Томский Николай Васильевич (Гришин) — Советский скульптор-монументалист СССР — Академик АХ СССР (19.12.1900 — 22.11.1984)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Член партии: ВКП(б) (1950).
Образование: Ленинградский художественно-промышленный техникум (1927)
Учёное звание: Академик АХ СССР (1949), членом-корреспондентом АХ СССР (1947), профессор (1949).
Стиль: Социалистический реализм,
Николай Васильевич Томский — Советский — педагог. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда (1970)
Биография
Томский Николай Васильевич (Гришин) — родился (06) 19 декабря 1900 года село Рамушево, Старорусский уезд, Новгородская губерния, Российская империя в семье кузнеца. Отец в 1914 году его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи.
В 1912 году — окончил сельское четырехклассное училище, после школы помогал отцу в кузнице.
В 1913 году — сестра матери владелица парикмахерской в Петербурге, забрала мальчика к себе в учеником.
В 1914 году — вернулся к себе в деревню.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1919 году — Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен в бою с белополяками в местечке Улла, недалеко от Полоцка, Томский был ранен в правую руку и после выздоровления Томского назначают писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата.
Был актёром комедийного жанра под псевдонимом «Томский». Этот псевдоним он взял из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». В дальнейшем так и оставил этот псевдоним как фамилию. увлечение драматическим искусством разделял с увлечением рисованием. Особенно много зарисовок делал во время репетиций, наблюдая за товарищами. Однажды эти рисунки увидел художник В.С. Сварог, который в то время жил в городе, и также был и актёром, пел на сцене Старорусского театра и любил присутствовать в драматическом кружке. Рисунки Томского заинтересовали художника и предложил ему заняться лепкой.
В.С. Сварог сыграл большую роль в определении призвания Томского. Похвала известного художника, произведения которого казались ему тогда недосягаемым образом, вдохновила Томского, Сначала он попробовал из глины вылепить свой портрет и получилось удачно. Затем сделал ещё несколько портретов красноармейцев, в них также хорошо было передано сходство с оригиналом. С этого времени судьба будущего скульптора была решена.
В 1922 году — после демобилизации, Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, по условиям приёма поступающий должен был предоставить выполненную им работу и Томский вылепил свой портрет. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев.
Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина.
В 1927 году — Оканчивает техникум.
В 1927 году — Томский работает формовщиком в мастерских наглядных пособий при военном штабе Ленинградского округа. Прекрасное знание формовочного дела в дальнейшем пригодилось мастеру в творческой работе.
С 1928 года — работает в качестве скульптора в Художественно-репродукционных мастерских при массовом отделе агитации и пропаганды Ленинградского Совета депутатов трудящихся.
В 1928 году — Томский создаёт портрет В.И. Ленина в натуральную величину.
В 1929 году — Томский создаёт портрет А.М. Горького в натуральную величину.
В 1932 году — впервые получает заказ на выполнения монументального бюста Карла Маркса, и был установлен парке имени Карла Маркса в Ленинграде.
В 1934 году — Томский создал четыре фриза для здания нового вокзала станции Белоостров близ Ленинграда. Многофигурные барельефы на темы «Железнодорожный транспорт», «Техническая учеба», «Индустрия» и «Сельское хозяйство» были выполнены с большим мастерством и свидетельствовали о профессиональном росте скульптора.
В 1933 году — Могилёвский горсовет обратился к скульптору Козлову с предложение создать для города памятник В.И. Ленину, в то время он был тяжело болен и Козлов порекомендовал привлечь для его выполнения также Томского, архитектором был Д.П. Бурышкин.
В 1934 году — Томский создает статую «Танкист». Спокойная уверенная фигура молодого воина, изображенного в шлеме и походном комбинезоне, с простым, открытым лицом и смелым взглядом, олицетворяет собой образ человека — защитника Родины. Эта работа была высоко оценена на первой выставке ленинградских художников в 1935 году.
Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С. М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.
Томский начал свою работу над портретом С. М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа понравилась, и Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.
Художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде — победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого).
Открыт памятник 06 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. — Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР — первая для Н. В. Томского государственная награда).
В 1937 — скульптор создал статую «А. Бусыгин» (гипс).
С 24 мая 1937 года по 23 ноября 1937 года — принимал участие в МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ» (Париж, Францмя). Экспонировано 97 произведений жнвописи, 34 работы графики и скульптуры и около 80 работ народных художественных ремесел.
Томский продолжает и далее работать над образом С. М. Кирова. В 1939 году устанавливаются по его проекту памятники в Астрахани, Воронеже и в Москве перед Ленинградским павильоном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (последний повторяет в уменьшенном виде статую С. М. Кирова ленинградского монумента). Одновременно он работал над проектом памятника С. М. Кирову для Баку, а в 1940 году участвовал в конкурсе на создание проекта памятника С. М. Кирову для Москвы.
Образ С. М. Кирова вдохновляет скульптора, Томский неоднократно и в последующие годы в своем творчестве обращается к воспроизведению его в скульптурном портрете и монументальной пластике.
30 апреля 1939 года. — принимал участие в ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ «МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ» (Нью-Йорк, США).
18 марта 1939 года — принимал участие в ВСЕСОЮЗНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА» (Москва, Фрунзенская набережная, 79 ныне дом 30, в помещении постоянной строительной выставки). Разделы выставки: 1. Избранники народа. 2. Карта СССР из мозаики и самоцветных камней. 3. Страницы прошлого. Гражданская война. 4—5. Индустрия крепит оборону СССР. 6. Новое лицо страны. 7. Новостройки 2-х пятилеток. 8. Социализм вошел в быт. 9. Большевики открыли богатства страны. 10. Ударники пятилеток. 11. СССР стал металлическим. 12. Новые города, новые люди. 13. Жить стало лучше, жить стало веселее. 14. Огонь по врагам (сатира). 15. Советская Арктика и освоение Севера. Участвовало 479 художников, экспонировано 1015 произведений (живопись, графика, скульптура, художественные лаки, фарфор). Среди многих скульптурных произведений, выделялась статуя, созданная Томским, изображающая Александра Бусыгина — депутата Верховного Совета СССР, рабочего-кузнеца, одного из новаторов стахановского движения.
«Александр Бусыгин» Томского — это не только безупречно выполненный портрет, передающий индивидуальные черты волевого и мужественного новатора производства. Томский изобразил Бусыгина на производстве, в рабочем костюме, в тот момент, когда он, оторвавшись от работы, обращается к товарищам. Естественный жест протянутой руки, волевая фигура, сосредоточенный взгляд просто и убедительно переданы скульптором.
В 1939 году — Томский проектирует памятники В. И. Ленину для Еревана и Воронежа.
Памятник В. И. Ленину в Воронеже был установлен по проекту Томского в 1940 году. В этой работе успешно отражены творческие искания художника предшествующих лет. Скульптор отказался от многофигурных композиций. Он целиком сосредоточивает внимание на фигуре В. И. Ленина, стремясь к наиболее глубокому раскрытию в художественном образе внутреннего содержания и характеристики человека.
В изображении Ленина скульптор добивается простоты пластического решения, свободного от внешне драматических движений, исключительно четкой и лаконичной выразительности силуэта. Все тонко рассчитано и подчинено одной цели — передать образ Ленина.
Фигура В. И. Ленина, выполненная с большим портретным сходством, проникнута энергией и глубокой, неотразимой силой, целиком захватывающей зрителя.
Ленин изображен в момент обращения с речью к народу. Его голова поднята в энергичном порыве. Волевое лицо с характерным высоким лбом проникнуто большим духовным напряжением. Проницательный взор устремлен вдаль. Правая рука в призывном жесте протянута вперед и несколько поднята вверх, левая придерживает лацкан пальто, развевающиеся от ветра полы которого усиливают общую экспрессию фигуры.
В этом произведении, проникнутом высоким революционным пафосом, скульптор воплотил яркий и запоминающийся образ В. И. Ленина. Воронежский памятник принадлежит к лучшим монументам В. И. Ленина.
Совместная работа скульптора с архитектором Н. А. Троцким над памятником С. М. Кирову укрепила их творческое содружество.
В 1939 году — Томский исполнил огромный барельеф «Оборона, труд, отдых» — фриз на административном здании, возведенном по проекту Троцкого на Московском проспекте в Ленинграде.
Этот фриз включает пятьдесят шесть фигур, выполненных в железобетоне, высота каждой из них — более четырех метров. В центре фриза помещена окаймленная рамой надпись: «СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян», над нею помещен картуш с гербом РСФСР, обрамленный флагами. К этому композиционному и идейному центру с двух сторон фриза обращены фигуры рабочих, колхозников, инженеров, воинов, юношей и девушек, школьников-пионеров. Эти фигуры расчленены на группы изображениями танка, самолета, трактора. Благодаря четкому рисунку, пластической выразительности фигур, монолитности отдельных групп достигнута художественная завершенность темы фриза, выражающей апофеоз, торжество социализма в Советском Союзе.
Несмотря на сорокавосьмиметровую высоту, на которой установлен фриз, он прекрасно смотрится с большого расстояния благодаря хорошо найденным пропорциям.
Барельеф органично включается как основной компонент в архитектурное решение монументального здания.
Создание барельефа невиданно большого размера является свидетельством большого творческого труда одного из немногих советских скульпторов, последовательно работающих в области скульптурного рельефа.
В 1939 году — от художников Ленинграда Н.В. Томский избирается делегатом на XVIII съезд партии.
В творчестве Томского предвоенных лет преобладает монументальная пластика. Скульптор много и успешно работает над многими проектами памятников, в том числе В. В. Куйбышеву (1940) и
В годы Великой Отечественной Войны
М. В. Фрунзе (1941) для Ленинграда.
Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6×5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
Зимой 1942 года — он принял участие в создании трех огромных барельефов «Гитлер и Наполеон», «Родина зовет» и «На защиту Ленинграда».
В феврале 1942 года — из блокадного Ленинграда Томский был эвакуирован на Урал. Оправившись после болезни и уже в мае 1942 года Томский уехал в Москву, скульптор сразу включился в работу.
07 ноября 1942 года — принял участие во ВСЕСОЮЗНОЙ ВЫСТАВКЕ ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» (Москва, Государственная Третьяковская галерея). Разделы выставки: живопись, графика, скульптура, лаки. Участвовало 255 художников, экспонировано 849 произведений. В выставке приняли участие художники Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР, а также Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии и Дагестана. Издан иллюстрированный каталог: Великая Отечественная война. Каталог выставки. [Составит. Ж- Э. Каганская, Н. Н. Водо, Б. И. Алексеев, М. Н. Гриценко. Авторы вступит, статей А. Замошкин, Г. Жидков, А. Зотов]. (Комитет по делам искусств при СНК СССР. Государственная Третьяковская галерея).
Для подземного зала станции Московского метрополитена «Новокузнецкая» Николай Васильевич выполнил шесть овальных медальонов с портретами Александра Невского, Д. И. Донского, К. М. Минина, Д. М. Пожарского, А. В. Суворова и М. И. Кутузова. Также скульптор спроектировал памятники Зое Космодемьянской и Лизе Чайкиной.
Послевоенный период жизни
Томский Николай Васильевич
После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост.
В портретной галерее, созданной Н. В. Томским в это время, — военачальники, герои Великой Отечественной войны:
- И. Д. Черняховский (мрамор, 1947);
- М. Г. Гареев (базальт, 1947),
- П. А. Покрышев (мрамор, 1948),
- А. С. Смирнов (мрамор, 1948)
- И. Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948. Ленинград; Бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района; архитектор Л. Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949).
- Памятник И. Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944—49).
За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) — скульптор был награждён несколькими Государственными премиями.
Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов, Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие.
С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).
С 1950 года — Член партии ВКП(б).
С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; — образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения. К сожалению, эта часть творческого наследия скульптора не слишком хорошо известна зрителю. Портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, ГТГ).
Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов — или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным;
портреты —
- Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956—1957),
- польского революционера В. Шопского (1957),
- болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957),
- президента ГДР Вильгельма Пика (1956),
- генерала Э. П. Пети (1957).
28 июня 1958 года — принял участие в ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СССР В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ, В ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ, В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ РУМЫНИИ, В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИИ (Будапеште, Музей искусств; затем - в Мишкольце; с 27 октября 1958 г.- в Варшаве; с 29 декабря 1958 г. по январь 1959 г.- в Бухаресте; затем - в Софии). Участвовало 27 советских художников, экспонировано более 500 произведений живописи, графики, скульптуры. Издан иллюстрированный каталог на румынском языке: Выставка изобразительного искусства СССР. Каталог. (Вступит. ст. - б/п). Бухарест, 1958. См.: ЦГАЛИ, ф. 2458, оп. 2, ед. хр. 2458, л. 1-9; Выставка в Будапеште.- "Правда", 1958, 29 июня; Барта И. Глубина, многообразие, гармония...- "Советская культура", 1958, 15 июля; Открытие в Варшаве выставки советского изобразительного искусства. - "Советская культура", 1958, 28 октября.
Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, — созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).
Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
В 1967 году — Томский принимал участие в создании скульптурно-архитектурной композиции на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 год.
В 1973 году — Москва, памятник М. И. Кутузову. Все они были выполнены по проектам Николая Васильевича.
В 1975 году — к 30-летию победы Советского народа в Великой Отечественной войне, на гранитной плите могилы рядом с Вечным огнём была установлена сделанная Томским бронзовая композиция состоящая военного знамени, солдатской каски и позолоченной лавровой ветки.
Н. В. Томский умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Награды
Высшие степени отличия СССР:
Герой Социалистического Труда (18.12.1970)
Золотая медаль «Серп и Молот» (18.12.1970)
Ордена СССР:
Орден Ленина -3 (27.10.1967, 18.12.1970, 19.12.1980)
Орден Октябрьской Революции (23.03.1976)
Орден Трудового Красного Знамени (29.12.1960)
Медали СССР:
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Звания:
Член-корреспондент АХ СССР (1947)
Народный художник РСФСР (1960).
Академик АХ СССР (1949).
Народный художник СССР (1960)
Профессор (1949)
Премии:
Ленинская премия (1972) — за гранитный памятник В. И. Ленину в Берлине (1970)
Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1939)
Сталинская премия первой степени (1948) — за скульптурный портрет И. Д. Черняховского
Сталинская премия второй степени (1949) — за скульптурные портреты А. И. Покрышкина, П. А. Покрышева и А. С. Смирнова
Сталинская премия первой степени (1950) — за памятник И. Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С. М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства»
Сталинская премия второй степени (1952) — за мраморный бюст Н. В. Гоголя
Государственная премия СССР (1979) — за создание монумента В. И. Ленину в Ташкенте
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1975) — за памятник М. И. Кутузову в Москве
Творчество
- Памятник С. М. Кирову в Пскове (1937 г.; вывезен немцами в 1942 г. на переплавку);
- Памятник С. М. Кирову в Ленинграде (1938 г., арх. Троцкий Н. А., см. фото)
- Памятник С. М. Кирову в Воронеже 1939 г. в сквере на ул. Лебедева;
- Памятники В. И. Ленину в Воронеже (1940 г.; восстановлен в 1950 г.; арх. Троцкий Н. А.); в 1967 г. заменён постамент, а сам памятник перенесён к центру площади;
- Скульптурное оформление Моста Победы в Москве, 1943 год;
- Памятник-бюст Лизе Чайкиной в пос. Пено Тверской обл. 1944 г.;
- Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., на Средней Рогатке; демонтирован в 1951 г., заменён на другую скульптуру Ленина работы В. Я. Боголюбова и В. И. Ингала;
- Памятники В. И. Ленину в Ленинграде 1949 г., у Варшавского вокзала 1949 г.; арх. Н. Ф. Хомутецкий, Б. В. Муравьёв.
- Памятник В. И. Ленину в Орле (1949 г.; арх. Антипов Б. В.; пл. К. Маркса. В 1961 г. перенесён на пл. Ленина к Дому Советов; арх. Голубовский Л. Г.);
- Памятник-бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба в селе Ображеевка Сумской обл. Украинской ССР (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
- Памятник генералу армии И. Р. Апанасенко в Белгороде (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.; Сталинская премия 1950 г.);
- Памятники В. И. Ленину в Таллине 1950 г.; арх. А. Котли;
- Памятники В. И. Ленину в Сестрорецке. Первоначально был установлен в 1950 г. на Приморском шоссе у южного въезда в Сестрорецк, в 1963 г. перенесён на пл. Свободы; арх. А. И. Прибульский;
-
- Памятник И. В. Сталину на проспекте Обуховской Обороны в Ленинграде (арх. Гольдгор Д. С.); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник И. В. Сталину у Балтийского вокзала в Ленинграде (арх. Н. Ф. Хомутецкий, Б. В. Муравьёв, С. И. Евдокимов); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (воздвигнут в 1950 г.; арх. Голубовский Л. Г.; демонтирован в 1991 г.
- Памятник И. В. Сталину на Средней Рогатке в Ленинграде, в 1951 г. заменён постамент (арх. Б. Н. Журавлёв); Демонтирован в конце 1950-х годов;
- Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева в Уфе (1967 г.; арх. Голубовский Л. Г. Первоначально открыт 17 июня 1951 г. на родине Героя, в деревне Илякшиде Илишевского района Башкирской АССР);
- Памятник С. М. Кирову в Кировске Ленинградской обл. 1952 г.
- Памятники В. И. Ленину в Вильнюсе (1952 г.; арх. Микучанис В. П. Демонтирован в 1991 г. Ныне стоит в Груто-Парке вместе с другими демонтированными памятниками советской эпохи;
- Памятник В. И. Ленину в Иркутске (1952 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
- Бюст Н. В. Гоголю на Новодевичьем кладбище (1952, архитектор Л. Г. Голубовский).
- Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954 г.; архитектор Л. В. Руднев);
- Портрет скульптора Т. Э. Залькалнса (1956, бронза; ГРТ;
- Портрет художника Диего Риверы (1956—1957, бронза; ГТГ);
- Памятник В. И. Ленину в Мурманске (1957 г.; арх. Сизиков Л. В.);
- Памятник В. И. Ленину на пл. Свободы в Вологде (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
- Памятник-бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
- Памятники В. И. Ленину в Джамбуле КазССР (1959 г.; арх. Рахмати К.);
- Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959 г.; арх. Арефьев А. В.);
- Памятник В. И. Ленину на Советской пл. в Саранске (1960 г.; арх. Душкин А. Н.);
- Портрет писателя С. Н. Сергеева-Ценского (1962, песчаник, гранит; Курская областная художественная галерея);
- Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964 г.);
- Памятник В. И. Ленину в Железноводске (1966 г.; арх. А. А. Заварзин);
- Памятник В. И. Ленину в Климовске (1967 г.);
- Памятник И. В. Сталину на его могиле на Красной площади, установлен в 1970
- бюст И. В. Сталина на его могиле у Кремлёвской стены (1970 г.);
- Памятник Ленину, Таганрог (1970 г.; арх. А. А. Заварзин);
- Памятники В. И. Ленину в Берлине (1970 г.; разобран в 1991 г.);
- Бюст С. М. Будённого на его могиле у Кремлёвской стены;
- Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973 г.; ск-ры: А. А. Мурзин, Б. В. Едунов, А. И. Бельдюшкин, А. Н. Томский; арх. Л. Г. Голубовский);
- Скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены (1975, Москва);
- Памятник В. И. Ленину в Ишиме (установлен в 1976 г.; идентичен памятнику в Железноводске);
- Памятник-бюст А. Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
- Памятники В. И. Ленину в Старой Руссе 1984 г.
Память
- В честь Н. В. Томского, в городе Кривой Рог УССР была названа улица.
Мифы, события, факты
1. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он переезжает в Старую Руссу, в нём проявляется интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога. Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.
Материалы
Орлов Г.В. «Томский Николай Васильевич (Гришин) — Советский скульптор-монументалист СССР — Академик АХ СССР (19.12.1900 — 22.11.1984))» — (биография 12.05.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D
0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://spbpeterhof.ru/nikolaj-tomskij
http://artwork2.com/content/nikolai-tomskii-sovetskaya-skulptura-pamyatniki-v-i-leninu-s-m-kirovu-i-dr-chast-1
https://www.youtube.com/watch?v=MKCVhzsOwYM
https://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=1181&page=15
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |