СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-6 (архитектурные стили))

 Владивосток — Город и порт на Дальнем Востоке СССР — (02.07.1860) (стр.-6 (архитектурные стили))

Автор биографии: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

Страницы:     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 

Архитектурные стили во Владивостоке

Среди зданий Владивостока можно насчитать представителей до 10 архитектурных стилей. Основными же стилями считаются эклектика (основные разновидности: кирпичный стиль, дальневосточная готика, неорусский стиль, дальневосточный классицизм), модерн (начало XX века), советский монументализм (первая половина XX века), советский модернизм (вторая половина XX века) и др.

Деревянная архитектура:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1860-е — 1900-е дерево Ю. Э. Рего, А. М. Булгаков

Мотивы русского деревянного зодчества широко использовались в застройке Владивостока, особенно на раннем этапе развития города в конце XIX — начале XX вв. Ранний Владивосток практически весь был построен из дерева — векового кедрача, покрывавшего тогда склоны сопок полуострова Муравьёва-Амурского. В исследовании Л. Е. Баклыской указывается, что на первом этапе развития поселений Дальнего Востока России определяющим было влияние русской народной сельской архитектуры. Прибывшие из областей европейской России и Украины переселенцы возводили дома своими силами, применяя привычные для себя архитектурно-планировочные формы. В декоративном оформлении выделялись два типа русского народного деревянного зодчества: северный и южный. Северный-русский тип характеризовался геометризмом форм, пропорциональностью и простотой. Для второго, южно-русского, характерны более сложные приёмы, широкое использование зооморфных и антропоморфных мотивов, а так же орнаменты народной вышивки и плетения кружев.

Со временем в домовом декоре произошла унификация традиций, утрата наиболее ярких национальных элементов украшений. Причиной стало обращение к наёмным плотничьим бригадам, которые располагали набором унифицированных мотивов деревянного декора. Уже в 1870 — 80-е годы произошёл переход от народного деревянного зодчества к профессиональному.

С 1875 года по России стали издаваться большими тиражами работы Ропета и его единомышленников в русском деревянном стиле. «Мотивы русской архитектуры» содержали проекты деревянных церквей и домов, дач и бань, элементов интерьеров. Деревянные жилые дома, построенные под влиянием работ Ропета, были чрезвычайно распространены во Владивостоке. По образу и композиционному решению, это были городские особняки в два этажа, первый из которых иногда каменный. Встречались симметричные и асимметричные композиции главного фасада.

Ропетовский стиль, будучи одобренным на государственном уровне, позволял активно использовать мотивы русского деревянного зодчества и при строительстве общественных зданий: гимназий, гостиниц, офицерских флигелей, магазинов и др. Большинство из них, к сожалению, не сохранились до наших дней. По свидетельству В. М. Маркова, многие общественные здания во Владивостоке, построенные по проектам первого городского архитектора Ю. Э. Рего, были выполнены в стилистике русского деревянного зодчества. К ним относились: здания мужской гимназии, мужской прогимназии, Морского собрания, офицерские флигеля, магазины и др. Одной из главных построек было здание Общедоступного театра-цирка И. К. Боровикса на Первой Морской улице, неподалёку от железнодорожного вокзала. Стилистика театра совпадала с гротескным стилем народных театров и выставочных павильонов, возведённых по проектам Ропета и В. А. Гартмана, с характерным произвольным сочетанием того, что «современниками воспринималось как знаки русского»: утрированных деревянных подзоров, прилечин, «солнц» и т. п.

Дореволюционная эклектика:

Временные рамки Характерные материалы Архитекторы
1880-е — 1910-е кирпич, известковый камень, бутовый камень, майолика, смальта П. Е. Базилевский, И. И. Зеештрандт, В. К. Гольденштедт,
Г. Р. Юнгхендель, И. В. Мешков, Н. Коновалов,
В. А. Плансон, И. С. Багинов

Во второй половине XIX века в архитектуре России утвердилась эклектика — архитектурный стиль, в котором основным методом поиска современного, на тот момент, языка стал ретроспективизм. Один из возможных путей поиска формального языка новой архитектуры того времени сформулировал в 1839 году архитектор И. И. Свиязев: современный язык в архитектуре должен объединить «все архитектуры на свете». В эпоху эклектики выработался свой подход к работе с историческими прототипами: равноправность стилей, с одной стороны, и избирательность в их использовании, с другой. Он позволил вычленять из архитектурных стилей отдельные мотивы, фрагменты, детали и использовать наиболее значимые из них для формирования вторичных стилей, или неостилей. В русле эклектики сформировалось несколько неостилей — новых модификаций художественных систем определённых исторических эпох или регионов: ведущее место среди неостилей российской эклектики занимали неоготика и неорусский стиль, за ними следовали необарокко, неоитальянский (ренессансно-классицистический), неокитайский, неомавританский, неотурецкий и др.

Особенностью дальневосточных городов было то, что они возводились на новых территориях и не имели своей собственной истории, в связи с чем выбор стилей-прототипов при строительстве не основывался на исторических корнях, а был определён общими тенденциями российской архитектуры. В итоге это привело к тому, что дальневосточные постройки украшали, в основном, те же формы, что использовались в архитектуре других русских городов. Своеобразие же дальневосточной эклектики проистекало из особого состава населения, включавшего различные этнические группы, активной миграции как российского, так и восточного населения, особый экономический статус (порто-франко) и другие факторы. Например, некоторые исследователи отмечают наличие в архитектуре Владивостока восточного, или неокитайского стиля.

Расцвет архитектуры эклектики во Владивостоке пришёлся на становление строительной базы дальневосточного региона, когда основным строительным материалом стал кирпич. Одновременно, Владивосток находился в более выгодном положении, в сравнении с другими городами региона, поскольку здесь использовался и известковый камень, добываемый на берегу Уссурийского залива в районах, прилегающих к бухте Лазурная, и бутовый камень, месторождения которого существовали в черте города (в Куперовой пади и в Мальцевском овраге). Ценные породы камня (гранит и песчаник) добывали на островах Русском и Рейнеке. Кроме этого, во Владивостоке применяли импортные строительные и отделочные материалы: «сухой» кирпич, завозимый из сопредельных азиатских стран, облицовочный кирпич, майолику и смальту, поставляемую морем иностранными компаниями.

Кирпичная эклектика

Вид на двор Миллионки, сохранившегося стихийного исторического китайского квартала Владивостока. Является ярким примером стиля порто-франко, в котором «кирпичные джунгли» скрываются за «нарочито-буржуазными фасадами».

Наиболее ярко кирпичная эклектика проявила себя в сформировавшемся во Владивостоке особом стиле порто-франко. Основными градоформирующими факторами в городе выступали: во-первых, строительство Владивостокской крепости и Тихоокеанского рейда, во-вторых — периодически вводившийся режим порто-франко. Поэтому город застраивался как военными инженерами с петербургским образованием, так и иностранными предпринимателями. Сочетанием этих факторов был сформирован ансамбль главных городских улиц, с «нарочито-буржуазными фасадами», за которыми скрывались «кирпичные джунгли».

Большинство поселений Дальнего Востока основывались, как военные посты, и Владивосток здесь не исключение. Для города также характерна «гарнизонная архитектура», как и для Хабаровска, Благовещенска, других городов Дальнего Востока. Многие здания, построенные военным ведомством сохранились до сегодняшнего дня в практически неизменном виде, во Владивостоке — целые кварталы. «Гарнизонная архитектура» имела большое влияние на фасадную застройку центра города. Ярким примером являются т. н. «Офицерские флигеля» архитектора И. И. Зеештрандта (1903), чьи фасады представляют собой уникальное сочетание кирпичного стиля и барокко.

На раннем этапе освоения Приморья получил распространение неосредневековый стиль; сооружения замкового, «средневекового» характера строились в Спасске-Дальнем, Уссурийске, Раздольном. Во Владивостоке в данном стиле было построено первое здание Железнодорожного вокзала. Наиболее ярким его примером сегодня является здание бывшего китайского консульства архитектора Платона Базилевского. Кирпичное, прямоугольное здание, поднятое на двухъярусной террасе, было украшено массивной башней с зубчатым завершением и пинаклями по углам, вход оформлен пилонами с завершением в виде башенных корон.

Дальневосточная готика

Ещё одним ответвлением эклектики стала дальневосточная готика. На Дальнем Востоке неоготические элементы, органично вписанные в кирпичный стиль, широко применялись в гарнизонной архитектуре, оформлении частных особняков; в меньшей степени — в утилитарных постройках: блокгаузах, складах, рефрижераторах, промышленных зданиях, пристанционных водонапорных башнях и домиках путевых обходчиков. Среди заказчиков крупных зданий в конце XIX — начале XX вв. важную роль играли немецкие коммерсанты (например, «Кунст и Альберс»), которым принадлежало большое количество зданий во всех крупных городах Дальнего Востока. По мнению исследователя А. П. Ивановой, истоки дальневосточной готики можно искать в двух направлениях: ностальгическом ретроспективизме немецкой диаспоры и в столичной моде, то есть подражании московским купцам-старообрядцам, в частности клану Морозовых, представители которых, получив образование в Оксфорде и Кембридже, вернувшись на родину, начали строительство викторианских особняков с готическими интерьерами.

А. П. Иванова указывает, что дом Московского купеческого общества (1882, арх. Б. В. Фрейденберг) был выдержан в стиле лаконичной готики. Во Владивостоке же было возведено типологически схожее здание — Собрание приказчиков (1907—1908, арх. П. Вагнер). Прямоугольная в плане, трёхэтажная постройка была возведена на террасе, врезанной в склон сопки, из кирпича, с расчленёнными по вертикали пилястрами стенами. К готике в здании отсылают пинакли с шатровыми завершениями, венчающие пилястры, ступенчатые полуфронтоны с шатровой крышей над входом, узкие высокие окна-бойницы второго и третьего этажей. Владивостокский торговый дом «Вальденер и Пеппель» (1907, арх. В. К. Гольденштедт) исследователь сравнивала с торговым домом «Мюр и Мерилиз» в Москве (1907, арх. Р. И. Клейн). Условно готический силуэт зданию предавали семь острых пирамидальных башенок со шпилями, венчающих мансардные окна, трапециевидный шатёр, акцентирующий главный вход и другие элементы декора.

Расцвет кирпичного производства с середины XIX века совпал с модой на увлечение готикой в Германии. На Дальнем Востоке неостиль кирпичная готика нашёл воплощение в здании лютеранской кирхи, построенной на деньги немецкой общины, и в ряде зданий, которые принадлежали верхушке менеджмента иностранных торговых компаний («Кунст и Альберс», «Лангелитье»). Особенно показательны в этом отношении частные дома И. Лангелитье и А. Даттана.

Кирпичный, прямоугольный в плане особняк А. В. Даттана был построен в 1891 году по проекту неизвестного архитектора. Угол здания выделен шестигранным эркером под шатровой крышей, фасад декорирован глубоким рустом. Готическими элементами в здании выступают спаренные стрельчатые окна, объединённые общими арками, готический карниз. Дом И. М. Лангелитье, построенный в 1893 году на склоне сопки, снизу воспринимается готическим многобашенным замком, так как все углы постройки венчают разновысотные пинакли. Окна так же имеют стрельчатые очертания. Композиционным центром фасада выступает большое сдвоенное окно, обрамлённое готической стрельчатой аркой. Слиянием кирпичного стиля и неоготики выделялось здание Рефрижератора.

По проекту немецкого архитектора Георгия Юнгхенделя в 1907 году была построена каменная лютеранская Церковь Святого Павла. В начале освоения Владивостока лютеранская община играла большую роль в жизни города: в неё входили губернатор Приморской области Павел Унтербергер, немецкие предприниматели Кунст и Альберс, золотопромышленник Юлий Бриннер и другие влиятельные граждане, благодаря которым в городе появился лютеранский храм. Стены и облицовка кирхи были выложены из красного кирпича, а объёмно-пространственная композиция здания выполнена в стиле северонемецкой готики, характерной для лютеранских храмов конца XIX века. Кирха — однонефный храм с удлинённым корпусом и стрельчато-сводчатым покрытием. С восточной стороны завершается восьмигранной апсидой, с западной — пристроена четырёхгранная башня колокольни с шатровой крышей. Главный вход представляет собой стрельчатый портал, узкие стрельчатые окна чередуются с простенками, усиленными контрфорсами. Здание полностью украшено декором в готическом стиле.

В 1909—1921 годах велось строительство Католической церкви Пресвятой Богородицы. Католический костел был выполнен в рамках восточноевропейской готики XVI века, в так называемом стрельчатом стиле. Расположенное в одном из самых высоких мест Владивостока, здание было украшено высокими стрельчатыми окнами и простенками-контрфорсами, а с его лицевой стороны установлены две массивные башни, в одной из которых расположилась колокольня.

Русский стиль

Творческие поиски в европейской и русской архитектуре XIX века были связаны в первую очередь с рождением «национального» направления. Если для западной Европы среди образцов главенствовала готика, то в России концепция воплотилась в византийском и русском стилях. Развитие русского стиля на Дальнем Востоке было обусловлено несколькими факторами: он выступал, как средство патриотической пропаганды в преддверии колониальных войн, был культурным символом патриотизма, напоминая о «русских корнях» переселенческого движения, символом постоянной связи с «внутренней» Россией. В регионе русский стиль получил несколько разновидностей: романовский, возникший в связи с 300-летием династии Романовых и посещением наследником престола дальневосточных городов; псевдорусский — коммерческий, купеческий вариант стиля; неорусский — национальная версия модерна; усадебный и Ропетовский — деревянный.

По сравнению с другими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока русский стиль в архитектуре Владивостока не получил значительного распространения. На первоначальном этапе важную роль в его продвижении играла православная церковь, выступавшая основным заказчиком на конкурсах по строительству культовых зданий. В рамках храмового строительства сложился хорошо опознаваемый образ православного храма, чей силуэт стал одним из символов русского присутствия в регионе, воплощением государственной идеологии.

К ярким представителям русского стиля в застройке Владивостока также относят здание почтово-телеграфной конторы, Триумфальную арку и Железнодорожный вокзал. Все три постройки были связаны с государственным заказом и выполняли идеологическую функцию связи востока и центра страны: арка — морские ворота города, почтамт — непрерывная информационная связь, вокзал — транспортная магистраль. Наиболее показательна история реконструкции вокзала, который первоначально был выстроен в стиле эклектики, но, после возведения в Москве Ярославского вокзала, началась его реконструкция в русском стиле, в формах, повторяющих архитектуру столичной постройки — как символ начала и конца Транссибирской магистрали, главной транспортной артерии страны.

Николаевская Триумфальная арка, построенная в честь приезда в город цесаревича Николая в 1891 году, была единственным во Владивостоке частным заказом, выполненным в русском стиле. В архитектуре постройки отразилась идеологическая концепция Александра III, ориентированная на допетровскую эпоху и бравшая за архитектурную модель русское узорочье XVI — XVII веков. Здание Почтово-телеграфной конторы, возведённое архитектором А. А. Гвоздзиовским в 1899 году, отсылало в стилистике к архитектуре Петербурга, в частности, многократно обсуждавшемуся в своё время в журналах и газетах доходному дому Н. П. Басина, построенному в 1878—1879 годах. Здания были схожи прямоугольным симметричным объёмом, членением оконных проёмов, лепным кружевом наличников, колонок, ширинок, сандриков, арок и венчающих крышу кокошников. В архитектуре здания прослеживалось свойственное эклектике разделение конструкции и фасада и перегруженность последнего декором.

Железнодорожный вокзал Владивостока относят к переходному периоду от русского стиля к неорусскому варианту романтического модерна. Здание обладает чертами обоих стилей: не смотря на сходство с Ярославским вокзалом, стиль которого восходит к архитектуре Русского Севера, Владивостокский вокзал оставался в рамках образной системы русского узорочья XVI — XVII веков. По сравнению с Ярославским вокзалом, он был решён более дробно и перегружен декором. В то же время в его архитектуре присутствовали черты модерна: крупные членения фасада и входной части, большие витражные окна, лёгкость комбинирования чётких объёмов, сочетание симметрии и асимметрии. Композиционно, вокзал воплощал образ «города-крепости», который отсылал к образу Города Китежа — Града Небесного, одного из мифологизированных образов неорусского стиля. Подобный же образ был заложен в архитектуре доходного дома Общества изучения Амурского края. В неорусском стиле романтического модерна было построено здание духовной консистории Владивостокско-камчатской епархии (1910—1912 гг. арх. Н. Коновалов).

Дальневосточный классицизм

Исследователями отмечается отсутствие на Дальнем Востоке классической ордерной архитектуры, присущей поселениям европейской части страны, однако в регионе сформировалась своя разновидность ордерной архитектуры. Во Владивостоке представлено два её основных направления с множеством подвидов: необарокко (включает такие подвиды, как стиль Третьей империи, романтическое барокко, коммерческое барокко) и дальневосточный классицизм (включает неоклассицизм, неоампир, неогрек и неоренессанс).

Характерными чертами неоклассического стиля выступали: симметричный главный фасад, обычно с главным входом по оси симметрии; колонный портик на всю высоту фасада; треугольный фронтон; оформление входа пилястрами; венчающий карниз; прямоугольные большие окна; балюстрада на крыше, либо аттик. В отличие от русского классицизма начала века, неоклассицизм был более формальным и монументальным, опираясь на детали ранней греческой классики. Наиболее показательным примером дальневосточного неоклассического стиля стало здание гостиницы «Версаль» (1908, арх. И. В. Мешков). История постройки здания восходит к февралю 1906 года, когда городская управа отвела предпринимателю Л. Ш. Радомышельскому земельный участок на Светланской улице для постройки гостиницы. Автором проекта выступил архитектор Мешков, к тому времени уже известный по выдающимся постройкам в городе. Гостиница представляет собой трёхэтажное здание с аттиковым этажом, увенчанное четырёхскатной крышей. Главный фасад выполнен с ярко выраженной симметрией. Композиция фасада основана на выделении центральной части слабо выраженным ризалитом. Классицистический характер зданию придают спаренные полуколонны и пилястры ионического ордера, треугольные сандрики в навершиях окон, сухарики под карнизом, рустованные углы и лопатки.

Характерными признаками неоампира были вписанные в арку отрезки колоннад, обычно римско-дорических; большое полуциркулярное окно над портиком; колонны, приставленные к ризалиту, но соединённые не архитавром, а архивольтом; преобладающий дорический и ионический ордер; зачастую несимметричная композиция фасада. Образцами дальневосточного неоампира во Владивостоке исследователи называют здание Управления Уссурийской железной дорогой (конец XIX в.) и Генерального консульства Японии (1916, арх. Федоров). Последнее, впрочем, возможно трактовать и как пример стиля неогрек. Мотивы неоренессанса были использованы в архитектурном оформлении собственного дома А. Альберса, так называемом «Анадыре» (ул. Адмирала Фокина, 24, 1898 год). Кирпичный классицизм во Владивостоке представлен зданиями Народного дома им. А. С. Пушкина, (1907, арх. П. А. Микулин) и старым зданием Восточного института.

Стиль необарокко получил наибольшее распространение при строительстве торговых домов. Первой приметой стиля стал купол, акцентирующий угловой вход в здание. Например, купол эллиптических очертаний акцентировал угол доходного дома В. П. Бабинцева (1902—1905, арх. И. В. Мешков), а здания, построенные для фирмы «Кунст и Альберс» по проектам Г. Р. Юнгхенделя, имели шатровые завершения криволинейных форм, отсылавшие к традициям немецкого барокко. Второй приметой выступал особый декор и скульптурное оформление. Для украшения парапетов и акцентирования входных групп использовались цветочные вазоны, урны и каменные сферы. Хорошо сохранились вазоны, венчающие ворота магазинов фирмы «Кунст и Альберс» (ул. Светлансая, дома 35 и 104). В декоре необарокко важными элементами были лепнина (гирлянды, модульоны, маскароны), кариатиды и круглая скульптура. Наиболее ярким примером коммерческого необарокко во Владивостоке стал монументальный доходный дом братьев М. П. и В. П. Пьянковых (1903, арх. И. В. Мешков).

Здание из комплекса «Офицерские флигеля» по адресу Светланская, 76 (1910, арх. И. А. Заборовского) относят к стилю Наполеона III, отмечая, что «стиль, созданный для буржуазных отелей был выбран для декорации военного посёлка». Офицерское общежитие похоже на небольшой дворец, с классической трёхчастной структурой главного фасада. В ордерных традициях дальневосточного классицизма также выстроены дом С. Н. Матвеевича (1903) и здание Министерской женской гимназии (1903, арх. И. В. Мешков).

Восточный стиль

Восточные влияния в архитектуре Владивостока определялись тем, что значительную часть населения города составляли выходцы из сопредельных стран Дальнего Востока. В начале XX века в городе существовали заселённые ими улицы и кварталы: Пологая, где жили преимущественно японцы, китайская Миллионка и Корейская слободка. Среди культовых сооружений Владивостока были японский молитвенный дом, китайская кумирня и корейский молитвенный дом. Наиболее ярко архитектурная традиция Востока воплотилась в облике китайской буддийской часовни, с характерными для сооружений Юго-Востока пропорциями, конструктивной системой покрытия, декоративной проработкой деталей. Вытянутое прямоугольное в плане здание было перекрыто черепичной двускатной кровлей с большим свесом и приподнятыми углами. Ярким примером восточной архитектуры служил японский молитвенный дом, в котором отчётливо прослеживалось влияние архитектуры традиционных японских храмов.

Однако, такие прямолинейные цитаты из архитектуры Востока были редки. В большинстве случаев восточные черты в архитектуре города смешивались с классицистической структурой фасада, соседствуя и перекликаясь с деталями классицизма и барокко. К таким элементам относят доу-гун — своеобразный восточный классический архитектурный ордер. В зодчестве Владивостока стилизации под доу-гуны — сложную систему кронштейнов выноса кровли — сохранились до сих пор. Ещё одним важным восточным (китайским) элементом в архитектуре Владивостока стал пайлоу. Исследователь В. М. Марков находит в архитектуре города черты парадного стиля пайлоу, для которого «характерен острый вертикализм крайних выступов фасада, завершённых своеобразными акротериями, и криволинейного (как выпуклой, так и вогнутой дуги) очертания фронтоны».

 

[01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]    [09]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.03.2020) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 542 | Теги: владивосток, (стр.-6 (архитектурные стили во Вла, Sedm havranu 1967, Орлов Г.В., (02.07.1860) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей