Мары-2 — Аэродром (Аэропорт) СССР
Страна: СССР
Тип: Военный,
Расположение: ТуССР г. Мары.
Дата открытия: 19?? год.
Высота НУМ: + м
Координаты:
Часовой пояс: UTC +5
Описание:
Марыйский полк был сформирован в 1953 году и осуществлял противовоздушную оборону южных рубежей СССР. На вооружении его первоначально стояли истребители Як-9. Затем полк переучился на реактивную технику — самолеты МиГ-15. В начале 60-х годов бурное развитие авиационной техники потенциального противника и использование им высотных самолетов-разведчиков и воздушных шаров-зондов заставило перевооружить полк по смешанному типу: одна эскадрилья осталась на МиГ-15, вторая пересела на МиГ-17Ф, а третья — на Як-25.
В конце 60-х полк получил на вооружение МиГ-19. В память об их службе в Марах один из тех МиГов установили на постамент у входа в штаб бригады ПВО на окраине города.
Аэродром был способен принять очень многие типы самолётов - Ан-26 и Ил-18., Ил-28., Ми-2, Ми-6., Ми-8., МиГ-21бис дежурного звена., МиГ-21ПФМ , Су-7УБ., Су-25, L-29., Ил-76.,МиГ-23 из состава дежурного звена., Сухой Су-17М3, Су-22М, Су-17.,Су-17УМ, Ту-16, Ту-16П / Ту-16СПС / Ту-16Е, Ту-95, Су-15, Як-28П - и другие.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
- |
- |
Размеры (м) |
- |
- |
Покрытие |
- |
- |
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. Военные мастерство и выучка солдат и офицеров особенно ярко проявляются в умении самостоятельно справиться с нештатной ситуацией, столь же самостоятельно ими созданной. О том, как это бывает, рассказывает подполковник в отставке Петр Коваленко.
Про летчиков
Август 1988 года. Ночь. Группа стратегических бомбардировщиков Ту-95 (на самом деле это был ТУ-22,- 1983 г. 24 марта - Ту-22К с ракетой Х-22 по ошибке залетел в воздушное пространство Ирана, самолету удалось вернуться по приводу аэродрома Мары (Ашхабад). - Г.Я.)взлетает с аэродрома в Моздоке, что на Северном Кавказе, и устремляется на восток (на север, на учебные стрельбы, - Г.Я). — к морскому полигону на Каспии. А сесть они должны были потом в Белоруссии.
Экипаж одного из самолетов после взлета и набора высоты 12 000 метров, как и положено, переходит на автопилот.(А перед тем, они летали бомбить цель в Афган, поэтому автопилот и был настроен на полёт в Афган, - Г.Я.) И устремляется в противоположную сторону, на запад. Штурман забыл занести в курсовую систему новые данные, а командир не проверил. Самолет огибает Кавказский хребет с запада, поворачивает на юго-восток, незамеченным пересекает иранскую границу и летит дальше — в сторону Индийского океана. А там — американская база Диего-Гарсия.
Экипаж ничего не подозревает. Под крылом самолета проплывает большой город. По расчетам штурмана — Курск; "Тут моя теща живет",— радостно сообщает он по внутренней связи командиру. На самом деле — Тегеран.
В это время в Союзе обнаруживают, что самолет пропал. Спохватились не только ВВС, но и ПВО, которые проворонили его перелет через границу. Ту-95 начинают искать и находят над Ираном. Курс — на американскую базу Диего-Гарсия.
Связались с самолетом — умоляют вернуться. Экипаж ничего не понимает: откуда вернуться? Постепенно до них доходит. (Они прошли над Ираном и вошли в пространство Афгана, и командир вместо кольских хладных скал увидел перед собой солнце, встающее из-за величественного горного хребта Трансгималаев, "Где мы, ...?" Спросил он штурмана. Они сами на открытых частотах связались с туркменским гражданским аэродромом, а командование с ними связаться не могло, т.к. по условиям учений они летели как бы утратив связь с землёй - Г.Я) Самолету открытым текстом передают приказ взять курс на аэродром Мары (это в Туркмении). Налетав над Ираном полтора часа, Ту-95 на остатках топлива садится в Марах.
Советский МИД в шоке — международный скандал. Но Иран молчит. (А в Иране тогда отмечали какой-то праздник их, им вообще было не до ПВО, они молились день и ночь, - Г.Я.) День молчит, второй. На третий день СССР не выдержал и решил извиниться перед соседом: так, мол, и так, к вам чисто случайно залетел наш стратегический бомбардировщик... Иран ответил резкой дипломатической нотой. Досталось нашему МИДу за иранские ПВО, которые проморгали русский самолет.
Вывод: автопилот тоже человек..
2. Аэродром Мары-2 играл заметную роль в обеспечении советских войск в Афганистане и афганской армии. Если основной объем военных грузов шел туда через аэропорт Ташкент-восточный (Тузель), то аэродромы Мары, Кокайты, Карши и Фергана принимали также перегонявшуюся авиационную технику. В случае необходимости, здесь же могло проводиться ее регламентное обслуживание. С заводов или рембаз, в основном, шли вертолеты Ми-8, Ми-24, спарки УТИ-МиГ-15, бомбардировщики Ил-28. В 1984 г. в Афганистан начали перегонять новенькие чехословацкие Л-39.
Частыми гостями на аэродроме бывали транспортники Ил-76, Ан-26, Ан-22, ДОСААФовские Л-29, Ми-2.
Неоднократно на аэродром прибывали тяжелые вертолеты Ми-6, которые в народе называли «сараями». В 1983 г. трижды Ми-6 прилетали большими группами по 20–30 машин.
Источник:
https://yasko.livejournal.com/543066.html
https://tech.wikireading.ru/15105
http://aviadejavu.ru/Site/Arts/Art3847.htm
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |