|
Каталог статей СССР
(СРО) - Самолётный радиолокационный ответчик СССР
После получения от ЛА одного из специальных кодов в диспетчерской службе автоматически включается система оповещения, информация о ЛА отображается на радаре особым образом для привлечения внимания диспетчера.
Различают три типа ответчиков: ответчики типа I предназначены для работы с запросными кодами ЗК1-ЗК4 (то есть с кодом УВД стран СНГ); ответчики типа II реагируют на запросные коды, принятые ICAO; ответчики типа III могут использовать как код УВД, так и международный код, и имеют два основных режима работы: «УВД» и «RBS». В некоторых ответчиках предусмотрен также режим работы с вторичными посадочными радиолокаторами. Ответчик режима А — ответчик, способный выдавать только четырёхзначный код. Существенным недостатком таких ответчиков считается отсутствие информации о высоте полёта воздушного судна. Ответчик режима С был разработан для устранения недостатка ответчика режима A и передаёт следующие данные: четырёхзначный код; барометрическую высоту по стандартному давлению без коррекции. Ответчик режима А+С, иногда называемые RBS, в США является обязательным при полётах выше 10 000 футов (3 км) и в пределах 30 миль вокруг больших аэропортов. Ответчик режима S решает проблему зашумлённости эфира — передаёт данные только в том случае, если эфир свободен. Проблема актуальна при наличии большого количества ЛА, например, в зоне аэропорта. Эти ответчики дополнительно передают в эфир: -бортовой номер; -позывной; -заводской номер ответчика; -высоту полёта ВС; -скорость; -GPS координаты.
Ответчики режима S в зависимости от набора передаваемых параметров делят на: -ELS (ELementary Surveillance); -EHS (EnHanced Surveillance). В Европе ELS является обязательным для всех ЛА, а EHS требуется при полётах в верхнем воздушном пространстве и для тяжёлых самолётов.
Следующим поколением развития ответчиков является поддержка режима ADS-B out (-in) (Aircraft Dependant Position System-Broadcast out (-in)), предусматривающая функциональное расширение последовательности параметров, передаваемых посредством транспондера. При этом передаются координаты самолета и высота полета, вычисленные посредством бортовой системы GPS (Global Positioning System), а также маркеры точности вычисления данных координат зависящие от количества спутников GPS, находящихся в зоне уверенного приема. По последней спецификации данной системы (DO-260B) в передаваемую посылку добавлены также геометрические размеры самолета для предупреждения столкновения воздушных судов при перемещении самолета к пассажирскому терминалу посредством системы TCAS. Поддержка спецификации DO-260B является обязательным требованием EUCONTROL и FAA с начала 2020 года. Наличие поддержки ADS-B (-in) позволяет получить более полную картину воздушной обстановки в кабине самолета. Данная опция не является требованием Авиационных Регулирующих Агентств. TCAS (traffic collision avoidance system, БСПС — бортовая система предотвращения столкновений) — устройство, состоящее из радиолокатора и ответчика. TCAS выводит на экран бортового радиолокатора воздушного судна информацию об окружающихСледующим его бортах, оснащённых ответчиками. Одной из функций устройства является предупреждение пилота об опасном сближении с другими бортами и выдача команды об изменении траектории движения для уклонения от столкновения. Для работы этой функции на других бортах должен быть установлен ответчик как минимум режима C (требуется информация о высоте полёта).
В отечественном коде УВД передаются следующие данные: -бортовой номер ЛА; -высота полёта (барометрическая); -вектор путевой скорости; -код ICAO (содержит информацию о номере рейса и высоте полёта). Также могут передаваться сообщения об аварии и других экстренных ситуациях.
Технические характеристики: частоты приёма режимов А, С и S: 1030 МГц частоты передачи режимов А, С и S: 1090 МГц; частоты приёма УВД: 837,5 МГц; 1030 МГц; частоты передачи УВД: 730 МГц; 740 МГц.
Ответчики госопознавания: Бортовой ответчик государственного опознавания предназначен для определения государственной принадлежности оснащенных им летательных аппаратов воздушными, морскими и наземными радиолокационными запросчиками системы опознавания. Принцип опознавания состоит в том, что на запрос запросчика ответчик должен выдать один из кодов, имеющихся у него в фиксированном наборе, действующие коды время от времени меняются, и экипаж в нужное время устанавливает нужный код. При необходимости, вместе с сигналом опознавания ответчик может выдавать сигнал бедствия. Структура сигналов и несущая частота зависят от применяемой системы опознавания. В рассекреченной советской системе Кремний-2 использовались частотные коды. Ответный сигнал представлял собой радиоимпульсы с несущей частотой 668 МГц, промодулированные видеоимпульсами в виде гребёнки, частота гребёнки менялась в зависимости от номера кода и составляла единицы мегагерц. В современных системах используется цифровое кодирование, несущие частоты находятся в дециметровом диапазоне, точные их значения в открытых источниках не приводятся.
Уничтожение ответчика: Существует проблема недопущения попадания ответчика госопознования ЛА к потенциальному противнику. Так, например, руководство лётной эксплуатации Ту-144 предписывало бортинженеру осуществить подрыв ответчика при аварийном покидании самолета.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80% D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B% D0%B9_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA %D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE %D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 Просмотров: 1685
|
| |
|
|