Иванов Василий Гаврилович — Советский военный лётчик - СССР (28 февраля 1916 — 08 мая 1969)
Биография:
Родился Иванов Василий Гаврилович 28 февраля 1916 в деревне Сосновка. После школы (окончил 8 классов), работал трактористом на МТС.
В 1932 году переехал в Москву, работал фрезеровщиком.
В 1936 году окончил Октябрьский аэроклуб и работал инструктором.
В 1939 году призван в армию. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в военно-воздушных частях Московского военного округа.
На войне с июня 1941 года. Воевал под Москвой, на Брянском и Сталинградском фронтах, был заместителем командира авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка. Под Сталинградом был ранен и долгое время находился в госпитале.
С мая по август 1943 года командовал эскадрильей 165-го истребительного авиационного полка 286-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии на Центральном фронте.
С февраля 1944 года являлся лётчиком-испытателем Государственного Краснознамённого научно-испытательного института Военно-воздушных сил. Испытывал Як-3П, Як-9В, Як-9М, Як-9П, Як-9С, МиГ-9УТИ, МиГ-9М, МиГ-19, Су-15, СМ-30, Су-17, Ту-128, Ил-40 и многие другие.
Василий Гаврилович был ведущим лётчиком-испытателем при испытаниях первого отечественного сверхзвукового самолёта-истребителя МиГ-19.
Радикально измененная по сравнению с дозвуковыми самолетами аэродинамика - стреловидное крыло, узкий фюзеляж, управляемый стабилизатор (внедренный по мере совершенствования самолета), два двигателя с форсажным режимом - все было ново, сложно, требовало рискованных экспериментов, таило в себе немало загадок и опасностей. Так, на самолет СМ-2 (опытный истребитель ОКБ А.И. Микояна, один из предшественников МиГ-19) был выявлен серьезный аэродинамический недостаток - в определенном диапазоне скоростей возникала потеря продольной устойчивости и управляемости. Трубные продувки признаков этого явления как будто бы не подтверждали. Однако оно проявилось в испытательном полете, коварно и неожиданно. 5 марта 1953 года Василий Гаврилович Иванов выполнял испытательный полет на самолете СМ-2. Задание предусматривало на определенном режиме убрать газ, и по мере падения скорости, сначала плавно взять ручку управления на себя, затем отдать ее от себя. При выполнении режима самолет резко опрокинулся на крыло и, вращаясь, начал снижаться. Штопор. Остановились двигатели. Летчик отклонил рули на вывод и стал ждать, отсчитывая витки. После четырёх витков самолет из штопора не вышел. Василий Гаврилович передал на КП ”Машина из штопора не вышла. Повторяю”. В ответ с КП услышал команду: ”Подготовиться к катапультированию”. Обстановка усложнилась и тем, что из-за остановки двигателей не работала система обогрева кабины, остекление фонаря покрылось изморозью, ухудшая ориентировку. Но все же после нескольких минут тяжелейшей борьбы за спасение самолета, благодаря высочайшему летному мастерству, Василию Гавриловичу удалось вывести самолет в горизонтальный полет и запустить двигатель.
Это был первый в стране вывод из штопора самолета с крылом большой стреловидности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Иванову Василию Гавриловичу за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, было присвоено звание Героя Советского Союза (09 сентября 1957 года).
Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково).
Список всех известных побед В. Г. Иванова
П/П |
Д а т а |
Сбитые
самолёты |
Место воздушного боя
(одержанной победы) |
Свои
самолёты |
1 |
09.09.1941 г. |
1 Ju-88 |
Спасское - Жуково |
МиГ-3, "Харрикейн", Ла-5. |
2 |
02.10.1941 г. |
1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) |
р-н Калинина |
3 |
18.10.1941 г. |
1 Ме-109 (в группе - 1 / 3) |
аэродром Калинин |
4 |
29.10.1941 г. |
1 Hs-126 (в группе - 1 / 3) |
Теряева Слобода |
5 |
04.12.1941 г. |
1 Ме-110 (в паре - 1 / 2) |
Степаньково |
6 |
15.01.1942 г. |
1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) |
Волоколамск |
7 |
07.07.1942 г. |
1 Ме-109 |
Новосельское - Чёрное |
8 |
21.08.1942 г. |
1 Ме-109 |
разъезд 74 |
9 |
09.05.1943 г. |
1 FW-190 |
Еропкино - Гагаринка |
10 |
10.05.1943 г. |
1 Ju-88 |
"на линии фронта" |
Всего сбитых самолётов - 5 + 6 [ 5 + 5 ]; боевых вылетов - 335. |
Умер 08 мая 1969 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Награды:
Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 11099 (09.09.1957 г.);
ордена Ленина (сентябрь 1957 г., октябрь 1957 г.); - два
ордена Боевого Красного Знамени (1941 г., 1954 г., 1966 г.); - три
орден Отечественной войны I степени (1947 г.);
орден Отечественной войны II степени (1945 г.);
ордена Красной Звезды (1949 г., 1954 г.); - два
медали:
Медаль "За оборону Москвы"
Медаль "30 лет Советской Армии и Флота"
Медаль «40 лет ВС СССР»
Медаль «50 лет ВС СССР»
Медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941—1945 гг.
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль "За безупречную службу" и другие...
Нагрудные знаки:
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959 год).
Память:
Именем Иванова Василия Гавриловича названа одна из улиц города Ахтубинск, а в посёлке Чкаловский установлена мемориальная доска на доме, где он жил.
Имеется памятный камень на родине Героя.
Примечания:
М. Ю. Быков. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.
Мифы, события, факты:
1. "Иванов В.Гпрекрасно летал и очень хорошо практически разбирался в технике, обладал богатой интуицией и, приобретя опыт, стал отличным испытателем. В понимании технических проблем, возникающих при испытаниях, он часто не уступал инженерам, а то и подсказывал им. Иванов воспитал многих замечательных лётчиков - испытателей."
Из воспоминаниё известного лётчика - испытателя С. А. Микояна:
2. "Авторитет среди лётчиков - испытателей Василий Гаврилович имел абсолютный, а главное - его любили. Волевой, жёсткий командир, даже суровый, он притягивал к себе людей, даже мало с ним общавшихся, какой-то необыкновенной человечностью, удивительной цельностью.
По воспоминаниям Б. А. Орлова:
3. Герой Советского Союза Заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик ОКБ им. Микояна Борис Антонович Орлов вспоминает: ”Авторитет среди летчиков-испытателей Василий Гаврилович имел абсолютный, а главное - его любили. Волевой, жесткий командир, даже суровый, он притягивал к себе людей, даже мало с ним общавшихся, какой-то, необыкновенной человечностью”. Об этом же писала, вспоминая ВГ, летчик-испытатель IV управления Марина Лаврентьевна Попович, какое-то время готовившаяся на нашем аэродроме к рекордным полетам и летавшая на МиГ-21У с нашими летчиками, в том числе и с Василием Гавриловичем (я этому был свидетелем, так как одно время был помощником руководителя бригады на МиГ-21 У).
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%
B9_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://airaces.narod.ru/all14/ivanov_vg.htm
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/sssr-3/sssr-2/i/ivanov-vasilij-gavrilovich/
http://www.ahtubinsk.ru/glits/street/st3.shtml
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |