СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Библиотеки СССР [4]
Библиотеки СССР
Ведомственные [9]
Ведомственные библиотеки
Книги СССР [0]
Книги Союза Советских Социалистических Республик
Ленин В.И. [559]
Ленин В.И. Сочинения, Опусы, Труды, Изложения, Повествования.
Научно-технические [2]
Научно-технические
Собрания сочинений [574]
Собрания сочинений СССР,
Техническая библиотека СССР [130]
Техническая библиотека СССР
Техническая литература СССР [121]
Техническая литература Союза Советских Социалистических Республик
Технические книги СССР [120]
Технические книги Союза Советских Социалистических Республик

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » БИБЛИОТЕКА СССР » Техническая библиотека СССР

Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 153—169 из 303)

 Авиационные моторы М-100, М-100А и М-103 — Описание и руководство по эксплоатации за моторами — Библиотека СССР (стр. 153—169 из 303)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:   [1—12]     <     [136—152]     <<<     [153—169]    >>>      [170—182]     >     [302—303]

 


 

153

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Бензин, засосанный поршнем 5 путём, указанным выше, находится в полости цилиндра. Устанавливая кран 20 в положение «Пуск» и открывая иглу 41 и пусковой кран 6, мы даём возможность воздуху из пускового баллона по каналу 22 проходит частично в канал 21 и частично в канал 16. Часть воздуха, по ступившая по каналу 21 в полость цилиндра, будет вытеснять находящийся там бензин в каналы 25 и 54, которые уже соединены с насадком распылителя 19. Вторая часть воздуха, разветвляясь в свою очередь, минует регулировочную иглу 17, проходит внутрь смесителя 57 по каналу 55 и одновременно по сверлениям в игле 17 попадаёт в насадок 18 через канал 56. Таким образом, бензин, поступающий в насадок 19, смешивается частично с воздухом, поступившим по каналу 56, и уже в виде эмульсии выходит из насадка 18. Дальше он перемешивается с воздухом, поступившим через калиброванное отверстие канала 55, попадаёт к распределителю и от него через пусковые трубки к соответствующему цилиндру мотора. Пользуясь иглой 17, можно менять качество подаваемой в цилиндры смеси. При открытии иглы смесь обедняется, при закрытии ее она обогащается.

При установке распределительной пробки в положение III, благодаря специальной выточке на ней (см. разрез а-а) и наличию штока 14 и замка 15, поршень не может быть опущен вниз до тех пор, пока кран 20 не будет установлен в положение I или II. Следовательно, изменить качество смеси путём дополнительного нажима на поршень 5 невозможно.

УСТАНОВКА РУЧНОГО КОМПРЕССОРА АКР-30 НА САМОЛЁТЕ

Компрессор должен монтироваться с правой стороны сидения пилота и в исключительных случаях слева. Компрессор крепится горизонтально в трех точках болтами. Если установить рычаг помпы внутри кабины лётчика затруднительно, компрессор может быть снабжен удлиненной осью кривошипа (балансира), допускающей функционирование компрессора снаружи кабины при помощи съёмного рычага.    
        
При установке компрессоров на самолётах приходится в каждом отдельном случае руководствоваться удобством его размещения в кабине лётчика или механика, стремясь однако к тому, чтобы доступ к ним сделать возможно лёгким и удобным.

 


Трубопроводы

Для трубопроводов выхода воздуха из компрессора к регулятору и из помпы к резервуару рекомендуется предусматривать легкий уклон, примерно 2 см на метр, для того, чтобы обеспечить автоматическое опорожнение конденсата.

Продувка регулятора должна производиться через каждые 30 часов полёта помощью продувного крана. Трубопроводы должны быть из красной отожжённой меди или дюралюминия, за исключением трубопроводов распределителя к клапанам, которые имеют пайку и должны быть обязательно из красной меди.

 

 


 

154

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Рекомендуется употреблять трубопроводы красной отожжённой меди, следующих размеров:

Продувка регулятора 8Х10
От впрыскивающего насоса к распределителю 6Х8
От компрессора к регулятору  
От ручного насоса к пусковому резервуару 4Х9
От ручного насоса к резервуару
От ручного насоса к резервуару огнетушителя
От распределителя к обратным клапанам
От инжекционной помпы к резервуару топлива 3Х4
От инжекционной помпы к инжекторам
От ручного насоса к соединениям кабинки

 

Разборка компрессора АК-40

В случае необходимости разборку компрессора производить в следующем порядке.

Отсоединить нагнетающую трубку.    
Снять компрессор с мотора.Отсоединить нагнетающую трубку.    
Вывернуть стопорный винт гайки крепления цилиндра компрессора и гайку.

Разъединить обе половины картера компрессора.
Снять цилиндр компрессора.

Удалить из цилиндра поршень, затем вынуть палец и снять поршень. При снятии соблюдать осторожность и помнить, что сочленение поршня с верхней головкой шатуна произведено на игольчатом ходу, в последних сериях — на скользящем ходу. Не рекомендуется без надобности снимать поршневые кольца с поршня, — достаточно лишь промыть их в бензине.

Для осмотра клапанов необходимо сначала отвернуть их пробки и удалить нагнетающий клапан.

Для снятия всасывающего клапана нужно нажать на верхнюю тарелочку клапана, удалить чеку и направляющую клапана.

 

РЕГУЛИРОВКА КОМПРЕССОРОВ АК-40 И АКР-30

Механический компрессор АК-40

Для компрессора АК-40 не предусматривается специальная регулировка, а только даются величины возможного перемещения клапанов впуска и выпуска:

Игла клапана впуска от 05 до 06 мм
Игла клапана выпуска от 05 до 06 мм

Компрессор выпускается пломбированным: в случае, если необходимо его разобрать и разделить на 2 полукартера, следует привести поршень в нижнее положение его хода.    
        

 

 


 

155

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Ручной компрессор АКР-30

Регулировка ручного компрессора заключается в правильной регулировке регулятора давления. Последний отрегулирован на давление в 30 атм. и не требует никакой регулировки в эксплоатации. Если же необходимо произвести регулировку или установку нового давления, то следует поступать следующим
образом:

снять компрессор с кабины, снять 4 крепящих винта и крышку регулятора, снять крышку (рис. 94, 95);
вывернуть пробку 3 специальным ключом и вынуть пружину 1;
привести поршень 13 в положение, ослабляющее пружину фиксатора;
вывернуть пробку 5 и удалить пружину 6 и стержень 7;
снять два винта 8, планку 4, пружину 2 с втулкой 9.

М-100 Рис. 94. Регулировочный механизм компрессора АКР-30

Рис. 94. Регулировочный механизм компрессора АКР-30

 

В случае новой регулировки или при замене деталей необходимо удалить штифт, фиксирующий гайку в определенном положении.

Отметить положение гайки 11 по отношению к штифту.

Снять гайку 11 и иглу 10.

Извлечь рычаг 12 из коробки регулятора, удерживая его в положении, указанном на (рис. 95).
 

 


 

156

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Удалить крышку 14 и поршень 13. Сборку регулятора следует производить так же, как и разборку, только в обратном порядке. Если при разборке положение гайки 11 не отмечено и произведена смена одной из деталей, сборку и регулировку производить в следующем порядке:

установить поршень 3 на место, продвинуть его до упора (фиг. С);
ввести рычаг 12 на свое место, предварительно установив в гнездо крышку 14;
завернуть гайку 10 в гайку 11, установив обе эти гайки в коробке регулятора так, чтобы срез на игле входил в паз рычага 12;
повернуть гайку 11 в направлении часовой стрелки без усилия до момента касания иглой своего седла;
при этом рычаг 12 должен быть в положении С2, т. е. в контакте с торцом стаканчика пружины регулятора;
установить упорный штифт на свое место;
установить пружину 2 на свое место, прижать её планкой 4 и винтами 8;
установить крышку регулятора и зажать её винтами.

М-100 Рис. 95. Регулировка компрессора АКР-30

Рис. 95. Регулировка компрессора АКР-30

 

В случае, если пружина регулятора не держит установленного на заводе давления, то при регулировке регулятора достаточно заменить пружину 1 новой, для чего вывернуть пробку 3, удалить старую пружину и вставить новую, завернув затем пробку 3 опять на свое место.

 

ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЫ САМОПУСКА И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Подача давления в резервуар

Если давление в резервуаре самопуска не поднимается во время работы мотора, что может быть вызвано тем, что а) кран «Пуск, балл.» или «Выключение компрессора» закрыты, б) падение давления было недостаточно во время запуска, чтобы зарядить снова регулятор, необходимо открыть пусковой клапан или один из продувных резервуаров, чтобы вызвать добавочное падение давления.

Если же, в исключительном случае, несмотря на значительное падение давления, давление в резервуаре не поднимается, значит имеет место утечка под иглой регулятора. Эта утечка вызывается присутствием постороннего тела под конусом иглы; проследить, чтобы воздух, подаваемый компрессором, выходил через трубопровод продувки регулятора.

Чтобы устранить утечку, необходимо вывернуть гайку соединения 15 впуска воздуха в регулятор, впрыснуть в последний керосин, снова завернуть гайку и убедиться, что надувка происходит нормально.

 

 


 

157

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Если же это не даст улучшения, то разобрать регулятор для прочистки седла клапана и отрегулировать его так, как указано выше.

Если имеется утечка в установке, следует: а) проверить непроницаемость между компрессором и регулятором, отвернуть гайку штуцера впуска в регулятор, закрыть конец трубки пальцем, и если нет давления, то искать место утечки; осмотреть клапан выпуска компрессора, проверить трубопровод и зажим в соединениях; б) проверить непроницаемость между регулятором и резервуарами, проверить предохранительный клапан; в) проверить работу манометра.

Е с л и   р е з е р в у а р    с а м о п у с к а   о п о р а ж н и в а е т с я    в о   в р е м я    о с т а н о в к и:

а) Убедиться в том, что клапан резервуара самопуска закрыт.
б) Проверить зажим в присоединениях продувного крана в трубопроводах.

 

Запуск

Е с л и   м о т о р    п р о в о р а ч и в а е т с я,   н о   н е   з а п у с к а е т с я,   з н а ч и т   н е т   н и к а к и х   в с п ы ш е к:

а) Проверить зажигание. Провернуть пусковое магнето и проверить, что борны свечей находятся под током. Если это так, то проверить искрообразование на электродах.

Если нет искры на борнах свечей, проверить установку зажигания, монтаж и работу пускового магнето, изоляцию проводов и распределителя зажигания.

б) Зажигание в порядке — проверить самопуск.

Распылитель бензонасоса: проверить положение распределительной пробки.

Проверить наполнение инжекционной помпы, причём поршень помпы не должен спускаться больше, чем на 1 см, действуя на ручку помпы сверху, если наполнение соответствующее.

Вывернуть гайку 4 и проверить струю. Последняя должна быть постоянной, сильной и достаточно газифицированной, чтобы жидкость не конденсировалась, причём верхняя часть струи должна подниматься в виде пара.

Е с л и   м о т о р    н е   п р о в о р а ч и в а е т с я:

Если при резервуаре под давлением и отрегулированном распределителе мотор не проворачивается, вывернуть пробку для смазки распределителя и впустить клещевинное масло; если же доступ к этой пробке труден, вывернуть на пульверизаторе гайку выхода смеси, ввести в трубку клещевинное масло, завернуть быстро гайку и снова испытать самопуск.
 

 


 

158

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

в) М о т о р    д е л а е т    н е с к о л ь к о    в с п ы ш е к,   з а т е м    о с т а н а в л и в а е т с я.

Нужно искать причины в плохой работе других органов, а не самопуска:

а) Топливо не доходит до карбюратора.
б) Имеются дефекты в зажигании от магнето.

Проверка магнето легко осуществляется путем вращения пускового магнето. Если после первых вспышек работа мотора происходит только от пусковых магнето, то рабочие магнето не работают. (Это чаще всего бывает от влаги, которой пропитывается магнето во время продолжительной работы мотора при сырой погоде).

в) Излишнее количество топлива.
г) Недостаточная заливка мотора топливом.

 

ТРЁХЛОПАСТНЫЙ ВИНТ С ИЗМЕНЯЕМЫМ В ПОЛЁТЕ ШАГОМ

Применение винтов с изменяемым в полете шагом обуславливается рядом причин, из которых основными следует считать:

М-100 Рис. 96. Общий вид трехлопастного винта регулируемого шага в полёте 

Рис. 96. Общий вид трехлопастного винта регулируемого шага в полёте
 

 

 


 

159

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

М-100 Рис. 97. Винт в разобранном виде

Рис. 97. Винт в разобранном виде

М-100 Рис. 98. Комлевая часть лопастей

Рис. 98. Комлевая часть лопастей

 


 

160

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

1. Увеличение коэфициента полезного действия винта.
2. Улучшение условий взлета самолёта.
3. Поддержание и регулировка постоянного числа оборотов мотора, соответствующего наилучшему использованию мощности мотора на всех его режимах.

М-100 Рис. 99. Корпус и картер втулки винта в разобранном виде

Рис. 99. Корпус и картер втулки винта в разобранном виде

 

Металлические винты тяжелее деревянных, но зато в них возможно увеличение окружной скорости до 300 м/сек. Деревянные винты обладают большим преимуществом в отношении бесшумности по сравнению с металлическими, но последние также дают некоторое снижение шума за счёт возможного снижения оборотов мотора при увеличении диаметра винта.

Существует несколько способов изменения шага винта, т. е. изменения поворота лопастей во время работы мотора в полёте:

1. Винты с автоматической регулировкой шага, происходящей под действием аэродинамических сил или вследствие изменения режима работы мотора.
 

 


 

161

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

2. Винты с регулировкой шага способом:

механическим,
гидравлическим,
электрическим,
центробежным.

Описываемый ниже винт регулируемого шага, относящийся к смешанной категории, изображен на (рис. 96, 97, 98, 99, 100).

М-100 Рис. 100. Корпус втулки винта с грузами

Рис. 100. Корпус втулки винта с грузами

 

Изменение шага винта может производиться при подъёме, взлёте и при движении самолёта в полёте. Переход с одного положения на другое происходит под действием центробежных сил грузов в одном направлении и под действием гидравлической силы в другом направлении.

 

Описание конструкции

В основном винт изменяемого шага состоит из корпуса втулки, разъёмного картера, 3-х лопастей и механизма изменения шага (рис. 101, 102). Корпус втулки 7 с тремя пустотелыми отростками 2 изготовлен из высококачественной стали, кругом механически обработан. Внутри корпуса втулки имеются шлицы для соединения с валом винта. Для установки корпуса втулки на валу винта в одном и том же положении предназначен винт 3. Винт расположен против срезанной шлицы корпуса втулки. Между отростками втулки укреплена трубка 4 для подачи смазки к трущимся поверхностям отростков. Корпус втулки при помощи конусов 5 и 6 центрируется и укрепляется на валу винта.


 


 

162

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

М-100 Рис. 101. Разрез втулки винта продольный

Рис. 101. Разрез втулки винта продольный

 

 


 

163

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

М-100 Рис. 101а. Разрез втулки винта поперечный

Рис. 101а. Разрез втулки винта поперечный

 

 


 

164

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Передний разъёмный конус 5 служит одновременно съёмником винта с вала 7. Снятие винта осуществляется при помощи буртика поршня 8 который упирается в выточку переднего конуса, а при сворачивании конус своим торцом упирается в пружинное кольцо вставленное в выточку переднего конца корпуса втулки, и тем самым снимает корпус втулки с вала винта.

В пустотелый конец лопасти 10 запрессована коническая бронзовая втулка 9, которая во избежание проворачивания укреплена в торце при помощи двух винтов и двух штифтов. На внешней кромке фланца втулки 9 имеется 36 полукруглых вырезов. Конец лопасти 10 с укреплённой втулкой 9 надевается на отросток
втулки 2. Между торцом лопасти 10 и корпусом втулки 7 находится кольцо и, грузы 12. Кольцо 11 на внутренней кромке имеет 40 полукруглых вырезов диаметром, равным вырезам во втулке 9. Наличие таких вырезов во втулке 9 и кольце обеспечивает возможность изменения установочного угла поворота лопасти Так как втулка 9 имеет 36 вырезов, то расстояние между 
её соседними вырезами составляет , а между вырезами кольца , т. е. разница между ними равна 1°. Таким образом взаимное смещение между кольцом 11 и втулкой 9 допускается с точностью до 1°, что равносильно изменению первоначального шага лопасти с точностью до 1°.

Так как число вырезов кольца и втулки различно, то при их соединении может существовать несколько взаимных положении, но для каждого данного случая только одно, при котором 4 полу, круглых выреза могут совпадать, образуя окружность, куда вставляются штифты 13, соединяющие кольцо 11 с втулкой и соответственно с концом лопасти. К кольцу 11 при помощи винтов и штифтов прикреплен груз 12, назначение которого обеспечивать изменение угла лопасти винта под действием центробежной силы во время работы мотора в полёте. В месте крепления груза 12 к кольцу 11 имеется вырез, вдоль которого движется палец 14, укрепленный в цилиндре 15. Верхний конец пальца с шайбой 16 при своем перемещении скользит по шарикоподшипнику 17, расположенному в вырезе кольца.

В прямой прорези груза 14 имеется винт 18 с двумя четырёхгранными гайками 19, назначение которых регулировать перемещение пальца 14 в прорези. Во избежание проворачивания винта в работе в средней части его укреплён штифт. На торце груза нанесены деления, соответствующие градусам поворота лопасти винта Максимальное число градусов поворота лопасти в полёте—9° Для регулировки пределов изменения шага необходимо винт 18 с гайками вынуть из прорези и, установив гайки до необходимых пределов, вставить его обратно на место. На торец грузов навинчена крышка 20, удерживаемая от самоотворачивания штифтом.

 

 


 

165

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Для восприятия усилий, развивающихся от центробежных сил лопасти, и обеспечения проворачивания её во время изменения шага в полёте служит двухрядный упорный роликоподшипник 27 состоящий из двух неразъёмных обойм и разъёмного сепаратора! Для уменьшения трения скольжения ролики изготовлены из двух половин неравной длины. Верхняя обойма ролика упирается в заплечико картера, образующееся при соединении обеих половин. Для обеспечения необходимого осевого зазора между упорным роликоподшипником, концом лопасти и картером втулки служит кольцо 22, посаженное на отросток корпуса и удерживаемое от проворачивания штифтом 23.   Картер втулки состоит из двух половин, изготовленных из стали, которые стягиваются между собой при помощи 6 болтов. Между картером втулки и её корпусом в задней части укреплено фасонное кольцо из пластмассы назначение которого препятствовать образованию наклепа между корпусом втулки и картером.

На конце вала винта при помощи резьбы укреплен поршень который является направляющим для цилиндра 75 и съёмником втулки с вала винта. Для создания плотности между поршнем и цилиндром при их взаимном перемещении служит двусторонний кожаный манжет 24. Манжет укреплен на переднем конце цилиндра при помощи гайки, удерживаемой от самоотворачивания винтом. Задний конец поршня, кроме уплотнения в резьбе имеет дополнительное уплотнение шайбой 25. Для предотвращения самоотворачивания поршня служит шайба 26, имеющая вырезы расположенные соответственно граням пояска поршня.

Шайба удерживается в гнезде шплинтом. Поверх поршня движется цилиндр, имеющий три прилива, в которых укреплены пальцы 17. Торец цилиндра закрыт ввинченной на резьбе крышкой 27, которая удерживается от самоотворачивания пружинным замком 28.

Внутри вала винта укреплена маслонагнетающая трубка 29 через которую масло из общей магистрали мотора по трубкам укрепленным в верхней половине картера, поступает внутрь поршня 8. Поступление масла, как указано выше, регулируется при помощи трёхходового крана, расположенного сзади крышки редуктора и управляемого из кабины лётчика.

 

Принцип действия

Поворот лопасти происходит в одном направлении под действием гидравлической силы и в другом — под действием центробежных сил грузов.
 

 


 

166

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

При установке крана в положение, соответствующее открытию масло из главной магистрали мотора под давлением поступает по трубке 29 в полость поршня 8 и, воздействуя на цилиндр перемещает его вдоль оси вала винта. При перемещении цилиндра
        
связанные с ним пальцы 14 движутся вдоль прорези груза 12, вызывая тем самым вращение колец 11 вокруг своей лопасти. Но так как кольцо 11 связано с лопастью, то при вращении колец будет происходить поворот лопасти вокруг своей оси. Такое изменение поворота лопасти будет соответствовать малому шагу лопасти при взлёте, когда необходимо получить максимум тяги.
        
С подъёмом на высоту, в результате уменьшения плотности воздуха, число оборотов мотора и винта возрастает, но тяга винта уменьшается, поэтому для увеличения последней необходимо увеличение шага лопасти винта. В этом случае кран маслопровода устанавливается в положение, соответствующее выходу масла из цилиндра, и под действием центробежных сил грузов лопасти винта поворачиваются вокруг своей оси и устанавливаются в положение, соответствующее большому шагу. Момент поворота лопастей определяется летчиком по числу оборотов мотора, которое на расчётной высоте должно быть равным расчетному числу оборотов. Надо иметь в виду, что при установке на мотор винта с изменяемым шагом необходимо следить за давлением масла в главном маслопроводе и не допускать его ниже установленных норм.

 

ПОЛНАЯ ПЕРЕБОРКА ВИНТА ВИШ-2

Через каждые 200—300 лётных часов, в зависимости от условий эксплоатации, должна производиться полная переборка винта.

 

Снятие винта с мотора

1. Снять контрящее кольцо с крышки цилиндра и вывернуть крышку из цилиндра.
2. Вывернуть гайку сальника из крышки поршня.
3. Вывернуть из поршня гайку.
4. Из заглушки вала вывернуть штуцер с приваренной к нему трубкой. Необходимо помнить, что штуцер для ВИШ-2 имеет левую нарезку.
5. Освободить пластинку, контрящую поршень, удалив шплинты.
6. Отвернуть поршень и снять втулку с вала мотора.

Для проведения полной переборки и ремонта винта мастерская
должна иметь следующее оборудование:    

Плиту с установленным на ней штырем.    
Валик для балансировки.    
Станок для балансировки.    
Угольники для проверки углов.

Плита должна быть в хорошем состоянии, т. е. без забоин, царапин, и должна иметь правильную плоскость без впадин. Плита должна иметь продольную и ряд перпендикулярных ей рисок, расположенных на расстоянии, соответствующем расстояниям до сечений лопасти по чертежу.

Штырь для сборки винта должен быть установлен строго перпендикулярно к плоскости плиты. Ось штыря должна проходить
через точку пересечения продольной риски с поперечной.

 

 


 

167

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Разборка винта

1. Установить винт на штыре, укреплённом на плите.

2. Снять кольцо, контрящее крышку цилиндров, и вывернуть крышку на цилиндре.

3. Вывернуть из поршня крышку и вынуть кожаные манжеты из цилиндров.

Примечание. Пп. 2 и 3 касаются только винтов, поступивших   н а   р а з б о р к у   полностью собранными. Для винтов, поступающих на разборку после снятия с мотора, пп. 2 и 3 отпадают.

4. Расконтрить и отвернуть гайки противовесов.

5. Отвернуть винты, крепящие противовесы к кронштейнам. Не трогать регулировочные гайки, чтобы не сместить их.

6. Вынуть шплинты, контрящие болты цилиндра, и вывернуть последние из цилиндра.

7. С помощью отвёрток вынуть из крестовины пружинное кольцо.

8. Снять поршень вместе с цилиндром, передним конусом, контрящей пластинкой и пружинным кольцом.

9. Вывернуть из крестовины масленки.

10. Отвернуть гайки болтов, стягивающих половинки корпуса, и разъединить корпус путём опускания нижней половины и снятия второй половины.

Следить за тем, чтобы при снятии половины корпуса половинки сепаратора с роликами не упали вниз.

11. Снять лопасти с цапф крестовины. При этом допускается поворачивание лопасти вокруг оси и лёгкое покачивание. Если лопасть снимается с трудом, то необходимо ввернуть маслёнки в крестовину и оказать давление на лопасть через масленку.

Если винт разбирался с целью изменения угла установки лопасти, то после операции, указанной в п. 11, можно переставить кронштейны на необходимый угол, одинаковый для всех лопастей, вставить по четыре шпильки в совпавшие полуотверстия кронштейна и втулки комля лопасти и произвести сборку винта по приведённой ниже инструкции.

Если же винт поступил на разборку с целью осмотра и ремонта деталей, то после операции, указанной в п. 11, снять крестовину со штыря и передать детали на промывку, осмотр и ремонт.

 

Осмотр и ремонт деталей винта
Крестовина

Прежде всего крестовина должна быть тщательно исследована с целью выявления трещин на магнофлоксе. Зачистить все забоины. На трущихся поверхностях цапф зачистить места наклепа и отполировать их. Цапфы могут быть при необходимости расшлифованы.  Проверить  состояние   конусов  крестовины; если имеется наклёп, его необходимо зачистить и конуса прошлифовать с последующей их притиркой.

 

 


 

168

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

При значительном наклёпе на регулирующих кольцах заменить их новыми, подобранными по толщине так, чтобы обеспечить тугую посадку лопасти в корпусе, или прошлифовать их, а уменьшение толщины колец компенсировать прокладками из листовой латуни, подложенными под регулирующие кольца.

 

Лопасть

Исследовать лопасть с целью выявления трещин. Все риски и забоины тщательно зачистить с плавными переходами.

Отполировать лопасти, сняв с них минимум материала.

Зазор между цапфой крестовины и вкладышами втулки лопасти должен быть по диаметру 50 от 0,112 до 0,05 мм и по диаметру 65 от 0,115 до 0,05 мм. При получении зазоров за счет износов или перешлифовки цапф крестовины величиной до 0,5 мм вкладыши должны быть заменены новыми, которые после запрессовки во втулки растачиваются и развёртываются до размеров, обеспечивающих указанные выше зазоры.

Кольца упорного роликового подшипника исследуются с целью выявления возможных трещин. При длительной работе винта на кольцах могут появиться следы от работы роликов. Этот износ обычно не ухудшает работу винта, и только при больших износах может получаться несколько замедленная перестановка лопастей. В этом случае лопасть с изношенными кольцами заменяется новой. Ролики заменяются в случае сильного их износа. Необходимо помнить, что заменять нужно обе половинки сепаратора одновременно, так как при замене одной половины сепаратора в новой половине могут оказаться ролики, несколько отличающиеся по диаметру от роликов старой половины сепаратора. Нижнее кольцо роликоподшипника не должно касаться лопасти в точке А, если же при работе винта соприкосновение в точке А имело место, то необходимо очень тщательно зачистить шкуркой следы работы на лопасти, не касаясь шкуркой остальной части комля лопасти, выполненного по радиусу.

 

Осмотр деталей противовеса

Кронштейн противовеса исследовать на магнофлоксе с целью выявления трещин. Зачистить все забоины. Осмотреть шариковые подшипники. При небольших следах износа эти детали не заменяются, так как износ не препятствует работе винта. Детали подлежат замене только при значительном износе.

Болт цилиндра 020025 должен быть протравлен и осмотрен для выявления трещин. Забоины и места соприкосновения головки болта с регулировочными гайками необходимо зачистить.

 

 


 

169

АВИАЦИОННЫЕ МОТОРЫ М-100, М-100А и М-103  ОПИСАНИЕ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛОАТАЦИИ И УХОДУ ЗА МОТОРАМИ

 

Поршень и цилиндр

Трущиеся поверхности поршня и цилиндра должны быть тщательно зачищены. Поверхность цилиндра зачищается шкуркой,а поверхность поршня, кроме зачистки шкуркой, может быть подвергнута полировке или шлифовке. Проверить зазор между цилиндрической частью болта цилиндра 020025 и отверстием в бронзовой втулке цилиндра; если зазор превышает 0,07 мм, то втулка должна быть заменена новой. При развёртывании отверстия втулки необходимо обеспечить совпадение оси отверстия с осью нарезки под болт. Кожаные манжеты, если они не потеряли своей первоначальной формы и достаточно эластичны, можно не заменять. Манжеты необходимо смочить в машинном масле и содержать так, чтобы они не высыхали.

 

Корпус втулки

Проверить корпус на наличие трещин на магнофлоксе. Зачистить все забоины. Если кадмиевое покрытие корпуса в плохом состоянии, необходимо корпус вновь кадмировать. Все остальные детали осматриваются с целью выявления возможных повреждений и их устранения.

После осмотра, ремонта и замены деталей винт поступает на сборку.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СБОРКА ВИНТА ПОСЛЕ РЕМОНТА
Предварительная сборка

1. Поставить крестовину на штырь и надеть на неё регулировочные и текстолитовые кольца.

2. Собрать лопасти с кронштейнами. Для этого фиксирующие шпильки 020051 вставить в совпавшие полуотверстия кронштейна и втулки лопасти, имеющие соответствующие метки. Шпильки подбирать так, чтобы они входили туго.

3. Поставить лопасти на цапфы крестовины, подложив регулирующие кольца 020010, согласно монтажным номерам на цапфах, на лопастях, и затянуть крестовину на конусах.

4. Проверить лопасти по углам, высотам, лункам, биению и уводам. Если лопасти деформированы при эксплоатации, то они могут быть подвергнуты холодной правке.

5. Снять крестовину со штыря.

6. Поставить заднюю половину корпуса на подставку со штырём.

7. Надеть на крестовину опорное кольцо 02001 и поставить крестовину с лопастями на штырь. Вставить сепараторы роликоподшипника, надеть переднюю половину корпуса и стянуть корпус болтами 020014. При этом регулировочные кольца должны иметь толщину, обеспечивающую тугую посадку лопасти между основанием крестовины и упорным фланцем корпуса.

Если регулировочные кольца при ремонте были прошлифованы, то необходимо под них подложить кольца, вырезанные из листовой латуни.

8. Надеть на поршень 020018 цилиндр 023058 и передний конус, а затем затянуть поршнем-гайкой крестовину на штыре.

 

 


[136—152]     <<<     [153—169]    >>>      [170—182]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/biblioteka_sssr/tekhnicheskie_knigi_sssr/tekhnicheskie_knigi_sssr/908-1-0-4050
Категория: Техническая библиотека СССР | Добавил: soviet-union-ussr (01.04.2025) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 32 | Теги: М-100А и М-103, по эксплоатации за моторами, Авиационные моторы М-100, Описание и руководство, Орлов Геннадий Викторович, БИБЛИОТЕКА СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей