ЗАЗ-965 Горбатый - Автомобили СССР - ЗАЗ
ЗАЗ-965 Горбатый. Шла середина пятидесятых годов. Послевоенный подъем экономики начал сказываться и на автомобилестроении: в Европе трудящиеся начали пересаживаться с мотоциклов на мотоколяски типа BMW Isetta и компактные автомобили типа Fiat 500 Topolino.
Америка и вовсе не сильно пострадала от войны и поэтому американские автомобили остались американскими автомобилями, длинной около 6 метров и с рабочим объемом мотора 5-6 литров. Даже поверженная во Второй Мировой войне страна – Германия – уже вовсю осваивала фольксвагеновский “Жук”.
А вот простые граждане страны, победившей в этой войне, могли только мечтать о собственном автомобиле: всего 2 завода, выпускающих легковые автомобили, не могли обеспечить потребностей огромной страны, в 1955 году суммарный выпуск легковых автомобилей составил 108 тысяч против 328 тысяч грузовых. При этом автомобили, выпускаемые Горьковским автозаводом (в то время это была ГАЗ М20 “Победа”,а позже –ГАЗ М21 “Волга”)
были практически недоступны для рядового автолюбителя, т.к. большинство из них уходили в государственные учреждения, такси, а также в личное пользование различным “заслуженным”. Московский автозавод МЗМА не справлялся с возложенной на него ролью производителя “народного автомобиля”, к тому же выпускаемая им модель “Москвич 401”
представлял собой устаревшую конструкцию, разработанную немецкими инженерами еще до войны. Запуск в производство новой модели 402 должен был исправить ситуацию, но объемы выпуска так и остались скромными.Стала очевидна необходимость постройки еще одного автомобильного завода.
В результате на производство автомобилей решили перевести Запорожский комбайновый завод “Коммунар”, а местом для производства двигателей – Мелитопольский моторный завод, который с 1925 года выпускал судовые дизели.
В это же время началась разработка будущего “народного автомобиля”. Мировая, а точнее европейская практика подсказывала, что это должен быть маленький и дешевый автомобильчик. Надо заметить, что подавляющее большинство европейских автомобилей этого класса имел заднемоторную компоновку: это и FIAT 500/600 и VW Kafer, и Renault
4CV.
За время разработки мотора автомобиль лишился лишнего декора вроде гребенки перед задним колесом а-ля “Москвич-402”, сдвижные стекла дверей, доставшиеся от FIAT’а заменили подъемными, изменилась передняя подвеска, а главное – автомобиль обрел свой индекс ЗАЗ-965, под которым и вошел в историю.
Летом 1960 года “Запорожец”отвезли в Кремль, где состоялся традиционный показ новой техники руководству страны. Руководство автомобиль одобрило и велело установить цену менее 2000 рублей, что и было выполнено. 22 ноября была выпущена первая промышленная партия “Запорожцев” ЗАЗ-965, а до конца года было выпущено около тысячи экземпляров.
В те годы личный автомобиль был настолько желанной вещью, что владельцы первых “Запорожцев”прощали им их недостатки, которые нельзя назвать несущественными: шумный и маломощный мотор, маленький багажник, тесный салон и небезопасные двери с задней навеской. Но с другой стороны автомобиль был экономичен, прочен и обладал незаурядной проходимостью, этому способствовало и гладкое днище и хорошая загрузка ведущих колес, и небольшая собственная масса
Но с другой стороны уже появились автомобили с переднеприводной компоновкой, например “гадкий утенок” Citroen 2CV. В СССР были сторонники и той и другой схемы, но на пути переднего привода встала тогда еще не решённая проблема шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов). Так советский “народный автомобиль”стал заднемоторным. По обычной для советских конструкторов тех лет привычке стали искать образец для копирования.Не без учета мнения тогдашнего министра автомобильной промышленности Н.И. Строкина, им стал итальянский автомобиль FIAT 600, разработанный талантливым конструкторам Данте Джакозой.
Эту точку зрения разделял и знаменитый советский конструктор А.А. Липгарт, который в то время работал в НАМИ. Проектирование автомобиля возложили на МЗМА, а главным конструктором стал А.Ф. Андронов. Автомобиль получил индекс 444, переднюю подвеску на одной полуэллетической поперечной рессоре (как у FIAT 600), колеса размером 13”(вместо 12”на FIAT’е) и мотоциклетный двигатель Ирбитского мотоциклетного завода МД-65.
Однако этот мотор подкосило три фактора: недостаточный ресурс (около 30000 км), недостаточная мощность (17,5 л.с.) и большая глубина картера, которая даже заставила применить на опытных образцах колесные редукторы.
Было решено проектировать новый двигатель, причем родилось сразу несколько конструкций: двухцилиндровый оппозитный мотор типа Citroen 2CV (МЗМА) объемом 748 см2, оппозитный четырехцилиндровый типа VW Kafer объемом 752 см2 (НАМИ, он получил обозначение 965Г) и V-образный четырехцилиндровый объемом 746 см2 (НАМИ, 965В).
Два последних мотора были равнозначны по мощности, однако V-образный мотор имел ряд преимуществ в производстве и эксплуатации, поэтому именно его и приняли к серийному производству.
Однако есть другое мнение, почему не приняли оппозитный мотор: в западной прессе, непонятно откуда получавшей данные о разработках советских конструкторов, новую машину нарекли “Фолькс Фиатович”; учитывая то, что на автомобиле появилась передняя подвеска на продольных балансирных рычагах и торсионах, которая была заимствовано именно у “Фольксвагена”, такое прозвище было более чем оправдано. Советское министерство автомобильной промышленности, желая как-то сгладить эту ситуацию, отвергло проект оппозитного мотора.
Модернизация модели шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года.
Серийное производство автомобиля официально начато в 1960 году со стартовой ценой 18 тыс. дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тыс., а что уже говорить об «Волге», цена которой была примерно 51 тыс.
В конце 1962 года конструкторы принялись за модернизацию «сердца» автомобиля, в результате чего цилиндры увеличились до 72 мм, рабочий объем – до 887 см³, а мощность – до 27 лошадиных сил.
Первый опытный образец Запорожца
Конструкция и дизайнерские решения автомобиля
С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо Запорожец себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также – большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса. Кстати, интересен и тот факт, что даже застряв в болоте или снегу, Запорожец не создавал особых проблем его пассажирам, ведь даже 2 человека могли легко «вытащить» из плена автомобиль, который весил всего 665 кг. Кстати, Запорожец отличался и тем, что мог без проблем ездить между грубыми колеями, оставленными на дорогах грузовиками. Этого не удавалось никаким легковушкам, даже ГАЗ-69, который должен был одной стороной въезжать в колею, а другой двигаться аккуратно по горбу перекошенным.
Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве
Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.
Во время работы над внешним видом этого автомобиля, дизайнеры не придавали особого внимания декоративным деталям или широким набором дополнительных электроприборов, ведь главной целью - было создание бюджетного гражданского «коня». Сам кузов был закрытым, несущим, из цельного метала и на вид «пухленьким». Его передняя часть подчеркивалась двумя складками оригинальной симметричной формы. Их кривые переходы имели достаточно маленькие радиусы, а колесные кромки были немного «оттопыренными». На колесном колпаке было три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Так как двигатель располагался сзади, багажник был спереди, крышка которого закрывалась изнутри. Передние раздельные сиденья были передвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а задний диван вполне комфортабельным. Среди полезных «штучек» следует выделить противосолнечные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, которое имело 1-проводную систему.
Передняя панель приборов ЗАЗ-965
В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.
Салон автомобиля ЗАЗ-965
Среди недостатков ЗАЗа оставались высокая шумность двигателя и плохая звукоизоляция салона, открытие дверей «в обратную сторону», а также – расположение бензинного бака в передней части, что было очень опасно на случай столкновения. Некоторые обладатели автомобиля негативно высказывались о мощности, которой явно не хватало.
Технические характеристики «Горбатого» ЗАЗа-965
Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.
Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади
Четырехступенчатая коробка передач имела два вала и три хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. Вторая, третья и четвертая передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как резкое и быстрое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Система охлаждения – это еще одно слабое место «горбатого», ведь система всегда перегревалась в теплое время года, особенно во время длительной езды.
Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у «Жука» от компании Фольксваген. Она представляла собой два торсиона поперечного типа, к которым прикреплялись 4 рычага. К рычагам дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя подвеска представляла собой два диагональных рычага с полуосями, которые качались. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска делала автомобиль более экономичным, хоть и не очень скоростным. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее на «косую рычажную» конструкцию, полуоси которой имели свои шарниры.
Технические характеристики ЗАЗ 965
Период производства |
1960-1969 гг. |
Цена |
1.8 тыс. рублей |
Кузов |
2-дверный цельнометаллический седан несущего типа |
Габариты (д/ш/в) |
3330/1395/1450 мм |
Вентиляция |
Местная, бессквозняковая, |
Вес с/без нагрузки |
665/965 кг |
Распределение веса, передняя/задняя ось |
42/58% |
Колея передних/задних |
1150/1160 мм |
Дорожный просвет |
175 мм |
Минимальный радиус поворота |
5 м |
Максимальная скорость |
100 км/час |
Двигатель |
Бензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения |
Вид топлива |
А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67) |
Тип цилиндров |
Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения |
Диаметр цилиндра |
72 мм |
Рабочий объем цилиндров |
887 см.куб. |
Степень сжатия |
6,5 |
Мощность |
30 л.с. |
Бензобак |
30 л |
Система смазки |
Комбинированная (давление и разбрызгивание) |
Карбюратор |
Вертикальный, с падающим потоком К-125 |
Сцепление |
Однодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см |
Коробка передач |
4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами) |
Дифференциал |
Конический, с 2-мя сателлитами |
Руль |
Глобоидальный червяк с двойным роликом |
Тормозная система |
Колодочные на все колеса |
Тормозной привод (ножной/ручной) |
Гидравлический/тросовой |
Шины |
Бескамерные, низкого давления |
Диаметр шин |
13 дюймов |
Подвеска (передняя/задняя) |
Независимая, торсионная/независимая, пружинная |
Амортизаторы |
Поршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа |
Модификации «Горбатого» ЗАЗа-965
ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.
ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.
ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.
ЗАЗ-965Э «Ялта» - экспортный седан, импорт которого организовывала компания из Бельгии Scaldia-Volga и финская компания Konela. данная модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона , а зеркало заднего вида располагалось на боковой части капота.
965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.
«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа
В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие "Наш автопром" пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.
ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах ,как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Акселератка». Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!». Кстати те, кто смотрел фильм «Будьте моим мужем», смогли также узнать «Горбатого», из которого специально для этого фильма сделали кабриолет.
Мифы, факты, события:
Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком».
Кроме того. в народе были широко распространенные и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», Фиат Фольксвагенович, Жужик, Малыш.
Устойчивые к раскаленному воздуху воздухозаборники Запорожца, которые были изобретены конструктором Вассерманом, в народе назывались «тёрки Вассермана».
Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения.
Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».
1 — рулевой механизм, 2 — запасное колесо, 3 — топливный бак, 4 — тормозной барабан переднего колеса, 5 — амортизатор передней подвески, б — передняя подвеска, 7 — аккумуляторная батарея, 8 — педаль привода дроссельной заслонки карбюратора, 9 — педали сцепления и привода тормоза, 10 — переднее сиденье, 11 — рычаг переключения передач, 12 — рычаг привода ручного тормоза, 13 — заднее сиденье, 14 — рычаг задней подвески, 15 — амортизатор задней подвески, 16 — пружина задней подвески, 17 — тормозной барабан заднего колеса, 18 — полуось, 19 — поперечина подвески двигателя, 20 — стартер, 21 — глушитель, 22 — головка цилиндра двигателя, 23 — топливный насос, 24 — прерыватель-распределитель, 25 — центробежный масло-очиститель, 26 — маслозаливная горловина 27 — раструб автоматического регулятора температуры двигателя, 28 — вентилятор, 29 — катушка зажигания, 30 — карбюратор, 31 — воздушный фильтр.
За это время было выпущено всего 322 106 “Запорожцев”моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С. Свое место 965-й уступил модели 966, которая была уже выше классом, а следовательно больше, просторнее и дороже. Так Советский Союз потерял автомобиль малого класса.
ЗАЗ-965, 1 поколение (1962) — технические характеристики
Автомобиль |
ЗАЗ-965 Запорожец |
Название модификации |
ЗАЗ-965 |
ЗАЗ-965А |
Тип кузова |
2-дверный седан |
Число мест |
4 |
Длина, мм |
3330 |
Ширина, мм |
1395 |
Высота, мм |
1450 |
Колесная база, мм |
2023 |
Снаряженная масса, кг |
650 |
Тип двигателя |
бензиновый, карбюраторный |
бензиновый, карбюраторный |
Расположение |
в заднем свесе, продольно |
в заднем свесе, продольно |
Число и расположение цилиндров |
4, V-образно |
4, V-образно |
Рабочий объем, куб. см. |
746 |
887 |
Число клапанов |
8 |
8 |
Максимальная мощность, л. с. (кВт) / об/мин |
23 (17) / 4000 |
30 (22) / 4000 |
Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин |
44 / 2200-2500 |
52 / 2800 |
Коробка передач |
механическая, 4-ступенчатая |
Привод |
задний |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
105 |
Расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
5,5 |
5,5 |
Емкость топливного бака, л |
30 |
Тип топлива |
бензин А-76 |
Источник:
http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/zaz_zaporozhskij_avtomobilnoj_zavod/zaz_965_gorbatyj/18-1-0-34
https://avtoclassika.com/news/zaz-965-history/
http://wroom.ru/cars/zaz/965/spec/1
Источник: http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/zaz_zaporozhskij_avtomobilnoj_zavod/zaz_965_gorbatyj/18-1-0-3 |