Патон Евгений Оскарович — Академик АН УССР — Русский и Советский учёный-механик и инженер (04.03.1870 — 12.08.1953)
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист (08.11.1965)
Страна: СССР
Член партии: ВКП(б) (1944).
Альма-матер: Дрезденский технический университет (1894), Институт инженеров путей сообщения (1896)
Звание: Академик АН УССР (1929), профессор (1901)
Учёная степень: Доктор технических наук.
Научная сфера: Сварка, мостостроение, строительная механика.
Известен работами по вопросам статики сооружений и конструирования железных мостов (в частности, им сформулированы принципы расчёта и построения клёпаных мостов). Евгений Оскарович — руководитель и автор свыше 50 проектов железных клёпаных мостов.
Биография:
Патон Евгений Оскарович родился 04 марта 1870 года г. Ницца, Франция в семье русского консула, бывшего военного инженера (капитана лейб-гвардии (по другим данным гвардейского полковника) Конно-пионерного дивизиона)) Оскара Петровича Патона (1823—1893). Всего в семье О. П. Патона было семеро детей: пять сыновей и две дочери.
В 1894 году — окончил Дрезденский политехнический институт (Германия).
Однако в России человеку с европейским образованием сказали, что для работы в системе государственного транспорта необходим диплом отечественного учебного заведения (иностранные дипломы о высшем образовании в России тогда не признавались). Ради получения заветного документа Евгению Патону пришлось срочно поступать сразу на пятый курс Петербургского института путей сообщения. За один год, чтобы покрыть академическую разницу, он сдал 12 экзаменов и подготовил целых пять курсовых проектов. В завершение курса Евгений Оскарович защитил совершенно новый дипломный проект по методике расчета ферм на подвижные нагрузки с помощью линий влияния.
В 1896 году — Институт инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург).
Окончив Петербургский институт и имея на руках два диплома, Патон поступил на службу в технический отдел службы путей Николаевской железной дороги. Это была одна из главных магистралей страны, позже ее назвали Московско-Ярославско-Архангельской. Молодому инженеру было поручено проектировать мосты и металлические перекрытия. На этом месте Патон работал без малого 10 лет и за это время успел прекрасно себя зарекомендовать. Правда в талантливом инженере никогда не гасла педагогическая искра, он всегда тянулся к преподаванию и стремился делиться накопленными знаниями и умениями. Все это время Патон читал в Московском инженерном училище курс проектирования мостов, издал двухтомник «Железные мосты» и даже получил профессорское звание.
Преподавал в Киевском политехническом институте(1904—1938), Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта (Киевский транспортно-технологический колледж, г. Киев, улица Винницкая 10).
В 1904 году — ректор Киевского политехнического института Зворыкин пригласил 34-летнего Евгения Оскаровича возглавить кафедру мостов. В Киеве Патон взялся за дело со всем свойственным ему энтузиазмом и основательностью. Прежде всего, он навел порядок в учебных делах, в практике приема экзаменов и выставления зачетов. Евгений Оскарович покончил с досадной практикой т.н. «умозрительного преподавания», оборудовав учебные аудитории необходимым количеством наглядного материала. Будущие инженеры должны были знать, как выглядит не только мост, но и все его детали, они обязаны были уметь его сконструировать хотя бы в миниатюре.
За годы работы в Киевском политехе Евгений Патон успел очень многое: по его проектам были построены мосты в Тифлисе (Тбилиси), два моста через реку Рось, пешеходный мост через Петровскую аллею (более известный как «мост влюбленных»). Вышли третий и четвертый тома его фундаментального труда «Железные мосты», а также отдельная не менее серьезная работа «Деревянные мосты». Подсчитано, что в дореволюционный период своей работы в КПИ Евгений Оскарович издавал в среднем по одной книге в год.
Патон Евгений Оскарович 1910.
В 1909—1911 годах — по его проекту построен Мухранский мост через Куру в Тифлисе.
В 1917 году — из-под его пера вышло целых два учебника, один атлас чертежей и девять научных статей.
В годы Первой мировой Евгений Оскарович тесно сотрудничает с военным ведомством. По его проекту русская армия для форсирования рек использовала разборные шоссейные и железнодорожные мосты, названные в армии «мосты Патона».
В 1918 году — вышла в свет одна из наиболее известных работ великого конструктора «Восстановление мостов». Во время гражданской войны в Украине Е.Патон не покинул Киева, пережив в нем многочисленные переходы украинской столицы из рук в руки. Даже расстрел одной из противоборствующих сторон его родного брата вместе с семьей не заставил Евгения Оскаровича эмигрировать за границу.
В 1920 году — им была организована Киевская мостоиспытательная станция, где студенты активно привлекались к практической работе.
В 1922-24 годах — Патон разработал проект восстановления цепного моста имени Евгении Бош в Киеве.
В 1925 году — по проекту Е. О. Патона в Киеве был создан Мост имени Евгении Бош (с использованием фрагментов прежнего Николаевского цепного моста, взорванного польскими интервентами, однако с совершенно новой конструкцией).
В 1929 году — несколько учебных заведений Киева выдвинули профессора КПИ Е. Патона в члены Всеукраинской Академии наук.
В 1929 году — произошел очень важный поворот в научной деятельности Евгения Патона. Он с небывалым энтузиазмом увлекся проблемами электрической сварки металлов. Эта новая область науки и техники только начинает развиваться, но 60-летнего академика совершенно не пугала перспектива освоения малознакомой для него сферы. Конечно, электросварка в те годы привлекала многие инженерные умы, поскольку начатая индустриализация требовала строительства новых объектов в гигантских масштабах, к тому же она выявила все недостатки клепки металлов, применявшейся ранее. На Западе уже давно перешли к сварке, а в СССР данная отрасль все еще не была разработана на должном уровне. Е. Патон разработал комплексную программу решения проблем сварочного производства. Поскольку в советских учебных заведениях сварщиков не готовили, Патон организовал в Киевском политехническом институте отдельную кафедру сварки. Еще он возглавил сварочную лабораторию и Электросварочный комитет в Киеве.
В 1929 году — основал в Киеве сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. Руководитель Сварочного комитета и лаборатории сварки (1929—1933), на базе которых и был в 1934 г. создан Институт электросварки.
В 1929—1938 годах — Е. О. Патоном проведён ряд первичных исследований прочности и эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период Евгений Оскарович Патон сформулировал основные положения по технологическим основам дуговой сварки.
В 1934 году — Е. О. Патон создал в Киеве Институт электросварки АН УССР, директором которого оставался до конца жизни.
В 1941—1943 годах — Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций. Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков Т-34 в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.
Член партии ВКП(б) с 1944 года.
В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий.
В 1946—1953 годах был депутатом Верховного Совета СССР.
В президиуме Юбилейной сессии АН УССР. Слева направо: академик АН УССР Е.О.Патон, председатель Киевского горсовета А.И.Давыдов, академики М.А.Лаврентьев и Г.В.Курдюмов. 1947 г.
Конец 1940-х годов — Герой Социалистического Труда директор Института электросварки АН УССР Е.О.Патон с сыновьями в своем кабинете.
В 1950-53 годах Патон руководил проектированием и строительством первого цельнометаллического 1542-метрового моста через Днепр, созданного без единой заклепки.
В сентябре 1952 года — успешно завершились работы по сооружению пятипрогонного цельносваренного автодорожного моста через пролив реки Неман.
Становится автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них — один из крупнейших мостов мира: расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр, известный в настоящее время как Мост Патона.
Патон Евгений Оскарович — Академик АН УССР — Русский и Советский учёный-механик и инженер.
Умер 12 августа 1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище (в 1954 г. установлен надгробный памятник из бронзы и гранита работы архитектора А. М. Милецкого).
Награды СССР
Медаль Золотая Звезда Серп и Молот с присвоением звания Героя Социалистического Труда (01 марта 1943),
Ордена СССР:
Ордена Ленина (20.01.1943; 01.03.1943) -два;
Орден Отечественной войны 1-й степени (01.10.1944);
Ордена Трудового Красного Знамени (22.06.1940; 23.01.1948) -два;
Орден Красной Звезды (05.06.1942).
Медали СССР:
Премии СССР:
Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку метода и аппаратуры скоростной автоматической электросварки
Звания и должности:
Доктор технических наук,
Профессор (1901),
Действительный член АН УССР (1929),
Член Президиума АН УССР (1935—1953),
Вице-президент АН УССР (1945—1952).
Заслуженный деятель науки УССР (1940).
Семья:
В первый брак вступил 08 января 1893 года, несмотря на противодействие отца, с вдовой Евгенией Николаевной Киселевской (1851—?), старше его на 19 лет. Брак был расторгнут в 1915 году ввиду трёхлетнего безвестного отсутствия жены.
Второй брак (08 февраля 1916 года) — Наталья Викторовна Будде (06 ноября 1884 — 1971), дочь известного военачальника, генерала от инфантерии Виктора Эммануиловича Будде, и Александры Павловны Будде (урожд. баронессы Местмахер). В этом браке родились двое сыновей: Владимир (18 марта 1917 — 28 февраля 1987) и Борис(род. 1918).
Память:
Е. О. Патон на маркеПочты СССР
★Имя Е. О. Патона носит Научно-исследовательский институт электросварки, основу коллектива которого составляют его ученики.
★Имя Е. О. Патона носит Днепропетровский техникум сварки и электроники.
★Имя Е. О. Патона присвоено Мосту Патона в Киеве.
В ряде городов имеются улицы, названные в честь Е. О. Патона. Среди них:
★Львов;
★Нижний Тагил Свердловской области;
★Харцызск Донецкой области;
★Буча Киевской области (здесь имя учёного получила улица, на которой находилась его дача);
★Каховка Херсонской области.
★Херсон;
★В честь Е. О. Патона назван астероид 2727 Патон[en], открытый 22 сентября 1979 года. Н. С. Черных.
★В 1963 году в честь Е. О. Патона была выпущена марка Почты СССР.
★Мемориальная доска в честь Е. О. Патона открыта на проходной института ЦНИИТМАШ в Москве.
А так же его фамилией названы некоторые сварочные аппараты: Патон С-160, Сварочный инвертор ПАТОН ВДИ-160S, Сварочный аппарат-инвертор Патон ВДИ-250Р, Сварочный аппарат-инвертор Патон ПСИ-315Р-380, Сварочный аппарат инверторный Патон ВС-650СР и другие.
Публикации:
★Патон Е. О. Железные мосты. В 4 т. — М., Киев. — 1902—1907.
★Патон Е. О. Восстановление разрушенных мостов. — Киев. — 1918. — 135 с.
★Патон Е. О. Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса. — 2-е изд. — М.—Л.: Машгиз, 1941. — 112 с.
★Патон Е. О. Избранные труды. В 3 т. — Киев: Изд-во АН УССР, 1959—1961.
★Патон Е. О. Воспоминания / Лит. запись Ю. Буряковского. — Киев: Гослитиздат УССР, 1955. — 324 с.
★Патон Е. О. Воспоминания. — М. : Молодая гвардия, 1958. — 368 с. — (ЖЗЛ; Вып. 258). — 25 000 экз.
Примечания:
- ↑ Патон Евгений Оскарович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Мифы, события, факты:
1) Советское руководство платило огромные деньги за необходимые для индустриализации технологии, которые приходилось покупать на Западе. Например, за изобретенный в США метод электросварки под флюсом Москва уже была готова заплатить гигантские на тот момент деньги – 8 миллионов долларов. Однако академик Патон посоветовал не торопиться платить за то, до чего можно и самим додуматься. И действительно, очень скоро в его институте освоили этот способ электросварки.
2) Евгений Патон стал одним из первых лауреатов новоучрежденной Сталинской премии. По некоторым данным его фамилию в список внес лично И.Сталин. Академик написал официальное письмо В.Молотову с просьбой сделать премию коллективной, распространив на нескольких своих коллег. Когда ему в этом было отказано, ученый разделил премию в 100 тысяч рублей между тремя научными сотрудниками и несколькими рабочими, помогавшими в освоении сварки под флюсом. Также он был одним из немногих академиков, награжденный боевыми наградами. Себе он ничего не оставил.
3) Последнее творение академика после его смерти был назван именем Патона. Он и до сих пор является уникальным сооружением. Длина моста составила 1543 м, состоит он из 26 пролётов, ширина проезжей части - 21 м; все балки были смонтированы при помощи электросварки, а при монтаже пролётных блоков сделано 10 668 швов. Мост Патона был включен Американской академией сварки в список выдающихся инженерных сооружений.
4) Евгений Патон всегда отличался небывалой пунктуальностью и внутренней дисциплиной, чего требовал и от других. В бытность руководителем кафедры он мог лично проверят, кто из студентов опоздал на первую пару и был крайне строг к нарушителям, в том числе и к собственному сыну. Также академик отличался чрезвычайной бережливостью и экономностью. Рассказывали, что он лично выдавал сотрудникам канцелярские принадлежности и бумагу, а также мог раскритиковать заместителя по хозяйственной части за пригоршню разбросанных гвоздей.
5) В 1930-е годы в Бельгии построили сварной мост через канал Альберта, но он рухнул. Многие специалисты очень скептически относились к идее Патона постройки сварного моста через такую крупную реку как Днепр. Однако сам академик был уверен в собственной правоте и доказал это на деле. По сути, Евгений Оскарович совершил революцию в мостостроении.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B
9_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://heroes.profi-forex.org/ru/paton-yevgen-oskarovich
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |