СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Автозаводы СССР [5]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ, Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Грузовые автомобили СССР [7]
Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Легковые автомобили СССР [38]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВТОМОБИЛИ СССР » Легковые автомобили СССР

ГАЗ-12 - Автомобиль СССР - ГАЗ-ЗИМ

 ГАЗ-12 - Автомобиль СССР - ГАЗ-ЗИМ 

 

 

 

С того момента, когда в далёком 1947 году Сталин (из патриотических соображений) вывел из служебных гаражей  все автомобили иностранного производства советская партийная номенклатура ощутила острую потребность в "достойных" своему чину автомобилях. Поэтому "верхушка" яростно боролась за право пересесть из тесной неуютной «Победы» на что то более комфортное и более комфортное. Поэтому уже в 1948 г. Горьковский автомобильный завод получил задание на разработку новой шестиместной легковой модели для заполнения промежутка между массовой 4-цилиндровой «Победой» и представительским "ЗИС-110". Опытные образцы этого автомобиля ("ГАЗ-12") уже в следующем году были показаны в Кремле, а летом 1950 г. машина впервые демонстрировалась на выставке «Автомобильная и тракторная промышленность СССР». Эта модель вмещала семерых человек, включая водителя, и была такой лее просторной, как и "ЗИС-110".

Вопреки ожиданиям Сталина на "ГАЗ-12" главный конструктор завода, Андрей Александрович Липгарт, пришел к выводу, что прообразом может послужить американский седан "Cadillac Fleetwood 61" 1948 года выпуска. И тогда - впервые, кстати, в мировой практике - Липгарт решил сделать легковой автомобиль с тремя рядами сидений без рамы, с несущим кузовом. Только такая конструкция смогла обеспечить приемлемую массу и более-менее "правительственную" динамику. К счастью, советские люди  на то время «Каддилаков» встречали на дорогах не так уж и часто. Поэтому нашим людям попросту не было с чем сравнивать отечественный "ГАЗ-12".  Однако Сталин неупустил возможность воспользоваться шансом и наказать Липгарта. Так через три месяца — 15 февраля 1950 года — машина, как это было принято, предстала на суд руководителей государства. Автомобиль им понравился, даже Сталин, говорят, не удержался от похвалы. Однако узнав, что главным конструктором «ЗИМа» является Липгарт, недовольно бросил: «Почему не наказан?», имея в виду «прокол» с «Победой». 


В итоге в декабре 1951 года кавалера трех орденов Ленина и двух Трудового Красного Знамени, лауреата пяти Сталинских премий, последняя из которых была получена за ГАЗ-12, Андрея Александровича Липгарта сняли с должности главного конструктора ГАЗа, а через несколько месяцев отправили рядовым инженером на УралЗиС. Лишь после смерти Сталина в марте 1953 года Липгарта вернули на руководящую работу (правда, не на ГАЗ, а в НАМИ).

Просторный и комфортабельный одновременно салон "ГАЗ-12" был богато оснащён даже для того времени! В нём присутствовали такие приятные мелочи как: четыре (!) пепельницы, два электро прикуривателя, огромный ламповый трехдиапазонный радиоприемник, часы с недельным заводом и (что  даже по современным меркам) - обогрев заднего дивана. Кроме того, на приборной доске имелись лампочки, сигнализирующие о затянутом ручном тормозе и о повышенной (более 90) температуре воды в системе охлаждения.


Как уже было сказано выше, в кузове "ГАЗ - 12" размещалось три ряда сидений, средние, так называемые страпонтены «для охраны», при необходимости можно было убрать, сложив в спинку переднего сиденья. Для ног пассажиров, находящихся сзади, высвобождался невиданный ранее простор, поскольку расстояние между задним и передним диванами превышало 1,5 м). Водительское сиденье не регулировалось, из-за чего, водителю плотной комплекции места было маловато.  

  Чтобы повысить эффективность тормозов, завод обратился к конструкции с двумя ведущими колодками. Каждую колодку передних колес снабдили самостоятельным рабочим цилиндром. ГАЗ-12 стал первым советским автомобилем с тормозами, имеющим две ведущие колодки. Интересную конструкцию, также впервые примененную в нашем автомобилестроении, имел капот двигателя. Его можно было полностью открывать налево, направо и даже вообще снять. Фиксирующие рукоятки находились под панелью приборов. 

 

Конструкторам удалось решить также и проблему герметичности кузова. В ходе испытательных пробегов удавалось преодолевать броды глубиной до 550 мм без попадания воды в салон. При 1500-километровом пробеге по сельским дорогам, проходившем летом при температуре воздуха до +37, пыль в салон также не проникала


ТТХ автомобиля "ГАЗ-12"

На "ГАЗ-12" устанавливался шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель рабочим объемом 3480 см 3, степенью сжатия 6,7, мощ­ностью 66,2 кВт при частоте вращения коленчатого вала 3600 об/мин  (по кон­струкции такой же, как на грузовом автомобиле ГАЗ-51, но более мощный). Мощности 76 л.с., которую этот двигатель развивал в "легковом" варианте, а тем более 70 л.с. грузового варианта (ГАЗ-51) для ГАЗ-12 было недостаточно. Поэтому двигатель форсировали, подняв мощность до 90 л.с. при 3600 об/мин. Для этого увеличили до 6,7 единицы степень сжатия (топливо - бензин с октановым числом не менее 70). Вообще-то "ЗиМ" рассчитали на 72-й бензин, но автомобиль может ездить на 66-м, а 76-й для него идеальный вариант. Коробка передач у этого автомобиля такая же, как у «Победы», но в транс­миссии впервые в отечественном авто­мобилестроении была установлена гид­ромуфта. Рабочие тормоза на всех колесах с гидравлическим приводом, стояночный тормоз — на задних коле­сах с механическим приводом от ры­чага. В независимую подвеску перед­них колес введен стабилизатор попе­речной устойчивости. И в передней, и в задней подвесках использованы ры­чажно-поршневые гидравлические амортизаторы двустороннего действия.


 

ГАЗ-12 "ЗиМ"
(данные 1951 года для автомобиля с закрытым кузовом)

Годы производства 1950-1959 (санитарные варианты - 1951-1960)
Тип заднеприводной 6-местный лимузин/седан, с несущим кузовом
Размерения длина - 5530 мм, ширина - 1900 мм, высота 1660 мм, база 3200 мм, дорожный просвет 200 мм
Двигатель форсированный ГАЗ-51, 6-цилиндровый, 4-тактный, 3485 куб.см, 90 л.с. при 3400 об/мин, степень сжатия 6,7:1
КПП 3-скоростная
Сцепление однодисковое, сухое
Передняя подвеска независимая, рычажная, на цилиндрических пружинах, работающих совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Задняя подвеска две продольные полуэллиптические рессоры, работающие совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
Вес сухой - 1800 кг, заправленный - 1940 кг
Скорость 120 км/ч макс.
Расход топлива 15.5 л/100 км при 50-60 км/ч; емкость топливного бака 80 л
Шины 7.00-15 дюймов
Нюансы На более поздних (после 1956 года) табличка с надписью ЗиМ уже отсутствовала. Ранние модели (1950) имели отличающуюся переднюю эмблему и надпись ГАЗ на переднем молдинге вместо ЗиМ.

 

Модификации "ГАЗ-12"

  • "ГАЗ-12 - такси" - (1955–59г) с. От обычного "ГАЗ-12", такси отличалась передними раздельными сидениями, отделкой салона искусственной кожей, наличием зелёного огонька и специальным торпедо со встроенным таксометром вместо радиоприемника. Ввиду высокой стоимости - в полтора раза большей по сравнению с «Победой» - было выпущено относительно немного. Стоимость проезда в ЗиМе была в полтора раза выше, чем в "Победе", являвшейся тогда основным автомобилем-такси

 

  • "ГАЗ-12Б"  - Серийный автомобиль "ГАЗ-12Б" ("ЗИМ") (1951-1960). Санитарный вариант седана "ГАЗ-12". Автомобили окрашивались в цвет слоновой кости. Специальное оборудование включало в себя носилки, задвигавшиеся через задний люк. Кроме того, автомобили комплектовались верхним фонарем с изображением красного креста и фарой-искателем со стороны водителя. Передние два сиденья были отделены от остального салона стеклянной перегородкой

 

 

  • "ГАЗ-12А фаэтон". В 1951 году изготовили три опытных экземпляра ГАЗ-12А с четырехдверным кузовом типа фаэтон. В серию автомобиль не пошел - усиление кузова, связанное со "снятием" крыши, повлекло чрезмерное для 95-сильного мотора утяжеление машины, и ее динамические показатели оказались неудовлетворительными

 

  • "ГАЗ-12 Катафалк" на базе "ГАЗ-12" - это не заводская разработка, а исключительно местная конструкция, существовал в Риге.

 

  • Вариант, представлявшем собой объединенные части машин ГАЗ-13 и "ЗИМа", получивший в народе название "ослобык". Причины его появления заключались в том, что у партийно-советской номенклатуры существовал строгий "табель о рангах". И если по должности чиновнику был положен "ЗИМ", то ездить на "Чайке" было неосмотрительно. Но хотелось!!! Выход нашли смекалистые военные. На одном из военных заводов по заказу генералитета была изготовлена партия "Чаек" с кузовным железом от "ЗИМ"-ов. Машина совмещала комфорт и динамику представительской машины и внешний демократизм автомобиля руководителей среднего звена. Точное количество таких автомобилей неизвестно.

 

  • "Гоночные автомобили на базе ГАЗ-12". Горьковский автомобильный завод на чемпионат СССР 1951 года по автомобильным гонкам выставил "ГАЗ-12" с повышенными степенью сжатия (с 6,7 до 7,2 единицы) и мощностью (от 90 л. с. при 3600 об/мин до 100 л. с. при 3300 об/мин). Двигатель имел один серийный сдвоенный карбюратор К-21, а в трансмиссию была введена дополнительная повышающая передача (овердрайв) с дистанционным электрическим включением. Максимальная скорость машины составляла 142 км/ч. Хорошо обтекаемый рекордно-гоночный автомобиль «Авангард» создала группа энтузиастов на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева. Машина имела заднее расположение силового агрегата, сцепление, коробку перемены передач, детали рулевого управления и тормозную систему от "ГАЗ-12". Рабочий объем двигатели уменьшили за счет применения гильз и поршней Ø75 мм с 3485 до 2992 см3. Сначала двигатель имел головку цилиндров с верхними впускными клапанами, а в последнем варианте («Авангард-3») верхними стали и выпускные клапаны. При степени сжатия 8,1 и нагнетателе роторного типа мощность составила 150 л.с. при 400 об/мин. В 1952 году гонщик И. Помогайбо на «Авангарде-1» достиг скорости 230,7 км/ч, а затем на «Авангарде-3» довел ее до 271 км/ч. Группа спортсменов под руководством В. Н. Косенкова в ленинградском таксопарке №1 в 1960 году построила несколько спортивных автомобилей на базе узлов и форсированного (до 100-105 л. с.) двигателя "ГАЗ-12". Максимальная скорость этих машин, названных КВН-3500, достигала 170 км/ч.

 

 

"ГАЗ - 12 в кино"

(х/ф "Водитель для Веры")
 

 


Итог:

"ГАЗ-12 ЗиМ" - серийно производился на Горьковском Автомобильном Заводе (Завод Имени Молотова) с 1950 по 1959 (Кареты скорой помощи на его базе с кузовом «эмбюлэнс-хэтчбек» выпускались ещё до 1960 года.) год. Всего за десять лет существования на конвейере было изготовлено 21527 автомобилей моделей "ЗиМ" и "ГАЗ-12".

 

Источник:

http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/gaz_gorkovskij_avtomobilnyj_zavod/istorija_gaza_gaz_12_zim_1950_1959/15-1-0-39



Источник: http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/gaz_gorkovskij_avtomobilnyj_zavod/istorija_gaza_gaz_12_zim_19
Категория: Легковые автомобили СССР | Добавил: soviet-union-ussr (06.09.2017) | Автор: Орлов-СССР E W
Просмотров: 897 | Теги: Советские автомобили СССР, ГАЗ-12, ГАЗ-12 - Автомобиль СССР - ГАЗ-ЗИМ, Автомобиль СССР, СССР, http://ussr-cccp.moy.su/publ, ГАЗ-ЗИМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей