Белая — Аэродром СССР (1938) повествование))
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страна: СССР.
Республика: РСФСР
Город: Новосибирск.
Название: Аэродром Белая
Расположен: Иркутской области, расположенный в 18 км к северо-западу от города Усолье-Сибирское
Дата открытия: (1938).
Тип: военный.
Высота НУМ: +458 м.
Площадь, м2: 244000 (1946).
Численность рабочих, чел.: 22940 (1972),
Координаты: 52°54′54″ с. ш. 103°34′30″ в. д. /52.915° с. ш. 103.575° в. д. (G) (O).
Часовой пояс: UTC+8/+9.
Повествование
Белая — военный аэродром в Иркутской области, расположенный в 18 км к северо-западу от города Усолье-Сибирское и в 85 км к северо-западу от Иркутска.
Построенный как вспомогательный, этот аэродром стал особо значимым в Великую Отечественную войну. Темп выпуска бомбардировщиков был таким, что аэродром авиазавода им. Сталина №39 нередко самолеты не вмещал. Тогда их перегоняли на «Белую», облетывали и сдавали фронтовым или перегоночным экипажам.
На аэродроме в период с 18 февраля 1947 года по 1984 год базировался 350-й истребительный авиационный полк (с 1950 года
350-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах:
- Ла-7,
- МиГ-15,
- МиГ-17,
- Су-9
- Ту-128.
В начале 1950-х годов в истории гарнизона и посёлка произошёл судьбоносный поворот. Его предопределило географическое положение. На вооружение армии поступило атомное оружие, единственным носителем которого мог быть тяжёлый бомбардировщик ТУ-4. Одним из базовых аэродромов стратегической авиации командование ВВС страны назвало Северный. Фактически его предстояло построить заново рядом с грунтовым аэродромом.
С 1951 по 1955 годы полным ходом шло строительство лётного поля, взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, сооружались капониры, ангары и мастерские.
С 1954 по 1955 годы с интервалом в один год там были сформированы два тяжёлых бомбардировочных авиационных полка - 1225 и 1229 ТБАП, получившие на вооружение бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28, а с 1957 года на смену им стали поступать реактивные самолёты нового поколения - ТУ-16. Началось освоение новой сложной боевой техники.
В 1955 году с Дальнего Востока на Белую передислоцировалась авиационно-техническая база с оборудованием и личным составом и тогда же прибыли первые три самолёта ТУ-4.
Три десятилетия с конца 1950-х до начала 1990-х годов гарнизон Белая жил напряжённой и полнокровной жизнью войскового соединения дальней авиации, личный состав которого по праву считается элитой вооружённых сил.
С 1978 года на смену ТУ-16 стали поступать более современные сверхзвуковые бомбардировщики ТУ-22М-2, а затем и ТУ-22М-3, которые стоят на вооружении до сегодняшнего дня.
В 1980-х годах, когда проводилась реконструкция ВПП аэропорта Иркутск, на аэродроме Белая принимали гражданские рейсы.
Летом 1982 года статус гарнизона существенно повысился в связи с формированием 31 воздушной дивизии, в состав которой вошли оба полка тяжёлых бомбардировщиков - 1225 и 1229 ТБАП и полк истребителей ПВО. Штаб дивизии разместился на авиабазе Белая, а её командир стал начальником гарнизона.
В истории гарнизона Белая годы базирования 31-й дивизии ДА были насыщены событиями самого различного плана. С одной стороны, это непрерывные полеты, напряженная работа всех служб, учеба. С другой - содержательная культурная жизнь, спортивные баталии, концерты художественной самодеятельности, субботники по благоустройству поселка.
Старожилы до сих пор с благодарностью вспоминают начальника штаба дивизии полковника Дудаева и полковника Шарикова, которые, будучи начальниками гарнизона, сделали очень много для развития спорта, в меру своих возможностей помогали школам, стимулировали строительство дорог, помогая то техникой, то рабочей силой. Именно эти годы запомнились старожилам временем наибольшего расцвета посёлка, население которого достигало 10 тысяч человек. Тогда же строились многоквартирные дома. Школа и три детских сада были переполнены, а потому в конце 1980-х было начато строительство новой современной школы и большого детского сада на 250 мест.
По состоянию на 1991 год 200-й ТБАП входил в состав 22-й ТБАД 46-й воздушной армии и дислоцировался в Бобруйске, на вооружении полка состояли самолёты Ту-22М3.
На авиабазе Белая располагалась 31-я тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия 30-й воздушной армии, в состав которой входили 1225-й и 1229-й ТБАП (также дислоцировались на авиабазе, на вооружении стояли самолёты Ту-22М2). Дивизия и полки были расформированы.
Взлётно-посадочные полосы |
Номер |
Размеры (м) |
Покрытие |
ИВПП 15/33 |
4000х80 |
бетон |
Материалы
- Орлов Г.В. «Белая — Аэродром СССР (1938) повествование))» — 25.06.2019.
Источник
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_(%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%B1
%D0%B0%D0%B7%D0%B0)
http://irkipedia.ru/content/aviabaza_belaya
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |