Кольцово — Аэродром (Аэропорт) СССР
Страна: СССР
Тип: Военный, Гражданский.
Расположение: РСФСР г. Свердловск.
Дата открытия: 1930 год.
Высота НУМ: + 234м
Координаты: 56°45′00″ с. ш. 60°48′00″ в. д. / 56.75° с. ш. 60.8° в. д. - 56°45′00″ с. ш. 60°48′00″ в. д. / 56.75° с. ш. 60.8° в. д.
Часовой пояс: UTC +5
Описание:
Военный аэродром «Кольцово» был создан в 1930 году для нужд НИИ ВВС СССР. 15 мая 1942 здесь поднялся в небо первый советский ракетный самолёт БИ-1, пилотируемый Г. Я. Бахчиванджи.
10 июля 1943 в соответствии с приказом Главкома ВВС Красной армии на военном аэродроме «Кольцово» был образован аэропорт «Свердловск», начались гражданские авиаперевозки.
В декабре 1943 года, по не уточнённой версии, в аэропорту останавливался президент США Ф. Д. Рузвельт, на обратном пути из Тегерана.
В начале 1950-х годов через аэропорт Кольцово осуществлялся рейс Москва — Пекин.
В 1954 году построено здание аэровокзала и гостиница на 100 мест,.
01 января 1963 года на базе аэропорта, 120 летного отряда ГВФ и других служб был организован Свердловский объединённый авиационный отряд Уральского управления гражданской авиации.
В 1963 году — новая гостиница «Лайнер» на 235 мест.
В 1967 году построен второй пассажирский павильон.
В 1968 году сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал на 700 пассажиров/час.
В 1984 году завершено строительство второй ВПП, позволившей принимать самолёты Ил-86.
В 1991 году преобразованный в Первое Свердловское авиационное предприятие.
Аэродром «Кольцово» первого класса имеет две ВПП, 60 стоянок для самолётов, а также допуск на приём всех современных типов воздушных судов российского и зарубежного производства, включая Ил-96, Ту-144, Airbus A319, 320, 321, , Boeing 737, Boeing 747 , Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777. .
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
08L/26R |
08R/26L |
Размеры (м) |
3004×45 |
3026×53 |
Покрытие |
асфальтобетон |
цементобетон |
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. 30 декабря 1949 года в окрестностях Свердловска, в 8,5 км юго-восточнее аэропорта «Кольцово» разбился транспортный Ли-2 Московского управления ГВФ, выполяющий рейс Москва — Владивосток. Погибли 3 человека.
2. 05 января 1950 года. Гибель хоккейной команды ВВС на самолёте Douglas C-47 Skytrain
3. 11 августа 1950 года в окрестностях Свердловска, в 3 км восточнее аэропорта «Кольцово» разбился Ил-12 1-й Московской авиагруппы ГВФ, выполяющий рейс Хабаровск — Москва. Погибли 2 человека.
4. 11 октября 1951 года в 18 км южнее города Богданович Свердловской области разбился Ли-2 Уральского управления ГВФ, выполяющий рейс Адлер — Свердловск. Погиб 1 человек. В плохую погоду, в условиях обледения и сильных авиапомех экипаж потерял ориентировку и вынужден был производить посадку на поле.
5. 12 ноября 1954 года при взлёте из аэропорта «Кольцово» разбился Ли-2 Северного управления ГВФ, выполяющий рейс Ленинград — Новосибирск. Погибли 6 человек. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа в управлении щитками.
6. 09 декабря 1955 года в районе станции Омутинская в Тюменской области потерпел крушение Ли-2 Казахского территориального управления ГВФ, выполяющий рейс Москва — Усть-Каменогорск. Погибли 7 человек. Из-за ошибки экипажа самолёт потерял ориентировку в полете на участке Свердловск — Петропавловск. Вследствие неудовлетворительного руководства полетом со стороны диспетчерских служб самолёт с закончившимся горючим вынужден был совершить аварийную посадку на поле.
7. 02 ноября 1956 года в окрестностях аэропорта Кольцово потерпел крушение Ли-2 Свердловской авиагруппы, выполяющий рейс Москва — Омск. Погибли 2 члена экипажа. Из-за ошибки экипажа самолёт не долетел до полосы 1,5 километра.
8. 15 января 1960 года в окрестностях посёлка Дидино Свердловской области потерпел крушение Ли-2 Уральской объединённой авиагруппы, выполяющий технический рейс Свердловск — Москва. Погиб 1 человек. Причиной катастрофы стал отказ двигателя и неправильная центровка самолёта.
9. 27 апреля 1960 года во время тренировочного полёта разбился Ил-18. Во время посадки на высоте 30 метров самолёт резко увеличил угол снижения и ударился передней стойкой шасси о ВПП. Затем он поднялся на 5 метров и, пролетев 100 метров, снова ударился о ВПП. В результате удара произошло разрушение серьги рычага передней стойки шасси. Самолёт резко поднялся на 10 метров и затем упал на ВПП. Возник пожар, во время которого самолёт сгорел. Погиб бортмеханик.
10. 01 мая 1960 года в окрестностях аэропорта «Кольцово», после поражения ракетой ПВО, потерпел крушение самолёт Lockheed U-2 ВВС США, выполяющий разведывательный полёт над территорией СССР.
11. 16 марта 1961 года вскоре после вылета в 9 километрах северо-западнее аэропорта разбился Ту-104 Западно-Сибирского территориального управления ГВФ, следовавший по маршруту Хабаровск — Ленинград с промежуточной посадкой в Свердловске. После взлёта на высоте 130—150 м произошёл отказ правого двигателя. Впоследствии КВС-стажёр случайно выключил также и левый двигатель. Ввиду недостаточно малой высоты для запуска двигателя, КВС решил посадить самолёт на лёд Нижнеисетского пруда. Самолёт совершил посадку на лед на повышенной скорости с убранными шасси и закрылками, столкнулся с берегом и прилегающими к нему строениями. Погибли 7 человек: КВС и КВС-стажер, 3 пассажира и двое отдыхающих дома отдыха. Бортрадист и 15 пассажиров не пострадали. Остальные получили различные ранения.
12. 08 июля 1961 года в окрестностях деревни Сосновый Бор Нижнесергиского района Свердловской области потерпел крушение Ил-14 Украинского территориального управления ГВФ, выполяющий рейс Киев — Свердловск. Погибли 9 человек. Из-за ошибки экипажа самолёт был заправлен недостаточным количеством горючего и произвёл вынужденную посадку на лес.
13. 16 ноября 1967 года при взлёте из «Кольцово» по неустановленным причинам разбился Ил-18 1-го Свердловского авиаотряда, следующий рейсом Свердловск — Ташкент. Погибли 107 человек (99 пассажиров и 8 членов экипажа).
14. 30 сентября 1973 года в 10 км юго-западнее аэропорта, в окрестностях посёлка Рудный, разбился Ту-104 Хабаровского авиаотряда, следующий рейсом Свердловск — Владивосток. После взлёта при развороте на 360 градусов возник крен на левый борт. Затем самолёт начал терять высоту и разбился недалеко от ВПП. Погибло 108 человек.
15. 10 октября 1975 года при взлёте из «Кольцово» в результате пожара двигателя разбился Ан-8, принадлежащий Министерству авиационной промышленности СССР.
16. 07 октября 1978 года при взлёте из «Кольцово» из-за отказа всех двигателей разбился Як-40, следующий в Джамбул. Погибли 38 человек.
17. 25 сентября 1984 года при взлёте из «Кольцово» в результате поломки и отказа двигателя произошла разгерметизация Ан-24 Западно-Сибирского УГА, следующего в Кемерово. 1 человек погиб, ещё 3 получили ранения.
18. 20 октября 1986 при посадке в Куйбышевском аэропорту Курумоч разбился Ту-134 Северо-Кавказского УГА, следующий рейсом Свердловск — Грозный. Погибли 66 пассажиров и 4 члена экипажа. Причиной катастрофы стало грубое нарушение экипажем правил безопасности полётов.
19. 13 января 1989 года произошла авария Ан-12 1-го Свердловского авиаотряда, выполняющего грузовой рейс в Харьков. После взлёта двигатели продолжили работать во взлётном режиме. Экипаж принял решение вернуться. При посадке самолёт загорелся и выкатился за пределы ВПП].
20. 14 сентября 1990 года в 1,7 километрах западне аэропорта разбился Як-42 Волгоградского авиаотряда, погибло 4 человека. Причиной катастрофы стали грубые ошибки экипажа в технике пилотирования.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF
%D0%BE%D1%80%D1%82)
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/58143#sel=26:56,50:7
http://o-ili-v.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |