СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Балтийский флот СССР [63]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [63]
Каспийский флот СССР
Надводные корабли СССР [28]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Подводный флот СССР [6]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [74]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [76]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [63]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [63]
Черноморский флот СССР

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Тихоокеанский флот

Тихоокеанский флот СССР (ТОФ СССР, ТФ СССР) — Оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота СССР

 Тихоокеанский флот СССР (ТОФ СССР, ТФ СССР) — Оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота СССР 

 

Страницы     [01]     [01а]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]

 

    
Страна:    СССР
Подчинение:    Министерство обороны СССР
Тип:    Военно-морские силы СССР
Основан:   21 мая 1731 года
Дислокация:    Владивосток (главная база), Фокино, Большой Камень, Вилючинск, Советская Гавань.
Марш:    «Врагу не сдается наш гордый Варяг»
 

Повествование:

Тихоокеанский флот СССР, как составная часть ВМФ и Вооружённых Сил СССР в целом, является средством обеспечения военной безопасности СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

 

 

 

 

Основными задачами Тихоокеанского флота СССР являются:

★ Поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания
★ Защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
★ Обеспечение безопасности судоходства;
 Выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот СССР имеет в своём составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

★ Штаб Тихоокеанского флота СССР располагается во Владивостоке. День флота — 21 мая.
★ Флагман — гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг».

Предыстория:

Начало морских плаваний русских на Тихом океане относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (Охотское) море, получившее своё название из-за проживавших вдоль его побережья ламутов (эвенов).

В октябре 1639 года посланный из Бутальского острога отряд казачьего сотника Ивана Москвитина, поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье, вышел к Охотскому побережью, где зазимовал. Казаки соорудили «плотбище» (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, на которых в следующем 1640 году обследовали побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов.

В 1641 году Иван Москвитин вернулся в Якутск, составив подробный отчет («скаску») о своем плавании.

До конца XVII столетия ещё несколько русских первопроходцев совершили плавания по морям Тихого океана. К числу наиболее известных относятся:

★ Возвращение на мореходном судне-дощанике Охотским морем из устья Амура экспедиции казачьего головы В. Д. Пояркова в 1645—1646 годах;
★ Переход в 1647 году казачьего десятника Семена Шелковникова Охотским морем от устья Ульи к реке Охоте и основание в её устье Косого (Охотского) острога;
★ Поход на парусном судне в 1648 году казака Алексея Филиппова на восток от устья реки Охоты и составление первой лоции северного побережья Охотского моря.
★ Экспедиция промышленника Ф. А. Попова и казака С. И. Дежнева, кочи которых в 1648—1649 годах прошли из устья Колымы до Камчатки (предположительно) и до Анадырского острога, соответственно.
★ Экспедиция казачьего десятника М. Стадухина обследовавшая на судах-шитиках северо-восточное побережье ★ Охотского моря от устья реки Пенжины до Охотска в 1651—1652 годах.
★ Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.

В мае 1716 года корабельный мастер К. Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника К. Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.

В 1720—1721 годах офицеры русского военно-морского флота геодезисты Иван Евреинов и Фёдор Лужин на ладье «Восток» составили первую карту района Камчатки и Курильских островов.

В 1723 году казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью.

В 1727 году в Охотске был построен шитик «Фортуна».

В 1729 году — боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Годом ранее.

В 1728 году, Первая Камчатская экспедиция капитана 1 ранга В. И. Беринга построила в Нижнекамчатске первое на Тихом океане специальное научно-экспедиционное судно — бот «Святой Гавриил».

Эти корабли, пока ещё не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.

Новый этап в создании Тихоокеанского флота Российской империи  положен был 21 мая 1731 года, когда в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке. Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами.

Дополнительный толчок к развитию военного русского флота на Тихом океане получен был в 1733 году, когда по указу императрицы Анны Иоанновны и Правительствующего Сената организована была Великая Северная экспедиция. В рамках её в июне 1740 года в Охотске были спущены на воду два 14-пушечных однотипных пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», имевших длину 23 метра и водоизмещение около 100 тонн каждый. На них капитан-командор Витус Беринг и капитан-лейтенант А. И. Чириков отправились к берегам Американского контитента и Японии. Хотя экспедиции и не удалось решить все поставленные задачи, а сам Беринг в декабре 1741 года умер на острове, названном в его честь, собранные её участниками естественнонаучные и картографические материалы отчасти окупили затраты на её организацию.

В 1776 году в Охотске курским купцом Г. И. Шелиховым был построен двухмачтовый бот «Святой Павел», на котором партия русских промышленников отправилась на Алеутские острова и к берегам малоизвестной «Большой земли», то есть Америки.

В августе 1783 года на средства торговой компании Г. И. Шелихова и его компаньона Голикова в Охотске были спущены три новых корабля. Приняв начальство над большой промысловой флотилией, Шелихов совершил несколько успешных плаваний на Алеутские острова и к берегам Аляски, положив начало русским торговым факториям на американских берегах .

В 1787—1790 годах состоялась первая научно-исследовательская экспедиция капитана Иосифа Биллингса и лейтенанта Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», обследовавшая побережье Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и установившая возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан. Вторая экспедиция И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева на корабле «Слава России» 1790—1791 годов исследовала побережье Берингова моря.

Вплоть до конца XVIII столетия организованное строительство морских судов на Тихом океане русским правительством почти не велось, и практически все вооруженные транспорты сооружались на частные средства. Однако после образования указом императора Павла I от 08 июля 1799 года «состоящей под высочайшим покровительством Российско-Американской компании» появилась потребность в создании регулярных военно-морских сил в этом стратегически важном регионе.

Для формирования постоянно действующей военной флотилии в 1799 году в Охотск были направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина.

Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал занимавший с 1847 по 1861 год пост генерал-губернатора Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Именно с его санкции и при его активной поддержке капитан-лейтенант Геннадий Невельской на транспорте «Байкал» в 1849-1850 годах открыл пролив между о-вом Сахалин и материком, обследовал устье Амура и основал там русскую крепость Николаевск-на-Амуре.

С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили своё первое боевое крещение.

В 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне - Петропавловск-Камчатский). Связано это было с тем, что Охотское море зимой замерзает.

18 августа 1854 года перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов, корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.

Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат "Аврора" (командир - капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) и военный транспорт "Двина". На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.

20 августа 1854 года англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.

27 августа 1854 года союзная эскадра ушла в открытое море, но военные действия в Охотском море также не принесли ей успеха.

В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной её базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток.

Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова.

Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Однако, на практике она реализовывалась очень медленно.

В 1900 году корабли Тихоокеанской флотилии, в частности, мореходные канонерские лодки «Гиляк» и «Кореец», принимали активное участие в подавлении союзными европейскими державами освободительного восстания ихэтуаней в Китае.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-й Тихоокеанской эскадры и Сибирской военной флотилии, базировавшихся в Порт-Артуре, который был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет, где и была учреждена главная база Тихоокеанского флота.

В день разрыва дипломатических отношений с Россией 06 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Практически сразу, в результате внезапной минной атаки, были частично выведены из строя 3 боевых корабля, два из которых — «Ретвизан» и «Цесаревич», — являлись самыми сильными кораблями в эскадре (впрочем, в скором времени отремонтированные).

В неравном бою с японским флотом также потерпел поражение крейсер «Варяг», дальнейший осмотр корабля показал, что ис повреждения уже невозможно. Учтя все это, командир крейсера В. Ф. Руднев принял единственно правильное решение, единодушно одобренное советом офицеров — взорвать корабль. На самом деле корабль был затоплен на рейде Чемульпо.

В 1905 году поднят и после ремонта вошёл в состав японского императорского флота.

Во время русско-японской войны (1904-1905) часть кораблей флотилии была включена в состав 1-й Тихоокеанской и Владивостокской эскадр и принимала участие в сражениях.

Всему миру известен легендарный подвиг экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Они вступили в неравный бой с 14 боевыми японскими кораблями, предпочитая гибель позорному плену. Имена "Варяг" и "Кореец" стали символами мужества и верности флагу, перед которыми преклоняется все человечество. Память о подвиге русских моряков веками будет служить примером воспитания у российских моряков мужества, бесстрашия, верности долгу и Отечеству.

Немало ярких подвигов совершили моряки во время героической обороны Порт-Артура.

Вечной славой покрыли себя экипажи кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры - погибших в Цусимском сражении (14-15 мая 1905 года) броненосцев "Бородино", "Князь Суворов", эскадренного броненосца "Наварин", броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" и других.

Во время Революции 1905—1907 годов моряки-тихоокеанцы активно участвовали в революционном движении, в вооружённых восстаниях во Владивостоке.

К 1914 году в состав Сибирской флотилии входили крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерская лодка «Манчжур», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.

Во время Октябрьской революции 1917 года матросы Сибирской и Амурской военных флотилий боролись за установление Советской власти на Дальнем Востоке и против белогвардейцев и интервентов.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.

В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.

В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.

В 1922 году были созданы Морские силы Дальнего Востока в составе Владивостокского отряда кораблей и Амурской военной флотилии.

В 1923 году во Владивостоке были отремонтированы и введены в строй миноносцы «Бравый», «Твёрдый», «Точный», канонерская лодка «Красный Октябрь», переоборудованная из портового ледокола «Надёжный» и несколько вспомогательных судов.

В 1926 году Морские силы Дальнего Востока были расформированы. Владивостокский отряд кораблей был передан Морской пограничной охране Дальнего Востока, а Амурская военная флотилия стала отдельным объединением.

Вновь Морские силы дальнего Востока были созданы в апреле 1932 года.

04 мая 1932 года командиром бригады был назначен А.В. Васильев, начальником штаба бригады Н.Е. Басистый, военкомом – В.Г. Григорьев. Первыми судами, включенными в состав бригады, стали паровая яхта «Адмирал Завойко», переименованная в сторожевой корабль «Красный вымпел», минные заградители «Ставрополь», «Томск» и «Эривань». Парусно-паровая яхта «Адмирал Завойко» была построена в 1910 г. в Санкт-Петербурге, на Охтинской верфи. Яхта была двухмачтовой и имела водоизмещение 650 тонн, машину мощностью 600 лошадиных сил, позволявшую развивать скорость до 9 узлов. Яхта была оборудована беспроволочным телеграфом, имела на борту моторный катер и три шлюпки.

Для вооружения Морских сил Дальнего Востока из Ленинграда во Владивосток, по железной дороге доставлено 12ПЛ типа «Щ» V серии.
13 ноября 1932 года - Приказом РВС МСДВ №-0026 во Владивостоке сформирована 1-я Бригада ПЛ  МСБМ.

В 1932 году вступил в строй дивизион торпедных катеров и прибыли 8 подводных лодок. Тихоокеанский флот получил 26 малых подводных лодок, создавались морская авиация, береговая оборона.

15 апреля 1934 года - Приказом РВС МСДВ №-0022 сформирована 2-я Бригада ПЛ МСДМ. 

Флаг ВМФ СССР

  11 января 1935 года Морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

29 апреля 1935 года - Приказом командующего ТОФ №-0173 сформирована 3-я БрПЛ ТОФ типа «Щ».

Первым командующим флотом был флагман флота 1-го ранга Михаил Владимирович Викторов. 

 

 

 

19 августа 1936 года - По приказу командующего ТОФ №-0053 началось формирование штаба и политотдела 4-й Бригады ПЛ с дислокацией во Владивостоке (бухта Золотой Рог).

В 1937 г. во Владивостоке было создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова.

В 1938 г. подразделения Тихоокеанского флота получили боевое крещение во время конфликта у озера Хасан. Подводные лодки ТОФа несли службу по охране побережья, а надводный флот обеспечивал транспортирование войск, боеприпасов, продовольственного и вещевого довольствия в район боевых действий. По итогам боев у озера Хасан 74 моряка Тихоокеанского флота были награждены орденами и медалями за проявленную доблесть и мужество.

К 1939 г. в составе Тихоокеанского флота числились: 2 лидера эскадренных миноносцев «Баку» и «Тбилиси», 5 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 противолодочных кораблей, 86 подводных лодок, 145 торпедных катеров. Морская авиация флота насчитывала около 500 самолетов. Подводные лодки Тихоокеанского флота первыми в советском ВМФ начали совершать круглогодичные походы.

19 июля 1939 года нарком ВМФ СССР флагман флота 2 ранга Н.С. Кузнецов отдал приказ о создании на базе бригады соединения Охраны водного района главной базы Тихоокеанского флота (ОВР ТОФ). 28 августа 1939 года, в соответствии с приказом Военного Совета Тихоокеанского флота, соединение Охраны водного района было выделено из состава Владивостокского укрепленного района и сформировало самостоятельное соединение, подчиненное непосредственно Военному Совету ТОФ. Командиром соединения был назначен капитан 3 ранга Владимир Александрович Андреев (1904-1994) – выпускник Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе 1927 года, до назначения командиром соединения Охраны водного района Тихоокеанского флота служивший начальником штаба бригады заграждения и траления Тихоокеанского флота (на ТОФ Владимир Александрович попал спустя пять лет после окончания военно-морского училища – в 1932 году). Владимир Андреев был опытным и талантливым офицером, что впоследствии отметило командование – он дослужился до адмирала, командовал Северной Тихоокеанской флотилией во время Советско-японской войны, затем – Сахалинской флотилией.

В августе 1939 года в составе флота была сформирована Северная Тихоокеанская военная флотилия с главной базой в Советской Гавани.

04 октября 1939 года - В соответствии с постановлением СНК СССР и приказом наркома ВМФ командующий ТОФ для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море издал приказ о формировании в составе ВМФ Северной Тихоокеанской военной флотилии (СТОВФ). Главная база - Советская Гавань, вспомогательные Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре. Задачей флотилии являлась оборона побережья и морских коммуникаций в районах Татарского пролива и Охотского моря.

20 мая 1940 года - Приказом командующего ТОФ №-0212 22-й ДнПЛ 2-й бригады(М-7, М-8, М-9, М-10, М-11, М-12) передислоцирован в залив Владимир и подчинён командиру Владимиро-Ольгинской ВМБ.

12 марта 1941 года - 5-я бригада подводных лодок переформирована в 3-ю бригаду ПЛ СТОФ.

 

 

Страницы     [01]     [01а]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [07]     [08]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Тихоокеанский флот | Добавил: soviet-union-ussr (13.08.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 34 | Теги: Тихоокеанский флот СССР (ТОФ СССР, ТФ СССР) — Оперативно-стратегическо, ссср | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск



ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017-2018 ussr-cccp.moy.su 

    Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
     
    Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей