Комаровский Александр Николаевич — Советский государственный и военный деятель СССР (20.05.1906 — 19.11.1973)
Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР
Член партии: ВКП(б) (1939).
Образование: Московский институт инженеров транспорта, водный факультет.
Воинское звание: Генерал армии (1972)
Учёная степень: Доктор технических наук (1956)
Учёное звание: Профессор (1958)
Научная сфера: По строительству ядерных установок
Александр Николаевич Комаровский — Советский хозяйственный, государственный и военный деятель СССР, генерал армии СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1949). Лауреат Ленинской и Сталинской премий.
Биография
Комаровский Александр Николаевич — родился (07) 20 мая 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя, в семье инженера-гидротехника. Русский. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, много лет строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Остался на службе в ведомстве путей сообщения после Октябрьской революции, во время гражданской войны был переведён в Московско-Окский округ путей сообщения, в связи с чем семья переехала в Москву, семья Комаровских поселилась на Никитском бульваре.
В 1923 году Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена в Москве, директор А. С. Барков и многие преподаватели одновременно были профессорами Московского университета, учебная программа в школе была сосредоточена на точных науках, в частности, на математике и физике. - Главное: надо научиться мыслить самостоятельно, уметь обобщать и анализировать материал, - часто говорил ученикам Барков. Он широко практиковал подготовку и чтение рефератов старшеклассниками. Однажды и Александр Комаровский прочитал свой первый доклад "Есть ли жизнь на Марсе?". Направленность программы школы, сильный преподавательский состав, творческий метод обучения принесли замечательные плоды: многие одноклассники Александра, как и он сам, впоследствии стали инженерами и учеными.
В Москве судостроительного вуза не было, а отпускать Комаровский А.Н. одного в Петроград родители категорически отказались. Пришлось остановиться на запасном варианте — пойти по стопам отца и поступать на водный факультет Московского института инженеров транспорта (МИИТ).
1923 год был первым годом решительного изменения социального состава учащихся, и прежде всего в технических вузах. Примерно четыре пятых вновь поступающих студентов пришли в институт после окончания рабочих факультетов. Зачисление в институт шло, конечно, после успешной сдачи экзаменов и только по путевкам профсоюзов (в данном случае профсоюза водников). Мне, как сыну старого инженера-водника, такую путевку дали.
Вступительные экзамены в вуз от выпускников средней опытно-показательной школы принимала тогда специальная комиссия при Московском отделе народного образования. Было это довольно страшновато для ребят. Меня беспокоили еще и возрастные нормы, так как Комаровский А.Н. немного «не дотягивал» до установленного возраста… Но в конце концов все уладилось, экзамены были сданы хорошо, и осенью 1923 года Комаровский А.Н. стал студентом МИИТа.
В МИИТе трудились профессора Ф. Е. Максименко (гидравлика), П. А. Велихов (сопротивление материалов), И. П. Прокофьев (строительная механика), А. И. Фидман (гидротехника), А. В. Лебедев (химия) и многие другие знаменитые в то время ученые и педагоги. На многих кафедрах МИИТа велась активная научно-исследовательская работа. К ней на общественных началах привлекали студентов. Проблемы, над решением которых мы работали, зачастую были тесно связаны с насущными задачами Советской промышленности, энергетики и транспорта.
Думается, что и сегодня такая деятельность является важнейшей частью работы наших высших технических учебных заведений. В те же годы, когда еще практически не были сформированы научно-исследовательские институты, вся основная научно-исследовательская работа базировалась на кафедрах вузов. Помню, что в то время я увлекался теорией статического расчета бетонных высоконапорных плотин. Даже нам, студентам, было ясно, что в ближайшем будущем на ряде горных рек нашей страны начнется строительство гидроэлектростанций. И эта тема представлялась не только теоретически интересной, но и практически актуальной.
В институте практиковалось чтение студентами докладов (иногда публичных) на отдельные технические темы, обязательно связанные с наиболее современными и прогрессивными (по тому времени) методами расчета, конструирования или производства работ. Это расширяло круг технических интересов и знаний студентов сверх вопросов, предусмотренных учебной программой, помогало стройно формулировать свои мысли, приучало к выступлениям перед аудиторией, иногда весьма критически настроенной, что несомненно было полезно будущим инженерам.
Занимаясь и до сих пор педагогической деятельностью во втузах (в частности, в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева), я еще тверже убедился в обязательности широко поставленной научно-исследовательской работы в высших технических учебных заведениях, тесно связанной с запросами и интересами народного хозяйства. Может быть, следует подумать о проведении такой работы не только в «хозрасчетном порядке» по договорам с учреждениями и предприятиями, но и по так называемой госбюджетной тематике, на специально выделяемые ассигнования. Тем более что научно-исследовательские институты имеют материальную базу и кадры не всегда сильнее, чем высшие учебные заведения.
С огорчением приходится отметить, что в последнее время во многих вузах редко практикуются весьма полезные публичные (или кафедральные) доклады студентов на ту или иную тему по избранной ими специальности. Может быть, это объясняется чрезмерной перегрузкой студентов (порой второстепенными предметами) или какими-то другими причинами, но так или иначе это обедняет формирование будущих инженеров. Конечно, привлечение студентов к реальной научно-исследовательской работе практически возможно начиная примерно с середины третьего года обучения.
Безусловно, многое зависит и от самих преподавателей. Комаровский А.Н., например, всегда с большой благодарностью вспоминаю профессора Александра Ивановича Фидмана. Наряду с педагогической работой в МИИТе (он возглавлял кафедру гидротехнических сооружений) Александр Иванович проектировал и строил крупные гидроузлы, в том числе на р. Свирь, и был известным инженером. Очень требовательный, но деликатный в обращении с людьми, Александр Иванович умел находить способных молодых инженеров и «подающих надежды» студентов. Развивая в них подлинную увлеченность избранной специальностью строителя-гидротехника, он учил сочетать практическую деятельность (или учебу) с научной и экспериментальной работой в этой области.
Работа в Водном кабинете МИИТа, а затем в гидротехнической лаборатории стала для многих студентов серьезной школой научно-исследовательской работы, тесно увязанной с интересами народного хозяйства.
Немаловажное значение для нас, студентов, имела производственная, вернее, строительная практика. После первого курса я, например, проходил практику на сооружении глубоких железобетонных опор высоковольтной линии Шатура — Москва. А после окончания второго и третьего курсов практика была и более продолжительной и сложной. С весны до глубокой осени в 1925 и 1926 гг. группа студентов работала на строительстве Софьинской плотины в 88 км от устья Москвы-реки.
По теперешним масштабам это заурядное строительство. Плотина системы Пуарэ была однопролетной, разборного типа. Длина ее между устоями 85 м, а высота напора воды чуть больше 5 м. Но это была наша первая реальная плотина. И были мы не просто практикантами-наблюдателями. Каждый из нас назначался на определенную должность с четко очерченными обязанностями и нес полную ответственность за темпы и качество работы. Комаровскому А.Н., в частности, пришлось сначала быть старшим рабочим по заготовке свай и шпунтов. Потом — техником по забивке их паровыми копрами и по бетонированию фундамента (флютбета) плотины. Надо ли говорить, как это утверждало нас в собственных глазах!
Это бюро возглавлялось профессором А. И. Фидманом и состояло всего из нескольких инженеров — его учеников. Комаровскому А.Н. пришлось работать над двумя основными темами: составлять эскизные проекты плотины 3-го Свирского гидроузла, основанной на девонских глинах, и проектировать (с применением точных методов расчета на основе теории упругости) металлические ворота шлюза этого же гидроузла. Последняя работа велась под непосредственным руководством замечательного знатока теории грунтов, сопротивления материалов и статических расчетов профессора Николая Михайловича Герсеванова.
Проект плотины разрабатывался в двух вариантах: один — с глубоким бетонным зубом в верховой части плотины, другой — с развитым в верховую сторону профилем (как тогда мы говорили, с «распластанным профилем») с небольшим центральным бетонным зубом и стальным шпунтом в середине этого зуба.
Проводя тщательное экономическое сравнение и особенно учитывая производственные сложности сооружения глубокого бетонного зуба, Комаровский А.Н. пришел к выводу о безусловной целесообразности второго варианта, т. е. плотины с развитым профилем. А. И. Фидман согласился с этой точкой зрения. После серьезного и, надо сказать, бурного обсуждения этого вопроса в управлении Свирьстроя (в Ленинграде) этот вариант был утвержден. Принятая и осуществленная конструкция плотины представлена на рисунке.
Поперечный разрез плотины гидростанции Свирь-3
После выполнения основных задач московским проектным бюро Свирьстроя и его ликвидации в 1929 году Комаровский А.Н. некоторое время работал в Водоканалпроекте, проектируя ряд сооружений системы водоснабжения Донбасса, а затем — заведующим Гидробюро небольшого треста Гидротехстрой ВСНХ СССР. Этот трест осуществлял в основном изыскательские и проектные работы по небольшим гидротехническим сооружениям при промышленных предприятиях, а также по гидросооружениям для прудовых рыбоводческих хозяйств. Сооружения эти были мелкие, но в весьма разнообразных природных условиях и инженерных формах, что позволяло накапливать опыт гидротехнического проектирования.
В феврале 1928 года Александр Николаевич окончил водный факультет Московского института инженеров транспорта, получив звание инженера путей сообщения. Его дипломный проект "Донская лестница шлюзов Волго-Донского канала" был расценен как серьезная научная работа. Председатель квалификационной комиссии - начальник управления водных путей сообщения НКПС, крупнейший в то время гидротехник К. Н. Акулов наложил на проекте резолюцию: "Оставить проект в фундаментальной библиотеке института". Это была наивысшая оценка, выше пятерки.
Прямо на экзаменационной комиссии Александру Николаевичу было предложено остаться аспирантом института. "Вы уже почти сложившийся ученый", - сказал Акулов.
С 1928 года работал в Московском проектном бюро Свирьстроя, автор проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений. Тогда же занимался изучением влияния льда на гидротехнические сооружения.
В начале 30-х годов издал ряд трудов на эту тему: «Структура и физические свойства ледяного покрова пресных вод», «Действия ледяного покрова на сооружения и борьба с ним», «Зимняя работа затворов гидротехнических сооружений».
В октябре 1931 года был зачислен в органы ОГПУ при СНК СССР и направлен на строительство Канала имени Москвы. Сначала был заведующим сектором проектирования «Москаналстроя», начальником проектного отдела Управления строительства канала.
С января 1931 — заместителем начальника технического отдела в этом Управлении.
С апреля 1934 года — заместитель начальника работ Южного (Московского) района строительства канала.
С мая 1936 года — начальник работ Центрального района канала.
22 апреля 1937 года Комаровский с группой инженеров проверял готовность шлюза No 4. Вдруг из-за поворота показалась вереница легковых автомобилей. Подъехав к верхней голове шлюза, они остановились. Из машин вышли Сталин и другие руководители партии и правительства. Комаровский подбежал к Сталину и почти по-военному коротко и четко доложил обстановку.
Когда гости осмотрели узел и, как чувствовалось, собирались уже уезжать, Комаровский обратился к Сталину:
- Товарищ Сталин, просим осмотреть другой узел, здесь рядом, у третьего шлюза. Там с некоторых архитектурно оформленных сооружений уже сняты леса.
- Ну что же, придется уступить строителям, - сказал Сталин.
Когда гости осматривали сооружение, был открыт сегментный затвор, и вода затопила камеру шлюза. Сталина заинтересовало оборудование канала, особенно уже смонтированные крупнейшие в то время в мире насосы.
- Свои, отечественные, - с удовлетворением сказал он своим спутникам. - Молодцы наши конструкторы, научились делать сами. И, как видите, крупнейшие в мире. Придет время, у нас еще будут учиться. Гидростроение в нашей стране имеет большие перспективы.
Затем Сталин спросил:
- Где сейчас находится в канале волжская вода?
- Здесь, - ответил Комаровский, - уже подошла к нижней голове шлюза No 3.
Сразу же все пошли к нижней голове шлюза посмотреть на волжскую воду.
Уже направляясь к машине, Сталин сказал кому-то из своих спутников:
- Сколько бы мы могли еще построить, если бы не капиталистическое окружение. И во всем торопиться надо. Иначе сомнут.
К маю 1937 года канал Москва - Волга со всеми его разнообразными сооружениями был сдан в эксплуатацию. Правительственная комиссия приняла его с высокой оценкой. В день замечательного праздника трудящихся - 01 мая 1937 года по каналу прошли первые волжские пароходы.
Огромная работа была выполнена в рекордно короткий срок - за 4 года и 8 месяцев. Важнейшие же сооружения были построены в два - два с половиной года. Это был подлинный массовый трудовой подвиг строителей, навечно вошедший в летопись великих свершений советского народа.
02 мая 1937 года к причалу Химкинского речного вокзала подошла флотилия белоснежных теплоходов. Они доставили в столицу делегацию строителей канала. Комаровскому было поручено выступить от имени инженерно-технических работников на состоявшемся тут же в порту митинге. Трибуной был балкон речного вокзала.
Говорил Александр Николаевич взволнованно, от торжественности момента и сознания свершенного глаза застилали слезы. Закончил он свою речь словами:
- Мы молоды и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы построены без иностранной помощи.
А вечером правительство дало банкет в честь строителей канала. В залах ресторана и всего речного вокзала были накрыты праздничные столы, до утра произносились здравицы, речи, пелись песни.
В становлении каждого человека бывают этапы, которые навсегда определяют всю его жизнь, раскрывают все его возможности. Все дальнейшее исходит от этого этапа - и то, каким станет человек, и что он сделает. Для Комаровского таким этапом явилось участие в строительстве канала Москва Волга. Здесь он прошел огромную производственную и политическую школу, раскрывшую в нем качества незаурядного организатора крупномасштабных строительных работ, разносторонний инженерный талант. Здесь закалилась его воля, здесь научился он очень сложному делу - искусству руководить людьми. Отсюда пошло то, что в дальнейшем всегда отличало деятельность Комаровского: четкость и оперативность в труде, доброжелательность и уважительность к подчиненным и товарищам по работе.
С мая 1937 — начальник Управления эксплуатации канала и главный инженер канала. Там проявил себя талантливым инженером, выдающимся организатором работ и принципиальным руководителем.
За работу на строительства канала награждён своей первой наградой — орденом Ленина.
После окончания строительства Канала имени Москвы в сентябре 1937 года А. Комаровский назначен первым заместителем главного инженера строительства Куйбышевского гидроузла. Одновременно являлся начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. Изучив объект, пришёл к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. По этому поводу Комаровский вступил в жёсткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено, а в послевоенное время начато в ином месте.
Член ВКП(б) с 1939 года.
В мае 1939 года Комаровский переведён в Народный комиссариат морского флота СССР, назначен начальником Главспецгидростроя и заместителем народного комиссара морского флота СССР по строительству и механизации портов.
С декабря 1939 года — заместитель народного комиссара военно-морского флота СССР по строительству Отвечал за строительство военно-морских баз и гидротехнических сооружений.
В годы Великой Отечественной Войны
В первые дни войны Комаровский назначен начальником управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР.
05 августа 1941 года бригадный инженер А. Н. Комаровский был назначен начальником пятого управления оборонительных работ, на которое было возложено строительство оборонительных рубежей для Южного и Юго-Западного фронтов. В Генеральном штабе ему разъяснили: общая протяженность рубежей - свыше тысячи километров. К работам нужно приступать немедленно. Положение на Южном и Юго-Западном фронтах очень тяжелое. Враг подошел к Киеву, продолжает наступление в направлении Днепропетровска и Запорожья. Ставка приказала армейскому командованию создать линию обороны по Днепру от Киева до Херсона. В тыловых районах этой линии создание рубежа обороны возлагается на пятое управление оборонительных работ.
Чувствуя себя несколько ошеломленным заданием, Комаровский все же вникал во все, что ему говорилось. А потом, уже ночью, еще раз осмыслив всю глубину ответственности, колоссальный объем по сути новой и не во всем ясной для него деятельности, он понял: сейчас миллионы людей должны взять на себя и повышенную ответственность, и суметь делать то, что им мало знакомо.
На следующее же утро Комаровский приступил к своим новым обязанностям. Он обошел необходимые службы в Главном военно-инженерном управлении Наркомата обороны, соответствующие управления Наркомата по строительству, побывал в ЦК ВКП(б). Вопросы везде решались четко, по-военному. Поскольку Комаровский оставался заместителем наркома по строительству, то он, как ему сказали в ЦК ВКП(б), мог использовать кадры и технику строительных организаций наркомата, находившиеся на юге, прежде всего в районах Донбасса и Харькова. На места - в обкомы партии и командованию фронтов ЦК ВКП(б) дал указания о всяческом содействии пятому управлению оборонительных работ. Для оперативного решения всех вопросов на местах Комаровскому был вручен специальный мандат Государственного Комитета Обороны.
В Наркомате обороны учли и отсутствие у инженерно-технических работников управления теоретической подготовки и опыта в фортификационном строительстве. В качестве представителя и консультанта по полевым оборонительным сооружениям Главного военно-инженерного управления Наркомата обороны к нему был прикреплен высококвалифицированный фортификатор доцент Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева бригвоенинженер В. Ф. Шперк.
По решению Генерального штаба руководство пятым управлением оборонительных работ дислоцировалось в Харькове, куда Комаровский вместе со Шперком и небольшой группой сотрудников вылетел 25 августа 1941 года. Город жил суровой прифронтовой жизнью, почти непрерывно подвергаясь бомбардировкам вражеской авиации.
Комаровскому и его сотрудникам одновременно пришлось решать множество сложнейших задач. Никаких предварительно разработанных проектов оборонительных рубежей, естественно, не было. Ведь до нападения фашистов на СССР никто не мог и предположить, что война будет вестись на советской территории, да еще в такой глубине! В обычное время одни изыскательские работы на местности при самых высоких темпах потребовали бы многих месяцев. Не было и квалифицированных кадров для проведения проектировочных работ. Да и строительные кадры по своей подготовке были не на высоте. Их ядро составляли инженерно-технические работники строительно-монтажных управлений Наркомата по строительству. Они замечательно трудились в мирное время, но строительство фортификационных сооружений для них, как и для самого Комаровского, было делом новым.
Комаровский и его ближайшие помощники учились на ходу. Функции Шперка как консультанта расширились до необозримых пределов. Он консультировал и проекты рубежей, и помогал инженерам управления осваивать фортификационное дело. Работали в тесном контакте с инженерными службами фронтов. И дело шло. Составлялись и докладывались начальникам штабов и командующим войсками Южного и Юго-Западного фронтов проекты оборонительных рубежей, одновременно на места направлялись строительные коллективы, которые сразу же приступали к работам. Армейское командование придавало им военно-строительные батальоны, местные партийные, советские и комсомольские органы мобилизовывали на строительство оборонительных рубежей население.
Разносторонняя и высокая инженерная эрудиция Комаровского, его способность быстро осваивать новое дело сказывались во всем. "В моих консультациях вы больше не нуждаетесь, - сказал ему как-то Шперк. - Если бы все произошло не у меня на глазах, я бы не поверил, что за столь короткое время можно так глубоко вникнуть в премудрости фортификации. Ваши доклады, а особенно предложения на Военных советах фронтов производят впечатление, будто вы профессиональный фортификатор".
Шперк, конечно, мог только догадываться, чего стоило Комаровскому достичь этого. Но в том-то и состоял его талант, что, что-либо освоив, он тут же искал и находил пути наиболее полезного приложения новых знаний к практическому делу. Он вносил различные предложения Военным советам фронтов относительно того, как упростить элементы оборонительных сооружений, не снижая качества, как лучше использовать условия местности, чтобы уменьшить объем строительных работ, а значит, и ускорить сооружение оборонительных рубежей. Эти предложения всегда были обоснованы, конкретны и неотразимы точностью расчета. Шперк каждый раз поражался простоте и оригинальности найденных Комаровским решений.
Напряженно учась, Комаровский тут же использовал приобретенные знания на практике. Этого он требовал и от подчиненных, особенно от руководителей на участках оборонительных работ. На коротких совещаниях, когда выезжал на места, Александр Николаевич постоянно напоминал инженерно-техническим работникам об их ответственности. "Обстановка на фронтах крайне тяжелая и опасная, - говорил он. - Враг вот-вот может выйти к рубежам. Дорог каждый час: мы просто не имеем права рассчитывать на дополнительные инструкции и указания. Задание в общем плане ясно. Думайте, дерзайте, предлагайте, мы всегда поможем, но делайте, делайте все быстрее".
В октябре 1941 года на базе управления была сформирована 5-я сапёрная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода.
22 января 1942 года было подписано Постановление Государственного Комитета Обороны «О передаче материальных ресурсов и строительных организаций со строительства Сталинградских рубежей на строительство Бакальского завода (Челябинская обл.).», согласно которому на базе части войск 5-й сапёрной армии было сформировано управление строительства Бакалстроя — создание завода высококачественных сталей в районе Челябинска. Бакалстрой стал началом Челябинского металлургического завода. С Комаровским в Челябинск на першинскую площадку прибыла группа сотрудников НКВД, 10-15 человек, занимавших в 5-й сапёрной армии различные должности, и составившие костяк оперативно-чекистского отдела управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината/Челябметаллургстроя НКВД СССР. Начав строительство в окрестностях Челябинска на Першинской площадке с колышка в поле, Комаровский силами трудмобилизованных немцев добился уже 19 апреля 1943 года первой плавки Челябинского металлургического завода.
По данным документальной книги советского немца Герхарда Вольтера «Зона полного покоя», должность А. Комаровского называлась «Начальник Управления строительства БМК НКВД СССР». Согласно приказу по НКВД СССР в январе 1942 года, подписанного наркомом Л. П. Берия, А. Н. Комаровский был назначен «начальником Управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината — Бакалстрой НКВД СССР» (с 13 августа 1942 года — Челябметаллургстрой НКВД СССР).
Под его началом на стройке работало в 1944 году свыше 44 000 человек. При этом вольнонаёмные составляли малую часть строителей.
С 29 апреля 1944 года — начальник Закавказметаллургстроя НКВД СССР (строительство Закавказского металлургического комбината в Рустави), Грузинская ССР.
В мае 1944 года Комаровский стал начальником Главного управления лагерей промышленного строительства НКВД СССР (Главпромстрой НКВД СССР).
Послевоенный период жизни
В первые послевоенные годы на посту начальника Главного управления лагерей промышленного строительства НКВД генерал Комаровский отвечал за строительство особо важных объектов, выполнявшееся силами заключённых ГУЛАГ.
Главным направлением деятельности Комаровского с 1945 года было строительство объектов для «атомного проекта» СССР.
В 1946 году состоялось решение о строительстве исследовательского комплекса для нужд атомной энергетики. Выбор выпал на район у села Петякино вблизи станции Обнинская Киевской железной дороги (примерно в 110 км от Москвы).
В 1948—1953 годах возглавлял строительство комплекса зданий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в том числе Главного здания МГУ.
29 октября 1949 года — указом Комаровскому было присвоено звание Героя Социалистического труда. За заслуги в строительстве объектов для создания первой Советской атомной бомбы
С ноября 1951 года — начальник Главного управления лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива МВД СССР (Главспецнефтестрой МВД СССР).
С июля 1952 года — вновь начальник Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР.
С начала строительства завода № 817 (современный комбинат «Маяк»), А. Н. Комаровский привлекался к решениям вопросов снабжения в составе комиссии при инженерно-техническом совете Специального комитета.
С марта 1953 года Комаровский был начальником Главпромстроя (ведомство по строительству объектов атомной промышленности, которое несколько раз переходило в подчинение: в марте 1953 — Министерства среднего машиностроения СССР, в марте 1954 — МВД СССР.
28 июня 1954 года в печати появилось сообщение о пуске в СССР первой атомной электростанции. Строительство АЭС поставило перед учеными, инженерами и строителями совершенно новые задачи. Самое непосредственное участие в проектировании, строительстве объектов атомной энергетики принимал строительный коллектив, которым руководил А.Н. Комаровский.
Комаровский Александр Николаевич — c 1955 года одновременно занимал должность заместителя Министра среднего машиностроения СССР по строительству. В частности, под руководством Комаровского были построены первая Советская атомная электростанция, комбинат «Маяк», центр атомной промышленности Челябинск-40 и многие другие объекты.
Работами по созданию атомного оружия руководил Л. П. Берия. С Комаровским на строительстве объектов атомной отрасли работали Я. Д. Рапопорт, С. Н. Круглов, строительством занимались В. А. Сапрыкин, Д. К. Семичастный и другие.
С 1958 года до конца жизни — заведующий кафедрой Московского инженерно-строительного института имени Куйбышева, а в МИФИ читал курс по строительству ядерных установок. За последние 10 лет жизни быстро вырос в воинских званиях (до этого 20 лет был генерал-майором).
С 26 ноября 1963 года до конца жизни — заместитель Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.
Комаровский Александр Николаевич — Депутат ВС СССР 8-го созыва (1970—1973).
Умер 19 ноября 1973 года (67 лет) в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награды СССР
Высшие степени отличия СССР:
Герой Социалистического Труда (29.10.1949)
Золотая медаль «Серп и Молот» (29.10.1949)
Ордена СССР:
- Орден Ленина -7 (14.07.1937, 29.04.1943, 29.10.1949, 11.09.1956, …)
- Орден Красного Знамени -2 (21.02.1942, …)
- Орден Отечественной войны 1-й степени
- Орден Трудового Красного Знамени -2
- Орден Красной Звезды -2
- Орден «Знак Почёта»
Медали СССР:
- Медаль «За боевые заслуги» (03.11.1944)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «XX лет Рабоче-крестьянской Красной армии»
- Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
- Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
- Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Премии:
- Ленинская премия СССР (1968)
- Сталинская премия (1951)
Воинские звания
- Военинженер 1 ранга (28.06.1938).
- Бригинженер (1939).
- Генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1943).
- Генерал-лейтенант (22.02.1963).
- Генерал-полковник инженерно-технической службы (10.06.1965).
- Генерал армии (02.11.1972).
Память
- Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1973 года имя А. Н. Комаровского присвоено Ленинградскому высшему военному инженерно-строительному Краснознамённому училищу — ныне ВИТУ.
Сочинения
- Организация работ на строительстве Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М., 1958;
- Подготовительные работы на крупных строительствах. М.—Л., 1959;
- Строительные конструкции ускорителей. Изд. 2-е. М., 1961;
- Предварительно напряженный железобетон в строительстве ядерных установок. М., 1968;
- Проектирование и строительство ядерных установок. М., 1962;
- Панельное и крупноблочное строительство промышленных и энергетических объектов. Изд. 2-е. М., 1970;
- Записки строителя / А. Н. Комаровский. — М.: Воениздат, 1972. — 264, [2] с. — 100 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Применение атомной энергии в народном хозяйстве. М., 1973.
Примечания
- ↑ Документа Протокол № 9 заседания Специального комитета при Совнаркоме СССР. Москва, Кремль 30 ноября 1945 года в Викитеке.
Литература
- Моисеев А. П. Память челябинских улиц. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. — С. {{{1}}}. — 30 000 экз. — ISBN 5-7688-0069-7.. — С.195—198.
- Быстров В. Генерал армии Александр Комаровский. // Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Вып.2 — М.: Молодая гвардия, 1979. С.196—254.
- Шестопалов Н. Ф. Видный военный инженер-строитель. // «Военно-исторический журнал». 1986. № 5. С.88—90.
Мифы, события, факты
1. Александр подал документы в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) на строительное отделение водного факультета. За результаты экзаменов он особо не волновался, так как основательно к ним подготовился, но ему еще не было 18 лет, и это тревожило.
- По возрасту немного не дотягивает, однако знания проявил преотличные. Рекомендую принять, - сказал председатель экзаменационной комиссии, и Александр Комаровский стал студентом МИИТа.
Вечером того же дня по случаю поступления Александра в вуз в семье был праздничный ужин. Николай Александрович размечтался:
- Верь мне, твое время - это время колоссального строительства. Посмотри: Каширскую строим, Шатурскую строим! А сколько еще намечено! Ни одному из нас, старых инженеров, и в голову не приходил такой грандиозный план, как ГОЭЛРО. Поработаешь, сын, всласть, от души.
Вспоминая позже эти слова отца, Александр Николаевич каждый раз улыбался: ведь уже к концу 1935 года план ГОЭЛРО по выработке электроэнергии был перевыполнен почти в четыре раза!
А тогда за праздничным ужином Александр с удовлетворением подумал: "Как изменились отец и его друзья - старые инженеры. В 1917 году они настороженно, выжидательно относились к Советской власти, а теперь горой за нее, хотя материально живут скудно, хуже, чем до революции".
Позже в связи с каким-то поводом он поделился с отцом этой мыслью.
- Видишь ли, Александр, - ответил Николай Александрович, - истинно сказано: не хлебом единым жив человек. Да, материально я и мои коллеги жили лучше. Но нынешние трудности понятны, они преодолимы. Зато какой простор для работы, для большой полезной работы! Как инженер-гидростроитель я все время думаю о плане ГОЭЛРО. Такой план можно только в государственном масштабе разработать и осуществить. Советская власть именно такое государство. Вдумайся, как Ленин определил: ГОЭЛРО - вторая программа партии! Ленин - великий человек. За эту его программу каждый истинный инженер обе руки подымет. А руки эти истосковались по настоящей работе. Да и в политической программе Ленина и его партии мы начинаем разбираться и главное уже понимаем: создается общество, где властелином будет труд. А мы, инженерия, люди труда. Кому же нам служить, как не этому властелину?
Разговор состоялся вечером. А утром 22 января 1924 года по всему миру разнеслась горестная весть: Ленин умер! На всю жизнь остались в памяти Александра студеные, полные народной скорби январские дни, костры на улицах и, казалось, бесконечные людские потоки, устремленные к Колонному залу Дома Союзов. Прошел мимо гроба Ильича и Александр. Впившись глазами в восковое лицо вождя, он, как и каждый тогда, думал: "Как же теперь жить, что мы будем делать без Ленина?" Навсегда запомнились Александру Комаровскому и надрывные, леденящие душу торжественные траурные гудки заводов, фабрик и паровозов в день похорон Владимира Ильича Ленина.
Ленина не стало, но бессмертными были его идеи, остались созданные им партия и Советское государство. "Его больше нет среди нас, - говорилось в правительственном сообщении, - но его дело останется незыблемым..." Неизгладимое впечатление произвело на Александра то, как сплотилась страна в едином, общенародном стремлении довести дело Ленина до конца. Позже это впечатление он вновь и вновь остро переживал, слушая стихи Владимира Маяковского: "Стала величайшим коммунистом-организатором даже сама Ильичева смерть!"
Да, дело Ленина жило. Во всех сферах жизни закладывался фундамент социалистического общества. Творческий подъем ощущался и в МИИТе. Студенты стремились получить как можно больше знаний, лучше овладеть избранными специальностями. Понимали свою ответственность профессора, преподаватели: ведь они готовили первые кадры новой советской технической интеллигенции, которой предстояло воплотить в жизнь ленинские идеи индустриализации страны. Они смело привлекали студентов к проводимой на кафедрах научно-исследовательской работе, прежде всего к той, которая была связана с насущными потребностями промышленности, энергетики и транспорта. Для расширения технических интересов и знаний студентов практиковалось чтение последними докладов на темы, не предусматривавшиеся учебной программой.
Несколько таких докладов сделал и Александр. Он с увлечением работал в созданном при кафедре гидротехнических сооружений "Водном кабинете" и в образованной несколько позже гидротехнической лаборатории. Тогда в стране почти не было специализированных научно-исследовательских институтов, и их нынешние функции в значительной мере возлагались на кафедры вузов. На кафедре гидротехнических сооружений МИИТа выполнялись исследования по заданиям различных гидростроительных организаций. Участие в научной деятельности кафедры гидротехнических сооружений явилось для Александра Комаровского большой школой научно-исследовательской работы. Здесь почти не делалось скидки на то, что он всего лишь студент: результаты исследования нужны были производству.
2. 15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве канала Москва - Волга. Вчитываясь в текст, Александр Николаевич радовался, испытывая одновременно и чувство зависти. Радовался тому, что наконец сбудется мечта, которая разными людьми вынашивалась уже многие столетия. Он знал, что еще в 1674 году появилось предложение соединить искусственным водным путем Верхнюю Волгу с Москвой-рекой, множество проектов такого рода было при Петре I, а в 1825 году начались даже работы по сооружению канала, безуспешно длившиеся почти 25 лет. Понимал он и огромное значение канала. Понимал и завидовал тем, кто его будет строить. А когда он узнал, что начальником строительства канала назначен всегда отличавший подающего надежды студента Комаровского бывший заведующий кафедрой гидротехнических сооружений МИИТа профессор Александр Иванович Фридман, то мелькнула надежда: "А вдруг!"
И "вдруг" произошло. Александра Николаевича пригласил Фридман. Беседа была короткой. Александр Иванович хорошо знал своего бывшего ученика, видел в нем еще не раскрывшийся, но для него уже несомненный талант инженера-строителя, способного со временем стать умелым руководителем ответственных участков крупной стройки. В начале ноября 1931 года Александр Николаевич Комаровский был назначен начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала Москва - Волга.
Первоочередной задачей проектировщиков был выбор наиболее целесообразной с народнохозяйственной точки зрения и экономической схемы и трассы будущего канала. Ее изучали и по карте и на местности. Вместе с другими проектировщиками Александр Николаевич побывал на Верхней Волге, обследовал многие участки Москвы-реки. Вспомнились детские впечатления, когда он плыл по этим местам из Череповца в Москву. Мог ли он тогда предположить, что вернется сюда инженером-гидростроителем, одним из преобразователей этого края, создателей величественного сооружения - канала Москва - Волга!
Окончательный вариант проекта канала был рассмотрен и утвержден ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Сразу же широким фронтом развернулись изыскательские, проектные и первые строительные работы. Комаровский упорно рвался "на передовую" - непосредственно на строительство, и в апреле 1934 года в результате настоятельных просьб он был назначен заместителем начальника работ Южного (Московского) района, а в мае 1934 года начальником Центрального района канала Москва - Волга. Нужно было проявить разносторонние знания, большие организаторские способности, чтобы заслужить такое доверие. Ведь каждый район строительства канала являлся сам по себе значительным объектом. Достаточно сказать, что гидросооружения одного только Южного района по масштабам превосходили такую крупную стройку, как Волховстрой.
3. "Моя военная специальность - строитель", - писал о себе генерал армии Александр Николаевич Комаровский. На первый взгляд есть в этих словах что-то противоречивое. Война всегда связана с разрушениями, а строитель по самой сути своей - творец, созидатель. Но если вдуматься, то противоречия здесь нет. Необходимость защиты советской социалистической Родины, обеспечения условий для строительства нового общества - коммунизма вынуждает людей самых мирных профессий свои знания и талант направлять на службу делам военным, обеспечивающим оборону страны. Раскрывая тайны природы для блага мирной жизни, физики и химики вынуждены заниматься созданием грозного оружия. Облегчая человеческий труд, делая его все более могущественным, конструкторы и инженеры в то же время создают разнообразную военную технику.
Материалы
- Орлов Г.В. «Комаровский Александр Николаевич — Советский государственный и военный деятель (20.05.1906 — 19.11.1973)» — (биография 22.04.2020).
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D
0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D
0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://biography.wikireading.ru/156671
https://www.rulit.me/books/zapiski-stroitelya-read-312251-36.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |