Томск — Советский минный заградитель ВМФ СССР
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Класс и тип: Грузопассажирский пароход, минный заградитель.
Организация: ВМФ СССР
Изготовитель: Невский завод
Закладка:
Спуск на воду: 1913
Ввод в строй: 26.11.1922
Выведен из состава ВМФ СССР:
Проект: типа «Тверь»
Порт приписки: Владивосток
Предыстория
Товаро-пассажирский пароход типа «Тверь» («Тверь» (Soria/Теодор Нетте) был построен для плавания в Охотском и Беринговом морях.
Корабль имел стальной трехпалубный корпус с двойным дном и противоледовым поясом по ватерлинии, две мачты и одну дымовую трубу.
Корабль был построен на Невском заводе и сдан в эксплуатацию в 1913 году.
В сентябре 1913 года выполнил разовый рейс из Петербурга в Дюнкерк и обратно.
10.11.1913 года ушел из Кронштадта в Одессу. После этого совершил ряд рейсов по Черному и Средиземному морям.
02.05.1914 года прибыл во Владивосток из Одессы и затем получил приписку к Владивостокскому торговому порту под № 148. Вскоре вышел в первый рейс по Татарскому проливу.
После начала первой мировой войны поддерживал сообщение между портами Татарского пролива, Охотского моря и Камчатки. К моменту создания в январе 1922 года Советского Добровольного флота находился в распоряжении Владивостокского управления.
21.11.1922 года вернулся во Владивосток из Отару и затем эксплуатировался в числе судов Советского Добровольного флота с припиской к Владивостокскому торговому порту под № 98.
26.11.1922 года Товаро-пассажирский пароход «Томск» включен в состав Морских сил Дальнего Востока как вспомогательный крейсер для переброски армейского отряда в Петропавловск-Камчатский.
06.12.1922 года переименован в «Главком Уборевич» в честь главнокомандующего Народно-революционной армией Дальневосточной республики И.П. Уборевича. Перед выходом получил на вооружение 4 — 120-мм орудия.
21.12.1922 года прибыл в Авачинскую губу, где затем высадил 300 человек десанта.
Повествование
11.01.1923 года пришел обратно во Владивосток и после разоружения 30.01.1923 года возвращен Добровольному флоту с восстановлением наименования «Томск».
В навигацию 1923 года ходил на Камчатку и в порты Охотского побережья.
Осенью 1923 года вывез из Охотска во Владивосток воинскую часть, остававшуюся там после ликвидации отряда генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева.
03.06.1925 года в связи с прекращением деятельности Добровольного флота вошел в число судов Дальневосточной главной конторы АО "Совторгфлот". В дальнейшем эксплуатировался на охотской и камчатской линиях.
Летом 1932 года завершал капитальный ремонт на Судоремонтном заводе во Владивостоке и 14.07.1932 года Товаро-пассажирский пароход «Томск» был передан ВМС РККА для усиления Морских сил Дальнего Востока.
В ноябре 1934 года окончил переоборудование в минный заградитель, в результате чего получил на вооружение 4 — 75-мм пушки и 5 пулеметов. Мог принимать в трюмы 911 мин образца 1908 года или 841 образца 1926 года Вначале входил в состав 1-ой морской бригады (бригады заграждения и траления) и являлся ее флагманом, а позднее — в состав охраны водного района Главной базы Тихоокеанского флота.
Великая Отечественная война
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года производил постановку оборонительных заграждений в районе Владивостока (всего выставил 1255 мин).
17.04.1945 года переклассифицирован в плавучую базу.
Послевоенное время
09.04.1952 года — в плавучую казарму.
09.11.1956 года исключен из списка судов флота из-за плохого технического состояния и затем разобран на металлолом.
Командиры
Даты пребывания |
Фото |
Фамилия И.О. |
Звание |
Примечание |
— |
|
|
Капитан 3 ранга |
|
Общие сведения сторожевого корабля «Томск»
Проект |
Класс и тип судна |
Изготовитель |
Зав.№ |
Закладка |
Спуск на воду |
Ввод в строй |
Организация |
Примечание |
Проект ??? |
Минный заградитель |
Охтинская верфь
Санкт-Петербург
|
|
??.??.19?? |
??.??.1913 |
26.11.1922 |
ВМФ СССР |
Выведен из состава ВМФ СССР 09.11.1956
|
Основные характеристики |
Водоизмещение, тыс.т. |
4 |
Длина, м. |
87 |
Ширина, м. |
12,4 |
Осадка, м. |
5,1 |
Бронирование |
|
Двигатели |
1 паровая машина и 2 паровых котла |
Мощность, тыс.л. с. |
1,5 |
Запас топлива т. угля |
630 |
Движитель |
? |
Скорость хода в узлах |
10 |
Дальность плавания, миль |
5,6 |
Экипаж |
140 — 160 человек |
Вооружение |
Артиллерия |
1-2х1 – 102-мм орудия
2х1 – 76-мм орудия или 9х1 – 45-мм орудия
|
Зенитная артиллерия |
1х1 – 45-мм зенитный автомат
5х1 — 7,62-мм пулемета; 200 — 550 мин.
|
Минно-торпедное вооружение |
|
Авиационная группа |
нет |
Материалы
Орлов Г.В. «Томск — Советский минный заградитель ВМФ СССР» — (повествование 20.03.2020).
Источник
https://wwii.space/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B3
%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D1%81%D1%81%D1%81%
D1%80/
http://www.retroflot.com/dobrovoljnyj_flot/tovaropassazhirskij_parohod_tomsk.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/korabli_sssr/0-25 |