СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Автозаводы СССР [5]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ, Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Грузовые автомобили СССР [7]
Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Легковые автомобили СССР [38]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВТОМОБИЛИ СССР » Грузовые автомобили СССР

ЗИС-5 («трёхтонка») — Cоветский среднетоннажный грузовой автомобиль СССР

 ЗИС-5 («трёхтонка») — Cоветский среднетоннажный грузовой автомобиль СССР

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Город:    Москва.
Название:    ЗИС-5.
Тип:    Грузовой, бортовой.
Компоновка:   Переднемоторная, заднеприводная.
Колёсная формула:   4х2.
Сборка:   Москва.
Годы производства:    1933—1948.
Завод:    Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени автозавод им. Сталина.
Отрасль:    Автомобильная промышленность.

 

ГЗИС-5 («трёхтонка») — Cоветский среднетоннажный грузовой автомобиль СССРЗИС-5 («трёхтонка») — Cоветский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) , один из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

Повествование

ЗИС-5 стал дальнейшим развитием 2,5-тонного грузовика АМО-3 (1931—1933 гг.) — локализованного варианта модели АМО-2 (1930—1931), фактически представлявшей собой собранный на АМО из американских машинокомплектов грузовик Autocar Dispatch SA, в свою очередь скомпонованный из агрегатов различных известных американских производителей для продажи на рынках Южной Америки. В отличие от АМО-2, все детали АМО-3 и ЗИС-5 были советского производства.

 

Повествование

С 1930 года по 1958 год — учётом моделей АМО-2, АМО-3, ЗИС-50, УралЗИС-5М и УралЗИС-355, предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В, производство этого грузовика продолжалось.

С 1931 года по 1932 год — небольшая партия автомобилей Я-5 была поставлена в Монголию. Экспортный ЗИС-5 отличался от серийной модели никелированным радиатором и наличием бампера из двух стальных никелированных полос. В дальнейшем на экспорт поставлялся также ЗИС-14 с удлинённой колёсной базой и теми же особенностями комплектации, что и ЗИС-5, а также автобус ЗИС-8.

В июне 1933 года — первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана.

C 1934 года — было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. На ЗИСе было выпущено 352 311 автомобилей ЗИС-5. На базе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на производство.

В 1934 году — партия из 100 шт. ЗИС-5 была продана в Турцию. По версии журнала «За рулём», ЗИС-5 стал первым экспортированным автомобилем советского производства, однако до этого.

С 1930-е годы — грузовики и автобусы ЗИС экспортировались в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию.

С 1941 года по 1944 год — достаточно большой парк автомобилей ЗИС образовался в Финляндии после Советско-финской войны и на оккупированных Германией территориях СССР.

 

Особенности конструкции

Нижнеклапанный двигатель WXB фирмы Hercules, производившийся для АМО-3, был дефорсирован, но за счёт одновременного увеличения рабочего объёма с 4880 до 5550 см³ путём расточки цилиндров до 101,6 мм (почти до четырёх дюймов Hercules WXC) мощность выросла с 66 л. с. при 2400 об./мин. до 73 л. с. при 2300 об./мин.; изменены радиатор, карбюратор и воздушный фильтр, а также коробка передач и конструкция карданного вала; усилены рама и мост, увеличен дорожный просвет под картером заднего моста; гидравлический привод тормозов передних колёс заменен на механический (привод задних механический, как и на АМО-3). Передний бампер устанавливался только на экспортных модификациях и автобусных шасси. В отличие от АМО-3, у ЗИС-5 кабина была без брезентовой боковины.

ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся прочие агрегаты и узлы. Причем двигатель прикручен к ней жестко, без каких-либо промежуточных подушек или демпферов.

Подвеска зависимая, привод задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со стальными дисками, спереди тоже сталь. Это заслуживает упоминания потому, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и деревянными ободами. Но советские инженеры, трезво оценив условия предстоящей работы, от такого удешевления отказались. К сожалению, сэкономили на другом: в отличие от SA, имевшего передние гидравлические тормоза (сзади была «механика»), ЗИС-5 был вкруг оснащен менее эффективным механическим приводом. Разумеется, учитывая, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «американца», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Правда, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое, военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.

Еще одной характерной чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие переднего бампера. Экономия часто выходила боком: любой фронтальный удар сразу принимали на себя сильно выступающие передние крепления рессор. Сзади, разумеется, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске не было предусмотрено вовсе. Ни о каком гидроусилителе шоферу мечтать тоже не приходилось, да и в целом кабина ЗИС-5, мягко говоря, не отличалась убранством. Три циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали да рычаги КПП с ручным тормозом. Оснащение не предусматривало даже отопителя с простейшим вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым в действие непосредственно от двигателя, что было редкостью для того времени.

 

Серийные и опытные модификации

ЗИС-5В

В начале 1943 года на автомобиле ЗИС-5 была применена облегчённая на 124 кг кабина из фанеры и дерева («вагонки»). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колёсах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая). Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Ряд штампованных деталей заменялся более дешёвыми литыми из чугуна. Ближе к концу войны комплектация была частично восстановлена — появилась вторая фара и откидные боковые борта. В 1946—1948 гг. выпускалась переходная (к ЗИС-150) модель ЗИС-50, оснащавшаяся двигателем ЗИС-120 (форсированным до 80 л. с.) с эксплуатационным расходом топлива 30 л/100 км, против 34 л/100 км у ЗИС-5.

  • ЗИС-5В — упрощённая модификация военного времени, выпускалась на ЗИСе в 1942—1946 (126 215 ед. из них 66,9 тыс. в годы войны), УльЗИСе в 1942—1944 (10,4 тыс.) и УралЗИСе в 1944—1947 (8,5 тыс. в годы войны). За время Великой Отечественной войны было выпущено 84 100 шт. автомобилей;
  • ЗИС-5У — модификация с возможностью установки зенитного пулемёта (специальная турель в кузове и отверстие в тенте)
  • ЗИС-5УС — модификация с приспособлениями для подвески носилок.

 

Технические характеристики
Масса, тонны 3,1
Длина, м 6,06
Высота, м 2,16
Ширина, м 2,23
Двигатель ЗИС карбюраторный
Мощность, л.с 76
Скорость по дороге, км/ч 60
Запас хода, км 200
Всего произведено - около, шт. 532000


 

 

Материалы

Орлов Г.В. «ЗИС-5 («трёхтонка») — Cоветский среднетоннажный грузовой автомобиль СССР» (повествование 12.06.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/avtomobili_sssr/0-18

https://ussr-cccp.moy.su/publ/avtomobili_sssr/avtozavody_sssr/istorija_avtomobilnogo_zavoda_imeni_i_a_likhachjova

_predislovie/163-1-0-218

 

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/avtomobili_sssr/avtozavody_sssr/istorija_avtomobilnogo_zavoda_imeni_i_a_likhachjova_predis
Категория: Грузовые автомобили СССР | Добавил: soviet-union-ussr (12.06.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 111 | Теги: Cоветский среднетоннажный грузовой , ГЗИС-5 («трёхтонка»), Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей