СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Автозаводы СССР [5]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ, Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Грузовые автомобили СССР [7]
Грузовые автомобили СССР, ГАЗ, БЕЛАЗ, ЕРАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КРАЗ, МАЗ, УРАЛ, ЯАЗ
Легковые автомобили СССР [38]
Легковые автомобили СССР, ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, ЗАЗ,ЗИЛ, ЗИС, ЗИМ, УАЗ,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВТОМОБИЛИ СССР » Автозаводы СССР

История  Ярославского автомобильного завода ЯАЗ - предисловие

 История  Ярославского автомобильного завода - ЯАЗ (предисловие) 



До 1918 — Автомобильный завод АО «В. А. Лебедев»
1918 — Первый государственный авторемонтный завод (1-й ЯГАРЗ)
1926 — Ярославский государственный автомобильный завод № 3 (ЯГАЗ)
1933 — Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
1958 — Ярославский моторный завод (ЯМЗ)
 Существование:    1916 - 
 Расположение:    СССР: Ярославль
      
 Продукция:    грузовые автомобили, дизельные автомобильные двигатели, электростанции
 Модельный ряд:    ЯАЗ-200/210 ЯАЗ-214

 

Российская авто промышленность зарождалась в начале прошлого столетия. Правительство даже разработало специальную программу. В рамках этой программы в 1916 году одним из русских промышленников был основан автозавод в г. Ярославль.

Планировалось, что создаваемый В.А. Лебедевым автомобильный завод будет выпускать два вида транспортных средств: грузовые и легковые авто. Годовой объём должен был составлять порядка 750 экземпляров.

ЯАЗ Лебедь
Известно, что прототипом для отечественных машин служил «британец» марки «Crossley». Его хотели модернизировать в российскую разработку и назвать «Лебедь».

Октябрьская революция нарушила планы. На свет появился всего один «Лебедь», однако, гарантировать, что собран он был в России, никто не может.

После революции

Большевики, пришедшие к власти после революции, достроили цеха и наладили в них ремонтное производство. До начала лета 1918 там восстанавливали грузовики «White» американского происхождения. А летом, как и масса других предприятий, завод был национализирован.

Я-3
Первые серьёзные достижения Ярославского завода относятся к 1925 году. В ноябре был собран Я-3 – грузовик, способный перевозить целых три тонны груза! Автомобиль стал симбиозом советского АМО-Ф-15 и американского «White». В следующем году завод стали именовать Государственным Ярославским автомобильным с номером «3».

Довоенные годы завода

За годы первой пятилетки (1928-1932) предприятие значительно расширилось, почти в пять раз увеличилось общее количество работающих на нём граждан.

Самые первые отечественные большегрузные самосвалы начали собирать именно здесь.

После выпуска первого «трёхтонника» последовали и другие более мощные грузовики. Я-4 мог перевозить четыре тонны груза, а Я-5, соответственно, 5 тонн.

Первые модели модернизировались, на них устанавливали более мощные моторы и коробки передач. Таким машинам в маркировку добавляли литер «Г». Так, появился транспорт моделей ЯГ-3, ЯГ-4 и т.д.

Выпускал Ярославский завод и самосвалы. Это «семейство» маркировали буквами «ЯС». С 1935-го собирали ЯС-1 грузоподъёмностью до 4 тонн, позже появились ЯС-2 и ЯС-3.

ЯА-1
Общественный транспорт Ярославского завода включал в себя одно (ЯТБ-1, ЯТБ-4), двухэтажные (ЯТБ-3) троллейбусы и автобусы марок ЯА-1 и ЯА-2.

Сопутствующая продукция включала в себя запасные части для ремонта выпускаемых транспортных средств, в том числе, шасси троллейбусов и автобусов.

В 1933 завод в очередной раз переименовали. С этого времени он стал носить «имя» Ярославский автомобильный завод (теперь уже без номера).

Юбилейный десятитысячный грузовик выехал из заводских ворот в 1935-м.

Всё для победы

Наработки завода позволили довольно быстро перепрофилироваться на выпуск продукции для военных нужд.

Гусеничные тягачи ЯАЗ предназначались для перевозки артиллерийских орудий.

Я-12 укомплектовывались американскими марки «Джи-Эм-Си 4-71» - двухтактными дизельными двигателями с четырьмя цилиндрами. Их мощность соответствовала силе 110 лошадей.

Я-13Ф
Гусеничный тягач Я-13Ф с отечественным силовым агрегатом от ЗИС-5 уступал американскому по мощности на 15 лошадиных сил.

Реконструкция завода проводилась и в самые сложные для страны дни. Советскому Союзу нужны были дизельные двигатели. Соединённые Штаты, будучи союзниками СССР в борьбе с фашизмом, «поделились» своими технологиями.

Осенью 44-го закупленное у американцев оборудование начали монтировать во вновь возведённых цехах. Двухтактные двигатели, с непосредственным впрыском, работавшие на дизельном топливе запустили в производство только в 47-м. С этого момента их стали именовать «ЯАЗ-204».

Первые послевоенные годы

Трёхосные автомобили грузоподъёмностью двенадцать тонн начали выпускать с 1948-го.

Дизельные двигатели, выпускаемые большими партиями, устанавливали не только на автомобили Ярославского завода. ЯАЗ-204, а затем и ЯАЗ-206 (до 220 л.с.) ставили на МАЗы и КРАЗы, специальную технику и автобусы марки ЗИС-154.

С начала 50-х ЯАЗ перешёл на выпуск трёхосных автомобилей. Его более ранние двухосные разработки были переданы Минскому автозаводу. С 1951-го ЯАЗ-200, -205 и -225 собирались в Белоруссии.

Черёд расстаться с трёхосным транспортом наступил в 1959-м. С указанного времени собирать ЯАЗы 210, 214, 221, 222 и 226-й стал Кременчугский завод. А ярославский, ещё раз переименованный в 1958-м в ЯМЗ (Ярославский моторный завод) стал специализироваться исключительно на моторах.

На заводе конструировали и собирали дизельные двигатели для различных видов транспорта. Были и относительно скромные по мощности агрегаты – 180 л.с. А были и очень внушительные – до 800 л.с. Разрабатывалась на предприятии и сопутствующая продукция, в том числе сцепления и коробки передач.

Четырёхтактные дизель-моторы, имевшие мощность от 180 до 500 лошадиных сил, завод собирал с 61-го по 65-й годы. В 68-м – 71-м велись работы по созданию ЯМЗ-740 – силового агрегата, предназначавшегося Камскому автозаводу.

За большие успехи завод получил самую высшую награду – Орден Ленина. А в 1972-м разработка ЯМЗ с индексами 236, 238 и 240 была отмечена государственной премией СССР.

Головной завод

К началу 70-х ЯМЗ был мощным предприятием. Не удивительно, что именно он стал во главе ПО «Автодизель». Производственное объединение вошли: ЯЗДА, ТМЗ, ЯЗТА, Ростовский агрегатный завод и ряд других предприятий.


ЯМЗ-840 – новый вид дизельных двигателей. Они появились в период с 73-го по 80-й годы. В этот же период времени (1975 г.) заводу вручили очередную награду – орден Октябрьской Революции. Через год за разработку и внедрение в производство моторов К-700 и 701, устанавливаемых на трактора марки «Кировец», заводу присудили Ленинскую премию.

ПО «Автодизель» становится ведущим в предприятием Советского Союза в области дизельных моторов с 70-го года. Здесь собирали двигатели практически для всей тяжёлой автотехники: МАЗов, МоАЗов, КрАЗов, ЗИЛов и т.п. Поставки производились на Кировский завод, Красноярский комбайновый завод, Ивановский завод автокранов и другие предприятия автомобильной промышленности.



Источник: http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_avtomobilej_sssr/jaaz_jaroslavskij_avtomobilnyj_zavod/istorija_jaaza_predislov
Категория: Автозаводы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (10.04.2017) E W
Просмотров: 1744 | Теги: ЯАЗ, СССР, История  Ярославского автомобильног, Land of the Incas (1937) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей