СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Площади СССР

Комсомольская — Площадь в центре Москвы (1933)

 Комсомольская — Площадь в центре Москвы (1933)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР


Страна:    СССР
Город:    Москва.
Первое упоминание:     XIX век.
Статус:    Площадь.
Образована:    1933.
Районы:    Сокольнический.
Протяжённость:    ? м.
Проезжая часть:     ? м.
Часовой пояс:    UTC +2
Координаты:     55°46′30″ с. ш. 37°39′15″ в. д.

 

 

Комсомольская — Площадь в центре МосквыКомсомольская площадь — Площадь в центре Москвы Сокольническом районе, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский в , в районе дома № 21/40 — Гостиница «Ленинградская», рядом находятся станции метро: Комсомольская - Кировско-Фрунзенская линия; Комсомольская - Кольцевая, Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина

 

 

 

 

Предыстория

С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).

К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.

В XVII веке — на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле.

На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля).

Впоследствии, в конце XVII века — на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.

01 июня 1605 года — Красное село вошло в историю Смутного времени: там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722).

При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.

В 1812 году — сгорел и взорвался артиллерийский двор, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы.

В 1849 году — на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский).

В 1860 году — с проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов (болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены).

К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х годах была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём — нынешний Леснорядский переулок).

В 1862 году — между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907-м замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).

С 1862 года по 1864 год — было построено само здание Рязанского (Казанского) вокзала.

В 1893 году открылась — Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, могущего вмещать в себя большее количество пассажиров.

В конце XIX века — была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица.

С 1901 года по 1910 год — был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.

В 1910 году — правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания.

С 1911 года по 1926 год — здание Рязанского (Казанского) вокзала было заменено по проекту А. В. Щусева.

В декабре 1905 года — дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале.

15 декабря 1905 года — на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.

В октябре 1917 года — вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.

 

Повествование

После победы Великой Октябрьской Революции

С 1925 года по 1926 год — построен Центральный дом культуры железнодорожников по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции.

С 1933 года по 1934 год — на площади было открытым способом проложено метро.

В 1933 году — Каланчёвская площадь была переименована на Комсомольскую в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ

На месте бывшего Красного пруда выросло первое электродепо для метрополитена. Из-за сложной почвы фундамент сделали сплошным из бетона, выкачивая воду насосами.

15 мая 1935 года — открылась станция метро «Комсомольская» (Кировско-Фрунзенская линия). Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). На станции 23 пары колонн. Шаг колонн — 7 метров. Станция имеет необычную конструкцию: так как на станции изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров.

В 1940 году — здание Казанского вокзала приобрело современный вид с окончанием отделки: башни, главная из которых квадратная, крупные часы, обширная крыша дебаркадера, который продолжает принимать поезда. Щусев создал облик не только надземных строений площади, но и подземных — станции метро кольцевой линии.

 

В годы Великой Отечественной Войны

?

 

Послевоенный период

Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запада на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении.

 

Гостиница Ленинградская (Москва) (повествование)С 1949 года по 1954 год — рядом с площадью построена гостиница «Ленинградская» В семействе сталинских высоток самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

 

Поляков Леонид Михайлович (биография)Архитекторы: Поляков Л. М.

 

 

 

 

Борецкий Александр Борисович (биография)Борецкий А. Б. и

 

 

 

 

 

Мятлюк Е. В. (биография)конструктор Мятлюк Е.В..

Помимо гостиничного комплекса на площадь должен был выходить огромный Новокировский проспект.

 

30 января 1952 года — открылась станция метро Кольцевая «Комсомольская» глубокого заложения. Её центральный зал стал самым большим среди всех колонных станций. Но поразительно и оформление. На потолке 8 огромных мозаичных панно на тему великих побед. Невский, Донской, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, солдаты у рейхстага и Сталин. Последнего на двух полотнах убрали в 1963 году. Выступающего на фоне Кремля Ленина вместо вручающего знамя Сталина мостил в мозаику лично автор картин художник Павел Корин. Своды остальных залов также оформлены в военном ампирном стиле.

Совмещённый вестибюль станций метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.

С 1979 года по 1983 год — у площади построен универмаг «Московский» по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова. Его четырёхэтажное широкое здание построили восточнее Дома железнодорожников.

05 ноября 1983 года — принял первых покупателей универмаг «Московский» - крупнейшее в Европе торговое предприятие. О новом торговом здании, выросшем на одной из самых многолюдных площадей столицы, немало писали газеты, рассказывали радио и телевидение. Универмаг «Московский» встречает своих посетителей, как радушный хозяин, широким показом всего, что имеется в продаже.

 

 

Примечательные здания и сооружения

Ленинградский вокзал;

Ярославский вокзал;

Казанский вокзал;

Центральный дом культуры железнодорожников;

метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии;

Гостиница «Ленинградская»

Универмаг «Московский»;

 

География

От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал. С востока площадь переходит в Краснопрудную улицу. На Комсомольскую площадь выходят Рязанский проезд (между Казанским вокзалом и линией Алексеевской соединительной ветки) и Проезд Комсомольской площади (между зданием таможенного управления и Ленинградским вокзалом).

 

В культуре

Песня «Комсомольская площадь» (музыка — Э. С. Ханок, стихи — Е. А. Долматовский). В разное время исполнялась Эдуардом Хилем и ВИА «Самоцветы».

 

Литература

  • Курлат Ф.Л. Москва. От центра до окраин: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 150. — 476 с.
  • П. В. Сытин. Из истории московских улиц (очерки). — М.: «Московский рабочий», 1958.

 

Общественный транспорт

  • Трамваи: 7, 13, 37, 50;
  • Автобусы: А, 40, 122
  • Троллейбусы: 14, 41,
  • Метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Комсомольская — Площадь в центре Москвы (1933)» — (повествование 04.05.2021).

 

Источник

http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%B

C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0

%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81

%D0%BA%D0%B2%D0%B0)

https://uspensky.me/2015/08/04/komsomolskaya-ploshad/



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Площади СССР | Добавил: soviet-union-ussr (04.05.2021) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 240 | Теги: Комсомольская, Площадь в центре Москвы, Орлов Г.В., (1933) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей