СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Библиотеки СССР [4]
Библиотеки СССР
Ведомственные [2]
Ведомственные библиотеки
Книги СССР [0]
Книги Союза Советских Социалистических Республик
Ленин В.И. [559]
Ленин В.И. Сочинения, Опусы, Труды, Изложения, Повествования.
Научно-технические [2]
Научно-технические
Собрания сочинений [574]
Собрания сочинений СССР,
Техническая библиотека СССР [80]
Техническая библиотека СССР
Техническая литература СССР [73]
Техническая литература Союза Советских Социалистических Республик
Технические книги СССР [72]
Технические книги Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » БИБЛИОТЕКА СССР » Собрания сочинений

ЛЕНИН В. И. - Полное собрание сочинений - Том-2 из 55 (Фридрих Энгельс)

 ЛЕНИН В. И. - Полное собрание сочинений - Том-2 из 55 (Фридрих Энгельс) 

 

Страницы     [Предисловие]     [02]     []     []     []

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

 

Написано осенью 1895 г.  Печатается по тексту
сборника «Работник»
Впервые напечатано в 1896 г.
в сборнике «Работник» № 1—2


   


4

 
 
Титульный лист сборника «Работник»,

в котором впервые была напечатана статья-некролог В. И. Ленина

«Фридрих Энгельс». — 1896 г.

 

5


Какой светильник разума погас, 
Какое сердце биться перестало !

-----------------------------------------


5-го августа нового стиля (24 июля) 1895 года скончался в Лондоне Фридрих Эн-гельс. После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 г.) Энгельс был самым заме-чательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире. С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизнен-ный труд обоих друзей сделался их общим делом. Поэтому, для того чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения. Маркс и Энгельс первые показали, что рабочий класс с его требованиями есть необходимое порождение современного экономического порядка, который вместе с буржуазией неизбежно соз-дает и организует пролетариат; они показали, что не благожелательные попытки от-дельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его теперь бедствий. Маркс и Энгельс в своих науч-ных трудах первые разъяснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная
 

 

 

6
В. И. ЛЕНИН


собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена созна¬тельная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая.
Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобож-дение пролетариатом, но, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалисти-ческой литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесче-стных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с само-державием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуа-зии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как са-мостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие клас-сы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы. Нако-нец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в проле¬тариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и пролетариата, остановить «колесо истории». В противоположность общему страху пе¬ред развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспре¬рывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как револю¬ционного класса, тем ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Мар¬кса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.
Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот по-чему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить клас-
 

 

 

7

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС


совое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата. Эн-гельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вы-нужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и про-извол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой фи-лософии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе кото-рого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное поло-жение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели ми-риться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с су-ществующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития. Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно бу¬дут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ни¬чтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над на¬родом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития , от¬бросили предвзятое идеалистическое воззрение;
Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим немецким философам и в частности Гегелю. «Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было бы и научного социализма»3.
 

 

8

В. И. ЛЕНИН

обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи... В противоположность Ге-гелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материа-листически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений приро-ды лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловлива¬ется развитием материальных, производительных сил. От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих от¬ношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения, опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие про¬изводительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в ру¬ках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе социалисты. Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему по¬ложению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и со¬общить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролета¬риат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности, Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, од¬ним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучений и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: «Положение рабочего класса в Анг-лии»4. Мы уже упомянули
 

 

 

9

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС


выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора «Положения рабочего класса в Анг-лии». И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только стра-дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находит-ся пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он ста-нет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата. И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса.
Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских со-циалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познако-мился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: «Святое семейство, или критика критической критики» . В этой книге, вышедшей за год до «Положения рабочего клас-са в Англии» и написанной большей частью Марксом, заложены основы того револю-ционно-материалистического
 

 


10    

В. И. ЛЕНИН

социализма, главные мысли которого мы изложили выше. «Святое семейство» — шу-точное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа про-поведовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и по-литики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направ-ления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате. Еще до «Святого семейства» Энгельс напечатал в «Немецко-Французском Журнале»6 Маркса и Руге «Критические очерки по политической экономии»7, в которых с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического поряд¬ка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Эн¬гельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической эко¬номией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.
Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа. Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким «Союзом комму-нистов»8, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социа-лизма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый «Манифест Коммунистиче-ской партии» Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат циви-лизованного мира.
Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на ро-
 

 

11

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

 
дину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической «Новой Рейн-ской Газеты» , издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаи-вали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно, одолели. «Новая Рейнская Газета» была запрещена, Маркс, потерявший за время своей эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял уча-стие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон. Там же поселился и Маркс. Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении: они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В 1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжа¬лась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были — со стороны Маркса — «Капитал», величайшее политико-экономическое произведение нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений. Маркс работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весь-ма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического по-нимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем: полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук) , «Происхождение
* Это удивительно содержательная и поучительная книга10. Из нее, к сожалению, на русский язык пе-реведена только небольшая часть, содержащая исторический очерк развития социализма («Развитие на-учного социализма»11, 2-ое изд., Женева, 1892).
 

 

12

В. И. ЛЕНИН


семьи, собственности и государства» (переведено на русский язык, издано в С.-Петербурге, 3-е изд., 1895), «Людвиг Фейербах»13 (русский перевод с примечаниями Г. Плеханова, Женева, 1892), статья об иностранной политике русского правительства (переведена на русский язык в женевском «Социал-Демо-крате»14 №№ 1 и 2), замеча-тельные статьи о квартирном вопросе15, наконец, две маленькие, но очень ценные ста-тьи об экономическом развитии России («Фридрих Энгельс о России», перев. на рус-ский язык В. И. Засулич, Женева, 1894)16. Маркс умер, не успев окончательно обрабо-тать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома «Капи-тала». В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать17). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома «Капитала» — труд двоих: Маркса и Энгельса. Старинные предания рассказывают о разных трога¬тельных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука соз¬дана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогатель¬ные сказания древних о человеческой дружбе. Энгельс всегда — и, в общем, совершен¬но справедливо — ставил себя позади Маркса. «При Марксе, — писал он одному ста¬рому приятелю, — я играл вторую скрипку»18. Его любовь к живому Марксу и благого¬вение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу.
После движения 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс в изгнании занимались не одной только наукой. Маркс создал в 1864 г. «Международное общество рабочих» и в тече-ние целого десятилетия руководил этим обществом. Живое участие в его делах прини-мал также
 

 

 

13

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС


и Энгельс. Деятельность «Международного общества», соединявшего, по мысли Мар-кса, пролетариев всех стран, имела огромное значение в развитии рабочего движения. Но и с закрытием в 70-х годах «Международного общества» объединяющая роль Мар-кса и Энгельса не прекратилась. Наоборот, можно сказать, что значение их, как духов-ных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывно росло и само движение. После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советни-ком и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за сове-тами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительст-венные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, — напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взве¬шивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса.
Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо инте-ресовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами. Оба они сделались социали-стами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произ-волу было в них чрезвычайно сильно. Это непосредственное политическое чувство вместе с глубоким теоретическим пониманием связи политического произвола с эко-номическим угнетением, а также богатый жизненный опыт сделали Маркса и Энгельса необычайно чуткими именно в политическом отношении. Поэтому героическая борьба малочисленной кучки русских революционеров с могущественным царским правитель¬ством находила в душах этих испытанных революционеров самый сочувственный от¬звук. Наоборот, поползновение ради мнимых экономических выгод отворачиваться от самой непосредственной и важной задачи русских социалистов — завоевания полити¬ческой свободы — естественно, являлось в их глазах подозрительным и даже прямо считалось ими изменой великому делу социальной революции. «Освобождение

 

 

14

В. И. ЛЕНИН

пролетариата должно быть его собственным делом», — вот чему постоянно учили Маркс и Энгельс . А для того, чтобы бороться за свое экономическое освобождение, пролетариат должен завоевать себе известные политические права. Кроме того, и Маркс и Энгельс ясно видели, что и для западноевропейского рабочего движения поли¬тическая революция в России будет иметь огромное значение. Самодержавная Россия всегда была оплотом всей европейской реакции. Необыкновенно выгодное междуна¬родное положение, в которое поставила Россию война 1870 года, надолго поселившая раздор между Германией и Францией, конечно, только увеличило значение самодер¬жавной России как реакционной силы. Только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в посто¬янном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздох¬нуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит си¬лу европейского рабочего класса. Вот почему Энгельс и для успехов рабочего движе¬ния на Западе горячо желал водворения в России политической свободы. Русские рево¬люционеры потеряли в нем своего лучшего друга.
Вечная память Фридриху Энгельсу, великому борцу и учителю пролетариата!
 

 

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Категория: Собрания сочинений | Добавил: soviet-union-ussr (26.07.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 294 | Теги: ЛЕНИН В. И., Password (1961) (1971-12-01), Том-2 из 55 (Фридрих Энгельс), СССР, Полное собрание сочинений | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей