Лётчик-испытатель - Генерал-полковник авиации СССР - Байдуков Георгий Филиппович (29.05.1907 — 28.12.1994)
1.1
Лётчик-испытатель, военачальник, один из руководителей создания системы противовоздушной обороны СССР в 1950-х — 1970-х годах. , Герой Советского Союза (24.07.1936 г.), кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР), автор беллетристической и мемуарной литературы.
Родился 26 мая 1907 года на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключён. Снова бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил Омскую железнодорожную профтехшколу.
В Красной Армии с 1926 года.
В 1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1928 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1931-1934 годах — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС).
С 1934 году учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Окончил только первый курс, т.к. весной 1935 года был откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25.
03 августа 1935 г. в составе экипажа Леваневского участвовал в неудачной попытке перелёта Москва - Северный полюс - США. Перелет был прерван из-за технических неполадок. Леваневский после возвращения заявил, что одномоторный АНТ-25 ненадежен и он летать на нем отказывается. Байдуков не полетел с Леваневским и Левченко в США, а после продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
1.2
Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Накануне перелета (Москва — остров Удд). А. Н. Туполев, А. В. Беляков, В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков. 1936 год.
14 июля 1936 года принимается Постановление Совета труда и обороны «О беспосадочном перелете на самолете РД» по маршруту: Москва-о-в Виктория, Земля Франца Иосифа, Северная Земля – Нордвик, Бухта Тикси, Петропавловск на Камчатке- Александровск на Сахалине -Хабаровск-Чита. Состав экипажа: командир-летчик-испытатель 39 завода Чкалов В.П., 2-й пилот-летчик –испытатель 22-го завода Байдуков Г.Ф. и штурман – военный инженер 1 ранга флаг-штурман Беляков А.В. Старт был дан 20 июля 1936 года в 5 часов 45 мин.
Полет проходил в очень сложных метеорологических условиях. Из-за обледенения самолета экипаж вынужден был произвести посадку на острове Удд. Байдуков Г.Ф. в качестве второго пилота (командир — В.П.Чкалов, штурман — А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов, в устье Амура) В этом беспосадочном перелете экипажем было пройдено 9374 км за 56 ч 20 мин, причем более 10 часов слепого полета.
1936 год. Байдуков Г.Ф. Беляков А.В. с жителями Удд.
Уже на острове Удд на борт самолета АНТ-25 была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте через Северный полюс.За этот подвиг летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а Чкалов, как командир воздушного корабля, стал любимцем граждан страны. Ему от правительства даже был презентован личный самолет марки У-2.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Одновременно с выполнением перелётов продолжал лётно-испытательную работу на авиазаводе №22 (г. Москва). Испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.
14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
1.4
Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра за 63 часа 16 минут.
На авиабазе Пирсон (Pearson) экипаж встречал и затем принимал у себя дома генерал Джордж Маршалл (позже — государственный секретарь США и автор "плана Маршалла"). Советских летчиков приветствовали жители Портленда, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтона, Нью-Йорка.
Клуб исследователей США и Русско-американский институт культурных связей устроили в честь советских авиаторов прием в нью-йоркском отеле "Waldorf Astoria", в Вашингтоне они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом.
А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной Америке.
А.В.Беляков, В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков после посадки в Северной Америке.
1937 г. Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов, А.В.Беляков
с полярным исследователем Вильямуром Стефансоном.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.
Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков на марке Почты СССР, 1937 - 10к., 20к., 40к., 50к.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
1.5
Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.)
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира авиационной группы.
лётчик-испытатель 1-го класса (1940 г.).
В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 года — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.
Байдуков Георгий Филиппович Генерал-майор авиации (17.03.1943).
Байдуков Георгий Филиппович Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).
С января 1944 года — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.Воевал на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Соединения под его командованием участвовали в битве под Москвой, в Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, Курской битве, Битве за Днепр, освобождении Левобережной Украины, Киева, Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях.
После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947-1949 годах — начальник Главного Управления ГВФ.
Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70.
В 1949-1952 годах — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части.
В 1951 году окончил Военную академию Генштаба.
С 1952 года — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике.
Байдуков Георгий Филиппович Генерал-полковник авиации (09.05.1961 г.)
В 1957-1972 годах — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны.
С 1972 года — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны.
Конверт 50-лет беспосадочному перелету на самолете АНТ-25» по маршруту: Москва - Дальний восток 1986 год.
С 1988 года в отставке.
1.6
Жил в Москве.
Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилёве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалов).
Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.)
лётчик-испытатель 1-го класса (1940 г.).
Генерал-майор авиации (17.03.1943).
Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).
Генерал-полковник авиации (09.05.1961 г.)
Государственная премия СССР (1970 г.).
Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).
Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24.07.1936 г.);
-два ордена Ленина (24.07.1936 г.; 15.11.1950 г.);
-орден Октябрьской Революции (16.12.1972 г.);
-четыре ордена Красного Знамени (09.08.1937 г.; 07.04.1940 г.; 05.11.1946 г.; 26.10.1955 г.);
-орден Кутузова 1-й степени (29.05.1945 г.);
-два ордена Суворова 2-й степени (10.01.1944 г.; 24.07.1944 г.);
-орден Кутузова 2-й степени (10.04.1945 г.);
-орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985 г.);
-орден Отечественной войны 2-й степени (23.11.1942 г.);
-орден Трудового Красного Знамени (25.05.1977 г.);
-орден Дружбы народов (07.04.1994 г.);
-четыре ордена Красной Звезды (03.11.1944 г.; 20.04.1956 г.; 25.07.1958 г.; 25.05.1967 г.);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й степени (25.05.1987 г.);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени (27.12.1982 г.);
-орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975 г.);
-медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
-медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
-медаль «За взятие Кенигсберга»;
-медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
-медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»;
-медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
-медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»;
-медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»;
-медаль «60 лет Вооруженных Сил СССР»;
-медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»;
-медаль «В память 800-летия Москвы».
Иностранные награды:
-орден Крест Грюнвальда 3-й степени (Польша) (06.04.1946 г.);
-офицер ордена Возрождения Польши (Польша) (06.10.1973 г.);
-серебряный крест ордена «Виртути Милитари» (Польша) (19.12.1968 г.);
-орден «За боевые заслуги» (Монголия) (06.07.1971 г.);
-медаль «50 лет Монгольской Народной Революции» (1971 г.);
-медаль «50 лет Монгольской Народной Армии» (1971 г.);
-медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (ЧССР) (1970 г.);
-медаль «Братство по оружию» в золоте (ВНР) (1980 г.);
-медаль «Братство по оружию» в золоте (ГДР) (1985 г.).
1.7
Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).
В Москве на доме, в котором жил Георгий Филиппович, установлена мемориальная доска. Его имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Свердловск, Горький, Новосибирск, Омск, Пенза, Чебоксары (Чувашская Автономная советская социалистическая республика), Элиста (Калмыцкая автономная область), Якутск, Апшеронск (Краснодарский край), Барабинск, Обь и Татарск (Новосибирская область), Богданович и Нижний Тагил (Свердловская область), Волжск (Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика), Кизел (Пермский край), Нижний Ломов (Пензенская область), Новоалтайск (Алтайский край), Новошахтинск и Миллерово (Ростовская область), Осинники и Тайга (Кемеровская область), Старый Оскол (Белгородская область), Чистополь (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика), Чкаловск (Горьковская область), Витебск и Могилёв (Белорусская ССР), Донецк (УССР). В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова).
Член Союза писателей СССР.
Сочинения:
Наш полёт на АНТ-25. М., 1936 (в соавторстве)
Из дневника пилота. М., 1937;
Наш полёт в Америку. М., 1937;
Записки пилота. М., 1938;
О Чкалове. М., 1939;
Чкалов. М., 1975;
Первые перелёты через Ледовитый океан. М., 1977;
Рассказы разных лет. М., 1983;
Через полюс в Америку. М. 1988;
Командарм крылатых. М., 2002 и др.
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/b/bajdukov-georgij-filippovich/
http://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/ljotchiki_sssr/letchik_ispytatel_chkalov_valerij_pavlovich_1904_1938/141-1-0-259
http://myfront.in.ua/biografiya/b/bajdukov-georgij-filippovich.html
http://engine.aviaport.ru/issues/51/page46.html
http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/252427/bio
Источник: http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/b/bajdukov-georgij-filippovich/ |