ГАЗ-АА - Автомобиль СССР - Первый автомобиль
29 января 1932 года с конвейера автомобильного завода в Нижнем Новгороде сошли первые грузовики, а в апреле начато их регулярное производство. Эта модель получила индекс ГАЗ-АА. Автомобили первых выпусков (на рисунке) отличались характерной формой кабины, которая была не цельнометаллической, а деревянной.
Наиболее распространенная разновидность ГАЗ-АА, которую выпускали в Горьком и собирали также в Москве, была представлена в серии "Из коллекции "За рулем" в N3 1976 года. Модернизированный грузовик, ГАЗ-ММ выпускали в 1938-1941 гг. в Горьком и собирали, кроме того, в Ростове-на-Дону, а его упрощенная разновидность военных лет сходила с конвейеров в Горьком в 1942-1946 гг. и Ульяновске в 1947-1950 гг.
Первое время грузовики ГАЗ-АА были сделаны по чертежам компании Ford. Однако советские инженеры критически отнеслись к изначальной документации в связи с недостаточной надёжностью конструкции. Был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установить воздушный фильтр и другие агрегаты. В 1930 году по советским чертежам была спроектирована грузовая платформа.
Технические характеристики "ГАЗ - АА"
На "полуторку" устанавливался 4х цилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 см3 и мощностью 42 л. с., однодисковое сцепление сухого трения и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска — зависимая: передние колеса — на поперечно расположенной полуэллиптнческой рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму; задние — на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов. Рабочий тормоз имел механический привод. В качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что было очень важно в тот период. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины. Топливо из него поступало в карбюратор самотеком. Запас хода по топливу составлял 215 км.
В предвоенный период сборка грузовиков ГАЗ-АА производилась также на Московском автозаводе КИМа — будущем АЗЛК.
В 1938 году двигатель машины форсировали, повысив его мощность до 50 л. с. Подверглись изменению и некоторые другие узлы: рулевой механизм, крепление задних рессор, например. В остальном грузовик оставался прежним. Эта машина получила обозначение ГАЗ-ММ.
Сопоставляя технический уровень автомобильного парка Красной Армии и армии противника, следует отметить чрезвычайное разнообразие и разнотипность конструкций машин, имевшихся в вермахте. Хотя в рамках автомобильной промышленности собственно Германии и существовала достаточно жесткая унификация моделей, изготовлявшихся различными фирмами, эффекта эта мера не дала. Кроме того, применявшиеся нацистами автомобили производства Франции, Италии, Чехословакии и Австрии не были приспособлены к работе в зимних условиях, имели недостаточную проходимость, были очень сложными в ремонте и обслуживании, а большое разнообразие их моделей значительно затрудняло снабжение запчастями, обучение личного состава и ремонт.
Автомобили Красной Армии были лишены этих недостатков. Кроме того, несложная конструкция и высокая надежность значительно упрощали их использование и обслуживание.
Источник: http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/gaz_gorkovskij_avtomobilnyj_zavod/istorija_gaza_gaz_aa_aaa_po |