Данилин Сергей Алексеевич — Штурман авиации СССР (08.10.1901 — 28.12.1978)
1.1
Родился 08 октября 1901 года в Москве. Детство и юность провёл в городе Химки Московской области. 1918 г. Окончил коммерческое училище.
В Красной Армии с 1919 года.
В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу.
В 1921-1924 годах совмещал воинскую службу с учёбой в Московском государственном университете.
С 1922 года — на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Как наблюдатель-хронометрист участвовал в испытаниях самолётов, успешно разрабатывал методы и средства аэронавигации.
В 1925 г. Занимался разработкой средств и методов воздушной навигации.
Активно участвовал в создании приборов аэрофоторазведки и решении проблем боевого применения авиации в ночных, высотных и «слепых» полётах, а также бомбометания из-за облаков. Создал первую в стране инструкцию по пилотированию по приборам.
В октябре 1929 г. Участвовал в дальнем перелете по замкнутому кругу Ленинград Оренбург - Уфа - Пермь - Вятка - Ярославль - Ленинград, протяженностью больше 5000 км. В перелете участвовали тринадцать самолетов. Это был весьма нелегкий перелет. Он осуществлялся осенью, когда чуть-чуть ли не по всей трассе самолеты попадали то в полосу сплошных туманов, то непрерывных ливней. Первой к финишу пришла флагманская агрегатина Р-1. Она показала прекрасное время, проделав весь стезя без единого происшествия. Таких блестящих показателей не имела ни одна агрегатина, участвовавшая в перелете. Флагманский авиалайнер Р-1 пилотировал начальник испытательной эскадрильи Козлов, штурманом летел Данилин.
Газета Правда писала о нем: Среди пилотов, штурманов, механиков, работников института Сергей Алексеевич пользуется большим уважением, авторитетом и любовью. Он располагает к себе исключительной скромностью, отзывчивостью, постоянной готовностью подмогнуть, порекомендовать, передать свой колоссальный навык товарищам по работе. Известно, что авиационный население тяжко поразить хладнокровием. Советские летчики и штурманы не раз демонтировали миру свои изумительные качества. Но более того и в этой среде хладнокровие Данилина вызывает у всех ощущение особого восхищения. Не единственный пилот, попадавший с штурманом Данилиным в тяжелые переделки, рассказывал о его исключительной организованности, выдержке и дисциплинированности. Когда его спрашивают: Откуда у вас такое хладнокровие, куда деваются ваши чувства - ужас, колебания, сомнения?, он отвечает, смеясь: В полетах мои чувства бывают упрятаны так вдали, что они перестают быть видимыми не только для окружающих, но более того и для меня. В слепом полете, в особенности, я нетрудно отказываюсь от своих чувств, потому что доверяться им никак воспрещено. Тогда я живу только приборами и своими знаниями, верю только в них. До сих пор они меня не подводили. Руководитель передового в институте отделения оборудования самолетов, инженер-конструктор, первоклассный аэронавигатор, автор учебника, первого наставления по слепому полету, многочисленных указаний по штурманскому делу, воспитавший не единственный десяток аэронавигаторов, Сергей Алексеевич освоил ещё одну профессию.
1.2
В 1935 году написал учебник по аэронавигации. Участвовал в ряде ответственных дальних перелётов по стране и за рубежом.
В 1931-1935 годах был флаг-штурманом групп тяжёлых самолётов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой.
12-14 июля 1937 года в качестве штурмана на самолёте АНТ-25 (командир экипажа — М.М.Громов, второй пилот — А.Б.Юмашев) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10148 км по прямой, полётное время — 62 часа 17 минут). Были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта.
М.М. Громов, С.А. Данилин, А.Б. Юмашев, у самолета АНТ-25
Позже, уже в Вашингтоне, экипаж нанес визит президенту США. Рузвельт задавал им вопросы о самочувствии после перелета, о впечатлениях, об Америке и о том, какие трудности пришлось перенести в полете через полюс. Со страниц печати не сходили репортажи о пребывании в Штатах мужественного экипажа. Перелет через Северный полюс в Америку оценивался как достижение советской авиации и как знак дружбы между двумя великими государствами. Большой интерес американские специалисты и ученые проявили к тактико-техническим данным самолета АНТ-25. Пока он стоял на поле, они облазили его вдоль и поперек и пришли в восторг от простоты конструкции и многих инженерных решений.
1937 г. Начались поездки членов экипажа (слева направо) Данилин С.А., Громов М.М., Юмашев А.Б., по городам штатов. Триумфально прошли встречи в Сан-Франциско и Сан-Диего, потом гости направились в Лос-Анджелес.
Юмашев А.Б., Громов М.М., Данилин С.А. с официальной хозяйкой приёма в Голливуде юной актрисой Ширли Темпл (В последствии - дипломат, помощник президента Р. Рейгана). Лос-Анджелес, 1937 год.
1937 г. Юмашев А.Б., Данилин С.А., Громов М.М. юной актрисе Ширли Темпл и официальной хозяйкой приёма в Голливуде дали ей автограф.
С. А. Данилин, М. М. Громов, А. Б. Юмашев.
Была ночь, но на всей платформе и вокруг нее стояли люди с цветами и транспарантами, приехавшие встречать своих героев. Состоялся первый митинг на родной земле. А утром была Москва и Белорусский вокзал, до отказа набитый народом. Вся привокзальная площадь заполнена ликующим народом, а также улица Горького до самого Кремля, где членов экипажа ждал правительственный прием.
1937 г. М.М. Громов, С.А. Данилин, А.Б. Юмашев, (слева направо)
Весь экипаж (первыми среди отечественных авиаторов) был удостоен медалей де Лаво (награды ФАИ). За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 01.09.1937 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
М.М. Громов, С.А. Данилин, А.Б. Юмашев, (слева направо)
1938 году - вступил в ряды КПСС.
В 1938 году назначен руководителем группы отделов спецслужб и заместителем начальника НИИ ВВС, руководил опытным изготовлением и испытаниями новой авиационной техники, включая средства автоматики, электротехники, связи, радионавигации, радиоразведки и высотного оборудования.
Во время советско-финской войны являлся флаг-штурманом бомбардировочной авиации.
После учреждения знака особого отличия ему 04 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда Героя СССР».
1.3
В этот период, наблюдая работу в боевых условиях наземной РЛС ПВО «Редут», Данилин предложил идею бортовой РЛС для обнаружения самолётов противника и ведения по ним прицельного огня независимо от условий оптической видимости. В середине 1940 года на совещании с участием ведущих инженеров НИИ ВВС и НИИ радиопромышленности возможность создания такой РЛС была подтверждена, в начале 1941 года создан лабораторный макет, а в декабре 1942 года первая советская серийная БРЛС «Гнейс-2» была применена в боях под Москвой и под Сталинградом.
генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1943 г.), авиационный штурман.
В 1943-1944 годах — начальник Научно-испытательного института спецслужб ВВС.
В 1944-1951 годах — заместитель начальника Научно-испытательного института ВВС и начальник Управления ВВС. Один из организаторов штурманской службы в ВВС.
В 1951-1953 годах — помощник Главнокомандующего ВВС по радиотехнической службе.
В 1953-1959 годах — начальник Управления ВВС.
В 1959-1960 годах — в научной группе при Главнокомандующем ВВС.
С 1960 года в отставке.
Данилин Сергей Алексеевич - Штурман авиации СССР (1901-1978)
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Жил в Москве. Умер 28 декабря 1978 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (04.11.1939 г.);
-2 ордена Ленина (01.09.1937 г., 30.04.1945 г.);
-2 ордена Красного Знамени (03.11.1944 г., 15.11.1950 г.);
-орден Суворова 2-й степени (18.08.1945 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (01.07.1944 г.);
-2 ордена Красной Звезды (25.05.1936 г., 17.06.1943 г.);
-медали.
Удостоен награды ФАИ — медали де Лаво (1937 г.).
Мемориальная доска в Москве (ул. Земляной Вал, д.14-16, ст.1).
Источник:
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/d/danilin-sergej-alekseevich/
http://xn----7sbpabhjc0bdcg5j.xn--p1ai/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%
D1%8B%D0%B5-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%
B8/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%
B5%D0%B9-%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%
D0%B8%D0%BD
http://army-news.ru/2010/06/danilin-sergej-alekseevich/
http://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/ljotchik_ispytatel_jumashev_andrej_borisovich_1902_1988/141-1-0-184
Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/d/danilin-sergej-alekseevich/ |