СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Вокзалы СССР [3]
Вокзалы СССР
Высотки (Сталинские) в Москве [13]
Высотки (Сталинские) в Москве Мифы, Легенды, События, Факты.
Клубы СССР [1]
Клубы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ЗДАНИЯ В СССР » Клубы СССР

Клубы СССР — клубные учреждения СССР

 Клубы СССР — клубные учреждения СССР (повествование)

Автор: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

 

Страна:     СССР.
 

 

Здание клуба в посёлке ТучковоВ СССР приоритетным развлечением было кино. В больших городах строилось множество современных кинотеатров с большими и малыми залами, в райцентрах возводили компактные дома культуры, а в каждом селе, поселке или военном городке обязательно был клуб.

Входные билеты стоили дешево – от 10 до 50 коп. На дневные сеансы существовала скидка, так что желающих коротать время у большого экрана находилось предостаточно – в очередях за билетами выстаивали. Популярностью в те времена пользовались фильмы военной тематики, мелодрамы и комедии, особенно французские.

Клубы работали с утра до ночи: шли репетиции, художники писали плакаты и афиши. Можно было запросто справиться у киномеханика о фильмах, которые привезли на ближайшую неделю. Потом можно корректировать планы с друзьями и поведение дома во избежание наказаний, главное из которых — запрет на посещение киносеанса.

Предыстория

Клубы и клубные учреждения.

В 1880—1890-х гг. возникли первые клубные учреждения для народа — народные дома, в которых обычно размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная, книготорговая лавка. Народные дома создавались на средства земств, организаций городского самоуправления, обществ грамотности и частных лиц. Некоторые народные дома сыграли заметную роль в просвещении рабочих (например, Лиговский народный дом в Петербурге, Народный дом харьковского общества грамотности).

Первые рабочие клубы — центры политического объединения и самообразования пролетариата, стали открываться в период Революции 1905—07. Большевики использовали многие рабочие клубы и народные дома для политического просвещения трудящихся. С наступлением реакции рабочие клубы были закрыты, легально существовали только народные дома. К началу 1917 насчитывалось 237 казённых, земских, кооперативных и частных народных домов.

Наиболее значительными среди дореволюционных детских клубов, связанных прогрессивной интеллигенцией, были клубы С.Т. Шацкого в Москве. Принципы, содержание и методы их деятельности оказали в дальнейшем огромное влияние на становление и развитие внешкольной работы. И это не случайно, так как С.Т. Шацкий считал себя учеником Н.К. Крупской, которая учила педагогов-внешкольников марксистскому подходу в решении каждого педагогического вопроса.

Создание детских клубов было основной частью большой педагогической работы, которую предполагали проводить среди детей московской бедноты, объединившихся вокруг С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко прогрессивные педагоги. 
Первоначально дети объединялись по принципу товарищества. Собираясь по вечерам в клубах, они принимали участие в играх, праздниках, прогулках, слушали рассказы педагогов, сами устраивали катки, площадки для игр и т. п. Для выявления интересов ребят в ноябре 1906 года Шацким была организована деятельность клубного общества «Сетлемент», среди его посетителей была проведена анкета, выявившая занятия детей, их семейное положение, отношение к своему клубу (после года пребывания в нем), их требования к клубу.

С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал предавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клуба надо с мастерских, работая в которых дети привыкают к организованности, приобщаются к жизни. Поэтому занятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятий рисованием, библиотека-читальня, оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. В клубах Шацкого не существовало окриком и принуждения, характерных для воспитательной системы дореволюционной России. Таким образом, в клубах С.Т. Шацкого был определён основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход к участникам клуба с целью развития интересов и способностей детей.

Рассказывая впоследствии и плодотворности педагогического влияния первых клубов, С.Т. Шацкий подчеркивал, что многие из ребят благодаря клубу навсегда расставались с дурными уличными привычками и сохранили глубокую благодарность к педагогам клуба.

Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество «Фребеличек» для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения – Народный детский дом имени Л.Н. Толстого. Большую поддержку оказал этому клубу А.М. Горький. 

Организация работы с детьми в стране постепенно переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. 

Весной 1908 года общество «Сетлемент» постановлением московской администрации было закрыто «за попытку проведения социализма среди маленьких детей». Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество «Детский труд и отдых».

По своим целым, организации сравнительно высокому членскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкому кругу детей и широкого распространения в Росси не получили. Так, в 1915 году клубы «скаутов» были созданы лишь в Петрограде, Царском Селе, Москве, Киеве и ряде других провинциальных городов.

Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 – январь 1914 года), где клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией».

Н.К. Крупская, анализируя решения I Всероссийского съезда, считала внимание к детским клубам своеобразной данью педагогической моде того времени. Действительно, в условиях царского самодержавия создание детских клубов не оказало серьезного влияния на изменение жизни детей страны. Но опыт лучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией, показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительская работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга.

Повествование

С победой Октябрьской революции 1917 в СССР были созданы все условия для широкого развития клубных учреждений как массовых культурно-просветительских учреждений, организующих свою работу на основе народной инициативы и самодеятельности, в тесном взаимодействии с государственными, общественными и кооперативными организациями, творческими союзами, учреждениями науки, культуры и искусства. В. И. Ленин придавал большое значение клубным учреждениям, неоднократно выступал в них перед трудящимися.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции для успешного строительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека – гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного, активного, политически грамотного и образованного.
В.И. Ленин уделял большое внимание вопросам организации народного образования, школьного и внешкольного дела. Ленинские указания конкретно направляли деятельность Наркомпроса, помогали находить главное звено в воспитании в тот или иной момент, раскрывали положение дел в области политики, экономики, культуры. 
В 30-е годы Н.К. Крупская подробно разбирала педагогические возможности различных внешкольных учреждений – технических и опытнических станций, художественных и спортивных учреждений. Специально рассматривала вопрос о сущности различных видов детского клуба: школ-клубов рабочих-подростков, детских клубов при избе-читальне, пионерских клубов и пр. Считая клуб одним из ведущих воспитательных учреждений Н.К. Крупская призывает открывать клубы везде и всюду, проявляя инициативу, заинтересованность, вовлекая в эту работу всех, кто может быть полезен. Она подчеркивала важность детского самоуправления и подробно анализировала методику общественно полезной работы. 

Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросе был создан центральный орган – Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос), ведавший дошкольным воспитанием и школьным образованием детей, охраной детства, внешкольной работой среди детей и подростков, а также повышением квалификации педагогического персонала. 

Таким образом, впервые в истории страны в государственном масштабе было организовано внешкольное воспитание детей. 

Детские клубы создавались по всей стране. Так, в 1918 году в Москве насчитывалось 10 клубов для подростков, в Петрограде – более 20. По свидетельству А.В. Луначарского, в 1919 году в г.Костроме на 70 000 жителей было создано 12 детских клубов, в каждом из которых занималось от 150 до 400 детей. В этом же году на одной из станций Виндавской железной дороги, недалеко от Москвы, создается детский железнодорожный клуб с различными кружками и библиотекой. 
Клубы рассматривались как «своеобразные проводники педагогического влияния на детей», поэтому, несмотря на трудности переживаемого момента, был утвержден довольно большой штат воспитателей. Педагог выделялся на каждые 20-25 детей, посещавших клуб.

В клубы, созданные после Октября, пришли дети трудящихся – рабочих и крестьян. Изменились и цели и задачи воспитания. Все, что делалось в клубах, было новым и необычным для большинства детей, посещавших их. 

Значение клубов этого времени заключалось прежде всего в том, что они сумели найти подход к детям и их родителям в период реорганизации школы, в период зарождения Советской педагогической воспитательной системы. 

Особое внимание уделялось ребятам, не посещавшим школу. В связи с принятием декрета о единой трудовой школе (ноябрь 1918 года) и разработкой новых школьных программ развитие воспитательной работы пошло по пути образования молодежи. Часы работы клуба были постоянными – с 16 до 20-21 часа. В каждом клубе была столовая, кабинет врача. Врач занимался с детьми физкультурой, проводил оздоровительные экскурсии и прогулки. 

В ранний период Советской власти особое внимание государства и педагогической общественности привлекали рабочие-подростки. Привлечь рабочее юношество к учебе оказалось легче через клуб. Стали создаваться школы-клубы, которые быстро распространились по стране. Уже в конце 1920 года, по данным 36 губерний республики, функционировали 212 школ-клубов, в которых занимались 11 000 подростков. Учащиеся 4 часа работали на предприятии, 4 часа занимались в школе-клубе: учебой (2 часа), искусством (1 час), спортом (1 час). На научных занятиях в школе-клубе подростков должны были познакомить с основами марксизма, всеобщей историей, биологией, литературой, музыкой и т. п. 

Коллегия Главсоцвоса, пытаясь учесть педагогические достижения в области социального воспитания, создавая методические центры, выделяя по одному типовому детскому учреждению на каждый район – как опытно-показательному, являющемуся центром в своем районе. Развитие детских клубов в 20-е годы связано с широким распространением детского коммунистического движения. 

В 1922 году в стране были организованы первые пионерские отряды. Сущность детского коммунистического движения заключалась в вовлечении широких масс детей трудящихся в строительство нового общества, в воспитании новых революционных поколений. 

07 ноября 1922 года в письме коллективу «Электропередачи» В. И. Ленин писал: «Сегодня, в день пятилетней годовщины революции, с особенным удовольствием приветствую открытие вашего клуба и выражаю надежду, что вы, рабочие и служащие государственной электрической станции “Электропередача”, совместными усилиями сумеете превратить этот клуб в одну из важнейших позиций для просвещения рабочих» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 271).

В 1926 году ЦК ВКП(б) в целях улучшения пионерского движения поручил Госплану, наркомпроса и наркомздравам республик включить в пятилетний план строительства культурных учреждений план развертывания сети детских клубов, площадок, библиотек. Совнаркому СССР предлагалось издать закон, обязывающий при строительстве новых домов, клубов, предприятий, поселков планировать помещения для работы с детьми. 

Проходивший в том же году VII съезд ВЛКСМ поставил вопрос о государственном строительстве единых районных и подрайонных детских клубов с площадками, которые должны были стать главными пунктами коммунистической внешкольной работы с детьми.
Функции клуба расширялись. Пройдя в первые советские годы этапы «клуба – домашнего очага», затем «клуба – школы», «клуба – части пионерской организации», детский клуб превращался в воспитательное учреждение с широким диапазоном.
Клубную работу в эти годы проводили в основном комсомол и пионерская организация. Поэтому клубную работу этого периода можно по праву считать пионерской. 
Клубная деятельность стала массовой, распространилась на всю пионерскую организацию страны. Пионерия внесла в клубную работу новое, гражданское содержание, утвердила методы активной общественно полезной самодеятельности ребят, насытила ее новыми, красочными формами. В целом, пионерское движение внесло в клубную деятельность четкость задач, целенаправленность, массовость. 

В первые годы Советской власти появились новые формы клубных учреждений и культурно-просветительской работы — избы-читальни, красные юрты, красные яранги и т. д., передвижные агитационные поезда и пароходы (например, поезд «Октябрьская революция», возглавлявшийся М. И. Калининым, агитпароход «Красная звезда», руководимый Н. К. Крупской). Сеть клубных учреждений за годы первых пятилеток охватила весь Советский Союз, содействуя политическому просвещению масс, развитию многонациональной социалистической культуры и народного творчества.

Массовое строительство клубов меньших вместимостей продолжало осуществляться по конкурсным, в том числе проектам (начало создания которых относится к 1925 году). В этот начальный период в полной мере проявилась новообразующая направленность клуба. И архитектурные решения, и функциональные программы клуба буквально изобретались с очевидным опережением реальных запросов нового контингента клубных посетителей. Архитектурное формотворчество клуба этого периода имело глубокие последствия для развития всей советской архитектуры. Пространство клуба обрело невиданное разнообразие. Большое число этих новых архитектурных идей было реализовано лишь десятилетия спустя.

После конкурсов 1925-1927 гг. были сооружены первые большие дворцы культуры в Ленинграде, Харькове, Горьком, Москве. После всесоюзных конкурсов профсоюзов сахарников, металлистов и других была сооружена серия рабочих клубов архитектора Мельникова в Москве. В 1927-1929 гг. было построено 14 клубов текстильщиков.

В период Великой Отечественной войны 1941—1945 немецко-фашистскими захватчиками было сожжено и уничтожено около 40 тыс. клубов. В первые послевоенные годы сеть клубных учреждений была быстро восстановлена.

Рост сети клубных учреждений в СССР (на конец года), тыс.

Годы

Всего клубных учреждений

В том числе

в городских поселениях

в сельской местности

1913

   0,2

  0,1

   0,1

1922

  12,2

 3,6

   8,6

1940

118,0

10,0

108,0

1945

  94,4

 6,5

  87,9

1950

125,4

 9,3

116,1

1960

128,6

14,1

114,5

1975*

135,1

20,2

114,9

 

* Начиная с 1964, в числе клубных учреждений учтены общественные клубы, которых в 1975 было 1,6 тыс.

 

По ведомственной принадлежности клубные учреждения в СССР подразделяются на государственные, профсоюзные, колхозные и ведомственные. К клубным учреждениям системы Министерства культуры СССР относятся: районные дома культуры, городские дома культуры и клубы, сельские дома культуры, сельские клубы, передвижные клубные учреждения (автоклубы, красные чумы, красные яранги, красные юрты и т. д.). Клубные учреждения профсоюзных организаций — дворцы и дома культуры, клубы, вагон-клубы, агитсуда — создаются в основном по производственному принципу, преимущественно при предприятиях, учреждениях, учебных заведениях для обслуживания рабочих и служащих, учащихся и студентов, а также населения микрорайонов. Клубные учреждения колхозов — клубы, дома и дворцы культуры — организуются по решению общего собрания колхозников и содержатся на средства колхозов. В числе клубных учреждений других ведомств — клубы санаториев, потребит. кооперации, солдатские и матросские клубы, дома офицеров и дома флота. К клубным учреждениям относятся дома и клубы интеллигенции — учёных, инженеров, учителей, писателей, журналистов, архитекторов, композиторов, актёров, работников кино; молодёжные клубы, студенческие и спортивные клубы, клубы ДОСААФ и других добровольных обществ, организаций и ведомств . Кроме того, в СССР функционируют общественные клубы, не имеющие штатных работников и бюджетных ассигнований. В период избирательной и других политических кампаний работают агитпункты, клубы избирателей, проводящие агитационно-пропагандистскую работу среди населения.

Восстановление сети клубных учреждений, обеспечение их кадрами специалистов стало основной задачей послевоенных лет. В первую очередь открывались Дома пионеров и детские секторы профсоюзных клубов.

В 50-е годы клуб стал учреждением с постоянно меняющейся аудиторией детей и подростков, что повлияло на уменьшение его воспитательного потенциала. Клуб из учреждения детей, основным принципом которого была самодеятельность участников, превратился в учреждение, обслуживающее детей. Неоправданная парадность и громкие цифры положительных результатов мешали углублению педагогической деятельности.
В начале 60-х годов ЦК ВЛКСМ направил усилия на активизацию клубной работы. Было утверждено положение о юношеских клубах, уделено особое внимание клубной работе по месту жительства.

В 60-70-е годы продолжалась упрочение педагогической направленности клубной деятельности. Разрастается движение за вовлечение в клубную деятельность так называемых трудных подростков, позволившее целенаправить педагогическое воздействие клуба. Развиваются такие важные сферы клубной работы как театрализация и игра. Интегрируются различные средства воспитательного воздействия клуба. Четче определяются возможности дифференцированного и комплексного подхода в процессе воспитательной работы клуба. Активизируется широкий арсенал форм и методов. 

Таким образом, в истории детского клуба отчетливо выделяются периоды и этапы развития, каждый из которых характеризуется организационным, содержательным и методологическим своеобразием в общем становлении культурно-просветительской работы с детьми и подростками.

Число клубных учреждений по ведомственной принадлежности

 

Всего

1965

1970

1975

126994

133974

135130

В том числе:

Министерства культуры СССР

  77793

  90161

 99226

профсоюзов

  20909

  21679

 21107

колхозов

  22377

  16550

 10515

прочих ведомств

    3193

    3366

   2669

 

Клубные учреждения — опорные базы парт. организаций, центры массово-политической работы. Основным содержанием их деятельности является разъяснение решений съездов КПСС, постановлений партии и Советского правительства, мобилизация трудящихся на их выполнение, пропаганда марксистско-ленинского учения, внутренней и внешней политики Коммунистической партии, советского образа жизни, достижении народного хозяйства, науки, техники. В этих целях широко используются такие формы клубной работы, как университеты общественно-политических знаний, лектории и кинолектории, ленинские чтения, устные журналы, тематические вечера, беседы комментаторов за круглым столом, у карты мира и др. Осуществляя активную пропаганду научно-технических знаний, передового производств. опыта, клубные учреждения проводят дни науки и техники, творческие конференции, посвящения в профессии, чествование трудовых династий, ветеранов труда, организуют работу технических кружков, кабинетов научно-технического прогресса и т. д.

В коммунистическом воспитании советских людей, формировании у них марксистско-ленинского мировоззрения большую роль играют народные университеты, которые являются массовой формой самообразования и повышения квалификации трудящихся. Их значение и место в общей системе народного образования сформулированы в «Основах законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», принятых Верховным Советом СССР в 197З году.

Одно из основных направлений клубной работы — развитие народного творчества, расширение видов и жанров художественной самодеятельности, увеличение числа её участников, повышение идейно-художественного уровня репертуара, исполнительского мастерства.

В клубных учреждениях системы министерства культуры СССР и профсоюзов в 1975 году насчитывалось:

  • 585 тыс. коллективов художественной самодеятельности (8,9 млн. участников), в том числе 88 тыс. хоровых (2,5 млн. участников),
  • 74 тыс. музыкальных (0,9 млн. участников),
  • 88 тыс. драматических (1,1 млн. участников),
  • 71 тыс. танцевальных (1 млн. участников),
  • 7,9 тыс. изобразит. и прикладного искусства (110 тыс. участников).

Коллективами художественной самодеятельности министерства культуры СССР и ВЦСПС дано 3 млн. спектаклей и концертов, которые посетило 515 млн. чел. См. раздел Художественная самодеятельность.

За годы Советской власти создана система подготовки и повышения квалификации кадров работников культурно-просветительских учреждений.

В 1975 специалисты со средним образованием готовились в:

  • 132 культурно-просветительских училищах,
  • а с высшим — в 16 институтах культуры и 5 их филиалах, на 9 факультетах культурно-просветительской работы других вузов (педагогических институтов, консерваторий, институтов искусств).

При 500 вузах (университетах, политехнических, педагогических, медицинских, сельскохозяйственных и некоторых других институтах) созданы факультеты общественных профессий, на которых будущие инженеры, врачи, учителя, специалисты сельского хозяйства одновременно с основной профессией получают вторую профессию — руководителя хора, драматического коллектива, танцевального или музыкального кружка и др.

На 01 января 1976 года в системе министерства культуры СССР работали:

  • 99 226 клубных учреждений, из них 3168 районных домов культуры,
  • 2389 городских домов культуры и клубов,
  • 34 119 сельских домов культуры,
  • 52 104 сельских клуба,
  • 590 изб-читален, красных чайхан, чумов и юрт,
  • 6856 самостоятельных автоклубов.

В числе крупнейших клубных учреждений — дворцы культуры (ДК):

  • автомобильного завода им. Лихачева,
  • завода «Серп и Молот»,
  • подшипникового завода в Москве, им. Кирова,
  • им. Ленсовета
  • Выборгский в Ленинграде,
  • им. Чкалова в Новосибирске,
  • текстильщиков г. Иванове,
  • «Юбилейный» Боткинского машиностроительного завода,
  • Оренбургский «Россия»,
  • имени 50-летия Октября Западно-Сибирского металлургического завода в Кемерово,
  • Кузнецкого металлургического комбината,
  • «Энергетик» в г. Набережные Челны,
  • Ангарского нефтехимического комбината,
  • ДК Днепродзержинского химического комбината и др.

В систему повышения квалификации входят Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры, 5 республиканских институтов, 136 республиканских и областных курсов. При 100 домах народного творчества работают курсы руководителей художественной самодеятельности, художников-оформителей и др.

В 1976 году имелось свыше 35 тыс. народных университетов, большинство которых работало на базе клубных учреждений. В эстетическом воспитании и приобщении к достижениям культуры широких масс населения особенно важное значение имеют народные университеты культуры, среди которых наиболее распространены университеты музыкальной культуры, театрального, изобразительного искусства, киноискусства, литературы.

Приняв на себя общественную организацию свободного времени разных групп населения, культурно-просветительная работа ныне не ограничивается рамками клуба, библиотеки, парка или музея. Она приобрела всепроникающий характер и составляет важное направление идейно-воспитательной деятельности государства, профессиональных союзов, патриотических организаций, трудовых коллективов, учебных заведений и других ячеек общества.

За годы Советской власти клубами накоплен богатейший опыт воспитательной работы с детьми, изучение которого позволяет проследить не только процесс их становления и развития, но и выяснить традиции клубной работы.

История клубов для детей основана на периодизации развития Cоветской школы. 

 

Источник

https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/107/010.htm

https://www.proza.ru/2017/03/30/2060

http://20th.su/2015/06/11/sovetskie-kluby-obshhenie-i-vospitanie/

http://stroy-spravka.ru/article/ctanovlenie-sovetskogo-kluba

 

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/kultura_i_iskusstvo_sssr/0-31
Категория: Клубы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (29.07.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 175 | Теги: Орлов Г.В., клубные учреждения СССР, Клубы СССР, Клубы СССР — клубные учреждения ССС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2020 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей