СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Библиотеки СССР [4]
Библиотеки СССР
Ведомственные [9]
Ведомственные библиотеки
Книги СССР [0]
Книги Союза Советских Социалистических Республик
Ленин В.И. [559]
Ленин В.И. Сочинения, Опусы, Труды, Изложения, Повествования.
Научно-технические [2]
Научно-технические
Собрания сочинений [574]
Собрания сочинений СССР,
Техническая библиотека СССР [130]
Техническая библиотека СССР
Техническая литература СССР [121]
Техническая литература Союза Советских Социалистических Республик
Технические книги СССР [120]
Технические книги Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » БИБЛИОТЕКА СССР » Техническая библиотека СССР

Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 1—12 из 303)

 Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 1—12 из 303)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:   [1—12]     >>>     [13—34]     >     [302—303]

Страна:    СССР.
Город:   Ленинград. Москва.
Тип:    Техническая литература.
Раздел:   Двигатели/Моторы.
Сдано в набор:    19.09.1937.
Подпис. к печати:    26.07.1938.

Издательство:    Каталогиздат НКМ.
Типография:    Крестьянская газета.
Цифр. редактор:    Орлов Г.В 14.02.2025.

Тираж:    10000.
Издание №:    595.
Заказ №:    3045.
Формат бумаги:   
62Х941/16.
Цена:    Бесплатно.
Адрес:    ?

 


 

 

 

Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР

 

 

 

 

 


 

1

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Экз.№ ________________

АВИАЦИОННЫЕ

М   О   Т   О   Р   Ы

М-100,  М-100А  и  М-103

 

Описание и руководство по эксплоатации

и   уходу   за   моторами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н             А             Р              К              О              М              М              А              Ш


ГОСУДАРСТВЕННАЯ              КОНТОРА              СПРАВОЧНИКОВ              И              КАТАЛОГОВ

  МОСКВА

1938

ЛЕНИНГРАД  

 


 

2

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Составитель С.Ф. ТКАЧЕВ
Отв. редактор В.Я. КЛИМОВ
Техн. редактор И.М. СКВОРЦОВ
Цифр. редактор Г.В. Орлов (14/II 2025 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

ПРИКАЗ

НАЧАЛЬНИКА ВОЕННЫХ ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА

№ 204

27 июля 1938 года. г. Москва.

Содержание: Об утверждении технического описания «Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103» (описание и руководство по эксплоатации и уходу за моторами).

Утверждаю в качестве руководства в учебно-боевой подготовке частей и школ ВВС РККА объявленное при сём (описание и руководство по эксплоатации и уходу за моторами) «Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103» с грифом для «служебного пользования».
   
Начальник ВВС РККА Член воен. совета ВВС РККА
Командарм 2 ранга ЛОКТИОНОВ Дивизионный комиссар ОВЕЧКИН
   
Врид. начальника штаба ВВС РККА
Майор АГЕЕВ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга представляет собой техническое описание авиационных моторов типа М-100, М-100А и М-103.

Незначительная разница в конструкции одного пипа по сравнению с другими позволила описание для всех типов мотора дать общее.

В книге в основном описываются моторы М-100А и в сравнении с ними указывается материалы, характеризующие моторы М-100 и М-103.

Кроме материала, характеризующего отличительные особенности каждого типа моторов, помещённого в тексте глав, в конце книги помещён раздел «Развитие мотора М-100», где указаны основные различия данных и конструкции мотров М-100, М-100А и М-103.

При составлении настоящей книги были полностью использованы материалы (описание агрегатов) заводов поставщиков агрегатов и ряд официальных заводских материалов.

Настоящая книга должна явиться полезным пособием в изучении моторов, в правильной их эксплоатации и в ремонте их.

 

 


 

5

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Г    Л    А    В    А       П    Е    Р    В    А    Я    

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
МОТОРОВ М-100, М-100А И М-103    



 

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МОТОРОВ

Моторы М-100, М-100А и М-103 с номинальной мощностью 750, 860 и 960 л. с. представляют собой четырехтактный двигатель внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, 12 цилиндров которого расположены в двух блоках, под углом в 60º (рис. 1, 2, 3).  

Рис. 1. Общий вид мотора М-100 сбоку    


Рис. 1. Общий вид мотора М-100 сбоку    


 

Моторы М-100, М-100А и М-103 являются высотными. Мощность их поддерживается до расчётной высоты при помощи нагнетателя центробежного типа, расположенного в задней части мотора.    

Давление, создаваемое нагнетателем, регулируется.    

Регулировка давления нагнетателя осуществляется при помощи специального приспособления, называемого анероидным капсюлем, действующего по принципу анероида. Анероидный капсюль шарнирно связан с золотником, позволяющим перепускать масло из нагнетающей магистрали под специальный поршенёк.


 

 


 

6

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

который в свою очередь зубчатой рейкой связан с заслонкой, установленной в патрубке нагнетателя.    

В соответствии с регулировкой анероидного капсюля создается давление за нагнетателем, которое для моторов с мощностью в 750 л. с. должно соответствовать 780 мм рт. ст., для моторов в 860 л. с. равно 880 мм рт. ст.. а для моторов в 960 л. с.—910 мм рт. ст.    

Рис. 2. Общий вид мотора М-100 сзади  
 

Рис. 2. Общий вид мотора М-100 сзади.

 

Указанное давление за нагнетателем для моторов в 750 л. с, остаётся постоянным до высоты 4300 м, для моторов в 860 л. с. — до высоты 3300 м, для моторов в 960 л. с. — 4000 м. После этого, с подъёмом на большую высоту, давление за нагнетателем падает.    

Высоты 4300 м для моторов в 750 л. с, 3300 м для моторов в 860 л. с. и 4000 м для моторов в 960 л. с. являются расчётными высотами.    

На земле при нормальных атмосферных условиях моторы М-100 с мощностью в 750 л. с. должны развивать мощность около 655 л. с, моторы М-100А с мощностью в 860 л. с. должны развивать на земле 775 л. с, а моторы М-103 с мощностью в 960 л. с. должны развивать на земле 850 л. с. С подъёмом на высоту мощность мотора возрастает и на высоте в 4300 м для моторов М-100 при 2400 об/мин. должна равняться 750 л. с, для моторов М-100А при 2400 об/мин. на высоте 3300 м должна равняться 860 л. с. и для моторов М-103 на высоте 4000 м при 2450 об/мин. должна равняться 960 л. с.

 

 


 

7

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Нагнетатель моторов М-100 и М-100А имеет передаточное число вращения, равное 10, у моторов М-103 передаточное число i = 11, причем нагнетатель имеет на своем приводе фрикционные шестерни, дающие возможность плавного перехода в работе нагнетателя при изменении режимов мотора.    

Рис. 3. Общий вид мотора М-100.

Рис. 3. Общий вид мотора М-100 с переди.

 

В передней части мотора расположен редуктор, состоящий из двух цилиндрических шестерен, укрепленных одна на фланце коленчатого вала, а другая на фланце вала винта, причём для моторов М-100А и М-103 ведомые шестерни вала редуктора    сделаны упругими, у моторов М-100 с мощностью в 750 л. с. шестерня вала винта кренится на вал жестко.    

Вал редуктора мотора заканчивается фланцем или шлицевым носком для крепления втулки винта. На моторах могут быть установлены втулки под деревянный винт, металлический винт и винт с изменяемым шагом в полете. Изменение шага винта осуществляется при помощи масла с давлением в 5 атм. При винте изменяемого шага обязательно применяется шлицевой вал редуктора, а при других винтах — фланцевый или шлицевой.    

Картер мотора состоит из двух половин, отлитых из силуминового сплава, имеющего плоскость разъема по оси коленчатого вала. Верхняя половина картера несет на себе крышку редуктора. Нижняя половина картера имеет отъемное маслосборное корыто.    

Уширенная по бокам плоскость разъёма верхней половины картера образует две опорные плоскости, помощью которых мотор крепится на подмоторную раму.    

Коленчатый вал с коленами, расположенными под углом в 120°, и круглыми щеками лежит в картере на восьми скользящих подшипниках, залитых у моторов М-100 и М-100А баббитом, а у моторов М-103 свинцовистой бронзой. Шатунный механизм состоит из главного и прицепного шатунов.    


 


 

8

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Сочленение главного шатуна   с   коленчатым   валом осуществляется при помощи разъёмной нижней головки главного шатуна, скрепленной двумя  коническими  штифтами. Сочленение прицепного  шатуна  с  главным  осуществляется  при помощи пальца, запрессованного в проушину главного шатуна. 

Цилиндр мотора представляет собой стальную гильзу, укрепленную, при помощи резьбы, верхней своей частью в блоке, отлитом из силуминового сплава. Нижняя часть гильзы, имеющая свободную посадку, уплотнена резиновыми кольцами, зажатыми гайкой. Каждый цилиндр моторов М-100 имеет два пустотелых клапана, охлаждаемых солью (всасывающий и выхлопной), приводимых в движение от кулачкового валика, непосредственно действующего на тарелки клапанов. У моторов М-100А и М-103 клапаны впуска солью не охлаждаются (тюльпанообразные).    

В нижней, задней, части мотора устанавливаются коловратные помпы, из которых две являются откачивающими и одна нагнетающей. Масляные помпы обеспечивают смазку всего мотора) и его агрегатов, а при наличии винта с изменяемым шагом в полёте обеспечивают также давлением механизм его втулки. Кроме нормальной смазки трущихся деталей на моторе установлено в развале блоков приспособление, позволяющее смазывать шатунно-кривошипный механизм при запуске. Механизм при запуске должен быть включен до тех пор, пока масло не прогреется до 30°С, после чего его необходимо выключить.    

Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется помощью центробежного насоса, расположенного в задней, нижней, части мотора. Охлаждение мотора может быть как водяное, так и высококипящими жидкостями (гликоль)!). При охлаждении высококипящими жидкостями температура выходящего масла значительно повышается по сравнению с моторами водяного охлаждения.    

Моторы М-100, М-100А и М-103 снабжены приспособлением, позволяющим при работающем моторе наполнять баллоны сжатым воздухом с давлением до 30 атм. помощью механического компрессора АК-40.    

Компрессор АК-40 расположен в передней части мотора и приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала. На двухмоторных самолетах компрессор АК-40 устанавливается из расчета один на 2 мотора.    

Зажигание в моторе осуществляется помощью двух магнето типа Электрозавод БС12ПАЭ.    

Зажигание, начиная от магнето и кончая свечами, экранированное, что обеспечивает бесперебойную работу радиоустановки на самолёте.    

 

 


1 При эксплоатации моторов с применением для охлаждения высококипящих жидкостей (гликоль) руководствоваться специальными указаниями.

 

 


 

9

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ

(рис. 4, 5, 6)

Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Система охлаждения Водяная Водяная Водяная
Число и расположение цилиндров 12 V-образ. под углом в 60º 12 V-образ. под углом в 60º 12 V-образ. под углом в 60º
Передаточное число редуктора 2/3 2/3 2/3
Вращение винта (смотря со стороны мотора, противоположной винту) Левое Левое Левое
Передаточное число редуктора 10 10 11
Диаметр цилиндра, мм 150 150 150
Ход поршня, мм 170 170 170
Рабочий объем всех цилиндров мотора, л 36 36 36
Степень сжатия 6 5,8 6,6
Номинальная мощность мотора в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно не ниже 4300 м для   мотора  М-100, 3300 м для мотора М-100А и 4000 м для М-103 750 860 960
Номинальное число оборотов мотора в, мин 2400 2400 2450
Давление воздуха в мм рт. ст. за нагнетателем на номинальной и эксплоатационной мощностях 780 880 910
Эксплоатационная мощность в л. с, отнесенная к стандартной атмосфере соответственно 4300 м для М-100, 3300 м для М-100А   и   4000 для М-103 675 770 865
Число оборотов на эксплоатационной мощности в, мин 2320 2320 2350
Расход топлива в г на л. с./час на номинальной мощности (неприведённой) Не выше 280 Не выше 280 Не выше 265
Расход топлива в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) Не выше 270 Не выше 265 Не выше 265

 

 


 

10

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ (Продолжение)

(рис. 4, 5, 6)

Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Расход масла,в г на л. с./час на эксплоатационной мощности (неприведённой) Не выше 12 Не выше 12 Не выше 12
Максимальное число оборотов в, мин 2500 2500 2550
Максимальное число оборотов мотора в, мин Не выше 500
Топливо Бакинский бензин с 2,2 см3 этиловой жидкости на 1 кг бензина. Октановое число должно быть равно 85. Орбинский бензинс примесью 3,5 см3 этиловой жидкости на один кг бензина. Октановое число не ниже 91.
Масло Сураханское селективной очистки марки «СС» или  эмбенское «МДС»
Система крепления винта Фланцевый тип Фланцевый тип или под винт ВИШ-2 Под винт ВИШ-2
Система, тип и количество карбюраторов 6 карбюраторов К-100 6 карбюраторов К-100 6 карбюраторов К-100А
Система, тип и количество магнето 2 магнето Электрозавода тип БС12ПАЭ с автоматическим опережением зажигания
Тип проводов свечей Экранированные
Тип и количество свечей  Экранированные 24 шт. 4МЭГ, вып. 1937 г. и позднее ЗЭМГ Экранированные 24 шт. типа ЗЭМГ
Тип самопуска АК-40 АК-40 АК-40
Число оборотов водяной помпы в, мин при номинале 2880 2880 2940
Число оборотов масляной помпы в, мин при номинале 2880 2880 2940
Система, тип и количество бензиновых помп АМ-2 2 помпы типа БНК-5 или БНК-5Б коловратные 2 помпы типа БНК-5Б коловратные
Число оборотов бензопомп при номинальном режиме в, мин 2300 2300 или 1813 1850

 

 


 

11

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ (Продолжение)

(рис. 4, 5, 6)

Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Число оборотов привода счётчика оборотов при номинальном режиме мотора в, мин 1200 1200 1225
Число оборотов привода синхронизатора при номинальном режиме мотора в, мин 800 800  
Система привода к динамо и число оборотов последнего при номинальном режиме мотора в, мин Выключающийся с п—5600 Невыключающийся с п—5600 Невыключающийся с п—5716
Мощность динамо в, ваттах 1000 1000 1000
Система регулировки давления за нагнетателем Автоматический регулятор Автоматический регулятор Автоматический регулятор
Вес сухого мотора в, кг Не выше 470 Не выше 477—495 Не выше 495
Вес мотора с водой и маслом в системах охлаждения и смазки не выше в, кг 503 510—530 530
Габаритные размеры мотора в, мм
     Длина
     Ширина
     Высота

 

 
1723
764
935
 
1723—1971,4
764
935—942,3
 
1971,4
764
942,3
Прокачка водяной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин От 500 до 700
Температура воды при входе в мотор в, °С От 50 до 75
Температура воды при выходе в мотора в, °С От 60 до 85
Перепад температур воды в, °С (между входом её в мотор и выходом из мотора, при номинальном режиме мотора) Не больше 13 Не больше 13
Теплоотдача в воду при номинальном режиме мотора в, кал/мин Не выше 6200 6920
Прокачка масляной помпы при номинальном режиме мотора ,в л/мин От 14 до 20 От 22 до 37
Температура масла при входе в мотор в, °С От 40 до 60 От 40 до 60
Температура масла при выходе из мотора в, °С От 70 до 110 От 70 до 110

 

 


 

12

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ
 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ МОТОРОВ (Продолжение)

(рис. 4, 5, 6)

Условное обозначение М-100 М-100А М-103
Перепад температур масла (между входом его мотор и выходом из мотора) при номинальном режиме мотора в, °С Не выше 65 Не выше 75
Теплоотдача масла на номинальном режиме в, кал/мин Не выше 600 670
Давление масла в главном маслопроводе на режимах номинальной и эксплотационной мощностей в, кг/см2 от 3 до 5, при ВИШ-2 от 4 до 6 4—7
На малом газу в, кг/см2 Не менее 1,5 1,5
Давление топлива перед карбюратором в, кг/см2 От 0,1 до 0,32 0,1 до 0,32
Перепад температур воздуха между входом в нагнетатель и выходом из него при номинальном режиме мотора в, °С Не выше 85 Не выше 112

 

Регулировка газораспределения М-100 и М-100А М-103
Мин. Норм. Макс. Мин. Норм. Макс.
Начало впуска до ВМТ 13º 17º 20º 27º
Конец впуска после НМТ 55º 60º 62º 75º 80º 82º
Начало выпуска до НМТ 56º 60º 63º 56º 60º 63º
Конец выпуска после ВМТ 14º 19º 24º 18º 20º 25º

 

Регулировка карбюраторов для летнего и зимнего времени М-100 М-100А М-103
Диффузор 46 46 46
Главный жиклёр 2,4 2,6 2,6
Жиклёр равновесия 2,0 2,0 2,0
Пусковой жиклёр 1,0 1,0—0,95 0,95
Главный воздушный жиклёр 4,0 4,0 4,0
Регулировка зажигания При установке на раннее зажигания должно быть ровно 32º. При установки на позднее зажигание опережения зажигания должно соответствовать данным, указанным в паспорте магнето Раннее зажигание 29±1º. Позднее устанавливается автоматически

 

 


[1—12]     >>>     [13—34]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/biblioteka_sssr/tekhnicheskie_knigi_sssr/tekhnicheskie_knigi_sssr/908-1-0-4050
Категория: Техническая библиотека СССР | Добавил: soviet-union-ussr (14.02.2025) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 101 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Авиационные моторы М-100, Описание и руководство по эксплоата, БИБЛИОТЕКА СССР, М-100А и М-103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей