Данченко).
Звания: Народный артист РСФСР (1923).
Род деятельности: Советский театральный режиссёр и актёр.
Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».
Биография
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (Карл Казимир Теодор Мейергольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold) — Родился (28 января) 09 февраля 1874 года, Москва, Российская империя, (ныне Москва, РСФСР, в составе СССР), в еврейской семье. Отец — Майергольд Эмиль Фёдорович. Мать — Майергольд (Неезе) Альвина Даниловна, балтийская немка.
Карл Казимир Теодор Мейергольд (Мейерхольд) в детстве.
В 1895 году — он окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета.
В 1895 году — по достижении совершеннолетия (21), Мейерхольд принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 году — он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
В 1896 году — Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940).
В 1896 году — родилась дочь Мария.
В 1898 году — Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра.
(14) 26 октября 1898 года — В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым открылся театр, он играл Василия Шуйского.
В 1898 году — сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» Шекспира.
В 1901 году — стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». , Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана.
В 1902 году — Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)».
В 1902 году — родилась дочь Татьяна (1902—1986).
С 1902 года по 1905 год — было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Сeвaстoпoля, Николаева.
В мае 1905 года — Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве.
Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику.
Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу».
В 1905 году — родилась дочь Ирина (1905—1981).
В октябре 1905 года — студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию.
В 1906 году — Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Генрика Ибсена, «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка, «Жизнь человека» Леонида Андреева.
В 1907 году — ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными.
В 1912 году — в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.
Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1918 года — Мейерхольд с радостью принял революцию и вступил в РКП(б).
В марте 1918 года — в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, поставил пьесу Блока «Незнакомка».
С мая 1919 года по август 1920 года — жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.
С сентября 1920 по февраль 1921 года — заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского.
В 1920 году — начал активно вводить в театр программу «Театральный Октябрь». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений.
В 1920 году — Мейерхольд создал Государственный театр имени Вс. Мейерхольда ГосТиМ (первоначальное название — Театр РСФСР-I) в Москве.
В 1921 году — поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.
С 1922 года по 1924 год — Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции.
В 1922 году — он женился на актрисе Зинаиде Райх (1894—1939).
В 1928 году — ГосТиМ едва не закрыт: режиссера заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции.
В тот же — период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский.
Мейерхольда заподозрили в желании остаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр.
В 1930 году — ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом.
В 1934 году — спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где обвинила его, что он не разбирается в искусстве.
08 января 1938 года — театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 08 января 1938 года.
В мае 1938 года — Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева, неоднократно пытался поставить оперу «Игрок», балет «Стальной скок», однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой «Семён Котко».
20 июня 1939 года — Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД.
Фотография НКВД после ареста Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
После трёх недель допросов, Мейерхольд подписал следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР.
Предписание В. В. Ульриха о расстреле осуждённых. В списке из 23 человек, под 16 номером В. Э. Мейерхольд.
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 01 февраля 1940 года.
02 февраля 1940 года — приговор был приведён в исполнение, похоронен в общей могиле № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 года по 1942 года на кладбище московского крематория у Донского монастыря.
Послесловие
В 1955 году — Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
С 25 февраля 1989 года — в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.
В 1991 году — по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей РСФСР, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью.
Награды СССР
Ордена СССР:
?
Медали СССР:
?
Другие награды:
?
Звания:
Народный артист РСФСР (1923).
Премии:
?
Членство:
?
Творчество
Актёрские работы
- 1892 — «Горе от Ума» А. С. Грибоедова. Пензенский кружок любителей театрального искусства — Репетилов
- 1898 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский
- 1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — принц Арагонский
- 1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплёв
- 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Грозный
- 1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий
- 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах
- 1907 — «Балаганчик» А. А. Блока — Пьеро
Режиссёрские работы
- 1906 — «Сестра Беатриса» Мориса Метерлинка театр В. Комиссаржевской
- 1906 — «Гедда Габлер» Генрик Ибсен театр В. Комиссаржевской
- 1906 — «Балаганчик» А. Блока, театр В. Комиссаржевской
- 1913 — «Электра» Р. Штрауса, Мариинский театр. Художник А. Я. Головин
- 1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
-
Театр РСФСР-1 (Театр Актёра, Театр ГИТИСа)
- 1920 — «Зори» Э. Верхарна (совместно с В. Бебутовым). Художник В. Дмитриев
- 1921 — «Союз молодёжи» Г. Ибсена
- 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (вторая редакция, совместно с В. Бебутовым)
- 1922 — «Нора» Г. Ибсена
- 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Художники Л. С. Попова и В. В. Люце
- 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
-
ТиМ (ГосТиМ)
- 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Художник Л. С. Попова
- 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Художники И. Шлепянов, В. Ф. Фёдоров
- 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, художник И. Шлепянов
- 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Художник В. Фёдоров.
- 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Художники И. Шлепянов, П. В. Вильямс
- 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Художники В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
- 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (совместно с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Художник С. М. Ефименко
- 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Художник В. А. Шестаков
- 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Художник Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
- 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Художники Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
- 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Художник В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
- 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Ф. Зайчиков, С. В. Козиков, А. Е. Нестеров, Ф. П. Бондаренко, под руководством Вс. Мейерхольда; художники В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
- 1930 — «Баня» В. Маяковского. Художник А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
- 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
- 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Художники К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
- 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Художник И. Лейстиков
- 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Художник В. А. Шестаков.
- 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Художник И. Лейстиков
- 1935 — «33 обморока» (на основе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Художник В. А. Шестаков
- В других театрах
- 1917 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Александринский театр
- 1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции
- 1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы
- 1935 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — радиоспектакль.
Фильмография
- «Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
- «Сильный человек» (1917) — режиссёр
- «Белый орёл» (1928) — сановник
Сочинения
- Мейерхольд В. К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам // Любовь к трём апельсинам. 1916. № 2-3.
- Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая: 1891—1917 — Часть вторая: 1917—1939 М.: Искусство, 1968.
Семья
Жена-1 (1896—1922) — Мунт Ольга Михайловна (1874—1940).
- Дочь — Мейерхольд Мария Всеволодовна.
- Дочь — Мейерхольд Татьяна Всеволодовна.
- Дочь — Мейерхольд Ирина Всеволодовна.
- Внук — Меркурьев Петр Васильевич, (17.06.1043—27.09.2010), Советский актёр.
Жена-2 (1922—1939) — Райх Зинаида (1894—1939), актриса его театра.
Адреса
- Пенза
- Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда»
- Москва
- Центр им. Вс. Мейерхольда
- Творческий Центр имени Мейерхольда Вс.
- Благотворительный фонд им. Мейерхольда
- Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
- 1909—1914 — доходный дом С. И. Андреева — Театральная площадь, 2.
- Херсон
- Дом Скарлато — улица Театральная, 32.
- Подмосковье
- С 1926 по 1939 годы жил и работал на даче № 3 Горенского парка Балашихи (с 1970 года — улица С. Есенина). В этот период им были подготовлены наиболее значительные спектакли: «Клоп», «Баня» Маяковского, «Последний решительный» Вишневского, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Дом, в котором жил и работал Мейерхольд, объявлен памятником истории и подлежит охране. Здесь установлен памятный знак. Его автор — скульптор Ю. Хмелевской.
Память
В Пензе 24 февраля 1984 года — был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» (директор Наталия Аркадьевна Кугель).
В 1991 году — был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ).
Литература
- Комиссаржевская. О Комиссаржевской: забытое и новое. Воспоминания, статьи, письма. — Всерос. театральное общ-во, 1965. — 300 с.
- Богданов-Березовский В. М. Мейерхольд // Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 75—110. — 280 с. — 25 000 экз.
- Гладков А. К. Мейерхольд: В 2-х т. / Вступ. ст. Ц. Кин. М.: Союз театр. деятелей РСФСР, 1990
-
- Т.1: Годы учения Всеволода Мейерхольда; «Горе уму» и Чацкий — Гарин. — 287 с., ил.
- Т.2: Пять лет с Мейерхольдом; Встречи с Пастернаком. — 473 с., ил.
- Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Ленинград: Советский композитор, 1982. ISBN 5-85285-093-4
- Рудницкий К. Режиссёр Мейерхольд. М.: Наука, 1969. — 528 с.
- Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1983. — 423 с., 27 л. илл., портр. — «Жизнь в искусстве»
- Строева М. Н. Режиссёрские искания Станиславского: 1898—1917. — М.: Наука, 1973. — 375 с.
Материалы
Орлов Г.В. «Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Советский театральный режиссёр и актёр СССР — Народный артист РСФСР (09.02.1874 — 02.02.1940)» — (биография 22.02.2022).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%
D0%B4,_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%AD%D0%BC%D0%B
8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |