Посохин Михаил Васильевич — Советский архитектор СССР — Академик АХ СССР (13.12.1910 — 22.01.1989)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: КПСС (1961).
Образование: МАРХИ, (мастерская Алексея Щусева (1938)).
Учёное звание: Академик АХ СССР (1979), Член-корреспондент АА СССР (1950).
Учёная степень: ?
Род деятельности: Высотного строительство, Сталинский ампир.
Биография
Посохин Михаил Васильевич — Родился (30 ноября) 13 декабря 1910 года, Томск, Российская империя, (ныне Томская область, РСФСР в составе СССР), в семье образованных мещан. Отец — Василий Михайлович Посохин (1868-1945) работал в типографии. Мать — Мария Александровна Посохина (1887-1963) работала в библиотеке.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1927 году — окончил среднюю школу.
В 1927 году — записался вольнослушателем Сибирского технологического института имени Ф. Э. Дзержинского, параллельно он посещал творческую студию художника Вадима Мизерова и работал учеником декоратора в Томском драматическом театре.
В 1931 году — получил диплом гражданского инженера. Молодой специалист перешёл в проектный отдел учреждения в Кузнецке (с 1932 в Сталинске), где принял участие в создании «соцгорода».
В 1935 году — Посохин переехал в Москву, чтобы поступить в мастерскую Алексея Щусева в МАРХИ, окончил вуз экстерном за три года. Во время обучения познакомился с молодым архитектором Ашотом Мндоянцем, ставшим другом и соратником Посохина на долгие годы.
В конце 1930-х — первые совместные проекты Посохина и Мндоянца были представлены на конкурсах аэровокзала в Москве и театра в Комсомольске-на-Амуре.
В годы Великой Отечественной Войны
В 1941 году — Посохин был прикомандирован к роте инженерной разведки МПВО, которая занималась возведением маскировочных конструкций и оперативным восстановлением разрушенных зданий.
В 1943 году — молодого архитектора привлёк к сотрудничеству Дмитрий Чечулин, который в то время руководил реконструкцией здания Моссовета на улице Горького.
С 1944 по 1946 год — Посохину и Мндоянцу поручили перестройку здания Генштаб ВС Союза на улице Фрунзе д. 19—21. Это был первый самостоятельный проект. Здание получило типичные черты нового стиля сталинский ампир.
Послевоенный период жизни
В 1946 году — Посохин возглавил одну из проектных мастерских Моссовета.
С 1948 по 1954 год — Михаил Посохин принял участие в строительстве четырёхэтажных домов на Хорошёвском шоссе. Это был первый в Советской истории опыт комплексной застройки жилого квартала панельно-каркасными зданиями.
В 1948 году — Посохин и Мндоянц выиграли конкурс на создание сталинской высотки — 24-этажного жилого небоскрёба на площади Восстания дом 1.
Фасады здания украсили характерные для сталинского ампира элементы:
- скульптурные группы,
- колоннады,
- пилястры
- венчающий здание шпиль.
В необыкновенном по Советским меркам жилом доме были применены многочисленные эксклюзивные решения.
На цокольных этажах находились:
- двухзальный кинотеатр «Пламя»,
- прачечная,
- самый большой в стране продовольственный магазин «Гастроном №15».
- подземная парковка на 134 машиноместа.
Уникальное здание получило соответствующую планировку и отделку. В частности, в доме построили 36 четырёхкомнатные квартиры. Во всех квартирах на кухнях были установлены:
- холодильники,
- встроенная мебель,
- мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов
- был предусмотрен доступ к мусоропроводу.
В 1949 году — за выполненный проект на площади Восстания дом 1. Посохин был награждён Сталинской премией второй степени.
В 1950 году — стал членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
Михаил Посохин интересовался не только созданием выдающихся сооружений — он одним из первых архитекторов в СССР разработал и реализовал проекты крупнопанельных зданий.
Следующий построенный комплекс — десятиэтажные дома на улице Куусинена, проект которых был предложен ещё в 1953 году. Принципы жилого домостроения, которые продвигал Посохин, были близки взглядам Никиты Хрущёва. Благодаря этому архитектор избежал обвинений в «украшательстве», которые партийное руководство выдвигало в адрес архитекторов в середине 1950-х годов.
В середине 1950-х годов — по проекту Посохина был перестроен главный фасад театра «Эрмитаж». Здание в стиле модерн получило принципиально новую внешность в стилистике сталинского ампира. К небольшому сооружению, прежде практически лишённому выразительных декоративных элементов, были добавлены два соединённых колоннадой флигеля.
С 1955 по 1960 год — планировка и застройка жилого района Хорошёвский.
С 1958 по 1961 год — ему удалось построить Кремлёвский дворец съездов — самое выдающееся здание В своём проекте Посохин использовал мотивы, предложенные Александром Власовым и Иваном Жолтовским для Дворца Советов. Центральное ядро здания составляют Зал заседаний и Банкетный зал, рассчитанные на 6000 и 4500 человек соответственно. Эти помещения с трёх сторон опоясаны взаимосвязанными пространствами фойе и кулуаров. Аналогичную компоновку помещений Посохин реализовал в проекте кинотеатра «Октябрь», который создавался в комплексной застройке проспекта Калинина.
Строительство минималистичного Кремлёвского дворца съездов с идеей раскрытия внутреннего пространства вовне служило отражением новой архитектуры эпохи оттепели. Ради возведения огромного здания пришлось уничтожить часть исторической застройки. Михаил Посохин с коллегами постарались гармонично вписать громадный параллелепипед в существующий архитектурный ансамбль. Ради этого пришлось на 15 м заглубить нижний уровень зала и вестибюля, а год спустя за реализацию проекта Михаил Посохин был награждён Ленинской премией.
В 1959 году — Посохин начал работу над комплексной застройкой курорта в Пицунде, который на тот момент являлся территорией СССР. Это был первый масштабный проект рекреационного учреждения, полностью разработанный в Советском Союзе. Во время работы в Грузии Посохин по совету Мндоянца пригласил на работу начинающего художника Зураба Церетели, который создал скульптурные композиции, украшенные мозаичными панно.
В 1960 году — Михаил Посохин возглавил Архитектурно-планировочное управление города Москвы. За время его пребывания на посту архитектурный облик столицы коренным образом изменился.
С 1961 года — член партии КПСС.
В 1960-х годах архитекторы Посохин и Николай Уллас возглавили работу над генеральным планом развития Москвы. Предполагалось, что он станет образцом для развития всех Советских городов в начале XXI века.
С 18 марта 1962 года по март 1979 года — Был депутатом Верховного Совета СССР 6-9 созывов.
Первая крупная стройка, которую он инициировал на посту Архитектурно-планировочного управление города Москвы — новый проспекта Калинина.
30 июля 1962 года — окончательный план магистрали был утверждён. В первоначальном плане присутствовало много новаторских решений. Автомагистраль должна была проходить ниже поверхности земли, а над ней следовало проложить многочисленные пешеходные мостики. 26-этажные высотки южной части проспекта являлись одной огромной коммуной, соединённой общим двухэтажным стилобатом, в котором предлагалось создать развлекательные учреждения. Согласно первоначальному плану, в этих домах проектировались исключительно малогабаритные квартиры для молодых семей. При реализации плана в проект были внесены многочисленные изменения. По требованию Хрущёва было проложено обычное дорожное полотно, из-за чего комплексы северной и южной части проспекта оказались обособленными.
С 1963 по 1970 год — следующей знаменательной работой Посохина стал комплекс зданий СЭВ. Основной корпус высотой в 31 этаж получил оригинальную форму в виде двух изогнутых пластин, соединённых прямоугольным объёмом. Подобный приём логически развивал идеи застройки проспекта Калинина. В данном случае плавный изгиб разбавлял монотонность коридоров и обеспечивал для зрителя снаружи комфортный блик стеклянной поверхности.Новый проспект стал важной вехой в развитии типового строительства как наглядный пример выразительного эффекта от чередования высотных и малоэтажных зданий. Однако целостное восприятие комплекса возможно только при движении на автомобиле. Для пешехода ритмичная композиция выглядит слишком укрупнённой и монотонной. Хотя строительство проспекта Калинина являлось частью трансформации Москвы из старого города в современный мегаполис, уничтожение старинной застройки и создание высотных зданий в историческом центре вызвало критику со стороны культурного сообщества.
С 1963 по 1967 год — он создал и возглавил Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, реорганизовал систему проектных организаций, объединил наиболее активные архитектурные силы страны.
В середине 1960-х годов Михаил Посохин возглавил реконструкцию Суздаля.
Параллельно в радиусе 100 км от столицы предполагалось создать сеть городов-спутников. Согласно проекту, столичная радиально-кольцевая система дорог сохранялась, но дополнялась прямоугольной системой скоростных шоссе.
В 1967 году — Посохин разработал павильон СССР для Всемирной выставке в Монреале. Канадский павильон был выдержан в стилистике московских сооружений. Здание получило остекление по всему периметру и мощный стилобат, в котором размещалась часть общественных помещений.
С 1968 по 1974 год — Михаил Посохин создавал крупный посольский комплекс в Бразилии. Здание в Бразилии было оформлено ярко, с контрастной расцветкой стен и балконами на главном фасаде.
В 1970 году — Посохин разработал павильон СССР для Всемирной выставке в Осаке. Сооружение в Японии отличалось оригинальностью: оно символизировало развевающееся красное знамя. За счёт максимальной высоты в 104 м павильон был виден со всех уголков выставки.
20 октября 1970 года — В Москве открылся V Съезд архитекторов СССР. На нём прозвучал призыв внимательно относиться к работам зарубежных мастеров и расширять участие в деятельности Международного союза архитекторов. Съезд запомнился своей неформальной атмосферой: среди участников распространялась сатирическая газета с шаржами и эпиграммами.
В начале 1970-х годов — инициировал поквартальное обследование исторической застройки Москвы. В результате был опубликован многотомник «Памятники архитектуры Москвы» и реконструирована первая в Москве пешеходная улица Арбат.
В начале 1970-х годов — под руководством Михаила Посохина началось возведение нового экспериментального района Северное Чертаново. Создатели стремились достичь нескольких целей. Во-первых, избежать однообразия застройки, которое являлось результатом промышленного производства стеновых панелей. Для этого возводились дома со сложной конфигурацией и переменной этажностью. В микрорайоне были устроены подземные парковки и транспортные сети, чтобы частично изолировать проезжие части от пешеходных зон. Каждый дом формировал небольшой замкнутое дворовое пространство.
При создании Северного Чертанова впервые в Советском Союзе при создании жилых зданий из типовых конструкций был применён широкий шаг несущих стен — 7,2 м. Это позволило использовать свободную планировку: при вариации комнат от 1 до 5 новосёлы могли выбрать 40 вариантов квартир, в том числе — двухуровневые.
С 1972 по 1985 год — Михаил Посохин создавал крупный посольский комплекс в США. Здание в США получило монументальный облик в строгой стилистике официальных сооружений округа Колумбия.
С 1974 по 1980 год — наиболее полно идею комплексной застройки Михаил Посохин реализовал в проекте Центра международной торговли. Согласно задумке архитекторов, в корпусах ЦМТ размещались отель международного класса на 600 номеров, апарт-отель на 625 номеров и 22-этажный офисный центр. Для всего комплекса был создан единый трёхэтажный стилобат, в котором разместились различные общественные учреждения: от конференц-залов до ресторанов.
С осени 1977 по 1980 год — на проекте спортивного комплекса «Олимпийский» было реализовано, разделение зон для движения автомобилей и пешеходов ещё отчётливее использовала 11-метровый перепад высот, который существует в пределах огромного сооружения.
В 1978 году — Посохин был избран Почётным членом Американского института архитекторов.
С 1979 по 1987 год — Генеральный штаб Вооружённых сил СССР.
22 января 1989 года — Михаил Посохин умер, похоронен рядом со своими родителями на Ваганьковском кладбище (16 уч.).
Награды СССР
Ордена СССР:
Орден Ленина.
Орден Трудового Красного Знамени -4.
Орден Дружбы народов.
Орден Знак Почёта.
Медали СССР:
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. (1970).
Медаль В память 800-летия Москвы.
Медаль юбилейная Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Медаль юбилейная Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Медаль юбилейная Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
Медаль Ветеран труда
Звания:
Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950).
Народный архитектор СССР (1970).
Академик Академии художеств СССР (1979).
Премии:
Лауреат Сталинской премии второй степени (1949).
Лауреат Ленинской премии (1962).
Лауреат Государственной премии СССР (1980).
Постройки
- Старое здание Генштаб ВС Союза на улице Фрунзе д. 19—21. (1944—1946);
- Высотка на площади Восстания дом 1. (1948—1954);
- Жилой квартал, Хорошёвское шоссе (совм. с инженером Лагутенко В. Г., 1948—1954);
- Планировка и застройка жилого района Хорошёвский. (1955—1960);
- Кремлёвский дворец съездов (1959—1961);
- Курорт в Пицунде (1959—1967);
- Проспект Калинина (1962—1969);
- Кинотеатр «Октябрь» (1967);
- Посольство СССР в Бразилиа (1968—1974);
- Здание СЭВ (1970);
- Комплекс зданий МГИМО на ул. Лобачевского (1970—1976);
- Комплекс зданий Академии Общественных наук при ЦК КПСС, проспект Вернадского (1972—1984);
- Образцово-перспективный жилой район, Северное Чертаново (1972—1984);
- Экспоцентр (1972);
- Посольство СССР в Вашингтоне (1972—1985);
- Центр международной торговли (1974—1980);
- Спорткомплекс «Олимпийский» (1977—1980);
- Генеральный штаб Вооружённых сил СССР, Арбатская площадь (1979—1987).
Семья
Жена — Галина Попова (1925-2016), была заслуженной артисткой РСФСР, играла во МХАТе.
- Сын — Михаил Михайлович Посохин (1948) - архитектор, с 1982 года работает в управлении № 18 института «Моспроект-2».
Память
Почтовая марка СССР № 1583, Проект высотки на площади Восстания
Публикации
-
Автор
- Посохин М. В. Архитектура каркасно-панельных жилых домов. М., 1953;
- Посохин М. В. Мндоянц А. А., Пекарева Н. А. Кремлёвский Дворец съездов. М., 1966;
- Посохин М. В. Градостроительство в СССР и его перспективы. М., 1967;
- Посохин М. В. Будущее столицы. Основные идеи проекта генерального плана Москвы. М., 1970;
- Посохин М. В. Перспективы развития Москвы. М., 1973;
- Посохин М. В. Город для человека. М., 1973;
- Посохин М. В. Москва за годом год. М., 1984;
- Посохин М. В. Архитектура окружающей среды. М., 1989;
-
Ответственный редактор
- Кремль. Китай-город. Центральные площади / Редактор: Михаил Посохин. — М. : Искусство, 1982. — Вып. 1. — С. 28, 264. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 25 000 экз.
Литература
- Гольдштейн А. Ф. Зодчество. — М.: Просвещение, 1979. — 445 с.
- Иконников А. В. Архитектура Москвы. ХХ век. — М.: Московский рабочий, 1984. — 222 с.
- Навлицкая Г. Б. Осака. — М.: Наука, 1983. — 287 с.
- Олтаржевский В. К. Строительство высотных зданий в Москве. — Гос. из-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1953. — 215 с.
- Посохин М. В. Архитектура крупнопанельных зданий (Из опыта проектирования). — Московский рабочий, 1953. — 66 с.
- Посохин М. В. Город для человека. — М.: Прогресс, 1973. — 166 с.
Мифы, события, факты.
1. Во время обучения в МАРХИ познакомился с молодым архитектором Ашотом Мндоянцем, ставшим другом и соратником Посохина на долгие годы. По воспоминаниям Михаила Посохина-младшего, даже много лет после знакомства два архитектора «работали целый день в мастерской, потом вместе шли с работы, продолжая обсуждать новые идеи по дороге, чаще всего приходили к нам, ужинали, пили чай, а потом на освободившемся столе, а зачастую и на полу раскладывали кальки и бумагу и продолжали работать, искать, обсуждать, эскизировать».
2. О работе над зданием на площади Восстания дом 1, Михаил Посохин написал в мемуарах «Дороги жизни». Среди прочего он отметил тот факт, что архитекторам категорически запретили использовать зарубежные журналы, чтобы избежать копирования приёмов западных мастеров.
3. В опубликованной книге в 1953 году — он подробно объяснял новые принципы жилого строительства. Посохин подчёркивал, что для быстрого строительства новых жилых массивов на окраине столицы необходима «всемерная индустриализация… на базе типизации и широкого применения конструкций, архитектурных деталей, элементов санитарно-технического и инженерного оборудования заводского изготовления». Мастер считал, что проектировать новые каркасные дома необходимо с учётом будущего размещения на первых этажах магазинов, детских учебных заведений и развлекательных организаций. Также строители должны продумывать украшение задних фасадов и организацию дворового пространства.
Материалы
Орлов Г.В. «Посохин Михаил Васильевич — Советский архитектор СССР — Академик АХ СССР (13.12.1910 — 22.01.1989)» — (биография 03.02.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D
0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%
BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/445207
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |