СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

АГБ-2 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР

 АГБ-2 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Название:    АГБ-2
Тип:    ?
Самолёт:   Ил-18
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники.

 

АГБ-2 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССРАГБ-2 — Авиагоризонт, гироскопический прибор СССР, используемый в Советской авиации для определения и индикации продольного и поперечного углов наклона летательного аппарата (тангажа и крена), то есть углов ориентации относительно истинной вертикали

 

 

 

 

 

 

Повествование

Авиагоризонт АГБ-2 представляет комбинацию двух приборов, размещенных на одном корпусе: авиагоризонта и указателя скольжения.

Показания обоих приборов выведены на лицевую панель прибора.

Считывание информации в авиагоризонте, определяющем положение самолета по крену и тангажу, осуществляется следующим образом.

На переднем фланце корпуса прибора расположен силуэт самолетика 1. который при наклоне самолета в точности повторяет эти наклоны по отношению к экрану 3, связанному с карданной рамкой (Рис. 1).

Горизонтальная планка 2, имитирующая линию горизонта, перемещается передаточно- множительным рычажным механизмом, ось вращения кулисы которого находится на карданной раме, а палец кривошипа укреплен на гироузле.

При пикировании J1A планка поднимается над силуэтом самолетика, при кабрировании опускается под силуэт самолетика.

Кинематическая схема авиагоризонта АГБ-2

Гироузел 6 (Рис. 1) подвешен на шарикоподшипниках в карданной раме 5.

На нижней базовой плоскости гироузла (корпуса гиромотора) крепится жидкостно-маятниковый переключатель - чувствительный элемент корректирующего устройства 8.

На оси гироузла жестко укреплен ротор поперечного корректирующего мотора 4.

Электрический ток для питания гиромотора и других электрических элементов с карданной рамы на гиро- узел передается при помощи безмоментных токоподводов.

Карданный узел подвешен на шарикоподшипниках в корпусе прибора.

Корпус является соединительным элементом для всех узлов прибора.

С карданной рамой жестко связан статор поперечного коррекционного мо­тора 4,

сферический экран 3 с вертикальным индексом для отсчета кренов по шкале поперечных кренов, связанной с корпусом прибора.

Три горизонтальные линии на экране служат для указания угла тангажа 0+10°.

На оси карданной рамы жестко укреплен ротор продольного коррекционного мотора 7, а также токоподводы для передачи питания с корпуса прибора на электрические элементы карданного узла.

На карданной раме укреплен кронштейн, в котором на миниатюрных шарикоподшипниках закреплена планка с линией - "горизонтом" - 2.

В прорезь планки входит палец, жестко связанный с гироузлом.

Рис. 1.1-силуэт самолёта; 2-индекс «горизонт»; 3-шарообразная шкала: 4,6-коррекционные моторы; 5 -внешняя рама карданного подмеса; 6-внутренняя рама карданного подвеса; 7-продольный коррекционного мотор; 8-электролитический маятник 9 –гиромотор

Таким» образом, поскольку гироузел всегда стабилизирован в горизонтальной плоскости, планка с линией-горизонтом будет перемещаться в зависимости от наклона оси карданной рамы по отношению к плоскости горизонта (или главной оси гироскопа). Но взаимному положению силуэта самолетика относительно линии горизонта и определяется положение самолета по крену и тангажу.

С корпусом связаны статор продольного коррекционного мотора 7, а также передний фланец, на котором смонтированы следующие узлы: механизм изменения угла атаки со своей рукояткой, механизм блокировки выключения поперечной коррекции во время пускового режима прибора, указатель скольжения и шкала кренов.

В качестве контрольного элемента, указывающего на то, что поперечная коррекция заблокирована, служит сигнальный флажок, связанный с рукояткой. Когда поперечная коррекция заблокирована, сигнальный флажок появляется в окне лицевой стороны прибора. Когда блокировка снята, сигнальный флажок исчезает из окна.

Корректирующее устройство гироскопа

Корректирующее устройство (коррекция) предназначено для установки и поддержания оси гироскопа в строго вертикальном положении.

Чувствительный элемент коррекции - жидкостный маятниковый переключатель расположен на корпусе гиромотора и имеет две пары изолированных контактов, расположенных в герметичном баллоне, заполненном токопроводящей жидкостью. Имеющийся в баллоне пузырьки воздуха перемешается относительно контактов в зависимости от наклона жидкостного переключателя (уровня) и, соответственно, изменяет проводимости этих четырех контактов.

Баллон находится под напряжением фазы (А). Одна пара противоположных контактов переключателя присоединена к концам управляющих обмоток ротора продольного коррекционного мотора, вторая пара - к концам управляющих обмоток ротора поперечного коррекционного мотора.

Обмотки возбуждения продольного и поперечного коррекционных моторов включены последовательно в фазы, идущие к статору гиромотора. Когда ось ротора гироскопа расположена вертикально, жидкостный маятниковый переключатель горизонтален, пузырек воздуха занимает среднее положение между четырьмя контактами, поровну перекрывая их. Проводимость всех контактов при этом одинакова. В этом случае в каждой управляющей обмотке, например, продольного коррекционного мотора, будут протекать равные токи, направленные в разные стороны. Мотор будет создавать два вращающихся во взаимно противоположных направлениях магнитных поля одинаковой величины.

Эти поля, пересекая короткозамкнутые витки "беличьего колеса" статора коррекционного мотора, вызовут два взаимно противоположных по направлению, но равных по величине момента. В результате при горизонтальном положении чувствительного элемента коррекции величина корректирующего момента будет равна нулю.

Если ось ротора отклонится от вертикали, то жидкостный маятниковый переключатель выйдет из горизонтального положения пузырек воздуха в нем сместится. Один из контактов полностью покроется жидкостью, а второй окажется покрытым воздухом.

Проводимости контактов этой пары станут неодинаковыми. По управляющим обмоткам потекут резко различные токи: по обмотке, которая соединена с контактом, покрытым жидкостью - больший ток, а по второй обмотке - меньший ток.

В результате возникают два противоположно направленных и различных по величине момента. Величина коррекционного момента будет равна разности этих двух моментов, а направление такое, что ось гироскопа будет прецессировать к вертикали. Как только ось гироскопа займет вертикальное положение, действие коррекции прекратится.

В зависимости от направления отклонения оси гироскопа от вертикали, продольный и поперечный коррекционные моторы работают или раздельно или одновременно.

Рис. 2 Принципиальная электрическая схема АГБ-2. 

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема АГБ-2.

В связи с этим, авиагоризонт АГБ-2 работает в комплекте с гироскопическим (типа двухстепенного ДУС) выключателем коррекции ВК-53РВ, имеющим порог чувствительности от 0.1 до 0,3и/сск.

На (Рис. 2). Гиромотор 1 питается 3-х фазным переменным током напряжения 36 вольт и частотой 400 герц. Последовательно с фазами гиромотора вклинены обмотки возбуждения продольного коррекционного мотора 3. Управляющие обмотки коррекционных моторов соединены с контактами жидкостного переключателя 2. Общий вывод управляющих обмоток продольного коррекционного

мотора 3 через балластное сопротивление соединен с фазой (В).

Общий вывод управляющих обмоток поперечного коррекционного мотора 4 через балластное сопротивление соединен с клеммой (Г) штепсельного разъема.

При режиме полета, когда нет угловой скорости разворота, а также при запуске прибора выключатель коррекции соединяет фазу (В) прибора с клеммой (Г) штепсельного разъема.

В этом положении общий вывод управляющих обмоток поперечного коррекционного мотора находится под напряжением фазы (В) - поперечная коррекция нормально работает. При наличии угловой скорости разворота от ОЛ до 0,3°/сек выключатель коррекции разрывает цепь, соединяющую фазу (В) с клеммой (Г) штепсельного разъема, цепь управляющих обмоток поперечного корректора разрывается - коррекция выключена.

После прекращения разворота поперечная коррекция автоматически включается выключателем коррекции ВК-53РВ.

Ручка пуска 5 служит для ускорения времени восстановления гироскопа во время пускового режима прибора.

Рис.3.

При повороте ручки пуска в левое положение, контакты соединяют общий вывод управляющих обмоток поперечного корректора непосредственно с фазой (Б) и таким образом шунтируют во время пускового режима балластное сопротивление, которое ограничивает ток, проходящий по управляющим обмоткам поперечного корректора.

Вследствие этого момент коррекционного мотора при запуске прибора значительно больше момента рабочего режима.

При этом положении ручки пуска, на лицевой части прибора виден красный сигнальный флажок. После восстановления гироскопа в рабочее положение ручка пуска должна быть повернута в крайнее правое положение и разрывает цепь, соединяющую общий вывод управляющих обмоток поперечного коррекционного мотора с фазой (Б). Это соответствует рабо­чему режиму прибора. При этом положении пусковой ручки красный сигнальный флажок не виден.

Конструктивное отличие авиагоризонта АГБ-2 от (авиагоризонта АГБ-1) состоит в том, что в конструкции прибора отсутствует датчик вы­ключателя поперечной коррекции, а также биметаллическое реле, которое блокировало механизм блокировки выключения поперечной коррекции во время пускового режима прибора в случае, когда летчик забудет включить перед запуском прибора пусковую ручку. 

В авиагоризонте АГБ-2 биметаллического реле нет, так как поперечная коррекция при запуске прибора на Земле всегда включена выключателем коррекции ВК-53РВ.

 

Основные технические данные авиагоризонта АГБ-2.

Характеристика авиагоризонта  АГБ-2
Напряжение питания, В переменного тока частотой 400Гц 36±3,6
Рабочие углы, град: крена ±80
Рабочие углы, град:тангажа ±60
Погрешность в определении углов, град: крена ±1
Погрешность в определении углов, град:тангажа ±1
Погрешность после 15 мин разворота, град не более ±5
Время готовности к работе, мин 3
Масса, кг 2
Зона застоя шарика УС ±1,5

 

Материалы

Орлов Г.В. «АГБ-2 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР» (повествование 10.10.2022).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (10.10.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 514 | Теги: Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей