СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Библиотеки СССР [4]
Библиотеки СССР
Ведомственные [4]
Ведомственные библиотеки
Книги СССР [0]
Книги Союза Советских Социалистических Республик
Ленин В.И. [559]
Ленин В.И. Сочинения, Опусы, Труды, Изложения, Повествования.
Научно-технические [2]
Научно-технические
Собрания сочинений [574]
Собрания сочинений СССР,
Техническая библиотека СССР [130]
Техническая библиотека СССР
Техническая литература СССР [121]
Техническая литература Союза Советских Социалистических Республик
Технические книги СССР [120]
Технические книги Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » БИБЛИОТЕКА СССР » Техническая библиотека СССР

Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 260—267 из 303)

 Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 260—267 из 303)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:   [1—12]     <     [249—259]     <<<     [260—267]     >>>     [268—293]     >     [302—303]

 


 

260

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Неисправности мотора, их причины и устранение (продолжение)

П р и ч и н ы У с т р а н е н и е
В. Неисправность газораспределения  
а) Заедание штоков клапанов                                              
б) Поломаны или слабы пружины в клапанах впуска и выпуска
в) Неплотность в клапанах
г) Неплотность в свечах
а) Снять крышку блока и устранить путем промывки заедание или, сняв блок, заменить клапан или направляющую
б) Осмотреть и заменить пружины                                                                         
в) Снять блоки и притереть клапаны      
г) Сменить прокладки и затянуть свечи
Г. Неисправности нагнетателя и трубопроводов  
а) Неправильно отрегулировано управление кулачком ограничителя
б) Подсасывание воздуха в соединениях воздушных коллекторов
а) Отрегулировать тяги управления кулачка ограничителя                      
б) Подтянуть хомуты крепления                                                                            
VI. Мотор дымит  
А. Слишком богатая смесь на малом газе
а) Проверить, нет ли течи в поплавках, и если есть, поплавки следует заменить
б) Проверить плотность перекрытия поплавков иглой отверстия для горючего
в) Проверить, не слишком ли высок уровень горючего в поплавковых камерах из-за:
  1) чрезмерного давления, развиваемого помпой,
  2) тяжелых поплавков,
  3) заедания игл карбюраторов
г) Проверить, не слишком ли велики пусковые жиклёры
Б. Пропуски в зажигании на малом газе Проверить, исправны ли свечи и рабочие магнето
В. Мотор не прогрет Прогреть мотор
Г. Мотор детонирует Проверить горючее
VII. Перебои в работе мотора на полном газе
А. Неодновременное открытие дроссельных заслонок карбюраторов Установить одновременность открытия и закрытия дроссельных заслонок
Б. Неправильная установка момента размыкания контактов прерывателей рабочих магнето Проверить и  установить требуемый момент размыкания контактов

 

 


 

261

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Неисправности мотора, их причины и устранение (продолжение)

П р и ч и н ы У с т р а н е н и е
В. Неисправность свечей в цилиндрах Вывернуть и осмотреть свечи. В случае необходимости промыть их в бензине, очистить от нагара. Проверить свечи под давлением
Г. Неисправность проводов, идущих от распределителей рабочих магнето к свечам дефектных цилиндров. Проверить провода, а также их соединение с клеммами распределителя и их свечами
Д. Неисправность рабочих магнето Проверить магнето и в особенности контакт прерывателей и клеммы распределителей, обслуживающие дефектные цилиндры
Е. Неправильное газораспределение в дефектных цилиндрах  Проверить газораспределение
VIII. Мотор трясёт на полном газе
A. Ослаблены винты крепления мотора к раме Подтянуть болты
Б. Неуравновешенный винт Отбалансировать винты
B. Ослабли болты крепления винта Подтянуть болты крепления винта на втулке
Г. Ослаблены болты крепления втулки винта Подтянуть болты
IX. Мотор перегревается
A. Мало воды в радиаторе Подлить воды в радиатор
Б. Слишком плотно прикрыты жалюзи радиатора Приоткрыть жалюзи
B. Неисправности водяной помпы Проверить, исправна ли помпа (зимой возможно замерзание воды в помпе)
Г. Замерзание или засорение всей системы охлаждения Проверить трубопроводы, рубашки блоков, радиатор и т. д. и при наличии засорения очистить — Прогреть, заливая в систему охлаждения горячую воду
Д. Бедная смесь Отрегулировать жиклёры карбюраторов
Е. Значительная накипь на стенках блоков и радиатора Очистить водяную систему от накипи
Ж. Позднее зажигание Проверить, соответствует ли фактическая регулировка момента размыкания прерывателей обоих магнето требуемой для мотора
З. Явление детонации и самовоспламенения в цилиндрах мотора Проверить, соответствует ли горючее
И. Слишком высокая температура окружающего воздуха, на которую не рассчитаны данные радиаторы Установить добавочные радиаторы или же заменить их новыми с большей поверхностью охлаждения

 

 


 

262

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Неисправности мотора, их причины и устранение (продолжение)

П р и ч и н ы У с т р а н е н и е
X. Мотор не даёт максимальных оборотов
A. Неполностью открыты дроссельные заслонки Открыть полностью дроссельные заслонки
Б. Позднее зажигание Проверить, соответствует ли регулировка опережения магнето
B. Бедная смесь на больших оборотах Поставить требуемого размера жиклёры
Г. Неисправный счётчик оборотов Заменить счётчик оборотов
Д. Тяжёлый винт Заменить винт нормальным для данного мотора
Е. Неправильное газораспределение Установить согласно требуемому для мотора
Ж. Не закрыты высотные корректоры Закрыть

 

Предупреждение прогара выхлопных клапанов мотора М-100А

Общая часть

Прогар выхлопных клапанов мотора М-100А вызывается длительной (около 2—3 часов) работой мотора с неисправной свечой 4 ЭМГ.

Неисправность свечи заключается в частичном или полном разрушении изоляции центрального электрода свечи, что создаёт благоприятные условия для перегрева свечи.

Такая свеча воспламеняет смесь задолго до появления искры, т. е. работает как тепловой запал, и вызывает явления, близкие к детонации.

Эти преждевременные вспышки сильно повышают температуру выхлопных газов, перегревают выхлопной клапан, который от этого деформируется, прогорает и в конце концов, если не остановить мотор, обрывается по штоку.

Согласно наблюдениям и статистическим данным эти явления вызываются свечами 4 ЭМГ выпуска 1936 г. Поэтому прежде всего необходимо, как только представится возможность,   в с е   с в е ч и   4 ЭМГ   в ы п у с к а   1936 г.   з а м е н и т ь   с в е ч а м и  4 ЭМГ   в ы п у с к а   1937 г. 

Качество горючего для работы свечей и клапанов имеет чрезвычайно большое значение. Поэтому в случае, когда имеется большое количество свечей, в которых повреждена изоляция центрального электрода, а также когда работа мотора на эксплоатационных режимах становится неровной и мотор даёт характерные хлопки чёрного дыма, необходимо немедленно проверить состав горючего, в которое должно входить 2,2 см3 э т и л о в о й   ж и д к о с т и   н а   1000 г   б а к и н с к о г о   б е н з и н а.   С л е д у е т   п о м н и т ь,   ч т о   п р и   р а б о т е   н а   г о р ю ч е м   в ы ш е у к а з а н н о г о   с о с т а в а    н е о б х о д и м о   с т р о г о   п р и д е р ж и в а т ь с я   в с е х   п р а в и л,   у к а з а н н ы х   в   с п е ц и а л ь н о й    и н с т р у к ц и и.            

 

 


 

263

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Если горючее было залито в баки самолёта и самолёт не летал в течение 15 дней, необходимо для восстановления антидетонационных свойств горючего выпустить его из самолёта и перемешать, так как за время стоянки этиловая жидкость могла отстояться и даже потерять свою химическую стабильность. Н а   п о т е р ю   х и м и ч е с к о й   с т а б и л ь н о с т и    у к а з ы в а е т   н а л и ч и е    м у т и   и   х л о п ь е в    в    г о р ю ч е м, п о ч е м у   н е о б х о д и м о   п о с л е   п е р е м е ш и в а н и я   б р а т ь   п р о б у   в   м е н з у р к у   и   п р о с м а т р и в а т ь   н а   с в е т.

 


Описание признаков работы мотора с поврежденной изоляцией центральных электроводов свечей


Для того, чтобы убедиться в исправности свечей, необходимо во время пробы мотора дать полный газ и держать на этом режиме от 10 до 40 сек., следя за работой мотора и характером выхлопа.

Если на моторе имеется поврежденная свеча, то через 15—30 сек. начнутся следующие явления:

1) мотор сильно затрясёт,
2) из глушителя периодически будет появляться язык ярко-
красного пламени, легко заметного даже при дневном свете,
3) мотор начинает дымить, бросая дым с характерными для
детонации хлопками.

Эти три явления, обязательно сопровождающие друг друга, являются безошибочными признаками начала перегрева клапана.

При пробе мотора обратить внимание, какой из блоков ненормально работает.

Определив дефекты зажигания в работе блока, необходимо вывернуть все свечи и осмотреть их. Желательно испытать их на приборе. Если дефектную свечу не удалось обнаружить, заменить весь комплект свечей. Если блок работает с новыми свечами ненормально, снять с него общий выхлопной коллектор, вместо последнего поставить открытые короткие выхлопные патрубки и проверить работу мотора на режиме, описанном выше, следя за работой каждого цилиндра в отдельности.

По признакам, указанным выше, а также по перегретому клапану, легко определить цилиндр, имеющий дефект.

 


Устранение дефекта


Если дефект замечен своевременно, т. е. в первые же минуты работы мотора на эксплоатационных режимах, он устраняется путём простой замены свечей.

Тем не менее в каждом случае необходимо проверять состояние клапана и зазора между кулачком и тарелочкой клапана у цилиндра с дефектной свечой.

 

 


 

264

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Для проверки клапана и зазора необходимо:

Снять крышку блока.                
Установить нормальный зазор.
Убедиться, отжимая клапан, что нет заеданий в направляющей.
Если шток сухой, рекомендуется при отжатом вниз доотказа клапане обильно смазать шток маслом, разбавленным обезвоженным керосином.

Поставить клапан в полуоткрытое положение, осветить лампочкой и осмотреть посадочную поверхность грибка клапана. При осмотре клапан провернуть на 360° за верхнюю тарелочку.

Посадочная фаска на клапане и гнезде должна быть ровной, без заметных рисок или прогаров. Сам грибок клапана должен иметь нормальную сферическую поверхность без выпучин и вмятин.

При наличии одного из указанных дефектов клапан должен быть заменен. При замене клапана убедиться, что головка блока и клапанная коробка не имеют никаких повреждений.

 

Предохранение мотора от прогара клапанов во время полёта

Если во время полёта мотор начало сильно трясти и из выхлопного коллектора появился чёрный дым и длинные языки красного пламени, лётчик должен принять меры к устранению этих явлений и тем самым предохранить мотор от прогара выхлопных клапанов.

Обычно явления, связанные с перегревом свечи, возникают во время максимальных режимов мотора, т. е. во время взлёта и форсирования мотора. Для того, чтобы мотор нормально работал, лётчик должен, как только отпала необходимость в максимальных режимах мотора, убрать на ненормально работающем моторе газ до минимума и в течение 3—5 мин. лететь на одном моторе.

После того мотору, испытывающему тряску, прибавляют газ до получения режима (около 1800—2000), необходимого для нормального полёта. Остывшие свечи обычно работают нормально, и все неприятные явления исчезают.

Если при прибавлении газа на режимах, близких к максимальным, мотор снова затрясло, операцию следует повторить и при прибавлении газа остановиться на более низких режимах. Точно указать их трудно, так как они зависят от степени повреждения свечи, но лётчик должен всегда выбирать такой режим, хотя бы и пониженный, при котором мотор начинает работать нормально.

Если после максимума газ просто довести до нужного режима без предварительного перевода на малые обороты, то тряска может остаться даже на весьма низких режимах.

По окончании полёта лётчик обязан сообщить технику о ненормальной работе мотора для отыскания дефектной свечи и просмотра клапанного механизма.

 

 


 

265

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Предупреждение пусковых клапанов моторов от прогара

При эксплоатации моторов М-100, М-100А и М-103 наблюдается, в результате недостаточного ухода, прогар пусковых клапанов.

 

А. Основные причины прогара пусковых клапанов

Прогар пусковых клапанов мотора в основном происходит по следующим причинам:

1. Неплотность в клапанах в результате попадания грязи под грибок от запуска мотора загрязненным сжатым воздухом.
2. Неплотность в клапанах в результате выработки гнезда или грибка коробления их или заедания штока клапана.
3. Неплотность в клапанах в результате потери упругости клапанными пружинами или их поломок.

 

Б. Предупреждение от. прогара клапанов

Для предупреждения от прогара пусковых клапанов необходимо проводить следующие мероприятия:

1. Запуск мотора обязательно проводить сухим сжатым воздухом.   
2. До наполнения баллонов сжатым воздухом последние должны быть продуты.
3. Компрессорная установка должна быть оборудована приспособлениями, позволяющими фильтровать и осушать воздух, предназначенный для запуска мотора.

 

В. Уход за пусковыми клапанами

Для правильной и надежной эксплоатации необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Через каждые 50 часов работы мотора пусковые клапаны должны быть сняты с мотора и подвергнуты тщательному осмотру.     
2. Через каждые 25 часов работы мотора, а также после стоянки мотора длительностью более 6 дней, необходимо проверять состояние клапанов путем снятия их колпачков.

При этом следует:

а) Проворачивая мотор за винт, убедиться в герметичности клапанов.               
б) Путем нажатия пальцем на шток пускового клапана убедиться в отсутствии заедания клапана в корпусе, с одной стороны, и в достаточной упругости пружины, с другой стороны.             
в) Примерно определить величину хода клапана, которая должна быть в пределах 0,5—1,5 мм.

При исправности клапанов последние смазываются со стороны пружины минеральным маслом.

 

 


 

266

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

3. Желательно перед полетом во время прогрева мотора на малом газе или после полёта производить наружный осмотр пусковых клапанов и проверять наощупь их температуру. При неисправности того или иного клапана его температура будет значительно выше, чем у прочих клапанов.

При наличии повышенного нагрева пусковой клапан необходимо вывернуть и тщательно осмотреть.

Пусковые клапаны, имеющие начало прогара грибка, коробление или выработку, должны быть тщательно притёрты.

Пружины, потерявшие упругость, должны быть заменены новыми.

Заедание клапана должно быть устранено тщательной зачисткой.

Ход клапана должен быть отрегулирован в пределах 0,5—1,5 мм  путём замены верхней тарелочки.

 

Г. Последствия прогара пусковых клапанов


В случае, если обнаружится, что грибок пускового клапана оборвался и тарелка клапана попала внутрь цилиндра, следует:

вывернуть свечи, поставить поршень в данном цилиндре в верхнее мёртвое положение, удалить тарелку клапана из цилиндра через свечевые отверстия.

Во многих зарегистрированных случаях обрыва тарелки установлено, что последняя выбрасывается из цилиндра вместе с выхлопными газами, не причиняя механических повреждений мотору.

В некоторых случаях были замечены дефекты, которые заставили прекратить эксплоатацию мотора.

Поэтому следует, просвечивая через свечевые отверстия, осмотреть поверхности поршня, камеры сгорания, цилиндра и клапанов.

В случае отсутствия серьёзных дефектов после замены пусковых клапанов можно продолжать нормальную эксплоатацию мотора.

При прогаре грибков пусковых клапанов или их провале, когда этим причинён дефект поршню, блоку, клапану или гильзе, дальнейшая эксплоатация мотора прекращается. Производится съёмка блока для полного осмотра дефекта, исправления или замены его деталей.

 

РАЗВИТИЕ МОТОРОВ ТИПА М-100

Мотор М-100 с момента его внедрения в производство претерпел ряд изменений, связанных с увеличением мощности и надёжности мотора, а также улучшением качества работы его в эксплоатации.

Приводимые ниже таблицы показывают различия в основных данных всевозможных типов моторов и конструктивные отличия важнейших деталей и узлов моторов.

 

 


 

267

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Различия в основных данных различных модификаций мотора М-100, М-100А и М-103

Д а н н ы е Т и п   м о т о р о в
М-100 М-100А М-103
Нормальная мощность на расчётной    
высоте, в л. с
750 860 960
Расчётная высота, в м 4300 3300 4000
Номинальное число оборотов мотора    
в минуту
2400 2400 2450
Давление воздуха за нагнетателем при номинальной мощности, в мм рт. ст 780 880 910
Максимально допущенное число оборотов в минуту 2500 2500 2550
Эксплоатационная мощность на расчётной высоте, в л. с 675 770 860
Обороты мотора на эксплоатационной мощности в минуту 2320 2320 2350
Топливо Бакинский бензин II сорта с примесью 1,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива Бакинский бензин II сорта с примесью 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива Орский бензин с примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на 1 кг топлива
Октановое число топлива не ниже 83 85 91
Вес сухого мотора, в кг 470 477—495 привале винта под ВИШ-2 495
Г а з о р а с п р е д е л е н и е:  
Начало впуска до ВМТ, в °С
 
6—13 6—13 17—27
Конец впуска после ВМТ, в °С 55- 62 55- 62 75- 82
Начало выпуска до НМТ, в °С 56— 63 56— 63 56— 63
Конец выпуска после НМТ, в °С 14—24 14—24 18—25
Фаза всасывания, в °С 250 250 250
Фаза выхлопа, в °С 260 260 280
Подъём клапана впуска, в мм 13 13 15
Подъём клапана выпуска, в мм 13 13 13
Бензиновые помпы АМ-2 БНК-5 БНК-5
Передаточное число к бензиновым помпам 0,96 0,96—0,74 0,74
Диаметр главного жиклёра,в мм 2,4 2,6 2,6
Давление масла в моторе, в кг/см2 3—5 4—6 4—7
Прокачка масла через мотор на номинальной мощности,в л\мин 14-20 14-20 22-37
Теплоотдача в масло при номинальной мощности, в кал Не выше 600 Не выше 600 Не выше 670
Теплоотдача в воду при номинальной мощности, в кал Не выше 6200 Не выше 6200 Не выше 6920
Степень сжатия 6 5,85 6,6
Удельный расход горючего на номинале г/л. с. ч. 280 280 280

                
Примечание: Остальные данные моторов остаются для всех модификаций одинаковыми.                

 

 


[249—259]     <<<     [260—267]     >>>     [268—293]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19
Категория: Техническая библиотека СССР | Добавил: soviet-union-ussr (30.04.2025) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 25 | Теги: эксплоатации за моторами, Описание и руководство, Орлов Геннадий Викторович, БИБЛИОТЕКА СССР, Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей