СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [121]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Моря СССР [3]
Моря СССР - Азовское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Каспийское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Японское
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [55]
Области СССР
Озёра СССР [10]
Озёра СССР
Острова СССР [2]
Острова СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Улицы СССР

Большая Дорогомиловская — улица на западе Москвы

 Большая Дорогомиловская — улица на западе Москвы

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

 


Страна:    СССР
Город:    Москва.
Первое упоминание:     XVI век.
Статус:    Улица.
Образована:    XVIII век.
Протяжённость:    1,3 км.
Проезжая часть:     70 м.
Часовой пояс:    UTC +2
Координаты:     55°44′45″ с. ш. 37°33′56″ в. д.

 

 

Большая Дорогомиловская — улица на западе МосквыБольшая Дорогомиловская — улица на западе Москвы. По левую сторону - станция метро «Киевская» Московского метрополитена имени В.И. Ленина, и Киевский вокзал.

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Местность Дорогомилово известна с XIII века по владельцу вотчины боярину Ивану Дорогомилову, и первоначально располагалась на левом берегу Москвы-реки. Но в XVI веке на правом берегу была основана Дорогомиловская ямская слобода. С тех пор Дорогомиловом стали называть местность в излучине Москвы-реки, на правом берегу. Название Дорогомиловская улица получила в XVIII веке. Слово Большая добавилось в название после того, как при застройке образовалась параллельная улица, названная Малой Дорогомиловской.

Первоначально Смоленская дорога из Москвы на запад проходила от Смоленских ворот Земляного города по Плющихе, мимо Новодевичьего монастыря и через Сетуньскую переправу. Тогда Дорогомилово называли ещё местность на левом берегу Москва-реки. На правый берег это название было перенесено в конце XVI века тогда же, когда была изменена трасса Смоленской дороги, теперь проходившей по нынешней Смоленской и Большой Дорогомиловской улицам. Примерно в это же время сюда были переселены из села Большие Вязёмы «государевы ямщики» — крестьяне, освобождённые от всех повинностей, но взамен этого обязанные заниматься «ямской гоньбой» — перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано:

Охотники ямские из того Вязёмского яму переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу.

 

Так на правом, ранее не заселённом берегу в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода, главной улицей которой стала нынешняя Большая Дорогомиловская.

В 1742 году — был сооружён Камер-Коллежский вал, ставший таможенной, а позже административной границей Москвы. Большая Дорогомиловская улица заканчивалась у ворот Дорогомиловской заставы, за которой начиналось Можайское шоссе.

Закат эпохи ямщиков наступил в середине XIX века, когда почту начали перевозить в специальных почтовых экипажах, по железным дорогам и пароходами. Ямщики, лишенные старых привилегий, становились городскими извозчиками, легковыми или ломовыми, развозившими грузы от железнодорожных станций.

01 августа 1899 года — Отправился первый поезд с построенного в Дорогомилове Брянского (ныне Киевского) вокзала. Из-за этого нагрузка на улицу и Бородинский мост существенно возросла: целый день по Дорогомиловской улице тянулась бесконечная вереница извозчиков. После постройки вокзала Дорогомилово начали усиленно застраивать, преимущественно деревянными двухэтажными домами.

Дорогомилово было бедной окраиной Москвы, к тому же, часто затопляемой при наводнениях. Особенно большие наводнения случились в 1879 и в 1908 годах.

В 1879 году — вода залила большую часть Дорогомиловской улицы и поднялась на 3 аршина (213,36 см). Почти все низменные переулки с их домами, подвальные этажи и одноэтажные дома были целиком залиты. Жители забирались на чердаки и тем только спасались от гибели. Некоторые из осажденных наводнением снимали с петель ворота и плавали на них в поисках пищи. Потоки воды неслись с такой силой, что на углу одного из переулков вода отмыла целый угол каменного дома вместе с полом и имуществом.

В 1908 году — Дорогомилово пострадало во время наводнения. Наводнение началось утром в пятницу на Страстной неделе, и вода держалась до вечера первого дня Пасхи. В пятницу в Богоявленском храме совсем не было богослужения. На Большой Дорогомиловской улице были залиты первые этажи, а в переулках некоторые одноэтажные дома залило совсем, с крышей. По улице и по переулкам передвигались на лодках. По Дорогомиловской улице все утро горели фонари, и их некому было тушить. Многие лесные и дровяные склады по правую сторону моста разнесло половодьем. Трёхгорный пивоваренный завод почти весь был залит водой. Вода подошла к Дорогомиловскому кладбищу и залила часть могил. Огромная вокзальная площадь представляла собой бурное озеро. Брянский вокзал не мог функционировать, и поезда приходилось отправлять с Брестского вокзала.

Разлив реки Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания… Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12 полицейских участков города, но особенно пострадаль пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба Пятницкой. Наводнение этого года охватило около 4 миллионо кв. сажен, то есть 1/5 часть всей площади города.
 

— Доклад № 128-й Московской городской управы по борьбе с наводнением, организации помощи пострадавшему населению и о размерах убытков, причинённых наводненеим

25 апреля 1908 года

 

В конце XIX века — от Дорогомиловской заставы к центру города можно было доехать конкой.

В 1909 году — встал вопрос о прокладке в Дорогомилово линии электрического трамвая. Жители Дорогомилова подали в Думу прошение, мотивируя необходимость капитального ремонта Бородинского моста и прокладки трамвайной линии тем, что население Дорогомилова, включая окрестности, достигло ста тысяч жителей.

05 ноября 1909 года — Было открыто движение электрического трамвая по новой линии на Большой Дорогомиловской улице от Дорогомиловской заставы  . Окраинные улицы обыкновенно освещались керосиновыми лампами, но после прокладки трамвайной линии вдоль Большой Дорогомиловской улицы загорелись керосиново-калильные фонари, дававшие большой круг очень яркого света.

 

Повествование

После победы Великой Октябрьской Революции

В декабре 1934 года — была закончена прокладка по Большой Дорогомиловской улице (с Арбата до Дорогомиловской заставы) линии троллейбуса, ставшей второй в Москве после линии на Ленинградском шоссе. Троллейбусы ходят по улице до сих пор.

10 июля 1935 года — Был утверждён Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было записано:

Площадь Киевского Вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки. Дорогомиловская улица до Дорогомиловской площади расширяется с 31 до 70 м.

Реконструируемая Дорогомиловская площадь становится узловой, разгрузочной и связывает Дорогомиловскую улицу и Новый Арбат с Можайским шоссе. Можайское шоссе превращается в одну из самых оживлённых артерий города шириной 70 — 100 м.

Правая сторона этой магистрали освобождается от ветхих зданий. Богатые зелёные массивы связывают магистраль с набережной Москвы-реки. В целях разгрузки Арбата прокладывается новая прямая магистраль, так называемая Новоарбатская. Магистраль проходит от Москвы-реки через кварталы Дорогомиловской улицы и Дорогомиловской площади.

Набережная Москвы-реки превращается в сквозную магистраль. Набережные озеленяются, берега одеваются в гранит. Москва-река у Дорогомиловской луки спрямляется. Дорогомиловская набережная становится одной из благоустроенных улиц Москвы. Бережковская набережная расширяется до 50 м.

 

В 1936 году — в преддверии реконструкции улицы, линия трамвая, существовавшаяя с 1909 года была переложена на соседние улицы. Теперь трамвай стал ходить по 1-му и 2-му Брянским переулкам, Брянской и 2-й Извозной улицам.

В 1936 году — началась застройка Кутузовского проспекта от места его слияния с Большой Дорогомиловской улицей, а также дом 5 и 7/2. Остальные дома на улице были сооружены уже после Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной Войны

?

 

Послевоенный период

В 1954 году — построили девятиэтажный кирпичный жилой дом 9.

В 1955 году — построили четырнадцатиэтажный кирпичный жилой дом 4. по проекту архитектора И. А. Француза.

В 1962 году — построили Девятиэтажный кирпичный жилой дом 14 к1.

В 1972 году — построили Девятиэтажный кирпичный жилой дом 16.

В 1977 году — построили девятиэтажный кирпичный жилой дом 10.

В 1979 году — построили двенадцатиэтажный кирпичный жилой дом 8.

 

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 1 — Восьмиэтажный кирпичный жилой дом построен в 1939 году по проекту архитектора Н. Н. Соболева. Здесь жил писатель и поэт Александр Твардовский (мемориальная доска, 1977, скульптор Т. И. Каленкова, архитектор С. А. Захаров). Ранее на этом месте стояла Церковь Богоявления Господня, что в Дорогомилово XVIII века (колокольня — 1874, архитектор Н. В. Никитин; перестройка приделов — 1898, архитектор В. Г. Сретенский).
  • № 3 — Детский сад № 1031
  • № 5 — Шестиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1939 года. Здесь жили военные деятели — Герой Советского Союза И. А. Тараненко, генерал К. Н. Смирнов.
  • № 5 корп. 2 — Четырёхэтажный кирпичный жилой дом постройки 1914 года, самый старый дом района Дорогомилово
  • № 7/2 — Семиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1941 года
  • № 9 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1954 года. В 1954—1979 годах здесь жили актриса Валентина Телегина, кинорежиссёры Сергей Герасимов, Михаил Калатозов (мемориальная доска, 1986, архитектор Н. И. Рослова), физико-географ Н. А. Гвоздецкий.
  • № 9а — Пристройка к жилому дому, с магазином
  • № 9 корп. 2 — Детский сад
  • № 11 — Жилой дом (1938—1940, архитекторы З. М. Розенфельд, Ю. Шевердяев)

По чётной стороне:

  • № 4 — Четырнадцатиэтажный кирпичный жилой дом построен в 1955 году по проекту архитектора И. А. Француза. Здесь жили Бетти Глан, литературовед Евгений Пастернак, учёный в области механики В. И. Феодосьев
  • № 6 — Восьмиэтажный кирпичный жилой дом в стиле конструктивизма (1933, архитектор Б. Я. Мительман)
  • № 8 — Двенадцатиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1979 года. Здесь жили актёры Роман Филиппов, Виталий Соломин.
  • № 10 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1977 года.
  • № 10 корп. 2 — Школа посольства Индии в Москве и вечерняя школа № 124 (фактически стоит на Малой Дорогомиловской улице)
  • № 14 корп. 1 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1972 года
  • № 16 — Девятиэтажный кирпичный жилой дом постройки 1962 года

 

География

Большая Дорогомиловская — улица на западе Москвы. Начинается у Бородинского моста и площади Киевского Вокзала и проходит от набережной Тараса Шевченко до площади Дорогомиловская Застава, где вливается в Кутузовский проспект. Слева примыкают 2-й Брянский переулок и улица Можайский Вал, справа — 1-я Бородинская улица и Украинский бульвар. Нумерация домов ведётся от площади Киевского Вокзала.

 

Общественный транспорт

  • Станция метро «Киевская» (Арбатско-Покровской линии), «Киевская» (Кольцевой линии), «Киевская» (Филёвской линии) Московского метрополитена имени В.И. Ленина.
  • Троллейбусы: 39, 7, 7к.
  • Автобусы: , 132, 64, 157, 205, 324, 454, 474, 477.

 

Памятники

  • Обелиск «Москва — Город-Герой» (1977, архитекторы Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва, скульптор А. Д. Щербаков).

 

Материалы

Орлов Г.В. «Большая Дорогомиловская — улица на западе Москвы» — (повествование 18.11.2020).

 

 

Источник

http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%94%D0%BE%D1%80%

D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83

%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Улицы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (18.11.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 422 | Теги: Большая Дорогомиловская — улица на , Большая Дорогомиловская, Орлов Г.В., улица на западе Москвы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей