Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”) – авиационная командная УКВ радиостанция
Описание:
Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”) – авиационная командная УКВ радиостанция.
К основным техническим характеристикам радиостанций малой мощности КВ и УКВ диапазона относятся:
- диапазон частот;
- мощность передатчика;
- чувствительность приемника и антенные устройства;
- виды сигналов;
- стабилизация и точность установки рабочей частоты;
- время настройки радиостанции и перестройки на заранее подготовленные частоты.
Технические характеристики УКВ радиостанции
Р-801 (РСИУ-4, “Дуб-4”)
|
Самолёты: |
Ан-8; Ан-12,
МиГ-19С; МиГ-21Ф,
Су-7; Су-15,
Ту-116,
Як-25; Як-27Р
|
Назначение: |
авиационная командная УКВ радиостанция |
Диапазон частот: |
100,0 – 150,0 МГц |
ЗПЧ: |
4 |
Чувствительность: |
10 мкВ |
Мощность: |
6 Вт 50 Ом |
Вид модуляции: |
АМ |
Вес рабочего комплекта: |
31,5 кг. |
Элементная база: |
радиолампы. |
Питание бортовая сеть: |
27 В.740 Вт и 115 В .400 Гц 300 Вт. |
Радиостанция Р-801П |
имеет шкалу в МГц и предназначена для использования на самолетах ГВФ. |
|
|
Меры безопасности при работе на радиостанциях:
Все лица, обслуживающие радиостанции, обязаны соблюдать меры безопасности. К эксплуатации и проведению работ по техническому обслуживанию радиостанции допускается личный состав, имеющий твердые практически е навыки в ее эксплуатации, обслуживании, знающий соответствующие правила мер безопасности при работе с контрольно-измерительными при борами.
Особенно аккуратно следует обращаться с аккумуляторами и батареями питания. Перед включением радиостанции обслуживающий персонал обязан проверить надежность крепления аккумуляторных батарей в отсеке. При замене аккумуляторных батарей соблюдать правила их подключения. В противном случае может выйти из строя радиостанция. Категорически запрещается подключение источников питания при включенной радиостанции! Устранение неисправностей в аппаратуре производить только при выключенных источниках питания. Без надобности нельзя открывать пробки банок, срывать защитную оболочку с батареи и разбивать ее, а также разбирать и замыкать накоротко батарею. Запрещается нагревать батарею свыше 500 С. Категорически запрещается подключение аккумуляторных батарей в обратной полярности!
При выполнении профилактики аккумуляторных батарей категорически запрещается:
курить и зажигать огонь в помещениях АЗС (аккумуляторная зарядная станция);
приготавливать и производить заливку электролита без защитных очков, защитной одежды, резиновых перчаток;
замыкать полюса батареи и оставлять инструмент, металлические детали па батареях.
Эксплуатируя радиостанции, важно следить, чтобы кабели и шланги не имели оголенных проводов. Ленточная и штыревая антенны обладают большой упругостью, поэтому при их развертывании и свертывании необходимо соблюдать осторожность, чтобы не поранить себя и окружающих.
При эксплуатации радиостанций зимой не следует допускать предварительного (до начала работы) охлаждения аккумуляторной батареи. Для увеличения продолжительности работы радиостанции при температурах ниже -100 С рекомендуется размещать блок питания под верхней одеждой, при этом приемопередатчик надо соединить с батареей через переходной кабель, оберегать внешние детали и элементы комплекта (переключатели, фишки, гарнитуры) и попадания влаги и обмерзания, не допускать крутых перегибов кабеля питания к блоку питания и микротелефонной гарнитуры, не ставить станцию непосредственно на снег и лед, не допускать ее вмерзания, пользоваться в качестве подстилки подручными средствами. Для сохранения радиостанций и их работоспособности необходимо после окончания работы извлечь аккумуляторную батарею из отсека станции и поставить ее на хранение согласно инструкции по эксплуатации аккумуляторов. Содержать станцию в чистоте, оберегая ее от резких толчков, ударов и падения. Не допускать попадания воды внутрь корпуса. После работы в условиях сырой погоды просушить радиостанцию в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Необходимо проводить систематический внешний осмотр, при обнаружении неисправности своевременно сдавать станцию в ремонт, периодически проверять основные технические характеристики.
Источники питания и их подключение, подготовка радиостанции к работе и проверка работоспособности
Источниками питания радиостанций - являются аккумуляторы. Аккумулятор - это химический источник тока, состоящий из положительного и отрицательного электродов и электролита, действие которого основано на использовании обратимых электрохимических систем. В аккумуляторах сначала происходит преобразование электрической энергии внешнего источника в химическую (при заряде), а затем преобразование накопленной химической энергии в электрическую (при разряде). Основными электрическими характеристиками аккумулятора являются электродвижущая сила (ЗДС), напряжение, внутреннее сопротивление и емкость.
По составу электролита аккумуляторы делятся на две группы: щелочные и кислотные.
Аккумуляторы применяются: никель-кадмиевые и серебряно-цинковые - для питания переносных радиостанций; никель-кадмиевые большой емкости - для питания бортсети командно-штабных машин; свинцовые - в основном в качестве стартерных для запуска двигателей автомобилей и агрегатов электропитания.
К группе щелочных аккумуляторов относятся никель-кадмиевые (НК), никель-железные (НЖ), никель-цинковые (НЦ), серебряно-цинковые (СЦ) и серебряно-кадмиевые (СК), а к группе кислотных - свинцовые аккумуляторы.
Комплект питания радиостанции P-159 состоит из двух батарей аккумуляторных 10НКБН-3.5 или одной батареи 10НКГТ-8 с напряжением 12 В и обеспечивает непрерывную работу радиостанции при соотношении времени приема к времени передачи 5: 1 в течение 9 часов. Применение батарей 10НКГТ-8 возможно только с корпусами ИП6.112.139 (высота 136 мм), а 10НКБН-3.5 - с корпусами ИП6.112.130 (высота 107 мм).
В условном обозначении аккумуляторных батарей цифры и буквы обозначают:
10 - количество аккумуляторов в батарее;
НК - электрохимическая система: никель-кадмиевые;
Б - безламельные, повышенной емкости. В аккумуляторах типа НК безламельных (НКБ) пластины состоят из металлокерамической основы с нанесенной на нее активной массой. За счет большого количества пластин безламельные аккумуляторы имеют электрическую емкость в 2 - 2,3 раза больше, чем ламельные таких же размеров.
Г - герметичные, не имеют никаких отверстий, собраны в батареи в пластмассовом корпусе с двумя общими токовыми выводами: «+» и «-»; 3,5;
8 - номинальная емкость в ампер-часах;
Т - клеммы в торце батареи;
П - конструкция пластин (прессованные);
Ток, потребляемый радиостанцией от аккумуляторных батарей:
на приеме - не более 0,36 А;
на передаче - не более 3,5 А.
Радиостанция с усилителем низкой частоты (УНЧ) устанавливается в кабине автомобиля УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-В1 и др. и питается от их аккумуляторных батарей, напряжением 12В плюс 20, минус 10% через фильтрограничитель, расположенный в УНЧ.
Ток, потребляемый радиостанцией с УНЧ от аккумуляторных батарей автомобиля:
на приеме - не более 1,2 А;
па передаче - не более 4,5 А.
Радиостанции обеспечивают работу на передачу в нормальных условиях круглосуточно, а при температуре 500С - 1 час.
Правила и порядок установки аккумуляторных батарей радиостанции Р-159
Перед установкой аккумуляторных батарей в аккумуляторный отсек радиостанция должна быть выключена (микротумблер должен быть в противоположном направлении надписи ВКЛ.).
При замене батарей аккумуляторных отвинтить до отказа винты на корпусе аккумуляторного отсека, отделить корпус от передатчика, вынуть разряженные батареи, проверить исправность и чистоту контактов на корпусе приемопередатчика и батареях, установить заряженные батареи в корпус (выступы на батарее должны войти в пазы корпуса) и присоединить корпус отсека к корпусу приемопередатчика.
Комплект питания радиостанции Р-107 состоит из трех последовательно соединенных аккумуляторных батарей 2НКП-24 (2НКП-24М, НКП-20У2) и обеспечивает непрерывную работу радиостанции при соотношении времени приема к времени передачи:
- в режиме радио мощность малая 5: 1 в течение 24 часов;
- в режиме радио мощность большая 5:1 в течение 15 часов.
Щелочные никель-кадмиевые аккумуляторные батареи 2ПКП-24М, 2НКП-20У2 и аккумулятор НКП-20У2 предназначены для питания техники связи.
В условном обозначении аккумулятора и батареи цифры и буквы означают:
2 - перед буквами - количество последовательно соединенных аккумуляторов;
НК - электрохимическая система аккумулятора - (никель-кадмиевая);
П - конструкция пластин (прессованные);
24 или 20 - номинальная емкость в ампер-часах;
М - модернизированная;
У - климатическое исполнение;
2 - категория размещения.
Кроме того, предусмотрено подключение внешнего источника питания с напряжением 7,6-8,8 В к клеммам КОРПУС-ПИТАНИЕ.
Правила и порядок установки аккумуляторных батарей радиостанции Р-107
Перед установкой аккумуляторных батарей в аккумуляторный отсек радиостанции поставьте тумблер МОЩНОСТЬ в положение ОТКЛ.
Откройте крышку аккумуляторного отсека, проверьте исправность и чистоту колодки подключения аккумуляторных батарей, подготовьте аккумуляторные батареи к работе, установите их в аккумуляторный отсек, закройте, крышку отсека и заверните винты.
Электропитание радиостанции Р-123, в зависимости от комплектования блоком питания, осуществляется от бортсети постоянного тока напряжением 26 В или 13 В. Работоспособность радиостанции сохраняется при изменении напряжения бортсети от 22 до 30 В или от 11до 15 В, а также после воздействия по цепи питания +26 В импульсов напряжения амплитудой до 70 В длительностью 3 мс.
Радиостанция допускает непрерывную работу при отношении времени приема ко времени передачи 3: 1. Непрерывная работа на передачу не должна превышать 10 мин., время работы в режиме дежурного приема не ограничивается.
Потребление тока радиостанцией от бортсети напряжением 20 (13) В:
- не более 9.6 (20.3) А при работе на передачу;
- не более 3 (10) А при работе в режиме дежурного приема.
При подключении необходимо соблюдать полярность. Полюса обозначены на клеммах аккумуляторов и зажимах радиостанций.
Питание приемопередатчика от бортсети с напряжением 26 В осуществляется с помощью трех преобразователей блока питания БП-26. Преобразователи блока питания выполнены на транзисторах по двухтактным схемам блокинг-генераторов. Выпрямительные цепи преобразователей выполнены на полупроводниковых диодах и содержат сглаживающие фильтры.
Питание приемопередатчика от бортсети с напряжением 13 В осуществляется с помощью трех преобразователей и усилителя мощности (источника напряжения 26 В) блока питания БП-13. Преобразователи напряжения БП -13 выполнены на транзисторах по двухтактным схемам блокинг-генераторов, а усилитель мощности - по схеме с независимым возбуждением.
Контроль питающих напряжений осуществляется с помощью переключателя В4-8 и стрелочного прибора-индикатора ИП4-1 при номинальных значениях питающих напряжений и при изменении напряжения бортсети в пределах закрашенного большого сектора шкалы при установке переключателя В4-8 в положение соответствующее проверяемому напряжению.
В положениях "РАБОТА 1(2)" производится контроль настройки антенной цепи. Напряжения +250 В и +600 В контролируется при настроенной антенной цепи.
Источник:
http://www.qrz.ru/articles/article_radiosvaz_v_armii_rossii_cast_xi_wws_sssr_714
http://pandia.ru/text/77/132/718.php
http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=11154.0
http://ebooks.grsu.by/voen_podgotovka/razdel-3-podgotovka-po-svyazi.htm
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |