СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Балтийский флот СССР [1024]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [1022]
Каспийский флот СССР
Морской десант СССР [5]
Морской десант СССР
Надводные корабли СССР [1013]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Оборудование кораблей СССР [3]
Оборудование для кораблей СССР
Подводный флот СССР [9]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [1035]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [1057]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [166]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [1025]
Черноморский флот СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Надводные корабли СССР

Баку - Советский лидер эскадренных миноносцев  ВМФ СССР

 Баку - Советский лидер эскадренных миноносцев  ВМФ СССР

Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

 

Страна:    СССР
Класс и тип:    Лидер эскадренных миноносцев
Организация:    ВМФ СССР
Изготовитель:    ССЗ №198 (Николаев) и ССЗ №199 (Комсомольск-на-Амуре)
Закладка:     10 апреля 1936 года
Спуск на воду:    25 июля 1939 года
Ввод в строй:    27 декабря 1939 года
Выведен из состава ВМФ СССР:    30.07.1963
Проект:    лидеры ЭМ типа «Минск»
 

 

Лидер эскадренных миноносцев «Баку»Лидер эскадренных миноносцев «Баку» — Советский лидер эскадренных миноносцев проекта 38 (лидеры ЭМ типа «Минск»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1930-х годах.

 

 

 

 

 

 

 

Повествование

«Баку» был заложен по проекту 38 за номером 267 15 января 1935 года на судостроительном заводе № 198 в Николаеве.

10 марта 1936 года — (на стапеле в доке № 3 эллинга А) был перезаложен на заводе № 199 Комсомольске-на-Амуре, где получил название «Киев».

Для ускорения постройки лидера «Киев» была использована принципиально новая технология — сборка на горизонтальных стапелях с монтажом механизмов и валопроводов в наливных доках (правда, в результате был увеличен стапельный период).

25 июля 1938 года — лидер был спущен на воду (хотя ещё не были завершены работы по второму машинному и третьему котельному отделениям) и переименован в «Орджоникидзе». Достройку планировалось осуществить на плаву во Владивостоке (на ССЗ № 202, где была подготовлена сдаточная база). 27 сентября 1938 года лидер «Орджоникидзе» был отбуксирован в Николаевск-на-Амуре, а затем во Владивосток, куда лидер прибыл только 25 октября 1938 года .

В мае 1939 года лидер приступил к испытаниям.

27 декабря 1939 года — был принят в состав Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ СССР как «Серго Орджоникидзе».

06 мая 1940 года — «Серго Орджоникидзе» был приписан к составу 1-го дивизиона ТОФ, в составе которого уже в июне лидер принимал участие в постановках минных заграждений и сопровождении транспортов. 

25 сентября 1940 года — лидер был переименован в «Баку».

 

Великая Отечественная война

С началом Великой Отечественной войны «Баку» (командир с 1940 года капитан 3 ранга Б.П.Беляев, старший помощник — капитан-лейтенант, затем капитан 3 ранга Б.Н.Максимов) приступил к выполнению этих задач: постановке оборонительных минных заграждений и сопровождению транспортов.

02 октября 1941 года — во Владивосток прибыла группы офицеров Управления кораблестроения ВМФ для организации работ по размагничиванию кораблей Тихоокеанского флота. Тогда же лидер был оборудован системой ЛФТИ.

В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей, в том числе и лидер «Баку».

Командиром экспедиции назначили командира бригады эсминцев капитана 1 ранга В.Н.Обухова.

В период с 15 июля 1942 года по 14 октября 1942 года — лидер, в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых Советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путём с востока на запад. После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.

Пройдя через свои и японские минные поля, преодолев штормовое Охотское море, корабли экспедиции достигли Первого Курильского пролива.

На рассвете 22 июля 1942 года — при подходе к нему были замечены японские боевые корабли, шедшие параллельным курсом. На всех кораблях экспедиции сыграли боевую тревогу и усилили наблюдение за водой и воздухом с целью исключения возможной провокации. И хотя СССР и Япония еще не находились в то время в состоянии войны, орудия советских кораблей были направлены на японские, а японских — на корабли ЭОН-18. Так и следовали до самой Авачинской губы и хотя разошлись мирно, однако японская разведка успела проинформировать германское командование о выходе советских кораблей.

Уже вечером того же дня лидер и эсминцы вошли в базу Петропавловск-Камчатский, где корабли стали на якорь в бухте Тарья. Пополнив запасы топлива, продовольствия и воды, экспедиция взяла курс на Чукотку.

Берингово море встретило наши корабли мертвой зыбью и туманом.

30 июля 1942 года — отряд благополучно прибыл в бухту Провидения, где состав ЭОН-18 пополнился танкером «Локбатан», пароходом «Волга», транспортами и ледоколом «А.Микоян». Этот ледокол совершил в ноябре 1941 года изумительный по дерзости дальний поход: прорыв из Черного в Средиземное море и далее, через Суэцкий канал вдоль восточного побережья Африки, мимо мыса Доброй Надежды, через Южную Атлантику, вокруг мыса Горн в Тихий океан, в Сан-Франциско, а оттуда — в бухту Провидения, на встречу с ЭОН-18. Перед трудным переходом, команды кораблей и судов получили двухнедельный отдых, а на лидере и эсминцах провели осмотр корпусов, винтов, устранили отдельные неисправности и поломки, неизбежные в таком большом походе. При осмотре выяснилось, что при подходе к пирсу «Разъяренный» задел о необозначенную на карте банку лопастями штатного винта и погнул оконечность гребного вала. Командование ЭОН-18 приняло решение заменить винт на плаву. После неимоверных усилий и проявленной смекалки, это удалось.

14 августа 1942 года — боевые корабли экспедиции снялись с якоря для дальнейшего следования. Во второй половине следующего дня в Беринговом море у мыса Уэлен встретились первые льды. С каждой милей обстановка стала усложняться. По несколько суток продолжалась борьба с 9— 1 0-балльными льдами. Боевые корабли пробивались через них, осваивая новую для себя «технику» ледового плавания. Особенно трудно было машинистам-турбинистам, вахтенным у маневровых клапанов приходилось по 300—400 раз за вахту выполнять команды об изменении хода корабля. Ледокол «А.Микоян» то прокладывал дорогу кораблям, то шел на помощь транспортам. Скоро стало ясно, что одному ему не справиться. Приходилось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в Ключевской губе в ожидании хорошей погоды.

10 октября 1942 года — в проливе Югорский Шар, у выхода в Баренцево море, ЭОН-18 (лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъярен​ный», четыре ледокола, два ледокольных па​рохода и 22 транспорта) встретили кораб​ли Северного флота — эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевики и тральщики. Да​лее корабли без особых происшествий дош​ли до острова Кильдин у входа в Кольский залив, где их на рассвете 14 октября 1942 го​да встретил на эсминце «Гремящий» коман​дующий Северным флотом вице-адмирал А.Г.Головко. После этого все корабли экспе​диции вошли в губу Ваенга (ныне — Североморск), где им была устроена торжествен​ная встреча.

По чистой воде и во льдах «Баку» про​шел в течение 91 суток 7327 миль (из них 1 000 миль во льдах) за 923 ходовых часа. Благодаря опыту командира лидера и про​думанности маршрута на этапах перехода, хотя корабль и имел дополнительную нагруз​ку при буксировке эсминца «Разъяренный», он прибыл с наименьшими повреждениями. За успешный ледовый межтеатровый пере​ход командир лидера «Баку» капитан 3 ран​га Б.П.Беляев был награжден орденом Оте​чественной войны 1-й степени.

Опыт плавания кораблей ЭОН-18 во льдах показал, что применение «шубы» пол​ностью себя оправдало. Благодаря ей кор​пус корабля выдержал длительные сжатия льдов. Однако, стальная оковка штатных гребных винтов не дала желаемых резуль​татов и лишь усложнила условия плавания.

В Ваенге в октябре—ноябре 1942 года ли​дер «Баку» был поставлен в плавучий док и после короткого отдыха силами базы и лич​ного состава с корпуса сняли «ледовую шубу» и проложили кабели размагничива​ющей обмотки. Одновременно было усиле​но зенитное (установлены шесть 37-мм ав​томатов и шесть 1 2,7-мм пулеметов ДШК) и противолодочное (два бомбосбрасыва​теля) вооружение. Эти работы заняли две недели.

После прихода кораблей ЭОН-18 при​казом командующего флотом от 20 октября 1 942 года в составе флота была сформи​рована бригада эсминцев (командир — ка​питан 1 ранга П.И.Колчин), включавшая три дивизиона. Лидер «Баку» (командир капи​тан 3 ранга Б.П.Беляев, старший помощник командира А.Н.Тюняев) возглавил 1-й диви​зион. С приходом тихоокеанского лидера на Север, он был окрашен в камуфляж под ска​листые берега Заполярья.

Началась его боевая служба в составе Северного флота: постоянные боевые похо​ды с короткими стоянками в базах, артил​лерийская поддержка сухопутных войск, со​провождение конвоев по «арктическому океанскому коридору» и району Баренце​ва моря восточнее острова Медвежий, дерз​кие обстрелы вражеских позиций, поиск под​водных лодок, отражение воздушных атак.

Уже 20 октября 1942 года — лидер участвовал в ох​ране транспорта на переходе из Кольского залива в Белое море.

29 октября 1942 года — «Баку» и «Разумный», приблизившись к берегу, заня​тому противником, открыли беглый огонь по его огневым точкам, мешавшим наступле​нию наших войск. Уничтожив две батареи и несколько дотов, советские корабли благо​получно вернулись в базу.

17 ноября 1942 года — лидер «Баку» и эсминец «Со​крушительный» были привлечены для усиле​ния эскорта очередного союзного конвоя QP-15. В условиях жесточайшего шторма, достигшего к утру 20 ноября 1942 года ураганной силы (ветер 11 баллов), при частых снежных за​рядах и нулевой видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду, после чего конвой рассеялся.

От ударов девятибалльной волны на ли​дере «Баку» прогнулся настил палубы и в нем появились трещины, были деформиро​ваны крышки люков и кожухи вентиляцион​ных шахт котельных отделений, нарушилась герметичность корпуса — все помещения но​совой оконечности на верхней палубе по 25 шп. оказались затопленными, вода про​никла через шахты вентиляции во 2-е и 3-е котельные отделения, в действии остался только главный котел № 1. Состояние ко​рабля оказалось критическим: лидер принял более 1 00 т забортной воды, дифферент на нос все возрастал, крен доходил до 40°. Экипаж вел отчаянную борьбу за живучесть корабля. С разрешения командира конвоя, «Баку» и «Сокрушительный», не дойдя до на​значенной точки начала его сопровождения, повернули в базу.

Ударами волн на эсминце «Сокрушитель​ный» по 173 шп. оторвало кормовую око​нечность, которая вскоре затонула. Возвра​щающийся в базу лидер, как ближайший к аварийному эсминцу из советских кораблей, первым получил приказание оказать ему помощь. Однако попытки «Баку» найти эс​минец не увенчались успехом вследствие плохой видимости, а сам лидер также на​ходился в тяжелом положении, топливо было на исходе. Командование флотом в этих условиях разрешило ему возвратиться в базу. В результате непрерывной, в течение нескольких суток, борьбы за сохранение жи​вучести, экипаж лидера сумел отстоять ко​рабль у стихии.

22 ноября 1942 года — «Баку» прибыл в базу для аварийного ремонта.

На помощь экипажу «Сокрушительного» вскоре прибыли другие корабли бригады эсминцев, которым удалось снять с аварий​ного корабля около 1 90 человек из его эки​пажа. На корабле во время прибытия бук​сиров остались 1 5 моряков, остальные по​гибли на затонувшей кормовой оконечности и при проведении операции снятия их с ко​рабля в сложных штормовых условиях. При​бывшие затем в район аварии другие бук​сиры не нашли там ни поврежденного вол​нами эсминца, ни людей с него...

В январе 1943 года радиоразведка Се​верного флота установила, что из Тромсё на восток вышел конвой противника (два транспорта, эсминец, сторожевик и траль​щик). В связи с отсутствием в этом районе советских подводных лодок и трудностями применения авиации в условиях полярной ночи, командование флотом приняло реше​ние нанести удар по конвою группой над​водных кораблей, в состав которой был включен «Баку».

20 января 1943 года — в 1 3 ч 36 мин экстренно подготовленные к походу кораб​ли под флагом капитана 1 ранга П.В.Колчина вышли в море. «Баку» и эсминец «Разумный» шли строем кильватера на расстоянии 25 миль (по другим данным — 4 мили) от берега со средней скоростью 20 уз (по дру​гим данным— 24 уз).

В 22 ч 40 мин наши корабли повернули к берегу и через 35 мин по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кб обнаружили конвой (минный заградитель «Skagerrak», тральщики МЗОЗ и М322, противолодочные корабли Ujl 104 и Ujl 105). Увеличив ско​рость до 28 уз, «Баку» и «Разумный» начали торпедную атаку. Немцы, обнаружив под​ходящие со стороны моря корабли, дали световой опознавательный сигнал. Коман​дир лидера капитан 3 ранга Б.П.Беляев, ис​ходя из сложившейся тактической обста​новки, приказал сигнальщикам передать в ответ то же самое сочетание световых сиг​налов, в результате чего противник счел при​ближающиеся корабли своими.

В соответствии с донесениями о соста​ве конвоя, сблизившись с наиболее крупным судном на дистанцию 26 кб, «Баку» выпус​тил по нему четыре торпеды и открыл артил​лерийский огонь из орудий главного калиб​ра, «Разумный» стрелял по головному транспорту. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, в результате чего он стал тонуть. Другой транспорт, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни (со​гласно опубликованным за последнее вре​мя данным, потерь германский отряд не имел). Корабли охранения стали обстрели​вать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи против​ника. Попаданий снарядов противника в лидер и эсминец не было.

Через 7 мин видимость резко ухудши​лась и береговые батареи прекратили огонь. «Баку» и «Разумный» легли на курс отхода и перенесли артиллерийский огонь на кораб​ли охранения. Не снижая скорости, оба ко​рабля, прикрываясь поставленной эсмин​цем по приказу с лидера дымовой завесой, вышли из района боя и направились в базу Новая Ваенга. После этого похода «Баку» встал на межпоходовый ремонт, затем в 1943 году начались его напряженные бое​вые будни — участие в конвойных операци​ях Северного флота, интенсивность которых видна даже из простого перечня событий.

02-03 февраля 1943 года — «Баку» и «Разумный» выш​ли из губы Ваенга и в районе Иоканьги встре​тили и конвоировали четыре транспорта союзников, следующих из Белого моря в Кольский залив.

27—28 марта 1943 года — «Баку», «Грозный» и «Громкий» под флагом командующего флотом вице-адмирала А.Г.Головко участвова​ли в набеговой операции на коммуникации противника. В период с 1 8 ч 45 мин по 20 ч 25 мин «Баку» получил три разведсводки, сообщавшие о движении от мыса Маккаур в Варанер-фьорд неприятельского конвоя. Однако, несмотря на развитую нашими ко​раблями 24-уз скорость, перехватить кон​вой они не успели. Прибыв в 23 ч 23 мин в район Конгс-фьорда, отряд начал поиск, но, не обнаружив противника, в 0 ч 23 мин 28 марта 1943 года повернул на обратный курс и в 9 ч 30 мин ошвартовался в Ваенге.

31 марта 1943 года — лидер «Баку» (под флагом капитана 1 ранга П.И.Колчина) с эсмин​цами «Грозный» и «Громкий» повторили на​бег на коммуникации противника у север​ного побережья Норвегии. Не обнаружив транспортов и конвоев, корабли поверну​ли на обратный курс и утром возвратились в Ваенгу.

15— 18 мая 1943 года — лидер «Баку», эсминец «Гроз​ный», минный заградитель «Мурман», два траль​щика и два малых охотника типа МО-4 конво​ировали из Кольского залива в Архангельск конвой КБ-7 —три союзных транспорта.

18—20 июня 1943 года — лидер участвовал в опе​рации по прикрытию конвоя БА-4 — отряда ледоколов, следующих из Белого в Баренцево море; после чего он возвратился в Иоканьгу, а 22 июня пришел в Архангельск.

29 июня 1943 года — ледокол «Л.Каганович» и ледо​кольный пароход «Montcalm» (конвой БА-7) под эскортом лидера «Баку» (флаг капита​на 1 ранга П.И.Колчина), СКР-28, СКА-30 и английского тральщика «Britomart» вышли из Молотовска в Арктику. От горла Белого моря до Карских Ворот переход БА-7 проходил в густом тумане.

01 июля 1943 года — на подходах к Кар​ским Воротам лидер и эсминцы, завершив конвоирование, отделились от ледоколов и направились в Иоканьгу.

13 июля 1943 года — конвой КБ-16 в составе танке​ра «Beacon-Hill», в охранении лидера «Ба​ку», эсминцев «Грозный», «Разумный», «Уриц​кий» и двух малых охотников типа МО-4, вышел из Кольского залива в Архангельск. Утром следующего дня в районе Поноя «Грозный»трижды средствами гидроакусти​ки имел контакт с подводной лодкой против​ника и сбросил на нее большими сериями 15 больших и 1 8 малых глубинных бомб. На водной поверхности появилось большое (длиной 500 м) соляровое пятно. Дальней​ший переход КБ-1 6 прошел без встреч с не​приятелем, и в ночь на 1 5 июля он прибыл в Архангельск.

22 июля 1943 года — из Архангельска в Полярное вышел конвой БК-1 3 в составе трех союз​ных транспортов с грузом лесоматериалов для Главной базы Северного флота; в охра​нении шли «Баку», «Грозный», «Разумный» и два английских тральщика.

24 июля 1943 года — в 80 кб к северо-востоку от острова Кильдин конвой подвергся налетам семи Ju-87, пяти Bf-109 и 15 FW-190. Несмотря на интенсивный зе​нитный огонь, открытый кораблями охране​ния конвоя и двумя батареями 6-го отдель​ного зенитного артдивизиона с острова Кильдин, трем FW-190 удалось прорваться к судам и сбросить авиабомбы, две из кото​рых попали в трюм шедшего концевым анг​лийского транспорта «Landaf» и вызвали на нем сильный пожар. Поврежденный транс​порт был доставлен в бухту Могильная, ос​тальные суда в сопровождении кораблей ох​ранения благополучно прибыли в пункт на​значения.

31 июля 1943 года — из Кольского залива в Архан​гельск вышел конвой КБ-1 7 в составе трех транспортов и танкера под эскортом лиде​ра «Баку» и эсминцев «Грозный», «Гремящий» и «Разумный». Корабли охранения во главе с «Баку» к вечеру 02 августа 1943 года благополучно привели караван в Архангельск.

15 августа 1943 года — лидер и другие корабли ох​раняли конвой БК-14 из Архангельска в Коль​ский залив; 17 августа конвой прибыл в Коль​ский залив.

24—26 августа 1943 года —  «Баку» встречал и со​провождал союзный конвой JW-59.

21 сентября 1943 года — конвой КБ-23 под эскортом «Баку» и других кораблей Северного фло​та вышел из Кольского залива в Архангельск.

03 октября 1943 года — лидер охранял конвой КБ-1 8, шедший из Молотовска в Кольский залив.

11 октября 1943 года — «Баку» участвовал в охра​не конвоя КБ-25, шедшего из Кольского за​лива в Архангельск.

19 октября 1943 года — конвой БК-1 9 вышел из Мо​лотовска в Кольский залив в охранении ли​дера и других кораблей.

24 октября 1943 года — конвой КБ-26 следовал в сопровождении лидера «Баку» из Кольско​го залива в Архангельск.

14 ноября 1943 года — «Баку» (флаг командира бригады эскадренных миноносцев капитана 1 ранга П.И.Колчина) в составе отряда ко​раблей охранения участвовал, в условиях жесточайшего шторма, в охране конвоя АБ-55 — операции по выводу ледоколов из Ар​ктики в Белое море. В районе пролива Кар​ские Ворота средствами гидроакустики эсминца «Разумный» была обнаружена под​водная лодка. Эсминец атаковал ее глубин​ными бомбами, в атаке участвовал и эсминец «Валериан Куйбышев»; результатов атаки не наблюдалось. Затем «Валериан Куйбышев» обнаружил вторую подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами; а на поверхности появилось соляровое пят​но. В результате этих атак одна лодка пред​положительно погибла.

После ремонта в 1944 году напряженная боевая служба «Баку» продолжалась:

04 июня 1944 года — отряд кораблей, возглавляемый командующим Северным флотом адмира​лом А.Г.Головко (флаг на крейсере «Мур​манск»), под эскортом лидера «Баку» и эс​минцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» перешел из Кольского залива в Молотовск.

21 июня 1944 года — лидер «Баку» и два тральщика вывели из Архангельска конвой БК-16 в со​ставе двух союзных транспортов. В Иоканьге к эскорту присоединились эсминец «Уриц​кий» и сторожевой корабль СКР-13;

29 июня 1944 года — конвой КБ-16 под охраной ли​дера «Баку» и эсминца «Урицкий» перешел из Кольского залива в Архангельск;

05 июля 1944 года — «Баку», три эсминца и пять траль​щиков сопровождали конвой БД-1 (ледокол «И.Сталин», транспорты «Диксон» и «Ар​хангельск» из Молотовска в Арктику. При подходе конвоя к Карским воротам лидер отделился от него и вернулся в Иоканьгу;

26 июля 1944 года — конвой КБ-22 в охранении груп​пы кораблей, возглавляемой лидером «Ба​ку», вышел из Кольского залива в Мезень;

16 августа 1944 года — из Архангельска в Кольский залив вышел конвой БК-28 в составе двух транспортов и танкера под охраной лиде​ра «Баку», эсминца «Разъяренный» и боль​шого охотника БО-114; на переходе лидер расстрелял плавающую мину;

24—26 августа 1944 года — «Баку», четыре эсмин​ца, два сторожевых корабля, три тральщика, четыре больших и три малых охотника встречал и сопровождал конвой JW-59, сле​дующий из Англии в Белое море;

28 августа 1944 года — конвой БК-30 под эскортом лидера и других кораблей вышел из Моло​товска в Кольский залив;

23 сентября 1944 года — «Баку» с отрядом кораб​лей встретил конвой JW-60, следовавший из Англии и сопровождал его в Архангельск;

26 сентября 1944 года — лидер, восемь эсминцев и 1 0 больших охотников обеспечивали охра​нение конвоя RA-60, следовавшего с Северо-Двинского рейда в Англию;

18 октября 1944 года — «Баку» и «Урицкий» сопро​вождал конвой БК-33 из Архангельска в Кольский залив.
Во время проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции Карельского фронта.

В ночь на 26 октября 1944 года — в район Вардё (Тана-фьорд) вышли лидер «Баку» и три эсминца под флагом командующего эс​кадрой Северного флота контр-адмирала В.А.Фокина, однако, из-за погодных усло​вий противник обнаружен не был. На об​ратном пути корабли обстреляли порт Вар​дё. Артиллерийская стрельба выполнялась по данным радиолокации, централизован​но В порту Вардё возникли пожары и про​изошли сильные взрывы.

28 октября 1944 года — «Баку», три эсминца и семь охотников сопровождали конвой JW-61, следовавший из Англии в Белое море;

30 октября 1944 года — «Мурманск», «Баку», семь эсминцев и семь охотников обеспечивал ох​рану конвоя RA-61, следовавшего в Англию;

03 ноября 1944 года — «Баку», «Гремящий» и шесть охотников сопровождали конвой КБ-32 на переходе из Кольского залива в Архангельск;

15—18 ноября 1944 года — конвой АБ-1 5 в охране​нии лидера и восьми эсминцев совершил пе​реход из Арктики в Белое море;

24 ноября 1944 года — «Баку» с отрядом кораблей охранял конвой БК-38 из Архангельска в Кольский залив;

06—08 декабря 1944 года — в составе отряда кораб​лей (лидер «Баку», эсминцы «Гремящий» «Ра​зумный», «Дерзкий», «Живучий», «Урицкий», «Доблестный», «Деятельный» и четыре больших охотника) встречали и сопровождали конвой JW-62, следовавший из Англии в Бе​лое море. При возвращении домой 8 декаб​ря отрядом были обнаружены подводные лодки противника. В результате поиска и гра​мотных действий командира эсминца «Жи​вучий» была потоплена подводная лодка U387. «Баку» участвовал в противолодоч​ной поисковой операции.

16 декабря 1944 года — командиром ли​дера был назначен капитан 2 ранга П.Н.Гон​чар как один из наиболее опытных офице​ров. В декабре экипажу корабля дали воз​можность отдохнуть на берегу: моряки с удовольствием покатались на лыжах, коньках.

01—02 января 1945 года — «Баку» охранял транспорт «Тбилиси», поврежденный немец​кой подводной лодкой у мыса Олений;

03—05 января 1945 года — лидер совершил переход из Кольского залива в Иоканьгу для принятия на сопровождение конвоя БК-41;

07—09 января 1945 года — лидер участвовал в провод​ке беломорской группы конвоя JW-63;

16—18 января 1945 года — «Баку» вместе с восемью эсминцами сопровождал конвой КБ-1 в со​ставе шести транспортов и двух танкеров из Кольского залива в Молотовск.

С изменением с начала 1945 года ситу​ации на сухопутном фронте уменьшилось количество операций на Северном театре военных действий. С фактическим сокраще​нием боевых походов лидера П.М.Гончар был переведен на другой корабль, экипажу «Баку» дали возможность отдохнуть на бе​регу.

Наступила пора подумать о ремонте 29 апреля 1945 года — лидер был поставлен в капитальный ремонт на судоремонтном за​воде в поселке Роста, но выполнить его в полном объеме завод не смог, поэтому при​шлось ограничиться средним. Так закончи​лась для корабля война.
За период участия в боевых действиях лидер «Баку» прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и со​юзных конвоев. Четыре раза он выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, дважды обстреливал во​енно-морскую базу Вардё. Лидер неоднок​ратно участвовал в артиллерийской под​держке сухопутных войск и поисках подводных лодок, участвовал в торпедной атаке на транспорты противника.

Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев.

06 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.

 

Послевоенное время

В период с 29 октября 1948 года по 30 июля 1954 года — лидер «Баку» находился на капитальном ремонте на заводе производственного объединения «Север» в Северодвинске, во время которого 12 января 1949 года был переклассифицирован в эсминец.

С 17 февраля 1956 года — «Баку» был переоборудован в опытовое судно.

18 апреля 1958 года — разоружён и переоборудован в судно-цель (ЦЛ-31).

С 31 мая 1958 года — «Баку» становится несамоходной плавбазой (ПБ-32).

С 02 июня 1959 года — плавказармой (ПКЗ-171).

30 июля 1963 года — «Баку» был исключён из списков флота, а затем разобран на металл.

 

Награды СССР

Орден Красного Знамени (06.03.1945).

 

Командиры

Даты пребывания Фото Фамилия И.О. Звание Примечание
1940—1944   Беляев Б. П.  Капитан 3-го ранга  
1944—1946   Гончар П. М.  Капитан 3-го ранга  
1946—1946   Соколов С. К.     
1946—1947   Степанов    
1947—1948   Платонов В. В.     
1948—1950   Чернобай Г. Х.     
1950—1954   Качубей П. М.  Капитан 2-го ранга  
???   ??? ???  
1962—1964   Семераз С. П. Капитан 2-го ранга (командир ПКЗ-171)

 

Общие сведения Советского лидера эскадренных миноносцев «Баку»

Проект Класс и тип судна Изготовитель Зав.№ Закладка Спуск на воду Ввод в строй Организация Примечание
Проект 38 типа ЭМ «Минск»  Лидер эскадренных миноносцев

ССЗ №198 (Николаев)

_______________

ССЗ №199 (Комсомольск-на-Амуре)

267 15.01.1935 25.07.1939 27.12.1939 ВМФ СССР Выведен из состава ВМФ СССР    30.07.1963

 

 

Основные характеристики
Водоизмещение, т. стандартное 1 952
полное 2 708
Длина, м. 127,5 
Ширина, м. 11,7 
Осадка, м. 4,18
Бронирование нет
Двигатели 3 турбозубчатых агрегата
Мощность, л. с. 66 900
Движитель 3 винта
Скорость хода в узлах 20 экономическая
40 (полная разчетная)
43,5 максимальная достигнутая
Дальность плавания, миль  5 030 на 20 узлах
Экипаж 311 человек
Вооружение
Артиллерия 5х1 130-мм АУ Б-13-2с
Зенитная артиллерия 2х1 76-мм/55 ЗАУ 34-К
6х1 37-мм ЗАУ 70-К
6х12,7 мм пулемёта ДК, впоследствии 8-10х37-мм ЗАУ и 4х12,7 пулемета
Минно-торпедное вооружение 2х4 533-мм ТА (16 торпед 53-Ф или 53-36 или 53-38
до 68 мин КБ
до 76-84 (на разных корабля) мин заграждения обр. 1926 года
до 124 мин образца 1908—1939 годов.
до 36 глубинных бомб М-1
Авиационная группа нет

 

Кино

После войны принимал участие в съёмках фильма «Повесть о „Неистовом“».

 

Значки

Значок - Лидер эсминцев «Баку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Баку - Советский лидер эскадренных миноносцев  ВМФ СССР» — (повествование 18.03.2020).

 

 

Источник

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BA%D1%83_(%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B

5%D1%80_%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%

8B%D1%85_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D

0%B2)

https://moskva.bezformata.com/listnews/lider-eskadrennih-minonostcev-baku/22435666/

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/korabli_sssr/0-25
Категория: Надводные корабли СССР | Добавил: soviet-union-ussr (18.03.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 195 | Теги: Орлов Г.В., Баку - Советский лидер эскадренных , ВМФ СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2021 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей