Шебанов Николай Петрович — Летчик-испытатель СССР (1899-1953)
Летчик-испытатель, полковник.
Родился в 1899 году.
В армии с 1918 года. 14 августа 1918 года зачислен в в Московскую лётную школу по письменному распоряжению Ленина. По окончании школы оставлен в ней инструктором. 07 мая 1922 года на Ходынке победил в соревнованиях на точность приземления при планировании с 3 поворотами с 600 м, опередив К.К.Арцеулова и А.И.Жукова. С 1923 года — в запасе.
В 1923 года работал пилотом Русско-Германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт» (Москва — Кенигсберг, Москва — Берлин). В числе первых советских лётчиков гражданского воздушного флота (ГВФ) он освоил трехмоторный цельнометаллический самолет АНТ-9 конструкции А. Н. Туполева.
21 июля 1926 г. из-за неисправности двигателя в 100 км от Кельна был прекращен начавшийся 16 июля 1926 перелет по Европе Н.П.Шебанова и С.В.Баранцева на ПМ-1 Московский Авиахим, в продолжении перелета Москва-Кенигсберг.
В числе первых в ГВФ освоил трехмоторный цельнометаллический самолет АНТ-9 конструкции А.Н.Туполева.
Говоря о самолете СТАЛЬ-7, нельзя не сказать о его испытателе — пилоте Н.П.Шебанове. Он получил широкую известность в 24 февраля 1936 году, первым среди советских линейных пилотов налетавший миллион километров. Советская пресса преподнесла это событие соответствующим образом, но в те годы никто не задался вопросом: почему летчиком-«миллионером» стал именно Шебанов? Ответ на этот вопрос появился спустя десятилетия. Не умаляя заслуг выдающегося пилота, можно констатировать, что произошло это благодаря немецкой пунктуальности, поскольку Шебанов много летал на международных авиалиниях, в частности Москва — Берлин. Эта скрупулезность немцев и стала благодатной почвой для появления пилота-«миллионера». Следует заметить, что если бы с такой же точностью регистрировались и полеты отечественных пилотов на внутренних авиалиниях, возможно «миллионер» появился гораздо раньше.
С 1937 г участвует в испытаниях «Сталь-7»зачислен в штат НИИ ГВФ., СТАЛЬ-7 попытались объявить «вредительской». По их мнению, опытный самолет следовало отвезти на свалку, а чертежи сжечь! К счастью, нашлись здравомыслящие специалисты, не согласившиеся с перестраховщиками. За машину вступился и ее летчик-испытатель Н.П.Шебанов, заявивший, что в обвинениях «не было приведено ни одного обоснованного соображения».
Испытания доработанной машины с моторами М-100А и полетным весом до 7000 кг Шебанов и Матвеев провели с 16 августа по 09 ноября 1937 года. В связи с наступлением нелетной погоды и устранением выявленных дефектов полеты были прерваны до конца мая 1938 года. После выполнения четырех контрольных полетов самолет предъявили специальной комиссии для дальнейших испытаний, завершившихся в сентябре.
В 1938 году Шебанов возглавил специальный летный центр по подготовке экипажей для самолетов ПС-84, организованный на летной базе НИИ ГВФ в подмосковном Захарково (недалеко от аэродрома Тушино). В докладной записке начальника Аэрофлота, Героя Советского Союза комбрига В.С.Молокова, направленной в октябре 1938 года в Совет Народных Комиссаров СССР, сообщалось:
28 августа 1938 года Н.П.Шебанов и В.А.Матвеев с Н.И.Байкузовым совершили полет на «Сталь-7» по маршруту Москва – Симферополь – Москва 2360 км.
06 октября 1938 года был проведен беспосадочный перелет на «Сталь-7» по маршруту Москва-Батуми-Одесса-Москва. Н.П.Шебанов, В.А.Матвеев и Н.И.Байкузов за 11 ч 4 мин. пролетели 3800 км.
В июне 1939 года возглавил Летный Центр ГВФ по подготовке экипажей для Ю-52 и ПС-84 (Ли-2), организованный на летной базе НИИ ГВФ в подмосковном Захаркино.
28 августа 1939 г. на рекордном варианте «Сталь-7» выполнен перелет по замкнутому треугольнику Москва — Свердловск — Севастополь — Москва протяжением 5068 км со средней скоростью 405 км/ч за 12 ч 30 мин 56 с. Экипаж самолета — летчики Н.П.Шебанов и В. А.Матвеев и бортрадист Н.А.Байкузов. Это был международный рекорд скорости полета на такой дистанции.
1.3
Перелет вокруг света (Москва-Якутск-Фербенкс-Нью-Йорк-Париж-Москва) не состоялся из-за начала Второй мировой войны. С 1940 — вновь в армии.
14 мая 1940 года поднял в небо и провел заводские испытания бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2) с двигателями М-105.
24 августа 1940 года ДБ-240 под управлением Н.П.Шебанова (штурман Н.И.Байкузов, б/м Л.А.Забалуев, техник П.Н.Шатров) взлетел из Раменского и прошел по маршруту Москва – Куйбышев – Сталинград – Ростов – Воронеж – Раменское – Саранск – Раменское – Рязань – Серпухов – Москва с посадкой на ЦА. С 1000 кг бомб показали 4111 км по прямой за 10:37 на скорости 390 км/час.
25 октября 1940 г. выполнил первый полет ДБ-240 2АМ-37, 01 марта 1941 – ДБ-240 2АМ-35.
15 мая 1941 г. откомандирован в ГУ ГВФ.
Во время Великой Отечественной войны возглавил группу транспортных самолетов. В составе Московской авиагруппа особого назначения (МАГОН) ГВФ выполнял полеты на высадки десанта, для доставки продовольствия в осажденный Ленинград и вывоза оттуда больных, стариков, детей. Выполнил 50 полетов в Ленинград на Ли-2. Участвовал в боях в небе над Восточной Пруссией, проводил бомбометание в районе города Фишхаузена (Приморск).
С 1945 (?) — начальник летной инспекции ГУ ГВФ.
В 194? г. ушёл в отставку по здоровью. После войны работал начальником аэроотряда Сибирской аэрогеологической экспедиции. В Красноярском крае он продолжал выполнять самые срочные задания, взлетал с таких крохотных площадок.
Общий налет более двух миллионов километров, провел в воздухе около одиннадцати тысяч часов, освоил самолеты более двадцати типов.Умер в 1953 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Награжден орденом Ленина (1936), орденом Красного Знамени (28.05.1944), орденом Красной Звезды (1933), медалями.
Источники информации:
Хронология РодионоваСамолеты Р.Л.Бартини / Н.В.Якубович, — М.: РУСАВИА, 2006
После заката — взлет / П.М.Михайлов — Смоленск: Московский Рабочий, 1988 ОБД
«Память народа 1941-1945 гг.»
http://testpilot.ru/base/2012/07/shebanov-n-p/
http://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/istorija_s
ozdanija_mnogocelevogo_transportno_passazhirskogo_
samoleta_stal_7/20-1-0-84