Андреев Владимир Александрович — Советский военачальник СССР — Адмирал СССР (26.12.1904 — 28.03.1994)
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Член партии: ВКП(б) (1925).
Образование: Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе (1927); Командный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. (1941).
Воинское звание: Адмирал СССР (27.01.1951).
Командующий: 4-м (Балтийским) флотом.; и. о. командующего Черноморским флотом.
Член ВКП(б) с 1925 года.
Биография
Андреев Владимир Александрович родился 26 декабря 1904 года на станции Бугат КВЖД.
В 1922 году московский комсомолец Андреев с приятелем по призыву «Укрепляй Красный флот» пришел в Хамовнический райком комсомола. Тяга молодежи на флот была столь велика, что в райкоме друзьям предложили только оставшиеся две путевки в Военно-морское подготовительное училище.
В 1923 году вступил на службу в ВМФ. За время обучения в училище побывал в первых заграничных походах кораблей Советских морских сил «Аврора» и «Комсомолец» (в 1924 и 1925 годах).
Образование получил в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе (1927).
После окончания училища Андреев служил командиром взвода Балтийского флотского экипажа (октябрь 1927 года — январь 1928 года).
С октября 1929 года по сентябрь 1930 года окончил штурманский класс Специальных курсов комсостава ВМС РККА.
С октября 1930 года до декабря 1932 года Андреев служил младшим штурманом линейного корабля «Марат».
В апреле 1932 года Андреев прибыл на Тихий океан.
С мая 1932 года до января 1934 года он служил флаг-штурманом бригады заграждения и траления. Затем его назначили командиром минного заградителя. Сначала командовал минным заградителем «Эривань», где получил неплохую практику, а когда на флот поступили новые суда — был назначен командиром минного заградителя «Теодор Нетте».
С декабря 1936 по январь 1938 года Андреев являлся начальником штаба бригады заграждения и траления, а затем до августа 1939 года — командиром этой бригады. Он принимал участие в боях у озера Хасан (1938).
С августа 1939 по апрель 1940 года Андреев командовал ОВРом Главной базы Тихоокеанского флота.
В апреле 1940 – апреле 1941 года Андреев окончил командный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. Направили его на Черное море.
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны с мая 1941 года — начальник штаба эскадры Черноморского флота.
Принимал участие в разработке планов постановки оборонительных минных заграждений, нанесения удара по Констанце, в боевых действиях кораблей эскадры при обороне Одессы и доставке в город пополнения, оружия и военной техники. Штаб эскадры под руководством Андреева обеспечил в ночь на 22 сентября 1941 года высадку морского десанта под Григорьевкой и эвакуацию войск из Одессы, действия кораблей в ходе обороны Севастополя.
В ходе высадки десанта под Григорьевкой Андреев находился со штабом на борту крейсера «Красный Кавказ». Эсминец «Фрунзе», на котором шел командующий эскадрой Л.А. Владимирский, потопила германская авиация, управление операцией было нарушено. Командование передали командиру десантного отряда капитану 1-го ранга С.Г. Горшкову. Так как отряд высадочных средств опоздал, Андреев рекомендовал Горшкову использовать для десантирования корабельные средства. После обстрела берега к нему двинулись катера и барказы. При поддержке артиллерии моряки успешно высадились. В наступление перешли и войска из Одессы. Захват плацдарма под Григорьевкой позволил освободить Одессу от обстрела вражеской артиллерии.
После вывода 30 октября 1941 года части крупных кораблей из Севастополя, который подвергался ударам с воздуха, в главной базе оставались крейсера «Червона Украина», «Красный Крым», эсминцы «Бодрый», «Незаможник», «Шаумян», а также корабли, стоявшие в ремонте. Позднее в Севастополе был создан отряд артиллерийской поддержки, который возглавил капитан 1-го ранга В.А. Андреев с группой штабных работников. В состав отряда вошли также крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Дзержинский» и «Железняков». Кроме того, артиллерийскую поддержку защитников Севастополя осуществляли корабли эскадры, приходившие в главную базу.
17 декабря 1942 года, когда гитлеровцы начали штурм Севастополя, было решено на подкрепление перебросить 79-ю морскую стрелковую бригаду. Руководил переброской бригады капитан 1-го ранга В.А. Андреев, который, как командир отряда артиллерийской поддержки, готовился к высадке на Керченском полуострове. Уже через полчаса после получения приказа крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Бодрый» и «Незаможник» приготовились принимать войска. Погрузка прошла быстро. Корабли должны были прибыть к Севастополю до рассвета, но задержались из-за ожидания командующего флотом. Затем свои коррективы внесли шторм и туман. Так как точного места не знали, было опасно идти через минные заграждения. После совещания с Андреевым и флагманским штурманом Ф.С. Октябрьский решил маневрировать вблизи фарватеров. Так как туман к рассвету не рассеялся, Октябрьский приказал прорываться прибрежным фарватером. Несмотря на обстрел береговой артиллерии и удары с воздуха, корабли без потерь полным ходом вошли в Севастопольскую бухту. Во время выгрузки бригады корабли обстреливали неприятельские позиции. Благодаря поддержке корабельной артиллерии и контратаке 79-й бригады удалось восстановить положение под Севастополем и сорвать план неприятеля взять город. За успешную высадку войск Ф.С. Октябрьский, которому Андреев доложил о выполнении задачи, объявил морякам благодарность от имени Военного совета Севастопольского оборонительного района и защитников Севастополя.
В Керченско-Феодосийской десантной операции (декабрь 1941 – январь 1942 года) Андреев командовал отрядом кораблей артиллерийской поддержки. Он обеспечил прорыв кораблей в порт Феодосия и высадку десантников на причалы и мол.
Высадку десанта в Феодосии возложили на отряд высадки «А» под командованием капитана 1-го ранга Н.Е. Басистого. В его состав входил отряд кораблей высадки и поддержки десанта, которым командовал Андреев. Планировали, что в порт Феодосия сначала войдут сторожевые катера с передовыми отрядами, разведут боновые заграждения и зажгут на молу маячный огонь. За ними к молам предстояло швартовать крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ», эсминцы и тральщик «Щит». Они должны были высаживать десант и поддерживать его огнем.
После погрузки десанта на корабли военком эскадры B.И. Семин и В.А. Андреев провели совещание об операции с командирами и военкомами частей. С наступлением темноты корабли вышли в море. Для маскировки цели корабли сначала шли на Севастополь, потом повернули к Феодосии. Только в море десантникам сообщили место высадки.
В день высадки 29 декабря 1941 года Андреев находился на крейсере «Красный Кавказ». Когда крейсер не удалось пришвартовать к молу бортом из-за сильного отжимного ветра, капитан 1-го ранга разрешил причаливать так, как получится. Под огнем противника крейсер, получивший повреждения, с трудом пришвартовали кормой, и десантники бросились на берег.
01 января 1942 года, после возвращения кораблей в Новороссийск, Андреев и бригадный комиссар В.И. Семин докладывали начальнику Главного политического управления ВМФ И.В. Рогову о ходе боевых действий при высадке десанта и получили высокую оценку; особенно высоко Рогов оценил взаимодействие моряков и сухопутных войск.
Позднее В.А. Андреева назначили командовать отрядом высадки десанта в Судаке. Десантники (1750 человек, 4 горных орудия) после высадки должны были овладеть узлом дорог, чтобы способствовать наступлению войск Крымского фронта. Отряд высадки составили крейсер «Красный Крым», эсминцы «Сообразительный», «Шаумян» и канонерская лодка «Красный Аджаристан» с группой высадочных средств (6 сторожевых катеров). Операция началась вечером 15 января 1942 года. Тихоходная канлодка с катерами, хотя и вышла в море заранее, не успела к месту встречи.
В ночь на 16 января 1942 года , после обстрела побережья с кораблей отрядом поддержки, когда подошла канлодка, начали высадку. После нее отряд высадки вернулся в базу. Однако десант был блокирован на суше, так как фронт не смог выполнить задачу и продвинуться к месту высадки.
22 января 1942 года командующий Кавказским фронтом приказал высадить еще один горнострелковый полк у Судака. Командиром высадки назначили вновь Андреева. В его распоряжении был отряд высадки, который составили крейсер «Красный Крым» и эсминец «Шаумян», отряд артиллерийской поддержки (2 эсминца) и отряд высадочных средств (тральщик и 6 сторожевых катеров).
Собрав 23 января 1942 года корабли и суда в Новороссийске, командование высадки провело инструктаж командиров подразделений десанта, командиров кораблей и катеров. Вечером 24 января, несмотря на штормовую погоду, моряки доставили на берег большую часть десанта и грузов. Однако и этот десант, высаженный вдали от фронта, был изолирован и уничтожен.
26–27 февраля 1942 года для поддержки запланированного наступления Крымского фронта корабли эскадры должны были обстрелять многие пункты побережья Крыма. К этой операции привлекали все 14 боеспособных кораблей. Штаб эскадры во главе с Андреевым четко спланировал действия. Однако не во все части левого фланга Крымского фронта были посланы корректировочные посты, и эффективность обстрела оказалась невелика. Для себя начальник штаба эскадры оставил особую задачу. 28 февраля из Севастополя вышел отряд кораблей капитана 1-го ранга Андреева (крейсер «Красный Крым» и 2 эсминца). Эти корабли должны были служить отрядом поддержки высадки демонстративного десанта под Алуштой, которую предстояло осуществить отряду высадки (2 тральщика, 4 сторожевых катера). Отряд Андреева подавил огневые точки противника на берегу. Десант был высажен и к 4.00 уже возвратился на суда.
18 апреля 1943 года моряка произвели в контр-адмиралы.
С апреля 1943 — командующий Северо-Тихоокеанской военной флотилией.
05 ноября 1944 года – произвели в вице-адмиралы.
Война с Японией 1945 года
В августе-сентябре 1945 года руководил операцией по высадке десантов и захвату Южного Сахалина и Курильских островов.
По плану Южно-Сахалинской операции 56-й стрелковый корпус 16-й армий 2-го Дальневосточного фронта должен был 11 августа 1945 года перейти границу и во взаимодействии с Северной Тихоокеанской флотилией к 25 августа 1945 года овладеть Южным Сахалином. За 5 суток первого этапа операции войскам следовало прорвать передовые укрепленные позиции на границе. На втором этапе предстояло овладеть за три дня хорошо укрепленной позицией; на этом этапе с помощью десанта предполагали взять порт Эсутору и лишить противника связи по западному побережью полуострова. На третьем этапе для поддержки стремительно наступавших войск следовало морским десантом взять порт Маока и поставить под угрозу военно-морскую базу Отомари.
08 августа 1945 года моряки флотилии скрытно выставили минные заграждения в Татарском проливе и Сахалинском заливе.
10 августа 1945 года флотилия получила приказ командующего флотом о высадке в портах Южного Сахалина десанта для содействия 16-й армии.
К этому времени флотилия располагала:
- сторожевым кораблем «Зарница»,
- минными заградителями «Астрахань», «Океан»,
- 9 подводными лодками,
- 24 торпедными катерами,
- 2 дивизионами тральщиков, дивизионом сторожевых катеров.
Специальных десантных судов флотилия не имела, а для поддержки огнем высадки можно было использовать только «Зарницу», «Океан», 3 тральщика и морские охотники.
Флотилия имела на вооружении:
- 15 бомбардировщиков,
- 12 штурмовиков,
- 21 разведчик,
- 44 истребителя.
Но частые туманы в августе могли свести эту главную ударную силу флотилии на нет. Для высадки подготовили 365-й батальон морской пехоты. Моряки готовились к высадкам десантов, однако их было мало. Кроме того, под рукой не оказалось десантно-высадочных средств из числа торговых либо рыболовецких судов. Так как начавшие наступление 11 августа 1945 года сухопутные войска двигались медленно, стало ясно, что десантников ждет сопротивление противника. Однако задачу следовало выполнять. Разведка показала, что первоначально избранный порт Эсутору слишком мелководен для выгрузки техники. 14 августа 1945 года избрали порт Торо. Кроме морских пехотинцев, привлекли стрелковый батальон. Командиром высадки назначили наиболее опытного капитана 1-го ранга Леонова. Высадку планировали при поддержке авиации и артиллерии кораблей. Для отвлечения внимания следовало нанести за 12–14 часов удар по Эсутору, а потом уже атаковать с воздуха Торо. Для высадки организовали 4 десантных отряда и группу охранения.
15 августа 1945 года от командующего Тихоокеанским флотом поступил приказ: «…силами СТОФ, двумя батальонами 13-й стрелковой бригады подготовить десант для захвата Маока…» Вслед за тем прибыл приказ командующего фронтом о высадке десанта в порту Маока и взятии Сахалина к 25 августа 1945 года.
В ночь на 16 августа 1945 года I десантный отряд: «Зарница», 4 сторожевых катера МО (в ходе подготовки минный заградитель «Океан» исключили из состава отряда) – высадил в Торо разведывательный отряд, который овладел портом. Вслед за тем II десантный отряд (14 торпедных катеров) доставил в Торо батальон морской пехоты. III отряд (4 тральщика) перебросил стрелковый батальон.
К утру 17 августа 1945 года IV десантный отряд (2 транспорта, 2 катера) доставил артиллерию и тылы. В этот день были взяты Эсутору и соседние городки. А Андреев получил нагоняй от командующего фронтом за то, что без разрешения использовал стрелковый батальон. Пришлось его вернуть, а 365-й батальон морской пехоты (заслуживший звание гвардейского) направили на юг к сильно укрепленному порту Маока. Порт этот стал второй целью для Северной Тихоокеанской флотилии.
Пока шли бои за Торо, проходила подготовка и к взятию второго порта. Высадку одновременно в центральной гавани и южном ковше порта наметили на 18 августа, но перенесли из-за неготовности транспортов. Утром 20 августа 5 транспортов и 17 кораблей с десантом (113-я стрелковая бригада и сводный батальон моряков частей флотилии) вышли из Советской Гавани. В тумане нашли вход в порт Маока, и катера высадили десант так стремительно, что японцы не сразу начали сопротивление. К 14.00 город Маока был взят, несмотря на возрастающее сопротивление противника. Борьба разгорелась за соседние города.
Когда разведка доложила, что на взятом в Маоке транспорте нашли карту минных полей, на которых был проложен фарватер у берега, пришлось призадуматься, ибо фарватер простреливала батарея на берегу, а в Отомари обнаружили большой корабль. Андреев на гидросамолете вылетел в Маоку, чтобы принять руководство операцией на себя. Прибыв в город, он видел многочисленные следы ожесточенных боев. После обсуждения было решено утром 22 августа 1945 года собрать 3 батальона морской пехоты и 24 августа 1945 года высадиться в Отомари. Несмотря на шторм, от которого страдали шедшие на буксире катера, флотилия продвигалась вперед. Ее составили минный заградитель «Океан», 6 торпедных катеров, 8 тральщиков, 4 морских охотника.
24 августа 1945 года десант высадился в Отомари. Японский гарнизон капитулировал. Южный Сахалин был возвращен нашей стране.
На этом действия моряков Северной Тихоокеанской флотилии не завершились. Требовалось принять капитуляцию японских войск на Южных Курильских островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и других.
Со 02 по 05 сентября 1945 года острова Малой Курильской гряды были заняты без сопротивления десантами из Отомари.
В Южно-Сахалинской и Курильской операциях (август-сентябрь 1945 года) Андреев руководил разработкой и проведением боевых действий по высадке десантов, захвату портов на Южном Сахалине и Курильских островах. За проведение этих операций вице-адмирала наградили орденом Ушакова I степени. В наградном листе было написано: «…провел большую работу по подготовке Военно-морских сил флотилии к активным действиям против японских захватчиков на Южном Сахалине. Корабли флотилии приняли участие в обеспечении фланга армии при прорыве обороны японцев на Сахалине. Подготовил и осуществил высадку морского десанта в базы противника и захват их»
С ноября 1945 по июнь 1946 — командующий Сахалинской военной флотилией.
В июне 1946 – марте 1947 года Андреев был начальником штаба Юго-Балтийского флота.
С марта 1947 по август 1952 — командующий 4-м (Балтийским) флотом.
27 января 1951 года произвели в адмиралы.
В 1952—1955 годах — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба ВМС.
В марте-ноябре 1955 — и. о. адмирала-инспектора ВМФ.
В ноябре-декабре 1955 года — и. о. командующего Черноморским флотом.
С января 1956 года — адмирал-инспектор ВМФ.
С февраля 1957 по ноябрь 1960 — начальник Военно-морской академии.
В 1959 году журнал «Морской сборник» № 4 опубликовал его статью «40 лет Военно-морской академии».
В 1961—1968 годах — начальник тыла ВМФ.
В марте 1968 года вышел в отставку.
Умер 28 марта 1994 года в Москве. После кремации урна с прахом В. А. Андреева была помещена в колумбарий Кунцевского кладбища.
Награды СССР
Ордена СССР:
- Орден Ленина (1948),
- Орден Красного Знамени -3 (1942, 1944, 1953),
- Орден Ушакова 1-й степени (1945),
- Орден Нахимова 1-й степени (1944),
- Орден Отечественной войны 1 степени (1985) и
- Орден Красной Звезды (1984).
Медали СССР:
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»,
- Медаль «За оборону Одессы»,
- Медаль «За оборону Севастополя»,
- Медаль «За оборону Кавказа»,
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
- Медаль «За победу над Японией»
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
- Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»,
- Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,
- Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»,
- Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»,
- Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»,
- Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»,
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
Именные награды СССР:
Воинские звания СССР
- Контр-адмирал (18.04.1943),
- Вице-адмирал ,(05.10.1944),
- Адмирал (27.01.1951) .
Память
- В. А. Андреев — автор мемуаров «Моря и годы» (1982).
Сочинения
- Северная Тихоокеанская вступает в бой // Боевая вахта. 1972. 2 сентября;
- Первая морская // Форпост героев. Хабаровск, 1973. С. 280–284;
- Воспоминания // Боевая вахта. 1977. 27 и 29 марта, 2 апреля;
- Освобождение Сахалина // Мы – тихоокеанцы. Владивосток, 1977. С. 260–269.
- В 1982 году «Воениздат» выпустил книгу воспоминаний «Моря и годы» о начале службы моряка.
См. также
- Список адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов ВМФ СССР (1940—1945)
- Список инженер-адмиралов, инженер-вице-адмиралов, инженер-контр-адмиралов ВМФ СССР (1940—1945)
Примечания
- ↑ Минные заградители
- ↑ Андреев Владимир Александрович
- ↑ Андреев Владимир Александрович (1904—1994)
Материалы
- Орлов Г.В. «Андреев Владимир Александрович — Советский военачальник СССР — Адмирал СССР (26.12.1904 — 28.03.1994))» — (биография 17.02.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B
0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%
B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB)
https://military.wikireading.ru/14704
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |