СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиация СССР [2]
Авиация СССР, Министерство авиационной промышлености,
Госплан СССР [5]
Госплан СССР
Министерство авиационной промышленности СССР [0]
Министерство авиационной промышленности СССР — (Минавиапром СССР)
Министерство внутренних дел СССР [1]
Министерство внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик
Министерство здравоохранения СССР [3]
Министерство здравоохранения СССР, Минздрав СССР
Министерство иностранных дел СССР [4]
МИД СССР — Министерство иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик
Министерство лёгкой промышленности СССР [0]
Министерство лёгкой промышленности СССР
Министерство пищевой промышленности СССР [2]
Министерство пищевой промышленности СССР
Министерство транспортного строительства СССР [3]
МИНТРАНССТРОЙ СССР, Министерство транспортного строительства СССР
НАРКОМАТЫ СССР [4]
НАРКОМАТЫ СССР
Почта СССР [0]
Почта СССР
Совет Министров СССР [5]
Совет Министров СССР
НАРКОМТЯЖМАШ СССР [1]
Народный комиссариат тяжёлого машиностроения Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » МИНИСТЕРСТВА СССР » Авиация СССР

Министерство авиационной промышленности СССР — Минавиапром СССР — МАП СССР — (15.03.1946 — 28.11.1991)

 Министерство авиационной промышленности СССР — Минавиапром СССР — МАП СССР — (15.03.1946 — 28.11.1991)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

 

Страна:   СССР
Дата создания:    15 марта 1946 года
Руководство деятельностью осуществляет:    Совет Министров СССР
Адрес:   Москва, Уланский переулок дом 16 и дом 22 + пристройка.

Повествование:

Министерство авиационной промышленности СССР — Минавиапром СССР — МАП СССР — (15.03.1946 — 28.11.1991)Министерство авиационной промышленности СССР — союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство авиационной промышленностью в Советском Союзе. Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого Наркомата авиационной промышленности СССР. 

 

Минавиапром СССР,  руководил промышленностью (отраслью) по производству самолётов, вертолетов и других летательных аппаратов, двигателей, запасных частей, приборов, агрегатов и специальной техники по профилю Министерства. 

В СССР велись интенсивные исследования по аэродинамике больших скоростей, устойчивости, управляемости и прочности скоростных самолетов, газодинамике воздушно-реактивного двигателя, а также разработки жаропрочных материалов для газотурбинного двигателя. Первыми советскими реактивными самолётами стали истребители МиГ-9 и Як-15, созданные в 1946.

Во второй половине 1940-х гг. в производство были также запущены реактивные истребители МиГ-15 (первый в СССР серийный самолёт со стреловидным крылом), Ла-15, Як-23, реактивные бомбардировщики Ил-28, Ту-14. На данном этапе широко использовались турбореактивные двигатели, строившиеся по зарубежным образцам (РД-10, РД-20, РД-45, РД-500).

Многие типы самолётов во второй половине 1940-х гг. (и в последующий период) продолжали строиться с поршневыми двигателями. В их числе были многоцелевые Ан-2 и Як-12, пассажирские Ил-12 и Ил-14, учебно-тренировочный Як-18, морской Бе-6 и др.

Новым видом продукции для Минавиапрома СССР стали в этот период вертолёты. Первым советским серийным винтокрылым аппаратом был Ми-1.

15 марта 1953 года объединено с Министерством вооружения СССР в одно — Министерство оборонной промышленности СССР.

Вновь образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1953 года.

В 1950 х гг. применение газотурбинного двигателя в авиации продолжало расширяться. В серийном производстве были освоены турбореактивные и турбовинтовые двигатели, разработанные под руководством Люльки (ТР-1, АЛ-7), Климова (ВК-1, ВК-1Ф), Микулина (АМ-3, АМ-5, РД-9Б), Кузнецова (НК-12), Ивченко (АИ-20), Добрынина (ВД-7), Тумайского (P11-300, Р11Ф-300), Соловьёва (Д-25В).

В классе истребителей были выпущены МиГ-17, Як-25, МиГ-19 (первый в СССР сверхзвуковой серийный самолёт), Су-7, МиГ-21. Су-9, Як-28.

На вооружение поступили также стратегические и дальние бомбардировщики — турбовинтовой Ту-95 и реактивные Ту-16, М-4, 3М и турбовинтовые транспортные самолёты Ан-8, АН-12.

Создание и внедрение в серийное производство более производительных (благодаря большей скорости и пассажировместимости) пассажирских самолётов — реактивного Ту-104 и турбовинтовых Ил-18, Ту-114, АН-10 — дало импульс к более интенсивному развитию воздушного транспорта в стране. Расширился типаж серийных вертолётов.

В классе транспортных машин были созданы Ми-4, Як-24, Ми-6 — первый советский вертолёт с газотурбинным двигателем (Д-25В), а в более лёгкой весовой категории — корабельный Ка-15 и его гражданская модификации Ка-15М и Ка-18.

14 декабря 1957 года упразднено. На его базе создан Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике.

1960 е гг. были знаменательны для советского Минавиапрома СССР тем, что в этот период наряду с совершенствованием летательных аппаратов существующих типов был создан ряд принципиально новых образцов авиационной техники, отличающихся существенно более высокими лётно-техническими характеристиками или более широкими эксплуатационными возможностями.

В числе летательных аппаратов новых типов были самолет вертикального взлета и посадки Як-36, истребитель с крылом изменяемой в полёте стреловидности МиГ-23, большегрузный транспортный самолёт АН-22 «Антей», специализированный вертолёт-кран Ми-10K. Многие научно-технические проблемы были решены при разработке сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, прошедшего опытную эксплуатацию.

Парк гражданской авиации стал пополняться в основном реактивными самолётами. Для магистральных авиалиний в производство поступили пассажирские самолёты Ту-124, Ту-134, Ил-62, Ту-154, а для местных воздушных линий (МВЛ) был создан Як-40. Для снижения расходов топлива на реактивных пассажирских самолётах стали применяться более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД), Первыми отечественными ТРДД были Д-20П, НК-8, Д-30, АИ-25. Самолёт Ан-24 (пассажирский для местных воздушных линий) и его модификации Ан-26 (транспортный) и Ан-30 (аэрофотосъёмочный) были выпущены с турбовинтовыми двигателями.

С поршневым двигателем строился лёгкий многоцелевой самолёт Ак-14. В классе боевых самолётов значительным достижением явилось создание истребителя МиГ-25, скорость полёта которого в 3 раза превысила скорость звука.

В числе других самолётов военного назначения, выпущенных в этот период, были истребители Су-11, Су-15, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, турбовинтовой самолет-амфибия Бе-12.

Было начато производство ряда вертолётов лёгкой и средней весовых категорий — Ми-2, Ка-25, Ка-26, Ми-8. Номенклатура вертолётных турбовальных двигателей расширялась за счёт выпуска ГТД-350 и ТВ2 117.

В третий раз образовано 02 марта 1965 года на базе Государственного комитета по авиационной технике СССР.

Значительное число усовершенствованных и новыхлетательных аппаратов было выпущено в 1970 х и 1980 х гг. В ряду самолетов и вертолётов, появление которых знаменовало собой создание в стране летательных аппаратов новых поколений или новых типов, были ближнемагистральный пассажирский самолёт Як-42 и первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт-аэробус Ил-86; грузовой реактивный самолёт Ил-76Т; сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Су-24 и армейский штурмовик Су-25; высокоманёвренные истребители МиГ-29 и Су-27; многорежимный стратегический бомбардировщик Ту-160; транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-72; вертолёты — транспортно-боевой Ми-24, многоцелевой корабельный Ка-27, боевой Ми-28, транспортный Ми-26 с наивысшей в мире для серийных машин грузоподъёмностью (20 т); большегрузные транспортные самолёты (также показавшие рекордную грузоподъёмность) Ан-124 «Руслан» (150 т) и Ан-225 «Мрия» (250 т); высотные самолёты М-17 («Стратосфера») и «Геофизика».

Было решено много научно-технических проблем и получено большое число ценных для народного хозяйства страны материалов и технологий при создании первого советского орбитального корабля многоразового использования «Буран».

Были также созданы пассажирские самолёты Ил-62М и Ту-154М; истребители Су-17, Су-20, Су-22, МиГ-31; самолет вертикального взлета и посадки Як-38 и Як-141; бомбардировщик Ту-22М, транспортные самолёты ВМ-Т «Атлант», Ан-32, Ан-74; вертолёты Ми-14 (противолодочный), Ми-17 (транспортный), Ка-28 и Ка-29 (корабельные), Ка-32 и Ка-126 (многоцелевые для народного хозяйства), Ми-34 (учебно-спортивный); спортивные самолёты Су-26М и Як-55М и другие летательные аппараты.

В ряду авиадвигателей, нашедших в 1970—1980 х гг. применение на серийных и опытных летательных аппаратах, были ТРДД-З0КУ, Д-З0КП, Д-36, НК-86, Д-18Т, ПС-90, ТРДДФ РД-33, АЛ-31Ф, подъёмный ТРД РД36-35ФВ и подъёмно-маршевый Р27В-300, турбовальные двигатели ТВЗ-117, Д-136 (самый мощный в мире вертолётный газотурбинный двигатель), ТВД TB7-117 и др.

В конце 1980 х гг. начались подготовка и освоение серийного производства пассажирских самолётов нового поколения с высокой топливной эффективностью — Ил-96-300 и Ту-204 для магистральных авиатрасс и Ил-114 для местных воздушных линий.

Министры:

 

 

Фамилия Имя Отчество Период
Хруничев, Михаил Васильевич 19 марта 1946—15 марта 1953
Дементьев, Пётр Васильевич 24 августа 1953—14 декабря 1957
Дементьев, Пётр Васильевич 02 марта 1965—14 мая 1977
Казаков, Василий Александрович 03 июня 1977—17 февраля 1981
Силаев, Иван Степанович 20 февраля 1981—01 ноября 1985
Сысцов, Аполлон Сергеевич 01 ноября 1985—14 ноября 1991

 


Слёты любительской авиации:
В 1983 году по инициативе группы работников МАП, Федерации дельтапланерного спорта и ОКБ О. К. Антонова был проведен Первый Всесоюзный смотр-конкурс самодельных летательных аппаратов (СЛА). Проходил с 01 по 10 сентября 1983 года в посёлке Планерское в Крыму и был приурочен к 60-летию планерного спорта в СССР. На смотр было представлено 19 конструкций: три самолёта, один мотопланёр, четыре мотодельтаплана и восемь дельтапланов.

Уже в следующем году количество «самодельщиков» резко выросло: конкурс проводился уже в два этапа. На первый, заочный, в Москву было прислано 68 проектов, до очного показа в Крыму было допущено 42, в том числе гидросамолёт и самолёт-амфибия. Смотр проходил с 05 по 15 сентября 1984 года.

С 1985 года к организации смотра подключились ЦК ВЛКСМ и ДОСААФ. На конкурс, который проходил на базе учебно-спортивного комплекса »Чайка» ЦК ДОСААФ Украинской ССР в Киеве, были представлены уже не только самолёты (60), но и двигатели (12).

Самый масштабный слёт СЛА прошел в Москве, на Тушинском аэродроме, с 19 по 31 августа 1987 года. На него съехались 1000 участников, которые представляли 107 собственных конструкций, из которых летали 60. На этом этапе к испытанию лётной техники подключилась Школа лётчиков-испытателей ЛИИ им. М. М. Громова.

Пятый слёт СЛА по инициативе выпускников Рижского Краснознаменного института инженеров гражданской авиации Ю.Прибыльского и В.Ягнюка был организован в Риге, где к тому времени существовала сильная секция мотодельтапланеристов. Испытания проходили на аэродроме сельскохозяйственной авиации «Спилве» с 17 по 29 июля 1989 года, в них участвовали лётчик-космонавт И. П. Волк, лётчики-испытатели Юрий Шеффер, Виктор Заболотский, ведущий инженер ЛИИ по лётным испытаниям Александр Юнкерт. На этом смотре впервые были проведены соревнования среди пилотов-любителей, по итогам которых 80 участникам была присвоена соответствующая квалификация. Это был последний слёт СЛА под эгидой МАП.

 

Аппарат Минавиапрома СССР составляли опытные работники, переводимые, как правило, из предприятий авиапрома.  Численность сотрудников аппарата Минавиапрома СССР в 1986 году составляла 1017 человек (без учёта ХОЗУ и автобазы).

В 1990-1991 годах в ведении Минавиапрома СССР находилось 242 предприятия, непосредственно занимавшихся разработкой и производством профильной продукции, в т.ч. около 30 НИИ, 80 ОКБ и 132 серийных завода.
Общая численность работавших в системе Минавиапрома СССР составляла около 1,5 млн. человек.

Министерство прекратило свою деятельность с 01 декабря 1991 года на основании Постановления Госсовета СССР от 14 ноября 1991 года.

Указом Президента РСФСР от 28 ноября 1991 года № 242 «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» имущество, финансовые средства, предприятия, организации и учреждения упразднённого Министерства авиационной промышленности СССР переданы в ведение Министерства промышленности РСФСР.

Министерство авиационной промышленности СССР которое всегда находилась на передовых рубежах научно-технического прогресса в стране, ведёт дальнейшие исследования и разработки, направленные на создание авиационной техники новых поколений.

Расширяется применение системы автоматизированного проектирования в конструкторских организациях отрасли, технологическое оборудования с числовым программным управлением и гибких автоматизированных производств на промышленных предприятиях, внедрение новых, в том числе композиционных, материалов в конструкции самолётов и вертолётов, использование достижений в области радиотехники, электроники, вычислительной техники и эргономики в бортовых системах и оборудовании летательных аппаратов.

ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КПСС АППАРАТА МИНАВИАПРОМА СССР.

Партийная организация аппарата Минавиапрома СССР имела следующую структуру:
1. Партийный комитет Министерства.
2. Комиссии при парткоме по направлениям деятельности Министерства.
3. Партийные бюро Главных управлений и Управлений.
4. Ревизионная комиссия.
5. Организационный отдел, сектор учёта.

Численность партийной организации Министерства в 1985 году составляла 1048 членов КПСС. Возрастной состав членов КПСС аппарата Министерства на 01.01.1986 г.:

26 - 30 лет 24 чел.
31 - 40 лет 201 чел.
41 - 50 лет 310 чел.
51 - 60 лет 299 чел.
60 лет и более 214 чел.


Освобождёнными секретарями Партийного комитета Министерства в разные годы были:
Борисов И.В. (в 1968 - 1972 г.г.), Павлов Д.Ф. (в 1974 - 1978 г.г.), Лукьянов А.Ф. (в 1980 - 1984 г.г.),
Дроздов В.А. (в 1984 - 1988 г.г.), Мякошин Н.И. (в 1988 - 1991 г.г.). 

 

В соответствии с Указом Президента СССР от 24 августа 1991 г. «О прекращении деятельности политических
партий в государственном аппарате» деятельность парторганизации КПСС в аппарате Министерства была 
прекращена. Учётные карточки были выданы на руки членам КПСС 29 августа 1991 г. 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Министерство авиационной промышленности СССР — Минавиапром СССР — МАП СССР — (15.03.1946 — 28.11.1991)» — (повествование 18.07.2018).

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D

1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D

0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D

0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

http://dictionary.sensagent.com/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81

%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD

%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD

%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0/ru-ru/

http://machinepedia.org/index.php/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0

%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D

0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%

D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

http://www.mapsssr.ru/map1.html



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/ministerstva_sssr/0-40
Категория: Авиация СССР | Добавил: soviet-union-ussr (18.07.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 1722 | Теги: промышленности, СССР, Министерство, авиационной, Министерство авиационной промышленн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей