Щусев Алексей Викторович — Советский архитектор СССР — Заслуженный архитектор СССР — Академик АН СССР (08.10.1873 — 24.05.1949)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Член партии: КПСС (19??).
Образование: Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств (1897).
Звания: Заслуженная архитектор СССР (1930), Академик АН СССР (1943).
Биография
Щусев Алексей Викторович — Родился (26 сентября) 08 октября 1873 года,
Кишинёв, Бессарабская губерния, Российская империя, (ныне Молдавская ССР, РСФСР в составе СССР), в дворянской семье. Отец — Щусев Виктор Петрович, надворный смотритель, служивший в земстве, а затем смотритель богоугодных заведений (кишинёвской земской больницы). Мать — Щусева (Зазулина) Мария Корнеевна. Брат — Щусев Петр Викторович (1871—1934), врач, путешественник. Брат — Щусев Павел Викторович (1880—1957), архитектор, член-корреспондента академии архитектуры СССР, доктор технических наук.
С 1891 года по 1897 год — учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Л. Н. Бенуа и И. Е. Репина.
В 1895 году — узнав из газеты о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром.
В 1897 году — Щусев поселился в Петербурге.
За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда — гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора.
С 1898 года по 1899 год — Щусев посетил Тунис и ряд стран Западной Европы, побывав в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, а также в Англии, Бельгии и Франции, где в 1898 году посещал парижскую академию Жюлиана. Из рисунков этого периода была составлена отчётная выставка, получившая одобрительный отзыв И. Е. Репина.
С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего синода. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Программным произведением Щусева 1900-х годов стала спроектированная по заказу сахарозаводчика, мецената и коллекционера П. И. Харитоненко церковь в имении Натальевка под Харьковом, трактованная как храм-музей для собранных им древнерусских икон. Щусев создал здесь одну из самых выразительных своих построек, скульптурный декор которой выполняли С. Т. Коненков и А. Т. Матвеев, а мозаичное панно над входом, видимо, Н. К. Рерих, сотрудничавший с ним же в реализации проекта Троицкого собора Почаевской лавры.
В 1910 году — звание академика и Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве.
В конце 1911 года — его официально утвердили главным архитектором строительства. Он соревновался с Ф. О. Шехтелем, выполнившим весьма сходные по характеру проекты. Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Для этого он перебрался из Петербурга в Москву. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Декор вокзала, решённого в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века (нарышкинского барокко). Крытый остеклённый дебаркадер вокзала, состоящий из трёх цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером В. Г. Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решённого весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Е. Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930-х годов.
С 1912 года по 1916 год — архитектор проектировал железнодорожные вокзалы в Софрине, Красноуфимске, Сергаче, Муроме.
С 1913 года по 1918 год — Алексей Щусев преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище.
С 1914 года по 1917 год — Алексей Щусев преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества.
После победы Великой Октябрьской Революции
Щусев А. В. оказался в числе самых востребованных архитекторов.
С 1918 года по 1923 год — руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», на стадии первых эскизов не согласившись с версией далее отошедшего от этой работы И. В. Жолтовского. Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на чёткое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зелёных клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план реконструкции столицы 1935 года, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева.
С 1920 года по 1924 год — Алексей Щусев преподавал в ВХУТЕМАСе (1920—1924).
С 1922 года по 1930 год — Щусев был председателем Московского архитектурного общества.
В 1923 году — Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Он руководил постройкой ряда павильонов, организацией всего строительства (более двухсот различных сооружений), сам же спроектировал один из самых заметных павильонов (как реконструкция здания упразднённого завода).
С 1924 года по 1925 год — Щусевский план был резко раскритикован в городской администрацией. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих посёлков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б. М. Сакулина).
В генплане «Новая Москва» была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект, направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнодорожного узла).
27 января 1924 года — в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина был возведён первый деревянный мавзолей под руководством архитектора. Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве, это самое известное произведением Щусева. Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением.
Весной 1924 года — Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года — было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.
С 1925 года по 1926 год — выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А. В. Кузнецов).
В 1926 году — Щусев решает попробовать себя в сценографии - К.С. Станиславский привлекает его к оформлению спектакля МХАТа "Сестры Жерар".
С 1926 года по 1929 год — работал директором Третьяковской галереи. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов (автор проекта, сотрудник мастерской Щусева А. В. Снигарев), не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В. М. Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства».
Новаторским по архитектуре был его конкурсный проект здания Центрального телеграфа. Щусев оказал в данном случае сильную конкуренцию братьям Весниным и оставил далеко позади в отношении новаторства реализованный проект И. И. Рерберга.
В стилистике конструктивизма им (с соавторами А. З. Гринбергом, Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым) был разработан блестящий проект здания Наркомзема (Москва, Орликов переулок, 1/11), практически полностью осуществлённый. Здание построено в 1928—1933 годах. Сейчас в нём размещается Министерство сельского хозяйства СССР.
С 1927 года по 1931 год — спроектированы: санаторий в Мацесте, здание Механического института на Большой Садовой улице в Москве, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке (ныне улица Неждановой) в Москве.
В 1930-х годах — в процессе реконструкции Москвы А. В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны. Самым значительным и частично осуществлённым был проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, в результате частичной реализации его появился полукруглый жилой дом (Ростовская набережная, д. 5). В это время мастерская спроектировала ещё один жилой дом (дом артистов ГАБТ в Брюсовом переулке (ныне улица Неждановой), а также жилой дом Академии наук СССР на Калужской улице (Ленинском проспекте, см. ниже список всех проектов).
В 1934 году — было принято решение о перемещении АН СССР из Ленинграда в Москву, для чего было необходимо обеспечить академические институты рабочими помещениями. Президиум Академии было размещён в Нескучном дворце на Большой Калужской улице.
В 1935 году — проведён конкурс на застройку академгородка за площадью Калужской заставы. Конкурс выиграл Щусев, возглавивший специально созданную для решения этой крупномасштабной задачи мастерскую «Академпроект», которой в московском районе Черёмушек предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений.
В 1936 году — Щусев спроектировал частный жилой дом для искусствоведа Сергея Николаевича Дурылина.
Гостиница «Москва» стала одной из первых больших Советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном. Однако их концепция (сначала — конструктивистское здание, а затем — отразившее переходную стилистику от конструктивизма к ар-деко), не понравилась правительственным чиновникам (или лично Сталину). Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии возведения основного каркаса. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания. Неявная асимметричность главного фасада гостиницы до сих пор даёт повод для пересказа мифа о том, что Сталин якобы подписал проект ровно посередине чертежа, где были совмещены два варианта. На самом деле асимметрия реализованного здания обусловлена непредвиденными техническими проблемами, возникшими во время строительства второй очереди гостиницы.
30 августа 1937 года — Началась кампания против Щусева, публикацией в газете «Правда», в результате которой он был исключён из Союза Советских архитекторов; мастерскую № 2 возглавил вместо него Д. Н. Чечулин. Однако ареста и ссылки, как обычно в то время, не последовало, и когда Щусев вернулся к работе над гостиницей, одна башня была уже построена по старому проекту.
В ходе проектирования оформилась идея строительства здания Президиума в центре этого комплекса, то есть на значительном отдалении от центра города. Идея не была поддержана, и для Президиума было реконструировано прежнее здание на Ленинском проспекте.
В 1939 году — работы были завершены по строительству Института генетики (хотя были созданы также проекты зданий института Институт органической химии, Физического института, Института металлургии и Институт точной механики и вычислительной техники. Все эти проекты были осуществлены только в послевоенные годы.
В 1939 году — для Академии наук был построен новый жилой дом на Большой Калужской улице, куда в 1939 году переселился и сам А. В. Щусев.
В 1940 году была начата работа над проектом здания НКВД на Лубянской площади. Задуманная как реконструкция одного из доходных домов дореволюционного Страхового общества «Россия», она так и не была завершена при жизни автора.
В годы Великой Отечественной Войны
С 1942 года по 1943 год — занимался проектированием по восстановлению Истры, разрушенного в годы войны.
С 1943 года по 1945 год — занимался проектированием по восстановлению Новгорода, разрушенного в годы войны.
Послевоенный период жизни
С 1945 года — и до своей смерти А. В. Щусев был первым директором созданного по его инициативе Музея русской архитектуры (ныне Музей архитектуры имени Алексея Щусева).
В 1947 году — занимался проектированием по восстановлению Кишинёва, разрушенного в годы войны.
С 1947 года — занимался одним из последних своих творений московской станцией метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Это крупномасштабная станция, вписанная в цилиндрический тюбинг самого большого диаметра. Достроенный уже после смерти автора подземный вестибюль с мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина, был выполнен с несколько утрированным рельефом декора, что не соответствовало проекту Щусева.
С 1948 года по 1949 год — Алексей Щусев преподавал в Московском архитектурном институте.
11 октября 1949 года — По проекту Щусева был построен памятник Ленину в Кишинёве. Он был установлен на Центральной площади перед зданием Дома правительства.
24 мая 1949 года — Щусев Алексей Викторович умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1; надгробие — архитектор Е. Г. Розанов, скульптор С. Т. Конёнков) .
Награды СССР
Ордена СССР:
Орден Ленина (06.09.1947).
Орден Трудового Красного Знамени -2 (10.06.1945 и ?).
Медали СССР:
Медаль За оборону Москвы.
Медаль За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг..
Медаль В память 800-летия Москвы (1947).
Другие награды:
?
Звания:
Профессор.
Заслуженный архитектор СССР (1930).
Академик АН СССР (1943).
Премии:
Сталинская премия первой степени (1941) — за архитектурный проект здания Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси (1938)
Сталинская премия второй степени (1946) — за внутреннее оформление Мавзолея В. И. Ленина
Сталинская премия первой степени (1948) — за архитектурный проект здания Театра имени А. Навои в Ташкенте
Сталинская премия второй степени (1952 — посмертно) — за архитектурный проект станции «Комсомольская — кольцевая» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича
Член:
?
Призы:
?
Семья
Жена () —
Творчество
Реализованные проекты А. В. Щусева
- Иконостас для Успенского собора Киево-Печерской лавры, конец XIX века
- Реконструкция церкви Василия (XII в.) в Овруче, 1904—1905 годы.
- Женское коммерческое училище Комитета московского общества распространения коммерческого образования с церковью в честь иконы Богоматери Взыскания погибших (1904—1905, Москва, Улица Зацепа, 41/12), совместно с П. А. Заруцким, А. У. Зеленко, С. У. Соловьёвым, Н. А. Шевяковым
- Марфо-Мариинская обитель, с 1907 по 1912 годы
- Троицкий собор в Почаевской лавре, 1906—1912 годы.
- Часовня Св. Анастасии у Ольгинского моста, Псков, 1911 год; интерьер расписан фресками по эскизам Н. К. Рериха
- Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, с 1911 по 1917 годы
- Церковь в имении помещика Богдана (село Кугурешты, Молдавия), 1912 год.
- Храм и парадный въезд в имении Павла Ивановича Харитоненко в Натальевке (Харьковская область, Украина)
- Церковь Николая Чудотворца в Бари, 1913 год. Строительство храма было завершено только после окончания Первой мировой войны.
- Комплекс зданий Казанского вокзала, 1913 год (строительство завершено в 1928—1930 годы)
- Павильон России на Международной художественной выставке в Венеции, 1914 год;
- Коммерческий институт на улице Зацепа 1914 год.
- Часовня у Романовского моста через Волгу, 1915 год, (с. Нижние Вязовые, Татарстан)
- Храм Спаса Преображения на Братском кладбище, 1915—1918 годы. Снесён.
- План реконструкции Москвы «Новая Москва», 1918—1923 годы (с группой соавторов)
- Павильон-пропилеи (1923, Москва, Советская площадь), снесён;
- Павильон Кустарной промышленности на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (реконструкция корпуса завода Бромлея), совместно с И. С. Николаевым (1923, Москва, у Крымского моста), перестроен;
- Клуб имени Октябрьской революции, при участии инженера Г. Г. Карлсена (1925—1928, Москва, на Казанском вокзале), ныне Центральный дом культуры железнодорожников;
- Мавзолей Ленина, 1924— деревянный, 2 варианта; 1927—1930 годы — каменный;
- Два боковых крыла здания Госбанка на Неглинной улице, 1927—1929 годы (совместно с Жолтовским). Эти сведения не подтверждены.
- Здание Наркомзема на Садовой-Спасской улице, 1928—1933 годы. Соавторы: Д. Д. Булгаков, И. А. Француз, Г. К. Яковлев.
- Гостиница Москва, 1930-е годы. Основные авторы О. А. Стапран и Л. И. Савельев.
- Гостинично-санаторное здание в Мацесте, 1930-е годы.
- Здание Механического института (сейчас Военный университет) на Большой Садовой улице, 1929—1934 годы.
- Жилые дома в Брюсовом переулке: артистов МХАТ № 17 в 1928 году, артистов Большого театра № 7 в 1935 году.
- План реконструкции улицы Охотный ряд, площади Свердлова, площади Революции и Красной площади, 1934 год. Работа огромного коллектива, а не Щусева. Возможно, его идеей была передвижка исторических зданий вместо их сноса.
- Перепланировка Ленинградского шоссе (сейчас Ленинградский проспект), 1933—1934 годы. Работа коллектива без какой-либо явной роли Щусева.
- Частично осуществлённый проект застройки Смоленской и Ростовской набережных, 1934—1935 годы. Осуществлены дом на углу Смоленской набережной и современного Нового Арбата и жилой дом на Ростовской набережной.
- Большой Москворецкий мост, 1935—1937 годы. Инженер П. В. Щусев
- Филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси, 1938 год.
- Жилой дом № 13 для сотрудников Академии Наук СССР на Большой Калужской улице, 1938—1939 годы.
- Здание института генетики, 1938—1939 годы.
- Планировка участков берега Москвы-реки в районе Крымского моста, Замоскворецкой части Садового кольца, конец 1930-х годов
- Реконструкция Октябрьской и Добрынинской площадей, конец 1930-х годов
- Здание НКВД на Лубянской площади, 1940—1947 годы.
- Комплекс однотипных зданий научно-исследовательских институтов Академии наук за Калужской заставой (институт органической химии, физический институт, институт металлургии, институт точной механики и вычислительной техники), проект конца 1930-х годов, строительство завершено в 1951 году.
- Реконструкция здания президиума Академии наук СССР с участием инженера В. Г. Шухова (остекленное покрытие зала заседаний). конец 1930-х годов.
- Здание Академии наук Казахской ССР Алма-Ата. 1948—1953 годы.
- Проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны (Истра, Великий Новгород, Туапсе, Кишинёв)
- Станция метро Комсомольская-кольцевая, конец 1940-х годов, достроена после смерти Щусева сотрудниками его мастерской. Подземный вестибюль украшен мозаичными панно по эскизам П. Д. Корина
Статьи в печати
- «Площади правого берега Москва-реки». Архитектура СССР. 1939 г. № 4. Стр. 40, 41.
- «Забота о человеке». Архитектура СССР. 1939 г. № 12. Стр. 9, 10.
- «Национальная форма в архитектуре». Архитектура СССР. 1940 г. № 12. Стр. 53—57.
Память
В память о А. В. Щусеве в Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил с 1939 по 1949 гг. (Ленинский проспект, 13).
С 1949 года его именем названа улица в Москве.
В 1976 году — выпушена настольная медаль АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ - АРХИТЕКТОР - АКАДЕМИК - 1873—1949, (1976 ЛМД).
В 1980 году — во дворе Центрального дома архитектора (улица Щусева дом 7) установлен памятник А. В. Щусеву (скульптор И. М. Рукавишников, архитектор Б. И. Тхор). Имя А. В. Щусева носит музей архитектуры в Москве.
Литература
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 417—418. — 454 с.
- Академик Алексей Викторович Щусев (1873—1949): Выставка к столетию со дня рождения: Каталог / Автор вступит. статьи Е. В. Васютинская; Составители каталога Е. В. Васютинская, Н. В. Суходолец; Отв. ред. директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева канд. арх-ры В. И. Балдин. — М.: Советский художник, 1974. — 68 с. — 1000 экз.
- Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1. — М., 1975. — С. 150—205.
- Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. — М.: Стройиздат, 1978. — 192 с, ил. — (Мастера архитектуры).
- Сорокин И. В. Художник каменных дел: Страницы жизни академика А. В. Щусева. — М.: Московский рабочий, 1987. — 320, [48] с. — 50 000 экз.
- Курц Р. Е. Алексей Викторович Щусев. — Кишинёв: Изд-во Штиинца, 1973. — 66 с.
- Дружинина-Георгиевская Е. В. Корнфельд Я. А. Зодчий А. В. Щусев. — М., 1955.
- Михайлов Б. П. Русское архитектурное наследие в творчестве А. В. Щусева // Сообщения Института истории искусств. — Вып. 7: Архитектура. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. — С.28—50.
- Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии. — М.: Изд. АН СССР, 1954.
- Соколов Н. Б. А. В. Щусев. — М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1952. — 388 с. — (Мастера советской архитектуры).
Мифы, события, факты
1. В 1937 — году архитекторы Л. И. Савельев и О. А. Стапран обратились в Союз Архитекторов с жалобой на Щусева, в которой утверждали, что он присвоил себе авторство их проекта гостиницы «Москва». В результате рассмотрения этой жалобы Щусев был выведен из состава правления Московского отделения Союза архитекторов.
2. Неоднократно заступался за репрессированных деятелей искусства, представляясь автором Мавзолея: в 1924 году был отпущен арестованный М. В. Нестеров, в 1928 — В. А. Комаровский, в 1948 — Н. П. Сычёв; был выпущен на свободу Ю. А. Олсуфьев. Щусев защищал В. М. Голицына (арестован в 1925 году), П. И. Нерадовского (в 1944 году после ссылки ему было разрешено жить и работать в Москве), В. Шухаева (был устроен на работу в Магаданском музыкально-драматическом театре, что спасло его от гибели), П. Барановского.
Материалы
Орлов Г. В. «Щусев Алексей Викторович — Советский архитектор СССР — Заслуженный архитектор СССР — Академик АН СССР (08.10.1873 — 24.05.1949)» — (биография 18.01.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0
%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2
%D0%B8%D1%87#%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0
%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B0%D0%B1
%D0%BE%D1%82_%D0%A9%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |