Метрополь — Гостиница в Москве (20.05.1905)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Категория: Гостиница
Архитектор: Валькот Вильям Францевич
Строительство: 1899—1905
Первое упоминание: 1898
Адрес: Москва, Проспект Маркса, д. 1.
Координаты: 55°45′30″ с. ш. 37°37′17″ в. д.HGЯO
Гостиница «Метрополь» — гостиница в центре Москвы, расположенная по адресу: город Москва, Проспект Маркса, д. 1.
Предыстория
На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.
Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.
Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков.
14 декабря 1901 года — в начале третьего часа ночи в одном из апартаментов гостиницы заметили огонь в вентиляционном канале. Бросились тушить огонь чем попало, не удосужившись оповестить о случившемся пожарную команду. Между тем пламя набирало силу. Загорелись ковры, устилавшие коридоры отеля, облицовка стен в номерах, коридорах и вестибюлях. Удушливый дым стремительно заполнял лестничные клетки и комнаты.
В Тверской части, ближайшей к «Метрополю», о пожаре узнали лишь через час: известие привез городовой, подлетевший со стороны Скобелевской площади на лихаче. К приезду «серых героев» наблюдалась следующая картина – горела крыша, столбы пламени и искр через прогары поднимались в черное ночное небо. Из окон верхних этажей клубами валил дым, огонь буйствовал на чердаке, из окон которого вырывались длинные огненные языки. Ночной пожар застал врасплох постояльцев гостиницы. Сквозь озаренные светом окна отчетливо различались фигуры людей. Вскоре на площади собралась большая толпа горожан. Они предлагали свою помощь пожарным Тверской части, боровшимся с огнем под руководством брандмейстера Лихтанского. Он объявил вызов сил и средств сначала по № 3, затем – №4, и наконец – № 5.
Со всех концов города к месту бедствия примчались девять пожарных команд. Привели в действие пять паровых труб и множество ручных насосов. Но огонь не сдавался. У пожарных не оказалось в достаточном количестве высоких лестниц Пожарные лестницы. Лестница палка. Штурмовая лестница. Трехколенная лестница. ТТХ, габариты, масса, длинна. Применение. Испытание. Детальное описание ручных пожарных лестниц. Тактико-техническая характеристика и методика испытания ручных пожарных лестниц. На крышу им пришлось взбираться по связанным малярным лестницам и подниматься в люльках. Чуть позже были выдвинуты две 12-саженные лестницы – на крышу поднялись более 30 пожарных разных частей. Они вскрывали конструкции и гасили огонь на крыше.
Неожиданно перекрытия рухнули, огромный столб дыма и пламени взвился в небо, над пожарными, что работали вверху, нависла смертельная угроза. Внизу уже приготовили приемные полотна. К счастью, огнеборцы сумели использовать спасательные веревки, и большинство из них благополучно спустились на землю. Но не все. Семеро (по другим данным восемь) провалились в пылающие обвалы, один из них – топорник Пречистенской части – погиб, других удалось вытащить и отправить в больницы с тяжелыми увечьями и травмами – еще двое вскоре скончались.
Трое суток длилось тушение. Произошло несколько обрушений, рухнула телефонная стойка с проводами на 200 номеров. Тринадцать пожарных и два помощника брандмайора получили ранения.
Пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским, работами руководил архитектор П. П. Висневский.
Наконец 20 февраля 1905 года состоялось торжественное открытие «Метрополя».
Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой, имелись электрические лифты.
В 1906 году при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр „Модерн“».
На 6-м этаже гостинице расположилась редакция журнала «Весы», главного печатного органа русских символистов.
Ресторан «Метрополя», способный вместить до 1700 человек (именно столько посадочных мест было предусмотрено для празднования Нового года), был популярен среди разных слоев населения. В частности, завсегдатаями заведения были владельцы породистых лошадей и игроки на ипподроме. Во время масштабных мероприятий владельцы ресторана всячески украшали его. Так, празднуя новый 1911 год, в «Метрополе» провели ужин Carnaval aviatique («Авиационный карнавал»), который посвятили мировым достижениям авиации. Под потолком подвесили бутафорский дирижабль, по углам залов разместили модели аэроплана «Блерио».
После победы Великой Октябрьской Социалистической Революции
В ходе событий Октябрьской революции, во время уличных боёв в Москве (25 октября) 07 ноября — (02) 15 ноября 1917 года гостиница оказалась в центре ожесточённого сопротивления вооружённым силам большевиков. Её заняли отряды юнкеров; бои за «Метрополь» велись в течение шести дней. Лишь применение артиллерии, установленной у Большого театра, и последовавший штурм, которым руководил М. В. Фрунзе, вынудили юнкеров оставить здание. «Метрополь» серьёзно пострадал от артобстрела.
В 1918 году, сразу же после переезда Советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»).
В стенах гостиницы до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко.
В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ".
В конце 1920-х годов «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн.
Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы здание «Метрополя» предполагалось переделать и надстроить, а площадь вокруг расширить за счёт сноса близлежащих домов.
Повествование
В 1921 году в гостинице проходили переговоры об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией. Проект первой конституции был написан в одном из номеров «Метрополя».
1925 в ресторане проводился международный шахматный турнир с участие Капабланки и Ласкера.
В 50-70 г.г. гостями этого отеля были Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Жан Маре и другие известные личности.
В 1986 году началась реставрация и реконструкция гостиницы, продолжавшаяся пять лет. В ходе реставрационных работ фасады приобрели изначальный облик; во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Открытие гостиницы после реставрации состоялось 05 декабря 1991 года.
Архитектурно-художественные особенности
«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма.
Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович.
А. Головин. «Клеопатра». Эскиз декоративного майликового панно. 1898
По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства.
«Принцесса Грёза»
Панно М. А. Врубеля "Принцесса Грёза" на фасаде гостинцы Метрополь, Москва.
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана La Princesse lointaine, в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Одним из действующих лиц пьесы является трубадур Жофре Рюдель, легенда о чувстве к Даме которого и мотивы «дальней любви» его песен легли в основу сюжета. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием.
В том же 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно.
При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Номерной фонд
Как было сказано выше, номера отеля изначально были оформлены в различных стилях и отличались изысканностью и роскошью. На сегодняшний день "Метрополь" – гостиница (Москва), которая предлагает своим гостям шесть вариантов размещения. Все номера описаны ниже. Здесь даже номер уровня "стандарт" способен поразить гостей столицы. Как это было исторически задумано, тут сохранены различия между номерами одного уровня. То есть ни один из них не похож на другой.
- Номер "стандарт" площадью от 25 м2.
- Номер "супер" площадью от 30 м2.
- Номер "полулюкс" площадью 45 м2.
- Номер "представительский люкс" - от 56 м2.
- Номер "гранд-люкс" - от 85 м2.
- Номер "президентский люкс" площадью 92,2 м2.
Зал ресторана «Метрополь»
В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка.
Большой зал
Интерьер Большого зала
В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона.
Примечания
- ↑ Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
- ↑ Векслер, А. Г. 10 маршрутов по Москве. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1985.
- ↑ Длугач В. Л., Португалов П. А. Осмотр Москвы. Путеводитель. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1938. — С. 52. — 267 с.
Литература
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — 504 с. — 25 000 экз.
- Романюк С. К. Вильям Валькот, или История создания «Метрополя» // С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы. — М., 1990. — С. 232—243. — ISBN 5-265-00326-6.
Материалы
Орлов Г.В. «Метрополь — Гостиница в Москве (20.05.1905)» — (повествование 11.04.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_(%D0%B3%D0%BE%D1
%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0,_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)
https://fireman.club/statyi-polzovateley/odin-fakt-iz-istorii-gostinicy-metropol/
https://mos-holidays.ru/gostinica-metropol/
https://fb.ru/article/231990/gostinitsa-metropol-moskva-adres-foto-vladelets-istoriya-otzyivyi
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/zdanija_sssr/0-51 |