Комсомольская — Площадь в центре Москвы (1933)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Город: Москва.
Первое упоминание: XIX век.
Статус: Площадь.
Образована: 1933.
Районы: Сокольнический.
Протяжённость: ? м.
Проезжая часть: ? м.
Часовой пояс: UTC +2
Координаты: 55°46′30″ с. ш. 37°39′15″ в. д.
Комсомольская площадь — Площадь в центре Москвы Сокольническом районе, на которой расположены сразу три железнодорожных вокзала: Ленинградский, Ярославский и Казанский в , в районе дома № 21/40 — Гостиница «Ленинградская», рядом находятся станции метро: Комсомольская - Кировско-Фрунзенская линия; Комсомольская - Кольцевая, Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина.
Предыстория
С южной стороны, то есть стороны современного Казанского вокзала, находилось болото, по которому протекал ручей Ольховец. С востока, между нынешним Ярославским вокзалом и Верхней Красносельской улицей, поле ограничивал крупный пруд, созданный благодаря запруде на Ольховце и известный с 1423 года как Великий, а впоследствии — как Красный. Размерами он был равен Московскому Кремлю (23 га).
К югу из пруда вытекала речка Чечёра, через которую был перекинут деревянный мост. По мосту проходила Стромынская дорога (на село Стромынь и далее в Суздаль), по линии западной части Комсомольской площади, Краснопрудной улицы и далее улицы Стромынки. На северной стороне пруда (по другим источникам на месте Большой Спасской улицы) Алексей Михайлович выстроил себе путевой дворец, как считается с деревянной вышкой (по-татарски «каланчой»), откуда и поле перед дворцом и получило название Каланчёвского. На противоположной от поля стороне пруда находилось дворцовое Красное село, ставшее со временем крупной ремесленной слободой.
В XVII веке — на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле.
На западе поле доходило до середины нынешней Большой Спасской улицы (названа по Спасской церкви, которая стояла на краю поля).
Впоследствии, в конце XVII века — на западном берегу пруда — со стороны Николаевского (Ленинградского) и Ярославского вокзалов (на земле ямщиков Переяславской слободы) был построен Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Его составлял целый ряд деревянных строений, раскинувшихся на площади 20 га и окружённых каменной стеной. Благодаря этому, поле и оставалось незастроенным.
01 июня 1605 года — Красное село вошло в историю Смутного времени: там появились посланцы Лжедмитрия I Гаврила Пушкин и Наум Плещеев, и их появление стало толчком к восстанию, перекинувшемуся на Москву и положившему конец династии Годуновых.
Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками: в честь взятия Азова (1697) и в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722).
При Екатерине II эта территория административно вошла в состав Москвы.
В 1812 году — сгорел и взорвался артиллерийский двор, причём взрыв потряс всю восточную часть Москвы.
В 1849 году — на месте Артиллерийского двора и западнее архитектором К. А. Тоном был построен вокзал (с 1856 — Николаевский, впоследствии Ленинградский).
В 1860 году — с проведением Рязанской (ныне Казанской) железной дороги, началось строительство вокзала на месте лесных рядов (болото было осушено, речка Ольховец заключена в трубу, а лесные ряды удалены).
К западу от вокзала находится большое (по тем временам) здание, в которое в 1860-х годах была переведена с Пятницкой улицы таможня. По противоположной стороне площади располагались лесные ряды (напоминанием о чём — нынешний Леснорядский переулок).
В 1862 году — между Николаевским вокзалом и Красным прудом был построен небольшой Ярославский вокзал, в 1907-м замененный современным, в стиле модерн с элементами древнерусской архитектуры (архитектор Ф. О. Шехтель).
С 1862 года по 1864 год — было построено само здание Рязанского (Казанского) вокзала.
В 1893 году открылась — Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, могущего вмещать в себя большее количество пассажиров.
В конце XIX века — была заключена в трубу речка Чечора, а на месте деревянного моста через неё и дальше к востоку прошла Краснопрудная улица.
С 1901 года по 1910 год — был засыпан и сам Красный пруд, а на его месте устроены лесные склады.
В 1910 году — правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания.
С 1911 года по 1926 год — здание Рязанского (Казанского) вокзала было заменено по проекту А. В. Щусева.
В декабре 1905 года — дружинники, в основном из железнодорожных рабочих, заняли Ярославский и Казанский вокзалы, но не смогли занять Николаевский, так как, ввиду ключевого стратегического значения, его защищала сильная правительственная часть с орудиями и пулеметами. Забаррикадировав подходы к площади со стороны Красных ворот и Краснопрудной улицы, чтобы изолировать гарнизон вокзала, дружинники пять суток атаковали правительственные войска на вокзале.
15 декабря 1905 года — на вокзал прибыли из Петербурга гвардейский Семеновский полк, после чего положение дружинников стало безнадежным; часть их отступила на Пресню, часть была вывезена с Казанского вокзала машинистом А. В. Ухтомским, вскоре однако расстрелянным карательной экспедицией на станции Люберцы.
В октябре 1917 года — вокзалы были в руках красногвардейцев, благодаря чему в Москву сумело прибыть подкрепление из Петрограда.
Повествование
После победы Великой Октябрьской Революции
С 1925 года по 1926 год — построен Центральный дом культуры железнодорожников по проекту архитектора А. В. Щусева, при участии инженера Г. Г. Карлсена. Первоначально носил название Клуб Октябрьской революции.
С 1933 года по 1934 год — на площади было открытым способом проложено метро.
В 1933 году — Каланчёвская площадь была переименована на Комсомольскую в честь комсомольцев — строителей метрополитена (под площадью прошла первая очередь первой линии московского метро) как подарок к 15-летию ВЛКСМ.
На месте бывшего Красного пруда выросло первое электродепо для метрополитена. Из-за сложной почвы фундамент сделали сплошным из бетона, выкачивая воду насосами.
15 мая 1935 года — открылась станция метро «Комсомольская» (Кировско-Фрунзенская линия). Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). На станции 23 пары колонн. Шаг колонн — 7 метров. Станция имеет необычную конструкцию: так как на станции изначально предполагался большой пассажиропоток, вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров.
В 1940 году — здание Казанского вокзала приобрело современный вид с окончанием отделки: башни, главная из которых квадратная, крупные часы, обширная крыша дебаркадера, который продолжает принимать поезда. Щусев создал облик не только надземных строений площади, но и подземных — станции метро кольцевой линии.
В годы Великой Отечественной Войны
?
Послевоенный период
Комсомольская площадь имеет форму, близкую к прямоугольнику, вытянутому с запада на восток, и является одной из сложившихся в своём архитектурном решении.
С 1949 года по 1954 год — рядом с площадью построена гостиница «Ленинградская» В семействе сталинских высоток самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.
Архитекторы: Поляков Л. М.,
Борецкий А. Б. и
конструктор Мятлюк Е.В..
Помимо гостиничного комплекса на площадь должен был выходить огромный Новокировский проспект.
30 января 1952 года — открылась станция метро Кольцевая «Комсомольская» глубокого заложения. Её центральный зал стал самым большим среди всех колонных станций. Но поразительно и оформление. На потолке 8 огромных мозаичных панно на тему великих побед. Невский, Донской, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, солдаты у рейхстага и Сталин. Последнего на двух полотнах убрали в 1963 году. Выступающего на фоне Кремля Ленина вместо вручающего знамя Сталина мостил в мозаику лично автор картин художник Павел Корин. Своды остальных залов также оформлены в военном ампирном стиле.
Совмещённый вестибюль станций метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии располагается между Ленинградским и Ярославским вокзалами.
С 1979 года по 1983 год — у площади построен универмаг «Московский» по проекту архитекторов А. Рочегова, О. Гридасова, Е. Елисеева, Е. Косинова. Его четырёхэтажное широкое здание построили восточнее Дома железнодорожников.
05 ноября 1983 года — принял первых покупателей универмаг «Московский» - крупнейшее в Европе торговое предприятие. О новом торговом здании, выросшем на одной из самых многолюдных площадей столицы, немало писали газеты, рассказывали радио и телевидение. Универмаг «Московский» встречает своих посетителей, как радушный хозяин, широким показом всего, что имеется в продаже.
Примечательные здания и сооружения
Ленинградский вокзал;
Ярославский вокзал;
Казанский вокзал;
Центральный дом культуры железнодорожников;
метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии;
Гостиница «Ленинградская»
Универмаг «Московский»;
География
От Каланчёвской улицы она отделяется высокой насыпью Алексеевской соединительной ветки. Хотя гостиница «Ленинградская» находится по другую сторону путепровода, она обращена главным фасадом на площадь и является её доминантой. С севера на площадь выходят фасадами Ленинградский и Ярославский вокзалы. На юге целый квартал занимает Казанский вокзал. С востока площадь переходит в Краснопрудную улицу. На Комсомольскую площадь выходят Рязанский проезд (между Казанским вокзалом и линией Алексеевской соединительной ветки) и Проезд Комсомольской площади (между зданием таможенного управления и Ленинградским вокзалом).
В культуре
Песня «Комсомольская площадь» (музыка — Э. С. Ханок, стихи — Е. А. Долматовский). В разное время исполнялась Эдуардом Хилем и ВИА «Самоцветы».
Литература
- Курлат Ф.Л. Москва. От центра до окраин: Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1989. — С. 150. — 476 с.
- П. В. Сытин. Из истории московских улиц (очерки). — М.: «Московский рабочий», 1958.
Общественный транспорт
- Трамваи: 7, 13, 37, 50;
- Автобусы: А, 40, 122
- Троллейбусы: 14, 41,
- Метро «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской линии и «Комсомольская» Кольцевой линии.
Материалы
Орлов Г.В. «Комсомольская — Площадь в центре Москвы (1933)» — (повествование 04.05.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%B
C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0
%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81
%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
https://uspensky.me/2015/08/04/komsomolskaya-ploshad/
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37 |