Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 239—248 из 303)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы: [1—12] < [233—238] <<< [239—248] >>> [249—259] > [302—303]
239
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Для облегчения выхода воздуха или пара из мотора трубопроводы, подводящие жидкость к радиатору или расширительным бачкам, должны иметь направление кверху.
В трубопроводах не должно быть мест, откуда невозможен спуск воды. Для этого в нижней точке охлаждающей системы ставится спускной кран или пробка.
Трубопроводы, соединенные с мотором помощью фланцев, должны быть очень короткими. Все трубопроводы, подверженные коррозии, должны иметь антикоррозийное покрытие как снаружи, так и внутри.
Охлаждение подшипников
На моторе с тянущим винтом фланец левого коллектора охлаждения подшипников картера должен быть наращен приёмным патрубком, выходящим к передней части самолёта, и принимать воздух от винта с некоторым давлением. Фланец правого коллектора должен быть наращен патрубком, выходящим к задней части самолёта, в зону разрежения.
На моторах с толкающим винтом расположение патрубков будет прежнее, но поток воздуха будет иметь другое направление.
Циркуляция масла
Масляная магистраль должна содержать:
масляный бачок,
масляный радиатор,
фильтр,
термометры для контроля температуры,
запорные краны.
Монтаж магистрали требует полной герметичности в соединениях трубопроводов во избежание утечки и падения давления масла и особенно подсасывания воздуха во всасывающем маслопроводе, что может вызвать прекращение работы помпы.
Трубопровод масляной магистрали должен быть возможно короче.
Соединение труб должно осуществляться помощью гибких шлангов или штуцеров.
При значительной длине трубок рекомендуется устанавливать подвески для уничтожения вибраций трубок.
Масляный бак по своей конструкции должен быть таков, чтобы полностью обеспечить маслом мотор при любых видах полётов (взлёт, спуск, виражи, горизонтальный полёт и др.). Всасывание масла из бака при наличии отстойника должно быть в нижней его точке, причём отстойник должен периодически подвергаться очистке. При отсутствии такового конец всасывающей трубки располагается несколько выше дна масляного бака, что исключает всасывание загрязнённого масла.
Трубка подвода масла в бак должна быть расположена в верхней его точке и подальше от вентиляционного окна.
240
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Масляный бак должен быть снабжен приспособлением, предупреждающим наполнение его выше определённого уровня.
Бак должен быть наполнен только на 9/10 своего объёма на холодном моторе во избежание утечки масла из бака при разогреве мотора.
Вентиляция бака должна производиться через сверление в наливной пробке или через специальную трубку, помещённую выше уровня масла в баке, выходящую из капота с направлением к винту и расположенную по мере возможности в поле зрения лётчика.
Масляный бак на самолёте устанавливается по возможности ближе к мотору, во избежание применения длинных трубопроводов, затрудняющих работу масляной помпы.
При установке бака выше уровня масляных помп трубопровод должен снабжаться краном для предупреждения утечки масла из бака в картер при остановках.
Кран маслопровода должен быть соединен с краном горючего, чтобы при открытии крана горючего открывался и кран маслопровода.
Масляный радиатор
Масляный радиатор устанавливается на трубопроводе выхода масла из мотора. Расчёт его должен вестись по максимальному количеству масла, прокачиваемого мотором, но без всякого запаса, так как при увеличении радиатора его эффективность резко снижается, ибо при увеличении диаметра трубок радиатора внутри их образуется поток горячего масла без соприкосновения его с поверхностью охлаждения.
Желательно снабжать радиатор приспособлением, позволяющим пропускать масло через радиатор только после его подогрева до определённой температуры.
При запуске радиатор должен быть выключён, так как он не обеспечивает протока холодного масла, откачиваемого из мотора.
Вышеуказанное приспособление, выключающее радиатор, обеспечивает кроме того более быстрый нагрев масла и сокращает срок подготовки мотора к полёту.
Масло подвергается контролю температуры при выходе его из мотора в бак, где установлен аэротермометр с выводом показателя в кабину лётчика.
В кабине лётчика установлен манометр, контролирующий давление масла в нагнетающей магистрали мотора.
При работе мотора масло загрязняется, и его необходимо пропускать через фильтр.
Масляный фильтр устанавливается на трубопроводе, идущем в мотор.
Фильтр должен легко сниматься и разбираться для периодической очистки. Он должен иметь полную герметичность и достаточную поверхность.
241
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Фильтр должен изготовляться из металлической сетки (300 клеток на 1 см2) и обладать достаточной прочностью, чтобы его не смяло под действием разрежения, вызываемого нагнетающей помпой.
Трубопроводы самопуска
Все трубопроводы, идущие от механического компрессора АК-40 к регулятору и от регулятора к баллонам, должны иметь небольшой наклон, примерно 2 см на 1 м длины, к линии полёта для того, чтобы обеспечить автоматическое удаление конденсата через регулятор. В нижней части баллонов должны быть установлены краны для очистки баллонов, которая должна производиться через каждые 30 часов.
ЗАПУСК И ЭКСПЛОАТАЦИЯ МОТОРОВ М-100, М-100А и М-103 ЗИМОЙ
Общая часть
Настоящее указание имеет целью ознакомить технический персонал, обслуживающий моторы М-100, М-100А и М-103, с мерами предохранения мотора от замораживания и других дефектов, вызываемых неправильным обслуживанием винтомоторной группы, в зимних условиях.
При хранении самолёта в холодных ангарах или вне их работа с мотором требует особого внимания перед запуском мотора, во время запуска, в первые минуты работы и при остановке мотора после полётов.
Правильная подготовка мотора обеспечивает лёгкий запуск. Нормальный прогрев сохраняет мотор и обеспечивает хорошую заботу мотора в течение всего срока службы.
Ниже изложены правила по запуску мотора при низких температурах окружающего воздуха. Правила предусматривают охлаждение мотора водой без специальных примесей.
I. Подготовка к запуску
В о д а.
Температура воды не должна быть ниже 70—80° С. Чем выше температура, тем легче прогревается мотор. При заливке мотора водой при очень низких температурах следует первые 10—20 л заливать при температуре воды не выше 50—60° С с тем, чтобы не вызвать трещин в системе охлаждения.
II. Заливка воды
Закрыть жалюзи радиаторов.
Открыть:
а) кран аварийного слива,
б) кран слива воды из водо-масляного радиатора,
в) кран водопомпы мотора.
242
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Заливая воду, последовательно закрывать:
а) кран аварийного слива,
б) кран слива воды из водо-масляного радиатора,
в) кран водопомпы мотора.
Примечания 1. Кран аварийного слива и кран на масляном радиаторе закрывать только после того, как из них пойдёт вода почти той же температуры, что и заливаемая.
Кран водяной помпы закрыть, спустив 10—15 л воды с тем, чтобы хорошо прогреть спускные трубки и корпус водопомпы.
При спуске воды из кранов не обливать водой лыж (отводить воду шлангами).
2. Следить за тем, чтобы вода шла из всех открытых кранов, и в случае, если вода не идёт или плохо идет, необходимо проверить, не засорился ли кран или не произошло ли замораживание живого сечения; особенно внимательно следить за трубками слива воды из блока.
Заливать воду до середины верхнего ряда трубок сот радиатора, излишек воды спускать через краник водопомпы до указанного уровня.
Запуск мотора производить только спустя 2—5 мин. после окончания заливки воды.
Прежде чем приступить к запуску и заливке бензином мотора, рекомендуется несколько провернуть его воздухом из кабины. Категорически запрещается проворачивать холодный мотор.
III. Масло
Масло, заливаемое в маслобаки самолётов, должно быть прогрето до 90—100° С.
При нагревании масла не допускать его вскипания, хотя бы и частичного. Если масло при нагреве было доведено До кипения, то такое масло к работе не годно, как потерявшее свои смазочные свойства.
IV. Заливка масла
Заливку масла производить непосредственно после окончания заливки воды.
V. Запуск мотора
После того как масло залито, можно приступить к запуску моторов.
Запуск производится согласно общей инструкции, причём особое внимание обращается на то, чтобы инжекционный клапан был обязательно открыт для прогрева масла до 30—50° С.
Категорически запрещается производить запуск мотора на больших оборотах. Первые 5 мин. мотор должен работать на оборотах не выше 600.
Прогрев мотора производить главным образом на оборотах 800—1000, но не выше. На указанных оборотах производится закрытие инжекционного клапана, после чего обороты мотора можно повышать.
243
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Давление масла в первые минуты работы обычно бывает значительно выше, чем после прогрева, поэтому уже через минуту после запуска давление не должно быть ниже предусмотренного в технических условиях, т. е. 1,5 атм. на малых оборотах.
При падении давления масла ниже 1,5 атм. мотор следует немедленно остановить и прогреть нагнетающую и откачивающую масляные магистрали, идущие от бака в мотор.
Взлёт производить, только убедившись в нормальном показании приборов и хорошей работе мотора.
VI. Остановка мотора
После окончания полётов мотор разрешается останавливать
только после 3—5-минутной работы на малом газе.
Слив воды производить через:
кран водорадиатора,
кран маслорадиатора,
кран водопомпы.
При сливе воды из охлаждающей системы обращают внимание на общее количество воды в системе путём её замера.
После остановки мотора из маслобака немедленно сливается все масло, и кран остается открытым на все время стоянки самолёта.
Под кран необходимо подвешивать сосуд для стекающего из баков масла во избежание загрязнения самолёта.
При работе мотора на минеральных маслах сливать масло из картера не нужно.
Масло из масляного радиатора слить через кран, расположенный на левой боковой стенке радиатора.
Краны аварийного слива, слива воды из водо-масляного радиатора и водопомпы оставить открытыми до момента новой заправки самолёта.
Периодически, через каждые 5 часов работы мотора, сливные трубки от блоков продувать воздухом под давлением в 1 атм., для чего необходимо снять дюрит со штуцеров водопомпы: при продувке воздух должен проходить без всякого сопротивления.
УКАЗАНИЯ О ПОЛЁТЕ НА ОДНОМ МОТОРЕ ДВУХМОТОРНОГО САМОЛЁТА
Некоторые самолёты, оборудованные моторами М-100, М-100А и М-103, в случае необходимости, имеют возможность продолжать полёт на одном из 2 моторов. Во время полёта на одном из моторов необходимо соблюдать следующие правила:
244
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
1. Избегать всяких маневров самолетом, требующих форсажа мотора.
2. Лётчик обязан обращать особое внимание на работу мотора и показания приборов.
Запрещается:
а) пользование высотным краном,
б) переключение магнето.
3. Запрещается перегревать мотор или охлаждать его неправильным управлением жалюзи радиатора.
4. При появлении хлопков или тряски необходимо: увеличивать постепенно режим до номинального, проработать
на нем 1 минуту, после чего убрать газ до режима, на котором мотор работает нормально.
5. Если мотор с момента выпуска наработал больше 10 часов, мотору гарантируется час беспрерывной работы на номинальном режиме.
6. Если мотор с момента выпуска наработал меньше 10 часов, беспрерывная работа на номинальном режиме разрешается не больше 10 минут, после чего мотору должны быть даны эксплоатационные режимы.
При соблюдении вышеизложенных правил при отказе одного из моторов другой мотор позволяет продолжать полёт в течение необходимого времени.
Примечания, а) Отказавший мотор, как правило, нужно выключать, пожарный кран закрыть, при минусовых температурах закрыть жалюзи радиатора, воду слить через аварийный слив.
б) При полёте на одном моторе в случае появления усиливающейся тряски, прогрессирующего падения давления и повышения температуры масла, произвольного сбавления оборотов и других серьёзных ненормальностей в работе мотора последний должен быть переведен на режим малого газа или выключен, а самолёт должен немедленно итти на посадку.
УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОМ В МОТОРЕ
При даче полного газа в некоторых моторах М-100А наблюдается явление забрасывания на короткий промежуток времени стрелки вакуумманометра за пределы установленного давления, после чего стрелка возвращается к показаниям нормального давления.
Указанное явление есть совокупное следствие проскальзывания фрикционных шестерен привода нагнетателя и инерции регулятора.
Забрасывание стрелки не должно считаться дефектом в работе мотора при условии, что в следующий за скачком момент стрелка вакуумманометра возвращается и устанавливается на показаниях нормального наддува.
Для уменьшения забрасывания стрелки вакуумманометра необходимо руководствоваться следующим:
245
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
мотор должен быть прогрет на малых оборотах до температуры масла 30° С, но не ниже;
переходы в изменении режимов работы мотора должны быть плавными.
УХОД ЗА МОТОРАМИ
Горючее и смазочные материалы
Г о р ю ч е е
В качестве топлива для моторов М-100 и М-100А применяется смесь, состоящая из чистого авиационного бакинского бензина и этиловой жидкости (продукт № 10В). Смесь определяется на октановое число, которое должно быть не ниже 85 с допуском + 2—0. Количество примеси продукта № 10В в смеси составляет 2,2 см3 на 1 кг бензина. Для моторов М-103 применяется топливо, состоящее из орского бензина и 3,5 см3 этиловой жидкости на
1 кг бензина. Октановое число указанного топлива должно быть не ниже 91.
Удельный вес горючего должен находиться в пределах 0,745—0,755, на каковой и отрегулирована поплавковая камера.
Так как под действием температуры окружающего воздуха удельный вес горючего меняется, то для правильного подсчета удельного веса топлива нужно вводить температурную поправку, которая учитывает изменение удельного веса. При изменении температуры на 1° С поправка равна 0,0009.
Температурной поправкой следует пользоваться в тех случаях, когда температура окружающего воздуха отлична от + 15° С. При замере удельного веса выше +15° С поправку нужно прибавлять; если же температура ниже + 15°, поправку нужно вычесть.
Пример: Замеренный удельный вес бензина 0,770, температура окружающего воздуха—10° С.
Разница температуры от + 15° С равна 15 +10 = 25° С. Поправка 0,0009.25 = 0,0225.
Следовательно, удельный вес = 0,770—0,0225 = 0,7475.
Качество бакинского бензина отвечает следующим данным:
1. Э л е м е н т а р н ы й с о с т а в в % п о о б ъ ё м у |
Углерода |
85,42 |
Водорода |
14,55 |
2. Х и м и ч е с к и й с о с т а в |
Ароматических углеводородов, в % |
2 |
Нафтеновых углеводородов, в % |
60 |
Парафиновых углеводородов, в % |
38 |
Теплотворная способность, в кал |
10500 |
Начало кипения, в °С |
64 |
Конец разгонки, в °С |
17 |
246
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
М а с л о
Смазка мотора должна производиться маслом, отвечающим следующим требованиям:
Масло, не должно содержать кислот.
Вязкость масла должна быть не выше 20—21 по Энглеру при температуре 50° С.
Масло должно быть лишено механических примесей и обладать наименьшей зольностью и коксующейся способностью.
Для моторов типа М-100 рекомендуются масла:
1. Чистое касторовое.
2. Сураханское селективной очистки марки «СС».
3. Авиамасло марки «МДС» селективной очистки из доссоромакатской нефти.
Данные масел |
1. К а с т о р о в о е м а с л о |
Удельный вес |
0,965—0,958 |
Температура вспышки °С |
235 по Мартенс-Пенскому |
Йодное число |
82—88 |
Число омыления |
178—186 |
Кислотное число не больше |
3 |
Вязкость по Энглеру не меньше |
15 при 50 °С |
3 при 90 °С |
Застывание не выше |
-16 °С |
2. М а с л о |
|
«СС» |
«МДС» |
Удельный вес |
0,895 |
0,890 |
Вязкость по Энглеру не выше |
21 при 50 °С |
20 при 50 °С |
Вязкость по Энглеру не ниже |
2,9 при 100 °С |
2,85 при 100 °С |
Кокс по Конрадсону в % не более |
0,3 |
0,4 |
Кислотное число в мг КОН на 1 г масла не более |
0,03 |
0,15 |
Застывание не ниже |
-11 °С |
-15 °С |
Зольность в % не более |
0,003 |
0,003 |
Вспышка по Бренкену |
270 °С |
245 °С |
В о д а
Вода, предназначаемая для охлаждения мотора, должна быть чистой и мягкой, не содержащей солей. В противном случае на внутренних поверхностях системы охлаждения будет отлагаться накипь, препятствующая правильному охлаждению мотора.
Наиболее подходит для охлаждения чистая дождевая вода.
В случае применения жёсткой воды рекомендуется предварительно перед заливкой в систему прокипятить её. Во избежание попадания грязи в воду рекомендуется заливать в систему воду через фильтр.
247
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Подготовка мотора к запуску
Перед запуском мотора необходимо убедиться, что система охлаждения всего мотора залита жидкостью, по объёму равной 14/15 общего объёма при водяном охлаждении, а при применении высококипящих жидкостей — на 7/8 всего объёма. Такой уровень заполнения необходим для расширения жидкости во время работы мотора.
Для определения уровня масла в баках до определённого объёма служат показатели уровня, которыми нужно пользоваться при заливке.
При прогреве мотора горячей водой необходимо закрыть спускные краники, залить горячую воду и, выдержав 2—3 минуты, слить воду.
Заливку и спуск воды производить до тех пор, пока мотор не прогреется, признаком чего может служить выход горячей воды через спускной краник.
Масляная система должна быть залита на 9/10 своего объёма. Зимой пользоваться для заливки горячим маслом, подогретым до 90—100° С.
При заливке бензиновых баков необходимо пропускать бензин сквозь замшевые фильтры, предохраняющие от попадания воды и посторонних тел в горючее. Перед запуском открыть все краны, нужные для работы мотора, бензиновой и масляной системы. Помощью заливочного насоса произвести заливку мотора топливом.
Проверить давление воздуха в пусковом баллоне.
Приоткрыть дроссельные заслонки карбюраторов.
Запуск мотора
Включить оба магнето мотора.
Открыть кран воздушного баллона.
Вращать за ручку пусковое магнето.
Запуск мотора при помощи компрессора АКР-30
Когда пусковые баллоны находятся под необходимым давлением, пусковые операции для первого запуска мотора состоят в следующем (см. рис. 91):
Впрыскивание бензина.
Запуск.
Впрыскивание бензина осуществляется в 2 такта — всасывание и впрыскивание.
Всасывание: поставив кран 7 в положение I «всасывание», медленно поднимать поршень 5 кверху.
Впрыскивание: поставив кран 7 в положение II «впрыскивание», медленно опускать поршень вниз до конца.
248
АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103 ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
Примечания. 1. Впрыскивание необходимо, когда мотор находится в холодном состоянии; если же мотор прогрет, количество впрыскиваний надо применять как можно меньше и даже свести их на нет.
2: Количество вспрыскиваний устанавливается в зависимости от типа мотора, температуры, состояния мотора, а также от длины трубопровода. 3. Во избежание смывания масла со стенок цилиндра не следует проворачивать мотор после впрыскивания бензина.
Запуск также осуществляется 2 тактами: всасывание и запуск.
Всасывание: поставив кран 1 в положение I «всасывание», медленно поднимать поршень 5 кверху.
Запуск: поставить ключ 20 в положение III «запуск».
1. Открыть иглу 41 пускового баллона.
2. Установить в соответствующее положение иглу регулирования смеси 17.
3. Отрегулировать газ, зажигание и установить контакт.
4. Открыть иглу запуска 6 примерно на один оборот.
5. Вращать пусковое магнето. После запуска мотора, закрыть иглу 6 и поставить ключ в положение «впрыскивание», опустить поршень 5, чтобы удалить излишек бензина из насоса.
Зарядка агрегатов при действии компрессоров от руки
Прежде всего необходимо убедиться, что игла 33 изолирующая компрессора закрыта.
Зарядка пусковых баллонов
Открыть иглу пускового баллона.
Накачать до соответствующего давления (25—30 кг).
Закрыть иглу 41.
Зарядка баллонов огнетушителя
Открыть иглу 46.
Накачать баллон до необходимого давления.
Закрыть иглу 46.
Зарядка баллонов обслуживающих механизмов
Открыть иглу изолирования компрессора 33.
Накачать баллоны до соответствующего давления.
Закрыть иглу 33.
Накачивание шин
Прикрепить гибкую трубку, идущую от шин, к киппелю 12.
Открыть иглу 45.
Накачать шину до соответствующего давления, после чего закрыть иглу 45.
Зарядка агрегатов при работе с механическим компрессором
Зарядка пусковых баллонов
Открыть иглу пускового баллона 41 и иглу изолирования компрессора 33.
[233—238] <<< [239—248] >>> [249—259]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/biblioteka_sssr/0-19 |