Хомутово — Аэродром (Аэропорт) СССР
Страна: СССР
Тип: Военный, Гражданский
Расположение: РСФСР г. Южно-Сахалинск.
Дата открытия: 1945 год.
Высота НУМ: +18 м
Координаты: 46°53′19″ с. ш. 142°43′03″ в. д. / 46.88861° с. ш. 142.71750° в. д.
Часовой пояс: UTC +10
Описание:
История аэропорта началась в 1945 году. После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских войск в регионе начала развиваться гражданская авиация. В октябре 1945 начались регулярные перелёты из Хабаровска в Южно-Сахалинск.
В июле 1946 года на аэродроме были размещены авиационные полки 296-й Хинганской истребительной авиационной дивизии и 96-й штурмовой авиационной Амурской дивизии, после чего аэропорт стал аэродромом совместного базирования. Полки дивизии выполняли задачи ПВО и размещались здесь до июня 1960 года.
Во второй половине 1950-х годов в авиационный отряд ГВФ поступают самолёты Ил-14, совершавшие рейсы в Хабаровск, Оху, Кировское и другие города. Также поступили вертолёты Ми-1 и Ми-4.
В 1964 году был введён в строй Хомутовский аэродром, что значительно расширило возможности авиаперевозок. Появилась возможность принимать самолёты Ан-10 и Ил-18 — их использование в регулярных рейсах позволило значительно сократить время перелёта на материк.
В 1970-х и первой половине 1980-х парк воздушных судов авиаотряда включал в себя самолёты Ан-2, Ан-24, Ил-14, вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8.
В 1985 году аэродром был подготовлен для приёма самолётов Ту-154. В 1990 году аэродром стал международным
Принимаемые типы воздушных судов:
Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ил-96, Л-410, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Як-40, Як-42, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Airbus A330, Boeing 737, Boeing 747, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777, Bombardier CRJ, Bombardier Dash 8, DHC-8 и др. типы воздушных судов, вертолёты всех типов.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
01/19 |
- |
Размеры (м) |
3400x60 |
- |
Покрытие |
асфальтобетон |
- |
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. Самолёт Ил-18В с бортовым номером 75531 (заводской — 183006904, серийный — 069-04) выпущен заводом ММЗ «Знамя Труда» 24 декабря 1963 года. Его передали Главному управлению гражданского воздушного флота, которое 07 января 1964 года направило самолёт в Красноярский авиаотряд Красноярского управления гражданского воздушного флота. Всего на момент катастрофы авиалайнер имел 1269 часа налёта и 358 посадок.
Самолёт выполнял рейс 721 по маршруту Москва—Красноярск—Хабаровск—Южно-Сахалинск, в Красноярске произошла смена экипажа. На борт заступил экипаж из 128 лётного отряда в составе командира А. А. Смирнова, второго пилота Б. Г. Степанова, штурмана авиаэскадрильи А. Д. Гилинского, штурмана-стажёра И. В. Иванова, бортмеханика А. Н. Калайды и бортрадиста Е. П. Ипатова. В салоне работали бортпроводники А. Ф. Цебак, Л. Л. Орехова и Н. В. Филатов. До Хабаровска рейс 721 долетел без замечаний. В 20:00 Ил-18 вылетел из Хабаровского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 6000 метров, летя над облаками. На борту находились 84 пассажира, в том числе 17 детей.
При входе в зону аэропорта Хомутово (Южно-Сахалинск) экипаж приступил к снижению. В это время небо над Южно-Сахалинском было затянуто облаками, видимость составляла 10 километров. В 21:05 экипаж связался с диспетчером и доложил, что вышел из облаков на высоте 2600 метров, после чего продолжил полёт по направлению к ДПРМ. Диспетчер сообщил экипажу, что в зоне аэропорта неустойчивый юго-восточный ветер со скоростью 4 м/с, и что посадка будет осуществляться по магнитному курсу 10° (с юга). В ответ экипаж дважды попросил разрешения на посадку по кратчайшему маршруту — магнитному курсу 190° (с севера). Но диспетчер отвечал отказом («не положено») и давал указания следовать на высоте 1500 метров по направлению к ДПРМ для захода на посадку по курсу 10°. В 21:09, когда Ил-18 находился в 37 километрах от ВПП на высоте 1500 метров, экипаж связался с диспетчером и доложил, что вышел на визуальный заход. Также экипаж вновь запросил разрешение на посадку с прямой по курсу 190°. Чтобы убедиться в их возможности выполнить заход на посадку по кратчайшему маршруту, диспетчер запросил «успеете?», на что экипаж ответил утвердительно («да, успеваем»). В связи с этим диспетчер дал разрешение на выполнение визуального захода с правым доворотом курсом 190°. Экипаж подтвердил получение этого разрешения.
В 21:10 диспетчер передал: «600 доложить». Экипаж воспринял данную неясную команду как разрешение на снижение до 600 метров с докладом и подтвердил её («Вас понял, 600 доложить»). Как только было получено разрешение захода на посадку по курсу 190°, экипаж выполнил левый разворот на курс 100°, после чего выпустил шасси и начал снижаться с вертикальной скоростью около 10 м/с. При этом экипаж, вероятно, упустил из виду, что при заходе на посадку курсом 190° вплоть до 4-го разворота следует сохранять минимальную высоту 1200 метров, а выход из разворота должен осуществляться на высоте не менее 900 метров, так как полёт проходит над горным хребтом высотой до 790 метров. Высоту 600 метров вообще можно занимать лишь в 12,7 километрах от торца полосы на предпосадочной прямой. Ил-18 летел в темноте на высоте 1200 метров и в простых метеоусловиях, когда экипаж услышал команду «600 доложить». Видя огни Южно-Сахалинска, экипаж, не ведя детальной ориентировки, ошибочно посчитал, что они уже достаточно близко, и начал снижение до высоты 600 метров. Но после начала полёта по курсу 100° визуальные условия резко ухудшились. Экипаж не анализировал полученные пеленги 140°, а затем 151°, хотя они значительно отличались от посадочного 190°. Даже когда диспетчер передал, что потерял радиолокационный контроль над самолётом, экипаж и этому сообщению не придал значения. В свою очередь, диспетчер, несмотря на полученные пеленги, которые показывали значительное удаление самолёта от посадочного курса, не заметил ошибок и нарушения схемы захода на посадку и не предупредил об этом экипаж. К тому же, дав разрешение на посадку с МК=190°, он не включил радиотехнические средства этого курса.
Когда от экипажа прозвучал доклад «занял 600», диспетчер, не разобравшись в ситуации, дал команду занимать 400 метров. В 21:11 в 26 километрах северо-западнее аэропорта летящий по курсу 100° на высоте 550 метров над уровнем моря Ил-18 с небольшим правым креном врезался в лесистый склон горы высотой 793 метра, неподалёку от села Перевал (ныне не существует). От удара авиалайнер полностью разрушился и загорелся. Разброс обломков имел в длину 250 метров. В катастрофе погибли все 9 членов экипажа и 78 пассажиров (64 взрослых и 14 детей). Выжили только 3 взрослых пассажира и 3 ребёнка, которые получили тяжёлые травмы. По числу жертв это крупнейшая авиакатастрофа 1964 года
Причины.
Причиной катастрофы комиссия назвала действия экипажа, который из-за ошибочного определения своего местоположения в визуальном полёте в ночных условиях и в нарушение установленных в районе аэропорта Хомутово правил полёта, а также из-за неверного восприятия нечётких и неуместных команд диспетчера снизился раньше времени ниже безопасной высоты.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA_
(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
http://ruwiki.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA_(%D0%B
0%D%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
http://www.wikiznanie.ru/wp/index.php/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81
%D0%BA_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%98%D0%BB18_%D0%B
F%D0%BE%D0%B4_%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%
BE%D0%BC
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |