Лётчик-испытатель СССР - Мосолов Георгий Константинович (03.05.1926 — 17.03.2018)
1.1
Родился 03 мая 1926 года в Уфе.
В 7-м классе Георгий «заболел» авиацией. По вечерам бегал в аэроклуб им. Чкалова, который из Москвы был эвакуирован в Казань, где в то время жили Мосоловы. Хотел сразу летать, но сначала ребята должны были изучить историю авиации, биографии первых лётчиков, первых героев Великой Отечественной войны: Кокорева, Иванова, Рябцева, Мокляка, Гастелло, Здоровцева, Бахчиванджи, Сорокина и других, теорию воздухоплавания, химический состав горючего, принципы работы двигателей, приборы, систему управления, устройство парашютов, их укладку, усвоить принципы пилотирования. Приходилось сдавать экзамены по каждому разделу. В 1942 г. Георгий, которому было всего 16 лет, уже несколько раз летал.
В 1943 году окончил Центральный аэроклуб имени В.П.Чкалова, который в то время располагался в Казани.
В 1944 году с отличием закончил спецшколу ВВС № 9 в Казани.
С 1944 года в Советской Армии.
В 1945 году окончил школу первоначального обучения лётчиков.
В 1948 году окончил Чугуевское ВАУЛ.
В 1949 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). До 1951 года был лётчиком-инструктором в Чугуевском ВАУЛ.
В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
В 1959 году окончил МАИ.
1.2
С мая 1953 года по сентябрь 1962 года — на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна (в 1959-1962 гг. — старший лётчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Е-2 (14.02.1955 г.), СМ-9/3 (МиГ-19С (сентябрь 1955 г.), И-3У (август 1956 г.), И-7У (22.04.1957 г.), И-75 (28.04.1958 г.), СМ-12ПМ (май 1958 г.), И-75Ф (сентябрь 1958 г.), Е-6/3 (МиГ-21Ф) (декабрь 1958 г.), Е-152А (10.07.1959 г.), Е-6/9 (ноябрь 1960 г.), Е-152 (21.04.1961 г.), Е-8 (17.04.1962 г.). Участвовал в испытаниях МиГ-17 (СДК-5), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), МиГ-17 (СИ-16), Е-2А, СМ-50 (МиГ-19ПУ), провёл испытания МиГ-17 (СН) на штопор.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Мосолову Георгию Константиновичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 05 октября 1960 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
1961 год. Мосолов Г.К. справа, Гагарин Ю.А. слева.
Мосолов Г.К. справа, Гагарин Ю.А. слева.
В апреле 1961 года самолет Мосолова поднимается на непривычную высоту. Мосолов проехал по баллистической траектории 170 секунд. Невесомость. Приборы показывают: 35 тысяч метров над землей. Это был Мировой рекорд.
Слева направо Г.А. Седов, Г.К. Мосолов и К.К. Коккинаки - 1962 год.
1.3
11 сентября 1962 года Георгий Мосолов испытывал очередную новую машину Е-8/1. На высоте 10000 метров и скорости М=1,7 произошло разрушение диска 6-й ступени компрессора двигателя. Один из обломков пробил корпус двигателя, фюзеляж и правую консоль крыла в зоне элерона, выведя из строя обе гидросистемы. Катапультирование допускалось на скорости до 800 км/ч, но так как скорость перевернувшейся пикирующей машины погасить не удавалось, лётчик-испытатель покинул машину нештатно на высоте 8000 метров. Ещё в кабине он получил травму головы и перелом руки, после катапультирования скоростным напором воздуха сломало ногу (не сработал захват), после раскрытия парашюта тело перехлестнуло лямкой, и лётчик повис в положении вниз головой. С трудом, одной рукой, скинув лямку в считанные секунды до касания земли, при приземлении на лес не выдержала вторая нога.
Мосолов 5 часов дожидался прибытия спасателей. После обнаружения был доставлен в клиническую больницу им. С.П.Боткина в Москве. Медики, помимо многочисленных переломов, определили тяжёлую травму головы. На следующий день Мосолов потерял сознание, остановилось дыхание, врачи констатировали клиническую смерть. Но в ходе реанимационных действий и последующей операции врачам удалось вернуть его к жизни.
Вскоре потребовалась ещё одна операция — горлосечение. Второй раз наступила клиническая смерть. Подключили аппарат искусственного дыхания. Несколько суток врачи боролись за жизнь лётчика, в очередной раз возвращая его к жизни.
1962 год. - Больница им. С.П.Боткина в Москве, Лечащий врач Вадим Фомич Пожарский, доцент Ксения Максимилиановна Винцентини и Нина Федоровна Иванова.
Травмы надолго приковали Георгия Константиновича к больничной койке. Когда врачи разрешили посещения, в числе первых примчался Юрий Гагарин, переживавший за друга. Затем в палату потёк людской поток родных, близких, знакомых. Такая терапия человеческого сопереживания тоже дала положительный эффект. Мосолов пошёл на поправку. Только через год он снова коснулся земли ногами.
Однако полученные тяжелейшие травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на лётную работу.
Титов Г.С., Гагарин Ю.А., Мосолов Г.К. (Слева на право)
Мосолов Г.К., Гагарин Ю.А с женой Гагариной В.И., Гарнаев Ю.А. (Слева направо).
1.4
Г.К.Мосолов стал первым летчиком-испытателем страны, открытым для средств массовой информации как профессиональный летчик-испытатель.
Ход его лечения после катапультирования освещался в печати, он был постоянным участником популярных новогодних телепередач «Голубой огонек», его фотографии в гермошлеме сверхсекретного истребителя помещали на обложках отечественных и зарубежных иллюстрированных журналов. Г.К.Мосолов — Почетный гражданин города Харькова. Имя Г.К.Мосолова присваивалось трудовым коллективам, школам, пограничным заставам. Г.К.Мосолова связывала тесная дружба с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.
Г.К. Мосолов третий слева у самолёта.
1.5
1966 год.- Ф.А.Табеев, В.Н.Терешкова и Г.К.Мосолов (Слева направо) на Татарской областной комсомольской конференции.
Установил 6 мировых авиационных рекордов (из них 3 — абсолютные).
С 1966 года — в запасе. Работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ. В дальнейшем работал в авиаотделе Высшей комсомольской школы.
20 сентября 1967 года присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
По 1969 года работал ведущим конструктором в ОКБ А.И.Микояна.
Затем был заведующим кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ (1969-1975)
С сентября 1969 года до мая 1973 года — Председатель Федерации хоккея СССР, Член президиума Федерации хоккея СССР.
С конца 70-х до 1983 года — представитель Аэрофлота за рубежом.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1967 г.). Герой Советского Союза (05.10.1960 г.), полковник. Заслуженный мастер спорта СССР (1965 г.).
Умер в Москве 17 марта 2018 года.
Награды:
— медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 11119);
-два ордена Ленина;
-орден Красной Звезды;
-медали.
Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1960 г., 1962 г., 1963 г.).
Источник:
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/m/mosolov-georgij-konstantinovich/
https://topwar.ru/7544-legenda-reaktivnoy-aviacii-geroy-sovetskogo-soyuza-mosolov-georgiy-konstantinovich.html
http://www.v3let.ru/historia/209-mosolov-3.html
Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/m/mosolov-georgij-konstantinovich/ |