Штурман СССР — генерал-лейтенант авиации СССР — Беляков Александр Васильевич (21.12.1897 — 28.11.1982)
Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области.
Детей в семье Беляковых было трое: Саша, Миша и Таня. В Больших дворах при школе не было земельного участка, ведь даже картошку негде было вырастить, а детей надо было кормить.
Вскоре отцу А. В. Белякова предложили школу в д. Субботино. Беляковы купили корову, дома стало посытнее. Отец с матерью много работали, особенно в летнее время. Они раскорчевали участок при школе, посадили яблони, малину, нашлось место и для огорода.
Александр Васильевич учиться начал с семи лет у своего отца в школе, на которой была вывеска: «Субботинское земское начальное училище».
В 1907 году Александр Васильевич закончил у отца трехлетнюю начальную школу. Приезжал инспектор, был экзамен.
Вручается аттестат об окончании Субботинского училища ученику Белякову Александру! Две пятерки и одна четверка,- сказал инспектор, вручая аттестат.
Детство и юность провёл в Рязани.
В 1915-1916 годах учился в Петроградском лесном институте.
1916 г. был призван в армию.
В январе 1917 г. после окончания сокращенного курса Александровского пехотного училища прапорщик Беляков был назначен младшим офицером 3-й роты 215-го пехотного запасного полка (Владимир).
После февральской революции был избран в полковой комитет от своей роты, а затем во Владимирский городской Совет рабочих и солдатских депутатов.
Участвовал в I-й мировой войне с лета 1917 г. Был младшим офицером саперной команды 4-го Кавказского стрелкового полка. Осенью 1917 г. был избран в ротный комитет, а после выхода Декрета "Об уничтожении чинов и орденов в армии и о выборности командного состава" - начальником полковой саперной команды. В начале 1918 г., после выхода Декрета "О мире", демобилизовался и вернулся домой.
В январе 1919 г. был призван в РККА. В апреле 1919 г. окончил отделение по изучению стрельбы химическими снарядами и противогазовой защиты войск Московских артиллерийских курсов РККА.
Участвовал в Гражданской войне. Служил в 3-м легком артдивизионе 75-й стрелковой бригады 25-й стрелковой дивизии на Восточном
фронте. Был заведующим противогазовой обороной, а затем адъютантом (начальником штаба) дивизиона. Участвовал в боях за Бугуруслан, Белебей, Уфу, Уральск.
Поздней осенью 1919 г. заболел тифом и был отправлен в госпиталь. После излечения служил в штабе Кавказского военного округа.
В августе 1920 г. был направлен на учебу на аэронавигационное отделение Московской аэрофотограмметрической школы
1921 год окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем.
1925 г. в качестве штурмана участвовал на Р-1 в перелете Москва - Харьков - Севастополь, преодолев маршрут за 13 часов 20 минут.
1927 г. участвовал в перелете Москва - Гомель - Винница - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва.
1930-1935 годах — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
В 1936 году экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
03 августа 1935 г. в составе экипажа Леваневского участвовал в неудачной попытке перелёта Москва - Северный полюс - США. Перелет был прерван из-за технических неполадок. Леваневский после возвращения заявил, что одномоторный АНТ-25 ненадежен и он летать на нем отказывается. Байдуков не полетел с Леваневским и Левченко в США, а после продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Накануне перелета (Москва — остров Удд). А. Н. Туполев, А. В. Беляков, В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков. 1936 год.
14 июля 1936 года принимается Постановление Совета труда и обороны «О беспосадочном перелете на самолете РД» по маршруту: Москва-о-в Виктория, Земля Франца Иосифа, Северная Земля – Нордвик, Бухта Тикси, Петропавловск на Камчатке- Александровск на Сахалине -Хабаровск-Чита. Состав экипажа: командир-летчик-испытатель 39 завода Чкалов В.П., 2-й пилот-летчик –испытатель 22-го завода Байдуков Г.Ф. и штурман – военный инженер 1 ранга флаг-штурман Беляков А.В. Старт был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 мин.
Полет проходил в очень сложных метеорологических условиях. Из-за обледенения самолета экипаж вынужден был произвести посадку на острове Удд. Байдуков Г.Ф. в качестве второго пилота (командир — В.П.Чкалов, штурман — А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов, в устье Амура) В этом беспосадочном перелете экипажем было пройдено 9374 км за 56 ч 20 мин, причем более 10 часов слепого полета.
1936 год. Байдуков Г.Ф. Беляков А.В. с жителями Удд.
Уже на острове Удд на борт самолета АНТ-25 была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс.За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза.
13.08.36 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о переименовании острова Кевос в заливе Счастья в остров Беляков.
Член ВКП(б) с 1936 г.
В ноябре-декабре 1936 г. вместе с Чкаловым и Байдуковым участвовал в советской экспозиции на XV-й Международной авиационной выставке в Париже.
Одновременно с выполнением перелётов продолжал лётно-испытательную работу на авиазаводе №22 (г. Москва). Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.
14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра за 63 часа 16 минут.
На авиабазе Пирсон (Pearson) экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл (позже — государственный секретарь США и автор "плана Маршалла"). Советских летчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.
Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов прием в нью-йоркском отеле "Waldorf Astoria", в Вашингтоне они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом.
А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.
А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.
1937 г. Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов, А.В.Беляков
с полярным исследователем Вильямуром Стефансоном.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.
Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков на марке Почты СССР, 1937 - 10к., 20к., 40к., 50к.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
В 1936-1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН).
В 1939-1940 годах — флаг-штурман ВВС РККА.
С 1940 году — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в 1945 году принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.
1949 год. Штурман СССР - генерал-лейтенант авиации СССР - Беляков Александр Васильевич
В 1945-1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (ныне — имени Ю.А.Гагарина).
С 1960 года в отставке.
С 1960 года — профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации.
Жил в Москве.
Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве и других городах.
Конверт 50-лет беспосадочному перелету на самолете АНТ-25» по маршруту: Москва - Дальний восток 1986 год.
Генерал-лейтенант авиации (1943 г.), доктор географических наук (1938 г.).
Награды:
-24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее, после учреждения, вручена медаль «Золотая Звезда» № 9;
-ордена Ленина;
-3 ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-2 ордена Трудового Красного Знамени;
-3 ордена Красной Звезды;
-медали.
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/b/belyakov-aleksandr-vasilevich/
http://samlib.ru/s/shushakow_o_a/010geroibeliakov.shtml
http://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/ljotchik_ispytatel_general_polkovnik_aviacii_sssr_bajdukov_georgij_filippovich_1907
_1994/141-1-0-261
Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/b/belyakov-aleksandr-vasilevich/ |