СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Каналы СССР

Канал имени Москвы (КиМ) — Канал соединяющий реку Москву с Волгой (14.09.1932—17.04.1937)

 Канал имени Москвы (КиМ) — Канал соединяющий реку Москву с Волгой (14.09.1932—17.04.1937)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:     СССР.
Город:     Москва.

Архитекторы:     Жук Сергей ,
Конструкторы:    Гревениц Ф. Н.
Заложено:     08.06.1932 года.
Высота:     ?.
Длина:   
128 км .
Ширина канала по:     Поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м..
Годы строительства:     14.09.1932 года — 17.04.1937 года.
Координаты:     

 

Канал имени Москвы (КиМ) — Канал соединяющий реку Москву с ВолгойКанал имени Москвы (КиМ) — Канал соединяющий реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и  Калининской области СССР, частично протекает по городу Москве.

 

 

 

 

 

 

 

Предыстория

В 1135 году — древнерусская летопись описывается путь из Волги в Москву-реку. Им новгородские купцы плавали в Москву и дальше — по Оке до Коломны, Калуги, Серпухова и Рязани и через Оку по Клязьме до Владимира.

В 1181 году — летопись указывает город Дмитров как торговый и транспортный центр. Через село Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Владимиро-Суздальскую Русь и русский север. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме, впадающей в Волгу, могли подняться тяжёлые грузовые корабли. В нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, куда товары волоком могли быть доставлены и вновь погружены на суда и доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву.

С 1721 года по 1722 год — Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I. Было предложено 3 варианта:

  1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем по Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

В 1844 году — был построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

 

После победы Великой Октябрьской Революции

К 1930 году — в Москве из-за роста населения начала сказываться нехватка питьевой и технической воды, так как пропускная способность Рублёвского водопровода не удовлетворяла потребности столицы в воде.

15 июня 1931 года — На июньском пленуме ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и других городах для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от столицы.

15 июня 1931 года — Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала «Москва — Волга», поручив его Наркомводу СССР.

10 октября 1931 года — СНК СССР принял «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва — Волга и Московского порта „Москаналстрой“», возложив на последний постройку сооружений, обеспечивающих водоснабжение Москвы, устройство в Москве порта и создание водного пути, соединяющего Москву с Волгой.

27 февраля 1932 года — строительство канала было включено в число «ударных объектов» по постановлению Совета труда и обороны при СНК СССР.

Начальником строительства был назначен бывший начальник Беломорстроя ОГПУ Л. И. Коган (постановление СНК СССР от 28 мая 1932 года, приказа ОГПУ № 536 от 09 июня 1932 года).

01 июня 1932 года — постановлением СНК СССР № 859 была утверждена трасса канала через Дмитров с предписанием «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга — Москва», на что было отведено всего два года, до ноября 1934 года. Наркомтруду СССР было поручено выделить управлению строительства районы для вербовки рабочей силы, а также разрешить использовать на строительстве персональные ресурсы, техперсонал и оборудование, освобождающиеся от работ на Беломорско-Балтийском канале.

08 июня 1932 года Л. И. Коган утвердил схему деления строительства канала на участки:

  1. Савёлово — Фёдоровка (с конторой в Савёлове);
  2. от нулевого до 18-го км (контора в с. Иванцово);
  3. от 19-го до 35-го км (контора в с. Запрудня);
  4. от 36-го до 55-го км (контора в Дмитрове);
  5. от 56-го до 69-го км (контора на ст. Влахернской);
  6. от 70-го до 80-го км (контора в Икше);
  7. от 81-го до 97-го км (контора в с. Драчёво);
  8. постройка плотины на Клязьме у деревни Пирогово и у города Мытищи (контора в Мытищах);
  9. от 98-го до 110-го км (контора в с. Хлебниково);
  10. от 111-го до 120-го км (контора в с. Химки);
  11. от 121-го до 127-го км (контора в с. Иваньково или Покровском-Стрешневе);
  12. сооружение на реке Москве у с. Троице-Лыково с конторой на месте работ;
  13. сооружение на реке Москве у с. Шелепиха с конторой на месте работ;
  14. сооружение на реке Москве у с. Перервы с конторой на месте работ.

С 15 июня 1932 года — Начальнику работ Когана и помощнику главного инженера К. К. Радецкому «с подчинённым ему аппаратом», предписывалось начать работу в Дмитрове, а приказом № 148 от 19 августа 1932 года в г. Дмитров к 01 сентября 1932 было переведено всё управление строительства.

Главным архитектором канала являлся инженер Сергей Жук (заместитель — Владимир Журин, начальник производственного отдела — Н. В. Некрасов, инженер — бывший барон Ф. Н. Гревениц).

 

Повествование

14 сентября 1932 года — Приказом ОГПУ № 889 от был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, который возглавил бывший главный снабженец ГУЛАГа, начальник 5 отдела А. Е. Сорокин. Ресурсы с Беломорско-Балтийского канала были переданы новому управлению «Дмитлаг», просуществовавшему в результате более пяти лет.

04 июня 1934 года — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку.

В Дубне на канале установлены памятники Ленину и Сталину.

В сентябре 1934 года — Были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой.

14 июня 1936 года — В день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз.

17 апреля 1937 года — Заполнение водой всей трассы канала Москва — Волга.

 

 

 

В годы Великой Отечественной Войны

Осенью 1941 года — канал стал линией фронта. В ходе ожесточённых боев за Яхрому и Дмитров были разрушены многие гидротехнические сооружения канала, в частности, 3-й шлюз со знаменитыми скульптурами каравелл.

В 1941 году — на пересечение с рекой Сестрой в Карманове, использовался для остановки наступающих с севера фашистских войск, путем сброса воды из канала и затопления низменности вдоль р. Сестра.

 

Послевоенный период

В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — канал был переименован в честь столицы.

В 1970-х годах были построены пассажирские причалы, к которым могут подойти пассажирские теплоходы любых типов.

 

Описание

Общая длина канала — 128 км.

Особенностью канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням (четыре высотой по 8 м, а одна — первая — высотой 6 м); на концах ступеней размещены шлюзы.

Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы.

Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2—6).

Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка — 50 км. На этом участке трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы.

На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях.

Еще три шлюза — № 9—11 — расположены не на самом канале, а входят в состав гидроузлов ниже по течению Москвы-реки: Карамышевского и Нагатинского (Перервинского).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5 — 2 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Основной грузовой терминал — Северный речной порт столицы. В советское время по каналу транспортировались строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть, уголь, различный автотранспорт и другие грузы.

Канал имени Москвы нёс и важнейшую рекреационную функцию — на его берегах находились многочисленные дома и базы отдыха, санатории с многоэтажными корпусами, пансионаты, гостиничные комплексы, рыболовецкие базы. В советское время было построено более сотни объектов рекреационного назначения. Все эти объекты соответствовали самым современным тенденциям того времени. 

Специально для канала на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: пять судов дальнего плавания типа «Иосиф Сталин», шесть 300-местных теплоходов типа «Леваневский» и шесть небольших теплоходов типа «Громов». 

В СССР по каналу проходило огромное количество теплоходов, работавших на различных дальних рейсовых маршрутах, в том числе и на маршрутах Москва — Ярославль, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону. Также по каналу ходило большое количество теплоходов на подводных крыльях типа «Ракета», работавших на скоростных пригородных рейсовых маршрутах. 

На канале остались две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

 

Технические сооружения

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др.

Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это:

шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев),

шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский),

шлюз № 5 (архитектор Д. Б. Савицкий; на шлюзе установлена скульптура «Девушка, несущая корабль»),

шлюз № 4 (архитекторы А. Л. Пастернак, Г. Г. Вегман; башни верхней части напоминают триумфальные арки),

шлюз № 3 — его гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.

шлюз № 2 (архитектор А. Л. Пастернак).

 

Плотины

«Схематическая карта района строительства канала Москва — Волга с показанием карьеров»

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.

Земляные

  1. Акуловская земляная плотина
  2. Иваньковская земляная плотина
  3. Икшинская земляная плотина
  4. Пестовская земляная плотина
  5. Пироговская земляная плотина
  6. Пяловская земляная плотина
  7. Химкинская земляная плотина

Бетонные

  1. Иваньковская бетонная плотина
  2. Карамышевская бетонная плотина
  3. Перервинская бетонная плотина

 

 

 

 

 

Шлюзы

На 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

  1. Шлюз 1 (Дубна)
  2. Шлюз 2 (Темпы)
  3. Шлюз 3 (Яхрома)
  4. Шлюз 4 (Деденево)
  5. Шлюз 5 (Икша)
  6. Шлюз 6 (Икша)
  7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9. Шлюз 9 (Тушинский район) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.
  10. Шлюз 10 (Нагатино)
  11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов.

 

ГЭС

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

  1. Акуловская ГЭС
  2. Иваньковская ГЭС
  3. Карамышевская ГЭС
  4. Листвянская ГЭС
  5. Ново-Тверецкая ГЭС
  6. Ново-Цнинская ГЭС
  7. Перервинская ГЭС
  8. Пироговская ГЭС
  9. Сходненская ГЭС

Насосные станции

  1. 182 «Темпы»
  2. 183 «Яхрома»
  3. 184 «Комсомольская»
  4. 185 «Икша-II»
  5. 186 «Икша-I»

Подача воды в канал достигает 100—120 м³/с (макс.).

Водосборы

Наиболее крупные реки, впадающие в канал: верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Дюкеры

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Дюкеры представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками.

  • Пересечение с рекой Сестрой в Карманове. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск, путем сброса воды из канала и затопления низменности вдоль р. Сестра.
  • Пересечение с протокой Старая Яхрома (речки Березовец, Матусовка с ручьями) в районе города Дмитрова.
  • Пересечение с рекой Икшой возле рабочего посёлка Икша.
  • Пересечение с рекой Химка в Тушине.

Порты, вокзалы

  • Северный речной вокзал
  • Северный речной порт
  • Южный речной вокзал
  • Южный речной порт
  • Западный речной порт

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

  • Аксаково
  • Бухта радости
  • Витенёво
  • Водники
  • Горки
  • Дмитров
  • Зелёный мыс
  • Икша
  • Лесное
  • Михалёво
  • Новосельцево
  • Пирогово
  • Рождествено
  • Серебряный бор
  • Солнечная поляна
  • Соревнование
  • Степаньково
  • Тишково
  • Троицкое
  • Ударная
  • Хвойный бор
  • Химки
  • Хлебниково
  • Чёрная речка
  • Чиверёво
  • Яхрома

Мосты

Канал имени Москвы пересекают следующие мосты:

  • Татищевский автомобильный мост у д. Татищево и пересечения А-104 с ж.д. Савёловского направления.
  • Рогачёвский автомобильный мост в Дмитрове.
  • Яхромский автомобильный мост в Яхроме.
  • Яхромский ж/д мост у пгт Деденево.
  • Автомобильный мост у плтф. Морозки.
  • Пешеходный переход с правого берега к Шлюзу № 6 (и через него) у ст. Икша.
  • Автомобильный мост Дмитровского шоссе через Клязьминское водохранилище.
  • Хлебниковский ж/д мост (Долгопрудный).
  • Химкинский ж/д мост (Октябрьской ж.д.) через Химкинское водохранилище.
  • Химкинский автомобильный мост (МКАД) через Химкинское водохранилище.
  • Ленинградский автомобильный мост через Химкинское водохранилище (старый и новый).
  • ж/д мост (Рижского направления) над нижней камерой шлюза № 8.

Заградительные ворота

При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населённых пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т. п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Устройство заградительных ворот особенно необходимо на водораздельном бьефе, так как последний включает в себя ряд водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское). Повреждение напорного фронта одного из указанных водохранилищ при отсутствии заградительных ворот могло бы вызвать сток всей массы воды водораздельного бьефа, что повлекло бы за собой значительные разрушения.

 

Жилые сооружения

Дом руководства канала Москва — Волга («Дом на Набережной», «Дом Наркомвода»; архитектор В. Ф. Кринский, 1934—1937 годы; переоборудован в 1958 году).

Входит в единый проект вместе с Северным Речным Вокзалом и 7 и 8 шлюзами.

Адрес: 125362, Москва, ул. Большая Набережная, дом 11.

 

География

Длина составляет 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Даёт Москве более 60 % всей потребляемой питьевой и промышленной воды. Уровень воды на Волге в месте забора в канал — 124 м, на выходе (перед Карамышевской плотиной на Москве-реке) — 126 м, наивысший участок в 162,1 м находится между Икшей и Химками.

Расположен в Московской и  Калининской области СССР, частично протекает по городу Москве.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Канал имени Москвы (КиМ) — Канал соединяющий реку Москву с Волгой (14.09.1932—17.04.1937)» — (повествование 14.03.2022).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8

_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Каналы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (14.03.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 333 | Теги: Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей